Физические упражнения и игровые формы на занятиях физической культурой и во внеурочное время в старших классах
статья по физкультуре

Москвичев Федор Николаевич

В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ в полной мере, к сожалению, не реализуется, а кое-где его даже вообще нет. Упражнения, выполняемые в игровой форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teme_samoobrazovaniya.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Москвичев Ф.Н.,

учитель физической культуры,

МОУ «СОШ №1 г. Йошкар-Олы»

Физические упражнения и игровые формы на занятиях физической культурой и во внеурочное время в старших классах

В настоящее время урок физической культуры, как целостный учебно-воспитательный процесс, в ряде некоторых школ в полной мере, к сожалению, не реализуется, а кое-где его даже вообще нет. Причины этому могут быть различные: от малого объема знаний учителя, халатного отношения к своему предмету до отсутствия специалиста вообще и д. р. Вопрос о плодотворном проведении урока физической культуры в каждой школе звучит злободневно. От качества урока зависит очень многое, вплоть до состояния здоровья занимающихся. И поэтому существует необходимость в тщательной и добросовестной подготовке к нему, а особенно к его организации и проведению. Урок физической культуры возлагает большую ответственность на учителя, как очень специфичный вид деятельности педагога, и требует особого внимания к себе.

Следует обратить внимание на эффективность применения игрового метода в физическом воспитании, данный метод многогранен, он обеспечивает высокий уровень двигательной активности за счет подключения эмоциональной составляющей и желания победить. Достоинством данного метода является, что он успешно может применяться в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физической культуре позволяет получить хорошие результаты в физическом развитии и физической подготовке в относительно небольшом промежутке времени.

Что такое игровой метод в физической культуре?

Это метод использования физических упражнений в игровой форме. Соблюдение условий и правил игры содействует воспитанию нравственных качеств: чувства взаимопомощи и сотрудничества, коллективизма, самостоятельности, инициативности, сознательной дисциплинированности, и других ценных личностных качеств.

Упражнения, выполняемые в игровой форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач.

         «Часы игр» в нашей школе проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры проводятся на открытом воздухе; лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении, где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями.

В старших классах используются командные игры, близкие по своему содержанию к спортивным. К ним относятся «Мяч в кругах», «Не давай мяч водящему», «Перестрелка», «Мяч капитану», «Охотники и утки» и т.д..

Спортивные соревнования

Самая интересная и увлекательная форма внеурочной работы по физическому воспитанию в нашей школе – это спортивные соревнования. Благодаря спортивным соревнованиям можно привлечь учащихся систематически заниматься физическими упражнениями, как в коллективе физкультуры, так и дома. Спортивные соревнования направлены на повышение физической подготовленности учащихся, а также помогают сплотить коллектив.

В программу соревнований включаются подвижные игры из школьной учебной программы и игры, которые были хорошо разучены на внеклассных занятиях. Соревнования по подвижным играм могут проводиться среди всех учащихся.

Соревнования по подвижным играм при наличии соответствующих условий можно проводить в любое время года. Спортивные соревнования в школе могут проводиться в классе между командами, а в школе между классами.

Спортивные секции.

Для учащихся, которые хотят заниматься определенным видом спорта -

созданы спортивные секции «Баскетбол для юношей», «Регби».

Основные задачи секций:

1) приобщение учащихся к систематическим занятиям спортом;

2) содействие спортивному совершенствованию учащихся в избранном виде спорта;

3) подготовка учащихся к участию во внешкольных соревнованиях;

4) содействие приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований.

В состав секции входят учащиеся основной медицинской группы, которые имеют допуск медицинского работника к занятиям. Распределение учащихся в секциях происходит с учѐтом их возраста по группам: 12-13 лет, 14-15 лет, а также с учетом пола и уровнем спортивной подготовки.

Дни здоровья

Дни здоровья проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся 1-11-х классов. В программу соревнований входят спортивные и подвижные игры, «Веселые старты» и эстафеты. Выбирается лучший спортивный класс и лучший спортсмен школы.

Спортивные праздники.

Спортивные праздники посвящаются тематическим датам. По традиции в нашей школе принято проводить следующие мероприятия: «Футбольный матч», Праздник мяча», «Малые Олимпийские игры, путешествие в страну «Регби».

        В современном обществе важно, чтобы дети не только были вовлечены в учебный процесс, но и имели физическую подготовку. Ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка, как на уроке, так и после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить урочную и внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Игры помогают мотивировать ребят к достижению результата.

Список литературы:

  1. Беляев, А. Н., Щербак, А. П. Вопросы выстраивания системы организации школьных физкультурных и спортивных мероприятий на региональном уровне / А. Н. Беляев, А. П. Щербак. — Текст: непосредственный // Физкультура. Спорт. Здоровье: материалы конференции «Чтения Ушинского» факультета физической культуры ЯГПУ. — Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2019. — С. 47-56.
  2. Филимонова, А. В., Смирнова, Л. Е. Опыт работы школ Ярославской области по реализации Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» / А. В. Филимонова, Л. Е. Смирнова. — Текст: непосредственный // Физкультура. Спорт. Здоровье : материалы конференции «Чтения Ушинского» / под науч. ред. И. А. Осетрова. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. — С. 51-57.
  3. Щербак, А. П. Реализация «Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Ярославской области: методические рекомендации / А. П. Щербак. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — 80 с. — Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы снятия физического и психологического переутомления у детей на уроках математики и во внеурочное время

Работа содержит рекомендации по снятию  физического и психологического переутомления у детей на уроках математики  и презентацию к выступлению...

Обобщение опыта по физической культуре по теме: "использование игровых технологий на занятиях физической культуры"

Тема моего опыта «Использование игровых технологий на уроках для обеспечения физического совершенствования школьников» является результатом многолетней работы учителем физической культуры. Я счит...

Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича

Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...

Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями»

Данная работа рассматривает вопросы личной и общественной гигиены влияющего на здоровье человека....

Технологическая карта урока "Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями."

Задача: Закрепить умения учащихся осуществлять самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Урок был проведен в 11 классе. Дети максимально самостоятельно работали на уроке....

Развитие быстроты у старшеклассников в системе урочных и внеурочных форм занятий физическими упражнениями

Одна из задач физического воспитания на уроках физической культуры в общеобразовательной школе - развитие двигательных качеств учащихся. Теме развития физических качеств школьников посвящены многочисл...