Работа учителя физической культуры с обучающимися с РАС
материал по физкультуре

Лысых Виктор Анатольевич

Выступлание на методической конференции, опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности учителя физической культуры с детьми с расстройством аутического спектра по физкультурно-оздоровительной работе

Выступление на педагогической конференции

Лысых В.А.

Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с расстройством аутистического спектра, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным "агентом социализации" личности.

Главная моя задача как инструктора по физической культуре — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность.

В связи с этим, я использую в работе с детьми РАС как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Организация занятий физической культурой возможна только с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка и уровня физического развития.

Для развития двигательной сферы детей с РАС важен осознанный характер моторного обучения. Ребенку с РАС сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.

Поэтому основными целями обучения детей с РАС на занятиях физической культуры ставлю:

- развитие имитационных способностей (умения подражать);

- стимулирование к выполнению инструкций;

- формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);

- воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

Для развития двигательной рефлективности детей с РАС работаю над:

- умением детей осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые

движения, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия, и т. п.

Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.

Кроме того, в ходе занятий физической культурой веду работу по формированию Я- концепции у детей с РАС.

Для этого выполняемые движения и действия проговариваем с ребенком от 1-го лица (например, "Я ползу", "Я марширую", "Я бегу"). Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я».

Построение обучения детей с РАС восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начинаем с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходим к движениям туловищем и ногами.

При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир.

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, я стараюсь на индивидуальных занятиях вместе с ребенком:

  • медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
  • описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
  • проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
  • начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;
  • растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
  • одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
  • сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
  • помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность.

В работе с детьми активно использую спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.

Обучение детей с РАС выполнению движений во внешнем пространстве начинаю с упражнений на перемещение, а затем переходим к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий.

Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле:

  • начинаю обучение с коротких перемещений по прямой;
  • постепенно переходим к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.;
  • облегчаю выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии "старт" и "финиш", а также "зону отдыха";
  • формулирую задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например, "Проползи рядом со мной", "Пробеги по линии";
  • показываю и называю незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
  • сопровождаю выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
  • работаю над формированием у ребенка указательного жеста и указательного взгляда;
  • стараюсь не переутомлять ребенка, чередую выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
  • дозирую нагрузку;
  • двигаюсь вместе с ребенком, рядом с ним;
  • поощряю даже малейшие успехи.

Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, перехожу к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.

- упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле;

- упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.

В процессе обучения детей с РАС всегда стараюсь соблюдать определенные правила:

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5.Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

7.Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию.

8. Избегать переутомления ребенка.

Так же Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– карты развития ребенка;

– различные шкалы индивидуального развития.

Система педагогической диагностики результатов освоения воспитанниками Программы (оценочные материалы) соответствует технологии Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. (Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.- М.: Просвещение. – 2011)

Следствием педагогической диагностики является наличие разработанных мероприятий для более результативного развития каждого диагностируемого ребенка.

Одной из конечных целей программы физического воспитания детей с РАС является обучение ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых.

Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является одним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра.

Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.

Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. При проведении я выдерживаю последовательность структурированного однообразного порядка, а в процессе обучения включаю разные виды упражнений, так как дети с РАС способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.

Ребенок активно растет и развивается, активный образ жизни для него являются жизненно необходимым. Поэтому основной задачей является оздоровление и создание условий для максимально полного удовлетворения физиологических потребностей организма ребенка в движении.

В нашей школе-интернате очень много детей с РАС.

Аутизм – заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития.

Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с РАС, является не только средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и помощником в социализации личности.

Таким образом, занятиями можно улучшить психическое и физическое состояние здоровья, а главное приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

Изучая, специальную литературу и практическое наблюдение за воспитанниками с РАС помогло мне подобрать различные формы работы по физической культуре.

Прививание детям с РАС необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий.

Регулярное выполнение физических упражнений помогает снять стресс, укрепить физическое развитие детей с ранним аутизмом.

Вашему вниманию предлагаю ряд мероприятий для детей с расстройством аутического спектра, проводимых на моих занятиях физической культуры.

Физкультурные мероприятия для детей с ТМНР и РАС

1. Су –Джок.

Одной из нетрадиционных технологий является Су – Джок терапия ( «Су» - кисть, «Джок» - стопа).

