Конструктивное взаимодействие учителя физической культуры и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС.
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Вахмистров Николай Юрьевич

Рекомендую использовать мой опыт работы в своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вахмистров Николай Юрьевич,

учитель физической культуры

ГБОУ СОШ № 156 Калининского района Санкт-Петербурга

Конструктивное взаимодействие учителя физической культуры и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС.

На современном этапе общественного развития проблемы человеческого общения вызывают большой интерес различных специалистов: психологов, философов, социологов, специалистов по этике и других. При этом общение рассматривается с разных сторон:

  1. как реализация коммуникативной потребности человека;
  2. как взаимодействие людей на нравственной основе;
  3. как профессиональные отношения и контактирование в процессе совместной деятельности.

Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п. Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков физической культуры как ведущей формы организации обучения, используются физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий после уроков (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой).

При организации целостного образовательного процесса в школе особое значение приобретают взаимодействия учителя и ученика

  1. Взаимодействия учителя и ученика

Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода. Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем. В процессе реформирования системы образования на основах демократизации школа призвана создать условия для воспитания человека, ощущающего личную ответственность за судьбы окружающих.

Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Ученики и учитель могут много сотрудничать при подготовке уроков и внеклассных мероприятий. Переходя к конкретным случаям следует отметить, что для уроков по литературе ребята могут сами писать сценарии с указанием ролей участников, реквизита. Учащиеся старших классов работают над компьютерными презентациями.  Хорошо работают и опорные схемы, которые готовят ученики на уроки русского языка и литературы, кроссворды , вопросы для виктории по предметам, подобранные ребятами , доклады и сообщения , материал, который находят для проведения уроков открытого письма, уроков - устных журналов, уроков - «редакций», уроков – дискуссий. Конечно же участие в различных конкурсах , работа над творческими заданиями у ребят получится только тогда , когда рядом будет хороший наставник-учитель. Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно играют решающую роль в успешности труда учителя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам. Конфликты - явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру. Они могут быть внутриличностными , столкновение двух несовместимых желаний , противоположных тенденций , когда не удовлетворяются главные потребности личности , наносится ущерб ценностям "я”. Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в подростковом возрасте. Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.

  1. Стиль деятельности учителя физической культуры.

Любой учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности.

Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида: 1) демократический; 2) авторитарный; 3) либеральный. По данным С.В. Иванова, для половины учителей физической культуры характерен демократический стиль общения, авторитарный стиль встречается у 40% учителей, а либеральный - у 9%. Учащиеся же в большинстве случаев (58% ответов) предпочитают демократический стиль общения, реже - либеральный (26%) и ещё реже - авторитарный (16%).

Демократический стиль отличается тем, что ученик считается равноправным партнером в общении и поиске знаний.  Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет. Осуществляя педагогический процесс, учителя с демократическим стилем предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Они всегда удовлетворены своей профессией.

Для авторитарного стиля характерно, что ученик является объектом педагогических воздействий учителя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Основными методами воздействия учителя являются приказ, поучение или распоряжение. Особое внимание они уделяют методической стороне педагогической деятельности, поэтому часто занимают лидирующее положение в педагогических коллективах.

Либеральный стиль состоит в следующем: учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока - ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. В современной психологии различают индивидуальные стили деятельности, т.е. системы наиболее эффективных приемов и способов организации собственной работы отдельным человеком.

Существует и сознательный, целенаправленный путь формирования индивидуального стиля деятельности. Он также базируется на учете сильных и слабых сторон индивида, его типологических особенностей, определяется либо глубоким самопознанием, либо целенаправленными воздействиями со стороны (например, усилия более опытного педагога). А.Г. Исмагилов выделяет два стиля педагогического общения. В первом, условно обозначенном А, преобладают организационные и дидактические цели, организующие и корректирующие действия, прямые обращения; во втором стиле (Б) преобладают дидактические цели, оценочные, контролирующие и стимулирующие действия и косвенные обращения. Стиль А характерен для учителей с сильной и лабильной нервной системой, а стиль Б более соответствует учителям с сильной и инертной нервной системой.

В.А. Кан-Калик выделяет следующие стили:

  1. стиль "совместное творчество", когда ставятся общие для учителя и учащихся цели и решения находятся совместными усилиями;
  2. стиль "дружеское расположение", в основе которого лежит искренний интерес к личности партнёра по общению, уважительное к нему отношение, открытость контактам;
  3. стиль "заигрывание", основанный на стремлении завоевать ложный, дешёвый авторитет у учащихся, понравиться им;
  4. стиль "устрашение", являющийся следствием неуверенности учителя или же неумения организовать общение на основе совместной продуктивной деятельности; такое общение жестко регламентировано, загнано в официально-формальные рамки;
  5. стиль "дистанция", имеющий различные вариации, но сохраняющий главный признак: подчёркивание различий между учителем и учащимися;
  6. стиль "менторский", являющийся разновидностью предыдущего стиля, когда учитель играет роль "бывалого", принимает на себя роль наставника и беседует с учащимися назидательно-покровительственным тоном.
  1. Подготовка учителя к уроку.

