Методическая разработка по теме: Волейбол
методическая разработка по физкультуре (10 класс)

Капинос Марина Дмитриевна

В материале содержатся рекомендации о наилучшей расстановке игроков во время атаки, их местонахождении во время игры в волейбол. Как правильно ставитьблок, страховать атакующего игрока, и куда вероятнее всего нужно смещаться во время нападения. противоположной команды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Методическая разработка

       По теме: «Волейбол»  Защитные действия игроков

        Подготовила: Капинос М.Д.

        Г. Санкт-Петербург 2022

Содержание…………………………………………………2

Введение…………………………………………………….3

Игра в защите……………………………………………..4-8

Прием нападающих ударов и страховка………………8-11

Заключение………………………………………………..12

Литература………………………………………………...13

                                             

                                                Введение

        Сейчас  невозможно точно определить где и когда в СНГ впервые взвился над сеткой. Волейбол держался на энтузиазме влюбленных в него. Волейболисты сами шили мячи и спортивную форму, плели сетки, строили площадки. Официальную же  прописку волейбол получил в1925 году, когда секция спортивных игр Моссовета физкультуры утвердила первые правила соревнований. С того времени в спортивную практику вошли регулярные соревнования волейболистов

         Волейбол получил распространение по всей стране. В него играли повсюду: на бульварах, площадях, во дворах, в парках культуры и отдыха. И всегда при огромном скоплении зрителей. Может быть зарубежные гости, побывавшие в 30-е годы в Москве, назвали волейбол «русской национальной игрой». На I Всесоюзной спартакиаде, которая состоялась в 1928 году,  волейбол был представлен, правда с неофициальным зачетом. Но это уже была большая победа приверженцев волейбола. При  подготовке к очередной спартакиаде появилась необходимость создания сборных команд по волейболу, а значит, нужно было организовать спортивные секции на местах и вести планомерную учебно-тренировочную работу с волейболистами. Волейбол начал развиваться быстрыми темпами.                  В 1933 году на заседании Сессии ВЦИК СССР вместе с другими спортсменами на сцену вышли показать свое мастерство и волейболисты. Играли Сборные Москвы и Днепропетровска. Через два месяца после этого события в Днепропетровске состоялся I Всесоюзный чемпионат по волейболу. А первый международный матч состоялся в 1935 году с волейболистами Афганистана.

         Победное шествие советского волейбола на международной арене началось в послевоенные годы. В Праге в 1947 году состоялся I Всемирный фестиваль демократической молодежи. В его спортивной программе достойное место заняли состязания волейболистов.

         В том же году на первом конгрессе по волейболу было принято решение о создании Международной федерации волейбола (ФИВБ). В 1948 году в нее была принята Всесоюзная федерация волейбола.

     

                                             

                                           

                                           Игра в защите.

     Блок – наиболее действенное средство нейтрализации нападающих в современном волейболе. Саму технику блокирования освоить вроде бы не так уж трудно. А вот применить блок на практике гораздо сложнее.  

     Блокирование  -  это наиболее сложный элемент техники защиты, требующий от волейболиста мгновенной реакции, умения быстро перемещаться вдоль сетки, обладать высоким прыжком и достаточной силой, чтобы сдержать нападающий удар противника.

     Многие справедливо придают блоку первостепенное значение.  Действительно, блоком волейболист не только преграждает путь мячу на свою площадку,  но и как бы атакует на чужой стороне.

      Блок, выполненный одним игроком, называется индивидуальным, выполненный 2-мя,3-мя игроками – групповым.  Их  называют  также одиночным,  двойным,  тройным.

       Индивидуальное и групповое блокирование по характеру тактических защитных дейтсвий подразделяется на зонное (когда блоком закрываются определенные зоны) и ловящее (когда закрывается направление удара). Первый вид  блокирования предпочтителен для команд, имеющих рослых игроков, способных обеспечить ровный и плотный блок; второй применяют игроки с высокой индивидуальной техникой блокирования – этот блок должен быть плотным и ставится точно против нападающего удара.