В коррекционно – логопедической работе приемы Су – Джок терапии я активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Таким образом Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально – волевой сферы ребенка.

Массаж Су –Джок шарами / дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ Если ребенок не может делать сам, помогает либо воспитатель, либо тьютер, либо логопед –дефектолог, либо сам учитель по физической культуре.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Фитбол гимнастика.

Упражнения на больших гимнастических мячах для детей с РАС я использую в индивидуальной работе по физической культуре и для проведения общеразвивающих упражнений.

Иногда дети с РАС сами берут мяч поскакать на нем, что бы снять с себя напряжение.

Фитбол – это мяч большого размера. В переводе с английского языка слово фитбол значит – fit (оздоровление), ball (мяч).

Суть метода: Фитбол – гимнастика предоставляет собой уникальное сочетание ритмичных движений на фитбол с музыкой, речевыми, пальчиковыми, подвижными играми и оздоровительными упражнениями. Развивает ритмическое чувство, координацию, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъем, радость и удовольствие.

Оздоровительное влияние фитбол –гимнастики на организм ребенка достигается в первую очередь за счет механической вибрации и амортизационной функции мяча, что приводит к улучшению обмена веществ, кровообращения позвоночника, суставов и внутренних органов.

Занятия фитбол-гимнастикой способствует профилактике и коррекции различных заболевания опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей (силы, ловкости, гибкости, координации).

3. Мячи с массажными элементами.

Использование мячей с массажными элементами оптимизирует рост и развитие опорно-двигательного аппарата, помогает в формировании правильной осанки, в профилактике плоскостопия, развивает мышечную силу, гибкость и координационные способности.

Занятия с массажными мячиками вызывают у детей восторг, радость, оживление, чувство уверенности, желание играть, позволяют развивать ручную умелость и мелкую моторику.

«Месим тесто»

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.

Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.

Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.

Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями. 

4. Основные Виды Движения.

Приходя в физкультурный зал, детям нравится ползать по гимнастической стенке, по гимнастическим матам, ползать под дуги, пролезать по тоннелю, ходить по гимнастической скамейке.

Ползание – первичный для детей способ перемещения в пространстве, к которому они прибегают естественно.

Обучение ползанию – это корректировка первичных движений с целью научить детей более рациональными способами использовать их в зависимости от ситуации.

При ползании в положении стоя на четвереньках, дети должны опираться на всю ладонь, пальцы – широко расставлены и направлены вперед.

В таком положении нагрузка распределяется равномерно на все части ладошки, которая как известно, еще продолжает формироваться. Для подлезания под препятствия используется опора на предплечья. Применяется эта техника так же в комбинированных двигательных заданиях, когда надо сменить способ действия, например ползание на четвереньках с подлезанием под дуги.

Пример моей работы.

Я делаю некую полосу препятствий, детям очень нравится.

Сначала раскладываю ортопедические коврики, ставлю дуги, после дуг гимнастическая скамейка или другое вариантов много. Предлагаю детям, проползти по ортопедическим коврикам, проползти под дугой, встать на гимнастическую скамью и пройти по ней, выполнить с нее прыжок.

5. Игра с мыльными пузырями.

Развивают эмоциональное общение ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Мыльные пузыри – это забава, от которой каждый ребенок приходит в настоящий восторг. Они переливаются на солнце и играют всеми цветами радуги, поднимаются ввысь и опускаются вниз и там лопаются.

Иры с мыльными пузырями развивают артикуляционный аппарат, вентилирует легкие, развивает воображение, световосприятие.

6. Ортопедические коврики (дорожки)

Использование массажных ковриков при работе с детьми ОВЗ и РАС на физкультурном занятии.

Инструктор по физической культуре включает коррекционно- логопедическую работу, для развития мелкой моторики пальцев рук и стопы, а так же с целью общего укрепления организма.

Предложу некоторые варианты направленные на активизацию поверхности стопы. Так как массаж поверхности стопы оказывает наибольший терапевтический эффект, и еще активней стимулирует речевые области коры головного мозга, нежели при воздействии на кисть.

Для данного вида работы нам понадобятся массажные коврики с неровными поверхностями.

Все упражнения дети выполняют стоя на массажных ковриках без обуви.