Успешное проведение уроков физического воспитания возможно только при условии серьезной подготовки к ним педагога. Даже высококвалифицированные педагоги не могут пренебрегать этим условием.

Для обеспечения достаточной готовности к предостоящей учебно-воспитательной работе необходимо: а) определить ее содержание, соответствующие организационные мероприятия, а также структуру занятия; б) составить конспект; в) привести себя в состояние готовности к работе (имеется в виду двигательная, речевая и другая предварительная подготовка); г) подготовить к предстоящим действиям своих помощников; д) подготовить места для занятия; е) проверить состояние оборудования, учебного инвентаря и др.

Под методами ведения урока понимаются способы организации учащихся на уроке для выполнения упражнений в соответствии с планом учителя. Основными способами, используемыми в начальных классах школы, являются: фронтальный, поточный, посменный, групповой и индивидуальный. Методы ведения урока зависят от поставленных задач, конкретных условий, контингента учащихся и их подготовленности. Кроме того, применение различных методов разнообразит урок, а это всегда положительно воспринимается детьми.

При подготовке значительное внимание уделяется вопросам, связанным с методикой проведения упражнений. Для этого учитель до мельчайших подробностей предусматривает различные методы и приемы, которые следует применять. Заранее надо решить, где во время урока будет находиться учитель при проведении упражнений, как он будет наблюдать за уроком и руководить учащимися. Готовясь к занятиям, учитель выполняет все включенные в урок упражнения (лучше всего перед зеркалом). Это позволяет ему проверить свою подготовку. Известно, что активность детей помогает проведению урока, поэтому учителю надо наметить пути ее повышения. При подготовке к уроку необходимо продумать страховку учащихся. Для этого учителю следует предусмотреть мероприятия, предохраняющие занимающихся от падений, ушибов и столкновений (соответствующее размещение оборудования и инвентаря, использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражнений и др.).

Уроки физической культуры проводятся с большим успехом, если умело используется музыкальное сопровождение. Музыка на уроках повышает эмоции, улучшает настроение занимающихся, способствует лучшему ритмичному выполнению различных упражнений, является одним из элементов эстетического воспитания учащихся.

Учитель при подготовке к уроку решает также вопрос о месте занятий - на площадке или в закрытом помещении. Не исключается возможность, что урок, начатый на площадке, в связи с изменением погоды может быть перенесен в помещение. Поэтому целесообразно, чтобы площадка и зал были бы подготовлены к проведению урока. Большое значение имеет очередность урока физической культуры в расписании. Последний урок позволяет полностью использовать время (45 мин.), в то время как уроки, проводимые в середине учебного дня, должны заканчиваться с таким расчетом, чтобы дети спокойно могли переодеться и подготовиться к очередному уроку. Учитель обязан уделять достаточное внимание своему внешнему виду: он должен быть всегда в соответствующим костюме, чистым и опрятным и служить образцом для детей.

Детям, также как и учителю, следует тщательно готовиться к предстоящим урокам. На уроке они должны быть всегда в установленной спортивной форме, готовые в любое время выполнить поручение учитель, связанное с подготовкой оборудования, инвентаря, организацией урока и т.д.

Планы уроков по форме записи могут быть различными, но в каждом должны отражаться: дата и номер урока, задачи, место проведения, оборудование и инвентарь, содержание, дозировка. Как правило, при планировании содержания урока предусматривается организационно-методические указания или примечания.

Урок физической культуры в школе является достаточно сложным учебно-воспитательным процессом, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание. Он также является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию детей с первого по одиннадцатый классы. Также на качество проведения урока непосредственно влияет и сама подготовка учителя к нему, его способности организовать детей и урока в целом, вызвать у них интерес к занятиям. Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту. К урокам физической культуры необходимо тщательно и добросовестно готовиться, особенно начинающим учителям. Без подготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и успешно.

Список литературы:

1 Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е издание. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

2 Сидоров А. А., Прохорова М. В., Синюхин Б. Д. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. Культура» - М.: «Терра – Спорт», 2000. – 272 с., ил.

3 Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Под ред. В. А. Сластенина. – 3-изд. исп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

4 Железняк Ю.Д., Петров В.К. Основы научной методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая культура. Методическая папка практических материалов взаимодействия учителя Физической культуры с учеником. Психология общения.

Методическая папка практических материалов взаимодействия учителя Физической культуры с учеником. Психология общения....

План взаимодействия учителя физической культуры с педагогами школы.

План взаимодействия учителя физической культуры с педагогами школы....

Конструктивное взаимодействие учителя и учащихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС

Особенности взаимодействия учителя с учениками начальной школы...

Конструктивное взаимодействие преподавателя информатики и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС

Конструктивное взаимодействие преподавателя информатики и обучающихся как условие достижения целевых ориентиров ФГОС...

Выступление на МО предметников на тему: «Взаимодействие учителя физической культуры и учителей предметников»

Выступление на МО предметников на тему:«Взаимодействие  учителя физической культуры иучителей предметников»...

Общение и взаимодействие учителя физической культуры с обучающимися.

От учителя во многом зависит формирование лич­ности его учеников. Критерии педагогического мастерства скла­дываются из совокупности деловых и личных качеств препода­вателя. Обязательными д...