       Техника индивидуального блокирования заключается в следующем. Находясь в стойке, готовности перед сеткой – ноги на ширине плеч, несколько согнуты в коленях, руки полусогнуты, локти опущены,  игрок следит за действиями соперников (рис.53,а)

        Как только волейболист определил предполагаемое место атаки, он незамедлительно перемещается туда приставными или обычными шагами (рис. 53 б) и принимает исходное положение – ноги сгибает до положения полуприседа, руки незначительно разгибает  и отводит назад – в стороны для предварительного замаха, взгляд переводит на мяч (рис. 53 в). Активным разгибанием ног, выпрямлением туловища и резким маховым движением рук чуть позже нападающего (при передаче мяча на удар по средней траектории) блокирующий выпрыгивает (рис. 53 г) и, вынося вверх перед грудью согнутые в локтях руки, выпрямляет  их. Пальцы должны быть широко разведены, а кисти слегка напряжены над сеткой. Блокирующий находясь в прыжке, контролирует мяч и одновременно следит за действиями нападающего. В момент постановки блока туловище незначительно сгибают в тазобедренном суставе, ноги выпрямлены (рис.53 д).

       После постановки блока волейболист опускает руки так, чтобы не задеть  сетку ( хотя сейчас это разрешено правилами), и приземляется , продолжая следить за мячом.

       Успех блок приносит только тогда, когда он тщательно подготовлен. Важно не только своевременно определить место, откуда будет нанесен нападающий удар, но и рассчитать момент прыжка. Если блокирующий опоздает с прыжком, то нападающий произведет удар без помех. Если же блокирующий выпрыгнет рано, удар получится поверх опускающегося блока.

       При организации блока следует закрывать основное направление полета мяча.  Если нападающий удар выполняют из зоны 4 по ходу разбега под углом к сетке, то закрывают обычно зону 5, а если из зоны 2, то зону 1. Чтобы преградить путь мячу в основном направлении, блокирующий должен отталкиваться на пути разбега нападающего, выполняющего удар. Иными словами, если бы нападающий продолжал двигаться в том же направлении, то он на своем пути встретил бы блокирующего. При нападающем ударе из зоны 4 блокирующий находится немного слева от мяча и руки выносит слегка влево; при ударе из зоны 2 он, находясь справа от мяча, располагает руки правее.

     При блокировании нападающего удара у края сетки блокирующий  должен  незначительно развернуть ладонь ближней к  краю сетки руки влево в зоне 2 или вправо в зоне 4.Это делается для того, чтобы мяч, коснувшись рук, не отлетел за пределы площадки.

      Если мяч после блока падает рядом с блокирующим, то он должен тут же подбить его вверх. Это  называется самостраховкой. Нередко начинающие игроки  в момент постановки блока закрывают глаза и таким образом теряют мяч из поля зрения. Для устранения этого недостатка следует начинать разучивать  прием с блокирования мячей, перебрасываемых партнером с противоположной стороны через сетку в заранее обусловленном направлении, а  в  последующем блокировать мячи, посылаемые в определенном направлении слабыми и сильными ударами.

      При организации группового блокирования нужно добиться согласованности действий игроков (рис.54 а). Часто возникает вопрос: кто из игроков кто из игроков при групповом блокировании является основным? Это зависит от места, откуда выполняется нападающий удар. Например, при ударе нападающего соперника из зоны 4, ближе к центру сетки, основным на блоке должен быть игрок зоны 3, а вспомогательным – его партнер из зоны 2. При ударе из той же зоны 4, но  с края сетки  основным блокирующим становится уже игрок зоны 2, а функции вспомогательного ложатся на партнера из зоны 3. Другими словами, каждый в своей зоне становится основным блокирующим.