1. Различные шаги (топание всей стопой; топание на носочках, топание на пятках; топание на внешней поверхности стопы « как мишка»; движение «вытираем ножки»; легкие подпрыгивания; приседания; стоя на одной и другой ноге поочередно;)

2. Чередование движений ( правая нога на пятке, левая на носке; правая нога как «мишка» левая на пятке; левая нога как «мишка» правая на носке;)

3. Задания, направленные на совершенствование навыков пространственной ориентации, развития памяти, внимания:

- 2 раза поднимись на носочки, 1 раз подпрыгни

- 1 раз встань на пятки, 1 раз присядь

- 2 раза покружись в лево, 1 раз в право

- потопай 6 раз похлопай 4 раза

-поднимись на носочки, потом встань на пятки дотронься правой рукой носа.

Так же стоя на коврике можно добавить игры с жестами и движениями.

7. Балансировочная доска.

Балансировочная доска используется как мозжечковая стимуляция, которая улучшает:

- уровень концентрации внимания;

- все виды памяти;

- развитие речи;

- анализ и синтез информации;

- работу эмоционально-волевой сферы;

Результат занятий на балансировочной доске Беламетрикс:

1.Улучшается моторно- зрительная координация;

2. Двигательные и интеллектуальные способности ребенка синхронизируются;

3. Улучшается концентрация внимания;

4. Развитие пространственного воображения;

5. Повышения уровня интеллекта;

Принцип методики:

Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминают особую лечебную физкультуру. Включает в себя упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно- моторной координации.

Во время занятия ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Задания постепенно становятся сложнее.

В структуру занятия можно включать следующие атрибуты как: мешочки с песком; мячи с различными поверхностями и размера; массажные мячи; су - джок; и т.д.

Самые простейшие упражнения, например:

Ребенок стоит на балансировочной доске, упражнения с мешочками, они разных размеров и весов, цветные. Ведущий кидает ребенку, а он принимает их сначала двумя руками, потом усложняем нужно, поймать одной рукой, затем двумя, поочередно.

8. Нейроскакалка

Нейроскакалка - отличный кардиотренажёр, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию, внимательность.

Нейроскакалка, что это? В отличие от простой скакалки, ее не нужно держать руками, она надевается на одну ногу. Сначала пластиковый обруч застегивается вокруг щиколотки, затем, чтобы скакалка вращалась, ее нужно оттолкнуть рукой или свободной ногой, а потом начать прыгать, перескакивая второй ногой через крутящуюся палку с роликом. Одна нога должна вращать скакалку, а вторая – перепрыгивать через нее.

Это нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции способность к быстрому переключению внимания и создаёт новые нейронные связи в головном мозге.

Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.

Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов. А если включить музыку и скакать в ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки считать 1-2,3-4, либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяца, дни недели, будем развивать также левое полушарие).

9. Мягкий модуль

Мягкие модули помогают разнообразить и совершенствовать работу по физическому воспитанию детей и организации двигательной активности. Соразмерность модулей позволяет выстроить из них единый физкультурно-игровой комплекс, который может трансформироваться в зависимости от задач занятия.

Мягкие модули используются не только на физкультурных занятиях, но и в комплексах общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике, в подвижных играх, аттракционах и эстафетах.

В ходе проведения игровых упражнений («По мостику», «Через ручей», «Попади в цель») дети также преодолевают препятствия, сооруженные из модульных конструкций. В этом случае каждый ребенок действует по отдельному указанию взрослого, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его двигательных возможностей.

Использование мягких модулей в физическом развитии детей способствует формированию у них самостоятельности, фантазии, творчества, самоконтроля. Старшие дошкольники способны самостоятельно соорудить из модульных конструкций полосу препятствий и пройти ее.


Положительным результатом проделанной работы является повышение двигательной активности детей. Увеличилась моторная плотность физкультурных занятий — от 80 % и больше. Наши воспитанники владеют базовыми элементами техники всех основных видов движения. У них развиты физические качества и двигательные способности: быстрота реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей. Таким образом, использование мягких модульных конструкций в физическом развитии детей помогает сделать наших воспитанников здоровыми, самостоятельными, уравновешенными!

10. Разноцветные бусины

От стенки до стенки спортивного зала, натянуты две лески, на них продеты по 10-20 разноцветных шариков, которые можно передвигать. Длина лесок 6 метров. Передвигаются шары при помощи гимнастической малки, либо обруча.

Цель использования: профилактика при нарушении осанки, развитие ОВД. 

Заключение

Комплекс мероприятий для помощи ребенку с РАС в ДОУ направлен на улучшение физического и психологического самочувствия, способствует формированию комфортных условий для социализации в детском коллективе группы ДОУ, помогает общему развитию личностных качеств дошкольника, воспитывает у ребенка нравственные нормы поведения в обществе.

Главная моя цель, учителей, тьюторов – вовлечение ребенка в индивидуальную и совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.

 



Предварительный просмотр:

Проблемы обучения физической культуре детей с РАС

ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся, в том числе с расстройством аутистического спектра.

Физические упражнения играют важную роль в развитии любого ребенка. Особое значение они имеют для детей с расстройством аутистического спектра, которые испытывают проблемы с коммуникацией, формированием социальных навыков и поведением. Главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья является физическая активность. К сожалению, несмотря на многие преимущества, родители часто забывают о пользе физических упражнений. Это является следствием собственного неактивного образа жизни или результатом занятости. Однако, именно физические упражнения являются доступным и эффективным средством для развития детей страдающих аутизмом.

Между скелетной мускулатурой и всеми внутренними органами существует связь, которая осуществляется через центральную нервную систему. Импульсы от нервных окончаний, которые заложены в мышцах, связках и сухожилиях поступают в мозг, а оттуда, во внутренние органы. Если мышечная система развита хорошо, тонус мышц находится на соответствующем уровне. Если же мышцы слабо развиты и уровень двигательной активности низкий, то передаются импульсы более низкой частоты, что приводит к ухудшению деятельности мозга и внутренних органов. Поэтому на сегодняшний день нет более эффективного средства улучшения работы организма, чем занятия физической культурой.

Участие детей с аутизмом в групповых занятиях по физическому развитию является обязательной, важной составной частью обучения, воспитания и развития социальных навыков ребенка. Для формирования стойкого интереса к физическим упражнениям и занятиям по физическому развитию, необходимо время и ежедневное повторение физических упражнений.

Коррекция и развитие двигательных функций у детей с аутизмом при помощи физического воспитания является обязательным и важным направлением коррекционно-развивающей работы, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств ребенка и его познавательной деятельности.

У детей с расстройством аутистического спектра часто возникают трудности с выполнением тех или иных двигательных движений, необходимые для выполнения бытовых или предметных действий. Движения детей обычно могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными или механическими. Так же трудно даются действия и упражнения с мячами, поскольку это связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Именно на занятиях по физической культуре дети получают возможность освоить навыки психо-эмоциональной разгрузки в социально-приемлемых формах, формируется функциональная готовность к обучению и взаимодействию с окружающими, увеличивается время устойчивой работоспособности ребенка, что положительно сказывается на процессе обучения и воспитания. Для более плодотворной работы в данном направлении в нашем учреждении используется тренажерно-информационная система ТИСА.

При работе с детьми с РАС необходимо помнить, что ребенок с аутизмом негативно воспринимает прикосновения. В этом случае приучать ребёнка к прикосновениям следует, подходя к нему сзади — такие касания дети с аутизмом в меньшей степени рассматривают как агрессию. Стоит предупредить об этом и прочих детей в группе. Постепенно ребёнок привыкает к прикосновениям, осознаёт их необходимость на уроках физической культуры (поддержать, чтобы ты не упал, взять за руку, чтобы смог сохранить равновесие и т. п.). Объяснения необходимости прикосновений на уроках физической культуры должны присутствовать, а также быть чёткими и подробными.

В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:

  • предъявлять материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
  • соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
  • соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
  • соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;
  • соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямленных ногах и т. д.);
  • обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);
  • соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.

При аутизме рекомендованы следующие упражнения:

  1. Игры с мячом (хотя и очень просты, они доставляют огромное удовольствие). Начните с простого перекатывания мяча, не нужно начинать сразу играть в «поймай мяч», так как к этому нужно идти постепенно. Это поможет развитию навыков зрительного движения, наблюдения за объектами).