        В игре против сильных нападающих применяют тройной блок (рис. 54 б). Организовать его очень сложно, и не всегда он приносит успех, так как ослабляет защиту на задней линии, где остаются только три волейболиста, в задачу которых входит еще и подстраховка блокирующих. Поэтому тройной блок является оборонительным оружием в тех случаях, когда бомбардиры соперника полагаются в основном на пробивную силу удара и  в атаке ничего кроме сетки да мяча не видят. Но если нападающий соперника хорошо видит площадку и умеет разнообразить удары, то более полезным будет блок с участием двух игроков.

      Блокирование имеет как бы две стороны: техническую и тактическую. Часто бывает так: вы высоко выпрыгнули, вместе с партнером (при групповом блоке) хорошо закрыли руками место, куда может ударить нападающий соперника, а мяч все же проходит, не коснувшись ваших рук.

Значит, вы проиграли тактически – неправильно определили направление нападающего удара. Если же мяч прошел выше ваших рук, значит, вы выпрыгнули невысоко, раньше или позже.

Ныне волейбол стал острокомбинационным, т.е. соперник разыгрывает мяч так, что нападающий удар может быть выполнен из любой точки по всей ширине сетки. Поэтому организовать групповой блок против нападающего очень сложно. Значит, большую пользу может принести одиночное блокирование. Все это подсказывает необходимость подготовки игроков, умеющих тактически грамотно действовать на блоке в одиночку.

      Так вот какие напрашиваются выводы:

  • Надо учиться с первых шагов  в волейболе разгадывать действия нападающего соперника, предвидеть,  куда может ударить и в какой момент;
  • Стараться освоить технику и тактику блокирования, уделять им внимание не меньше, чем игре в нападении;
  • Особое внимание уделять развитию подвижности, если собираетесь выступать в роли центрального блокирующего. Ведь, играя в зоне 3, придется успевать ставить блок в своей зоне и помогать партнерам, стоящим слева и справа

Ученые подсчитали, что при постановке блокирования  больше всего применяют двойной        блок, реже – одиночный и тройной.

        Прежде  чем овладеть блоком, игрок должен, основываясь на действиях нападающего, четко представлять , когда и как он должен действовать сам.

        Поскольку мяч при нападающем ударе летит не ниже верхнего края сетки и на небеспредельной высоте от него, блокирующий дожжен быть на месте,  чтобы поставить блок к тому времени, когда мяч опустится в удобное положение для выполнения нападающего удара.  Поэтому и блокирующий и нападающий прежде всего рассчитывают свой прыжок в соответствии с тем,  где находится мяч. Выбор момента прыжка сугубо индивидуален. Ведь блокирующий и нападающий могут быть различного роста и обладать прыжком различной высоты и быстроты. Поэтому блокирующий определяет момент своего прыжка по положению мяча и возможности удара по нему нападающим. В большинстве своем блокирующие прыгают одновременно  с нападающими. Что касается ударов с далеких передач, то чаще всего  временем полета мяча от удара до блока – а это сотые доли секунды – можно пренебречь. Стало быть, надо учитывать не столько время прыжка, сколько высоту постановки блока.

        Олимпийский чемпион  Бугаенков И. установил, что значительная доля всех очков разыгрывается над сеткой. Из этого следует, что без хорошей организации блокирования ни одна команда не может рассчитывать на успех в соревнованиях. По его данным, наиболее эффективно блокирование нападающих ударов со средних передач, в то время как при ударах с высоких и скоростных передач эффективность их намного ниже.

        Из всех ошибок,  допускаемых  блокирующими львиная доля приходится на промахи тактического характера. Это  значит, что для повышения эффективности блокирования необходимо работать над индивидуальной тактической подготовкой.

        Для того, чтобы оценить, насколько вы освоили блокирование, используйте следующие контрольные нормативы:

  • При одиночном блокировании игрок располагается в зоне 3, и в момент  передачи мяча на противоположной стороне сетки для нападающего в зону 4 или 2 блокирующий выходит в то место, где будет ставить блок. Направление удара и высота передачи ему заведомо известны. На втором году занятий учащийся  должен из  5-ти  попыток 3 раза преградить путь мячу, который послан нападающим на вашу сторону. На третий год занятий нужно 4 раза заблокировать мяч, а на четвертый  - 5раз.
  • При групповом блокировании нападающего удара из зоны 2 – в зоны 4 и 3, и определив предполагаемое место удара, перемещаются вдоль сетки и организуют блок.