2) Равновесие (для детей с аутизмом зачастую удержание равновесие является достаточно сложным процессом).

3) Полоса препятствий – уникальные упражнения для развития моторики. Курс при этом вовсе не обязательно должен быть сложным. Можно начать всего лишь с одного препятствия.

То есть, одной из конечных целей уроков физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.

Таким образом, активный отдых и физическая активность оказывают положительное влияние на уровень здоровья, могут быть приятным развлечением для детей с аутизмом, а в некоторых случаях, даже помочь предотвратить проблемы, связанные с поведением, например, такие как агрессия. Физические упражнения способствуют расширению возможностей для социализации детей с расстройством аутистического спектра, особенно в совместной деятельности со сверстниками.

Список литературы

  1. Башина В.М. К проблеме раннего детского аутизма. В сб.: Шизофрения и расстройства шизофренического спектра/ Под ред. А.Б. Смулевича. М., 1999 С. 98–108.
  2. Манелис Н.Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы / Н.Г. Манелис. // Шк. здоровья. 1999 N 2 C. 6–22.
  3. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. М.: Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. Красноярск, 2013 С. 71–95. 
  4. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. — 2009. — № 4. — С. 67-72

List of references

1. Bashina V. M. On the problem of early childhood autism. In: Schizophrenia and schizophrenic spectrum disorders, ed. M., 1999 Pp. 98-108.

2. Manelis N. G. Early autism. Psychological and neuropsychological mechanisms / N. G. Manelis. // SHK. healths. 1999 N 2 C. 6-22.

3. Ways of help / Nikolskaya O. S., Baenskaya E. R., Liebling M. M. M.: Inclusive education for children with disabilities / / Modern educational technologies in working with children with disabilities: monograph / N. V. Novikova, L. A. Kazakova, S. V. Alekhina; ed. N. V. Laletina; Sib. Fader. Univ, of Krasnoyar. state PED. UN-t im. V. p. Astafieva [et al.]. Krasnoyarsk, 2013 Pp. 71-95.

4. Plaksunova E. V. Influence of classes on the program of adaptive physical education "Motor ABC" on motor and psychomotor development of children with autism spectrum disorders. Autism and developmental disorders. - 2009. - No. 4. - Pp. 67-72



Предварительный просмотр:

Адаптивная физкультура для детей с РАС

Адаптивная физическая культура оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств ребенка и его познавательной деятельности. Движения детей обычно могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными или механическими. Простые физические упражнения детям с расстройством аутистического спектра даются нелегко. Им тяжело почувствовать своё тело. У них слабый вестибулярный аппарат. Им нужны упражнения для укрепления всех мышц. И для них нужны особые задания.

Адаптивная физкультура для таких ребят - это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает психическую деятельность, создаёт разрядку, смену эмоций и настроения.

Основными задачами физической культуры для детей с аутизмом являются:

-обучение действиям с различными предметами;

- формирование двигательных умений и навыков;

-развитие двигательных способностей в процессе обучения;

- укрепление здоровья организма,

-формирование правильной осанки;

- коррекция нарушений физического развития;

Вначале пути, особым детям не подойдут традиционные занятия с инвентарём и сложными моторными движениями. Но в игровой форме можно выполнить с ними многое. Например,воспитанникам,с которыми я работаю нравятся такие упражнения!

1.Игровой туннель.

Равнодушных к тоннелям мало. Они с охотой забираются в тоннель, чтобы его исследовать. А пока они его исследуют, параллельно незаметно для них развивается крупная моторика и межполушарные связи (полушария начинают более слаженно работать и обмениваться информацией) так как, чтобы ползать ребёнку необходимо одновременно выполнять движения правыми и левыми конечностями.

2. Ходьба по массажным коврикам.

Помимо того, что это замечательная профилактика плоскостопия, ходьба по массажным коврикам тренирует нервно-мышечную систему. На коврики с разными поверхностями дети ставят стопу по-разному. Нервные окончания на стопах получают разные сигналы и учатся их обрабатывать, что положительно влияет на развитие сенсорики и координации.

3.Ходьба по скамье.

Ещё одно простое упражнение, доступное особым детям. Прекрасно развивает равновесие. Для выполнения требуется низкая скамья или длинная доска - по ним ребёнок должен ходить, пытаясь удержать равновесие.

4.Ходьба на руках.

Так как голова оказывается ниже туловища, к ней лучше приливает кровь, увеличивая питание мозга.

5.Батут

Отличный способ заставить поработать физически даже самых ленивых детей-нехочух. На нём можно достаточно легко и без принуждения научить ребёнка прыгать. Кроме общего физического развития, батут прекрасно тренирует равновесие, так как при прыжках человеческий организм интуитивно старается подобрать лучшее положение для приземления без травм.

6.Кегли

Простая, всем знакомая игра, хорошо развивающая глазомер, точность и силу движений - то, с чем у особых детей практически поголовно трудности. Каким-то особым правилам учить ребёнка не надо. Пусть даже одну кеглю собьёт и это уже будет маленькая победа.

7.Забрасывание мяча в корзину (баскетбол)

Развивает ловкость, точность движений, глазомер.

8.Шведская стенка

При помощи шведской стенки можно тренировать мышцы и межполушарное взаимодействие, забираясь по лестнице туда и обратно. А висение на кольцах и турнике укрепляют спину (если нет лишнего веса).

Всё вышеописанное - фактически игры с вовлечением физического компонента. Сверхъестественной спортивной подготовки вы от них, конечно, не получите. Но сделать базу, улучшить настроение, мышечный тонус и развить ребёнка им вполне под силу.

Эффективные виды упражнений для занятий по физическому развитию детей с расстройством аутистического спектра:

1. Упражнения для развития ориентации в пространстве

Для этого я используют такие упражнения как: прыжки на батуте, упражнения на спортивном мате, мяче фитболе, ползание по тоннелю, гимнастической скамейке, наклонной доске.

2. Упражнения для развития равновесия

Упражнения на развитие равновесия могут включать висы вниз головой, катания на качелях, кувырки, тренажеры-балансиры, упражнения на наклонных досках, упражнения с мячами-фитболами.

Все эти упражнения, стимулирующие вестибулярный аппарат, связаны с различными положениями головы. Также это способствует стимуляции всех органов и систем организма ребенка, что оказывает благотворное влияние на функциональную адаптацию детей к нарастающим физическим и психическим нагрузкам. При выполнении данных упражнений следует обязательно учитывать принципы постепенности, дозированности, систематичности, индивидуального подхода.

3. Упражнения по обучению новым навыкам, связанных с движением

Для развития данных навыков помогает плавание, преодоление различных препятствий, лабиринтов, использование игрушек и строительных блоков из конструкторов.

4. Преодоление трудностей, связанных с одновременным использованием обеих сторон тела (развитие одновременности движений)

Для развития согласованности движений и координации я используют ползание на четвереньках, перескакивание через предметы, броски и ловлю мяча обеими руками. Данный вид упражнений значительно улучшает двустороннюю интеграцию.

Для развития синхронности движения обеих рук и координации я использую такие виды деятельности как: удары ракеткой по волану, броски и ловля мяча, игры с воздушными шарами.

Общепризнано, что игра - ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности.

Подвижные игры:

1. «Кто сильнее»

В этой игре взрослый предлагает ребенку взяться за конец веревки и начинает тянуть за другой конец со словами: «Отдай! Отдай!». Ребенок включается в игру, тянет веревку на себя. Можно использовать также подушку или полотенце.

2. «Подушечные бои»

Для игры потребуются маленькие мягкие подушки. Кидайтесь друг в друга подушечками, издавая победные кличи. Можно «поколотить» друг друга подушками, стараясь попадать по различным частям тела.

3. «Детский футбол»

Игра в «футбол», используя вместо мяча подушку, пустую коробку из-под сока или пластиковую бутылку. Играть можно руками и ногами, подушку (коробку, бутылку) можно пинать, кидать, отнимать.

4. «Догони мяч»

Учитель катит мяч вдоль зала, и предлагать детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют.

5. «Сбей кеглю»

Ребенок, стоя перед кеглями на расстоянии 1,5-2 м, по сигналу “Сбей!” бросает маленький мяч (диаметр до 10 см) в кегли.

Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Например, во время занятия физкультуры им непонятно, зачем и как долго надо бегать по кругу. Но их деятельность будет более осмысленной, если в зале на полу разложить несколько игрушек и дать ребенку конкретное задание: каждый раз, пробегая мимо игрушек, брать одну из них и бросать в корзину. Когда все предметы будут собраны, перейти с бега на шаг, и, пройдя еще один круг, сесть на скамейку. Таким образом, ребенок будет видеть план своих действий и станет более спокойным. Подобной осмысленности необходимо добиваться при выполнении любого задания. Ребенок всегда должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.

Я начинаю обучать ребенка упражнениям с момента осознания и восприятия его движений в пространстве. Он учится устанавливать прямой взгляд на учителя и наблюдать за окружающими предметами.

Урок состоит из 3 частей.

1.) В подготовительной части сначала задания простые на перемещения, например, марш.

Марш представляет собой простую двигательную активность, относящуюся к крупной моторике, которая может также развивать ряд других навыков. Задание состоит в том, что взрослый делает маршевый шаг вперед, а ребенок имитирует его действие. Целесообразно предложить ребенку начать с движений ног на месте, а затем постепенно переходить к шагам вперед добавляя к данному упражнению движение рук. Я использую зрительные ориентиры для активного движения рук (например, флажки, гимнастические палки). Далее идут ОРУ.

2.) В основной части занятия я использую прыжки на батуте.

Батут – это «царь» упражнений на крупную моторику для детей с аутизмом. Движение подпрыгивания представляет собой отличную сенсорную стимуляцию, которая может оказаться очень полезной для снятия сенсорной перегрузки и тревоги. У определенного числа аутичных детей после прыжков на батуте наблюдается менее интенсивное повторяющееся поведение, и подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.

Затем предлагаются упражнения на преодоления препятствий в виде различных предметов. Игры с мячом я также использую на своих занятиях. Я начинаю обучение с обычного перекатывания мяча вперед-назад. Затем Игра «Поймай мяч, удары ногой по мячу; ведение мяча; отбивание мяча от пола; отбивание мяча руками и ловлю мяча.

Тренировка равновесия. Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия. В своей работе я активно использую фитболы, гимнастическую скамейку, которая учит удерживать равновесие и ребенок получает сенсорную разгрузку за счет массажного эффекта. Также можно начать с движения ребенка по тонкой линии (канат), а затем постепенно перейти к балансировке на балансире.

Шаги в коробку

Когда дело касается подбора различных увлекательных занятий для детей, часто выручает такой простой предмет, как обычная картонная коробка. Для начала ,чтобы он просто наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняя эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.

Туннель

Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов.

В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки».

Полоса препятствий

Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Полоса может состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополняться различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий

• Прыжки лягушкой;

• Перекатывания;

• Прыжки на скакалке;

• Ходьбу по линии;

• Лазание по предметам и т.п.

3.) В заключительной части занятия я активно использую набивные мячи, гантели которые дети с удовольствием перетаскивают, или приседают с ними.

Для того, чтобы избежать эмоциональной перегрузки. В качестве разгрузки я использую гимнастические маты, на которых ребенок может самостоятельно лечь, и спрятаться, тем самым сделав себе личное закрытое пространство, которое детям с Рас очень и очень необходимо.

Также как вариант я использую пальчиковую гимнастику, упражнения на дыхание.

Подводя итог, хочу сказать, что это в первую очередь индивидуальный подход к каждому ребенку, ограниченное количество упражнений и количество повторений, использование сенсорных предметов, упражнения в обруче для определения личного пространства и большее количество упражнений на расслабление.

Таким образом, физическая активность оказывают положительное влияние на уровень здоровья, может быть приятным развлечением для детей с аутизмом. Физические упражнения способствуют расширению возможностей для социализации детей с расстройством аутистического спектра.

Использование адаптивной физической культуры и специальных упражнений дает возможность стимулировать психическое развитие детей с проблемами в развитии, наладить с ними эмоциональный контакт, а так же служит одним из механизмов «запуска речи» у детей с расстройствами аутистического спектра, способствует улучшению концентрации внимания, улучшается обучаемость детей, оказывает положительный эффект на способность контролировать многие типы нежелательного поведения, а также способствует уменьшению агрессивного, стереотипного, само повреждающего поведения, снижается тревожность, активизируется контактность с окружающим миром.