          Прием нападающих ударов и страховка

        Что же эффективнее для команды: сокрушительный нападающий удар или спасенный защитником почти безнадежный мяч? На поставленный вопрос может быть только один ответ: эффективнее играет та команда, которая в равной степени уделяет внимание нападению и защите.

      Игра в защите на задней линии – одна из наиболее сложных, потому, что ее эффективность зависит не только от индивидуального мастерства защитника, но и от его умения взаимодействовать с партнерами по обороне – с блокирующими игроками задней линии.  В современном волейболе очень возросла мощь нападающих ударов, поэтому в защите играть стало сложно.  Иногда бывает так: партнеры запоздали построить заслон над сеткой, а  защитник хоть и угадал направление удара соперника и вовремя вышел в опасную зону,  но спасти положение не сумел – мяч уже врезался в площадку. Почему? Да потому,  что у обороняющейся команды не оказалось согласованности в действиях игроков. Отсюда вывод: игра в защите  - задача всех игроков команды.

       Основу защитных действий волейболистов помимо блокирования составляет прием нападающих ударов, куда входит прием мячей при страховке.  Поскольку мяч после выполнения нападающего удара летит с большой скоростью, техника его приема и передачи несколько отличается, например, от техники приема подачи. При игре в защите игрок больше сгибает ноги в коленях – ниже опускает центр тяжести тела; руки в момент соприкосновения с мячом больше амортизируют и тем самым смягчают прием.

       Осваивать игру в защите рекомендуется начинать с освоения техники приема и передачи мячей, летящих с небольшой скоростью. При этом мяч целесообразно принимать не только снизу, но и сверху.

       Мастерство защитника заключается в том, что он, предугадав возможное направление удара, своевременно занимает исходную позицию, подготовившись к приему мяча. Но вся сложность с том, что нападающие стараются перехитрить защиту соперника: они разнообразят способы ударов, меняют их направление и силу. Поэтому защитнику часто приходится доставать мяч в падении.

       Как выполняют прием и передачу мяча 2-мя руками сверху с падением-перекатом на спину. Но если мяч летит с большой скоростью, то его лучше принимать 2-мя руками снизу. Делают это следующим образом: волейболист находится в низком исходном положении, приставным или обычным шагом перемещается к предполагаемому месту падения мяча, делает выпад в сторону летящего мяча и одновременно опускает таз к бедру опорной ноги. Далее смещает туловище за опору, подбивает мяч и приземляется на бедро-таз с последующим перекатом на спину.

       Бывают случаи, особенно при игре в страховке, когда волейболист вынужден в броске за мячом подбить его одной рукой снизу  и тут же перейти в падение-перекат на спину. Более дальний бросок за мячом волейболисты совершают с последующим падением-перекатом на грудь-живот. Техника выполнения этого приема сложна и требует от игрока мгновенной реакции, силы, ловкости. А делается это так. После перемещения из низкого исходного положения игрок переносит тяжесть тела на выставленную вперед ногу, руки для замаха отводит назад. Выставленную вперед ногу разгибает, тяжесть тела переносит вперед, подальше за опору, руки выставляет вперед и подбивает мяч. После того как мяч подбит, волейболист опускает руки вниз для упора, прогибается и,  согнув руки, приземляется на грудь и перекатывается на живот. В момент приземления следует прогнуться, чтобы не удариться ногами об пол. Во избежание травм поначалу нужно разучивать этот прием с падения на маты.