А теперь предлагаю посмотреть видео. Как проходят занятия, как ребёнок реагирует на задания.

В заключение я хочу вам рассказать сказку.

«КАРАНДАШИ»

Жили в небольшой коробке шестеро карандашей. Все дружили между собой и работали бок о бок. Больше всего работал Черный карандаш. Чуть меньше - карандаши других цветов: Красный, Синий, Зеленый, Желтый. Среди них был карандаш белого цвета, вот именно с ним и произошло происшествие.

Его использовали меньше, чем другие, а чаще и вовсе не вытаскивали из коробки. Белый карандаш каждый раз расстраивался. Думал:

- Я никому не нужен... Меня никто не любит, плохой у меня характер, никто не обращает на меня внимания. Мои друзья работают ежедневно, а я жду. Я ненужный карандаш, - и плакал так, что коробка стала мокрой.

Но однажды в офис, где жили карандаши, привезли черную бумагу. До сих пор писали и рисовали на белом, поэтому брали цветные карандаши. С тех пор Белый карандаш стал очень нужным - только им было удобно писать на черной бумаге. В офисе сначала начался переполох, потому что не могли найти Белый карандаш. А когда нашли, то уже пользовались только им.

Рад был карандаш белого цвета. Он старался ровно вести линию, шел быстро и мягко. Всегда был готов работать и днем, и ночью. Друзья радовались за него. Поддерживали всегда, а сейчас особенно, видели, что он счастлив, и им было приятно. Раскрывался талант и способности Белого.

Шли дни, и работал только Белый карандаш. Остальные карандаши отдохнули, и им уже стало скучно. А Белый начал очень уставать, да так, что даже вечерами ему не хватало сил поговорить с друзьями в коробке. И именно в этот момент вдруг все карандаши поняли друг друга. Белый понял, что терять надежду не надо, потому что рано или поздно выпадет возможность доказать свои способности и талант. А его друзья поняли, как было грустно Белому карандашу, когда тот сидел и ничего не делал.

С тех пор Черный, Белый, Желтый, Красный, Синий и Зеленый карандаши еще больше сдружились и поддерживали друг друга в трудные часы. Не забывали сказать приятное слово, напомнить о хороших качествах друг друга. И сами думали, как бы им поработать или отдохнуть. Каждый из них знал, что он незаменим и очень нужен своим друзьям и себе самому.

Вывод: Будь собой! Ведь каждый из вас незаменим! И нужен нашем детям!

Рефлексия.

Проведём 2 упражнения дыхательной гимнастики.

Мои ученики любят такие упражнения. Если я им что-то предлагаю, а им не нравиться. Они делают вот так-хеээ. Другое упражнение, если им что-то нравиться они делают вот так - ессс. Вот давайте и мы сейчас с вами выполним эти упражнения. Если вам понравилось моё выступление, вы произнесите ессс,если нет хеээ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ в работе учителя физической культуры специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида» (из опыта работы).

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного  и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физиче...

Опыт работы учителя физической культуры Ткачук Елены Викторовны по теме: «Индивидуальное дифференцирование нагрузки на уроках физической культуры».

С целью совершенствования процесса преподавания физической культуры в школе  необходимо использовать  индивидуальное  дифференцирование  нагрузки  на уроках, что будет способс...

анализ работы и план работы учителей физической культуры и ОБЖ на 2015-2016 учебный год

Руководство любым делом - это, прежде всего руководство людьми, осуществлять которое без знания и учёта особенностей людей, всё равно, что управлять современным сверхзвуковым самолётом без знания и уч...

Работа учителей физической культуры по формированию потребностей в физической активности у современных детей

Работа учителей физической культуры по формированию потребностей в физической активности у современных детей в ГБОУ школе № 638 Пушкинского района Санкт-Петербурга...

Метод проектов, как средство творческой самореализации учащихся по физической культуре. Из опыта работы учителя физической культуры.

   В настоящее время в системе образования создаются новые ориентиры, направленные на развитие творческих личностей в современных условиях.     Использование метод...

Общение и взаимодействие учителя физической культуры с обучающимися.

От учителя во многом зависит формирование лич­ности его учеников. Критерии педагогического мастерства скла­дываются из совокупности деловых и личных качеств препода­вателя. Обязательными д...