        Можно хорошо овладеть техникой ,т.е. различными способами приема нападающих ударов, но вместе с тем слабо разбираться в тактике – и защита будет непродуктивной. Основной задачей защитника является своевременное разгадывание действий нападающего. Кроме того защитник должен действовать в зависимости от сложившейся ситуации. Если, например, мяч после передачи находится далеко от сетки, то сильный  удар может быть выполнен только по дальней половине площадки, значит, защитнику нет смысла двигаться вперед. Чтобы лучше принять нападающий удар, нужно заранее знать, какой блок будут ставить твои партнеры – зонный или ловящий и кто будет страховать.

        Функции между защитниками обычно распределяются в зависимости от избранной системы игры. А их две: система игры в защите при страховке игроком передней линии и система игры в защите при страховке игроком задней линии.

        Страховка, т.е. прием мячей после обманных ударов и мячей, отскочивших от рук блокирующих, является существенным элементом защиты. Здесь нет строгих правил. Все диктуется обстановкой и возможностями игроков.

         Разберем примерный вариант игры в защите при страховке игроком передней линии. На схеме показано, что блок ставят игроки зон 3 и 2, а страхует игрок зоны 4, который не участвует в блоке. Защитник зоны 5 выдвигается вперед вдоль боковой линии примерно до середины площадки и готов подстраховать зону 4 и середину площадки. Игрок зоны 6, оставаясь на задней линии, чуть-чуть смещается влево. Игрок зоны 1 занимает обычную позицию защитника.

        Если нападающий удар соперник будет выполнять из зоны 2, то страховать будет свободный от блока игрок зоны 2. Остальные игроки займут позицию, наиболее удобную для игры в защите.

        Этот вариант страховки считают наиболее удачным, так как выход для страховки игрока задней линии ослабляет ее. Лучше, когда на задней линии находятся три игрока, готовых принять нападающий удар. К тому же свободный от блокирования игрок в силу своего положения лучше видит площадку и быстрее может разгадать обманный маневр атакующего.

        При системе игры в защите, когда страховка осуществляется игроком задней линии, например зоны 6 , и он подтянут к сетке, нападающие удары готовятся принять игроки зон 1, 5 и 4.

        Если страховку осуществляют крайние защитники, т.е. игроки зон 4 и 1, как показано на рисунке, то вся схема расположения  игроков смещается как бы по дуге вправо. Защитник зоны 1 выдвигается вперед к линии нападения (метров 5 от сетки). Его задача – прием нападающего удара, а в случае необходимости – подстраховка за блоком. Игрок зоны 6 , оставаясь на задней линии, смещается вправо – он принимает удары и в своей зоне и зоне 1. Защитник зоны 5 смещается немного вперед-вправо. Не участвующий в блоке игрок зоны 4 готовится принять косые нападающие удары, а также страховать обманные удары в своей зоне и в середине площадки метрах в 4-х от сетки.

        Если при этом варианте соперник  нападает из зоны 2, то блок ставят игроки зон 4 и3. В том случае, когда соперник нападает из зоны3, блок ему ставит игрок зоны 3 обороняющейся команды. Подстраховку осуществляет игрок зоны 6. Он становится сзади блокирующего на линии нападения и готов страховать мячи, падающие в 2-3 м от блокирующего.

        Следует помнить, что страховать нужно не  только блокирующих игроков, но и нападающих. Во время соревнований нередко можно видеть такую ситуацию: нападающий бьет, соперник удачно блокирует, и мяч падает на площадку атакующей команды, а партнеры его даже не пытаются спасти мяч. В сыгранных командах нападающего страхуют все партнеры, тогда и он чувствует себя увереннее.

                

       Особую ценность для игроков обороны приобретают данные исследований кандидата педагогических наук мастера спорта СССР А.В. Ивойлова. Он с помощью кинокамеры произвел синхронную съемку. На киноленте одновременно запечатлялись  действия нападающего и защитника.  На рис.65, выполненном А.В.Ивойловым  на основании данных киносъемки, показаны возможные углы рассеивания по вертикали и горизонтали при выполнении нападающего удара из одной и той же точки на расстоянии метра от сетки. При игре в защите волейболистам целесообразно выходить вперед  для сокращения сектора поражаемости площадки. Им нужно учитывать то обстоятельство, что игроки высокорослые и обладающие высоким прыжком, могут производить удары как в ближние, так и в дальние зоны площадки, тогда как игроки низкого роста и не обладающие высоким прыжком, как правило, производят удары по задней линии.

                                               

                                               Заключение

         Итак, замечено, что 10-12 мячей за партию, наткнувшись на ладони блокирующих, отскакивают обратно, а шесть-восемь из них вообще проигрываются. В матче из 5-ти партий из-за этого теряется 15-20 очков. Таковы данные статистики. Они свидетельствуют о заметном усилении блокирования. Значит, подстраховка нападающего приобретает первостепенное значение.

          Умение играть в защите можно проверить, выполнив два норматива:

  1. Это выбор способа приема мяча (сверху, снизу, с падением) по заданию от удара. Игрок, принимающий мяч, стоит в круге (диаметр 2 м), начерченном в зоне 6. Нападающий, стоя с противоположной стороны сетки на подставке в зоне 4 или 2, подбрасывает себе мяч вверх и ударяет одной рукой по нему, посылая через сетку.
  2. Это командные действия. Прием мяча от нападающего удара или выход на страховку и прием при построении, когда нападающего страхует игрок задней и передней линий. Нападающая команда чередует действия в нападении: удары из различных зон и в различных направлениях, обманные удары (перебрасывания мяча через блок). Дается 10 попыток в 2-х расстановках (после 5-ти попыток игроки передней и задней линий меняются местами).

Опытные защитники стараются принимать мячи, летящие с большой скоростью, в безопасном положении. Это позволяет им амортизировать сильно пробитый мяч. Происходит как бы смягчение силы удара, и мяч соприкосновения с руками защитника далеко не отскакивает. Многим волейболистам не хватает умения быстро переключаться с одних действий на другие. Например, игрок настроившись на сильный удар, теряется, если соперник использует обманный удар. Сложно принять мяч, внезапно отскочивший от блока. Чтобы быть готовым к приему таких мячей, тренеры советуют занимать низкую стойку и, переступая  с ноги на ногу, перемещаться к месту предполагаемой встречи с мячом.

         

           

 Литература:

  1. А.Г.Фурманов,  Д.М.Болдырев «Волейбол» Москва «Физкультура и спорт» 1983г.
  2. Календарь «Спорт» 1986 г. Москва . Издательство политической литературы.
  3. Календарь «спорт» 1979 г. Москва . Издательство политической литературы.
  4. Журнал «Физкультура и спорт» 1987 г. Июль № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка « Тесты по волейболу, для оценки знаний учащихся».

В моем подходе к оценке знаний учащихся использую форму опроса, где необходимо из двух-трех приведенных ответов выбрать один – правильный....

Методическая разработка для уроков волейбола. Методика совершенствования передачи мяча двумя руками сверху.

Методическая разработка для уроков волейбола.Методика совершенствования передачи мяча двумя руками сверху.  Прием мяча способом сверху был и остается важнейшим в оборонительном арсенале воле...

Методическая разработка урока по волейболу для учащихся 9 классов

Урок нацелен на достижение осознанного выполнения имитационных и технических действий, коммуникативного взаимодействия игроков передней и задней линии....

Методическая разработка по теме «Обучение технике приема и передачи мяча снизу двумя руками в волейболе»

Проработав  учителем физкультуры, подробно рассматривая трудности и  ошибки, которые возникают у школьников при изучении волейбола, я  рекомендую  упражнения, с помощью которых мож...

Методическая разработка по теме «Нижняя прямая подача» Раздел учебной программы: «Спортивные игры. Волейбол»

Задачи:1. Совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками.2. Обучение технике нижней прямой подачи.3. Развитие двигательных качеств: координации, ловкости, скоростно-силовых, гибко...