Физическая культура. Методическая папка практических материалов взаимодействия учителя Физической культуры с учеником. Психология общения.
материал по физкультуре

Соболева Карина Константиновна

Методическая папка практических материалов взаимодействия учителя Физической культуры с учеником. Психология общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_o.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Психология общения

«Методическая папка практических материалов взаимодействия учителя Физической культуры с учеником»

Выполнила: Соболева Карина студентка 29 группы

Преподаватель: Посадских Лидия Семёновна

Челябинск, 2016


Содержание:

1. Правила ведения беседы между учителем и учеником……………………3  

2. Комплект упражнений-игр на формирование эффективного общения учителя Физической культуры и ученика …………………………………….7

3. Комплект конфликтных ситуаций на уроках Физической культуры и рекомендации по их разрешению…………………………………………...…8


1.        Правила ведения беседы между учителем и учеником.

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью.

В процессе обучения, как известно, решается три основные задачи: обучающая, воспитывающая, развивающая. Как же здесь “работает” общение?

При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися; формировать положительный интерес к обучению; создавать психологическую обстановку коллектива.

При решении, воспитывающих задач с помощью общения налаживаются воспитательные и педагогические отношения, психологический контакт между педагогом и детьми, формируется познавательная направленность личности; преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.

При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовыражение личности:

  • преодолеваются социально - психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т. п.)
  • создаются возможности для выявления и учета индивидуально - типологических особенностей учащихся;
  • осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность т.п.)

Итак, удачный вопрос стимулирует ученика к работе в обстановке сотрудничества. Поэтому преимущество должно отдаваться вопросам открытого типа, стимулирующим мышление. Открытый вопрос – это вопрос, на который нельзя ответить однозначно и кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие  вопросы начинаются со слов «почему», «зачем», «каким образом»  и т. п., а это предполагает развёрнутый ответ в свободной форме. Открытые вопросы задаются с целью получить дополнительные сведения или выяснить реальные мотивы и позицию собеседника.

Вопросы открытого типа позволяют:

  • получить развёрнутый, подробный ответ;
  • узнать мнения и оценки спрашиваемого;
  •  проверить степень понимания.

Организуя диалог, учитель должен придерживаться определённых этапов: задать вопрос, выслушать ученика, но не оценивать его ответ, а узнать мнения других детей. Не комментируя ответы, учитель организует обсуждение высказанных мыслей, по возможности заостряя противоречия между ними.

 Чтобы диалог был результативным, важно следить за логикой рассуждений учеников. Одним из условий ведения диалога является вовлечение в обсуждение всех учеников.

Правила ведения диалога формулируются учащимися постепенно, в процессе систематической работы. Они могут быть вывешены в классе на плакате, могут быть оформлены в виде памятки. В случае затруднения учащиеся могут к ним обращаться.

Правила общего обсуждения:

  • не говорить всем сразу;
  • во время диалога смотреть на ученика;
  • реагировать жестами или знаками на реплики ученика (согласен, не согласен, не понял);
  • возражая или соглашаясь с учеником, выслушивать его мнение до конца;
  • проявлять уважение к ученику, выслушивать его мнение до конца;
  • не допускать насмешек и недоброжелательных, обидных комментариев.

Если вышеизложенные правила относились к ученикам, то следующих правил должен придерживаться учитель как руководитель, «дирижёр» учебного диалога. Они касаются ряда организационных моментов:

  • ни одна реплика не должна оставаться без ответа;
  • учебный диалог должен быть строго ограничен по времени;
  • необходимо стимулировать активность учеников, поощрять конструктивное участие в диалоге;
  • нужно добивать чёткости и полноты выражения учениками своих мнений и мыслей.

Ученик в диалоге – это не «потребитель знаний», а активный участник процесса их добывания. Такое конструктивное, содержательное, равноправное общение является одним из важнейших условий всестороннего развития личности.

Безусловно, для обеспечения полноценного диалога в классе должна быть создана психологически комфортная обстановка. А для того, чтобы диалог состоялся, педагогу надо владеть целым комплексом умений, которые можно разделить на две группы.

Первая группа – умения, необходимые учителю при подготовке и планированию учебного диалога:

  • отобрать учебный материал с учётом субъективного опыта учащихся, на основе которого возможна организация диалога;
  • выделить стержневые вопросы для обсуждения;
  • наметить модель общения учителя и учеников, учеников между собой;
  • подобрать дидактический материал, стимулирующий диалогическое взаимодействие.

Другая группа умений нужна для ведения диалога:

  • работать с учётом субъективного опыта школьников;
  • избегать отрицательных суждений о деятельности учеников;
  • обобщать высказывания учащихся, придавать им научный характер.

Комплект упражнений-игр на формирование эффективного общения учителя Физической культуры и ученика.

1). В классе есть ребенок, который носит очки, и дети не упускают случая поиздеваться над физическим дефектом мальчиком.

 Когда учитель Физической культуры вызывает его сдавать норматив, он только и говорит, что не хочет. Боясь, что все будут лишь смеяться над его результатом. Учитель только вздыхает и говорит ему остаться после уроков.

Решение:

Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику наставления, провести беседу, направить в нужное русло. Например, дать задание результат, которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слабый? Для этой же цели его можно чаще просить показывать, как делать упражнения, чтобы одноклассники лучше узнали ученика-изгоя.

2). Урок Физической культуры. Примерно за 5 минут до конца урока, учитель подзывает к себе Костю, который должен сдать ей броски в кольцо.

 Звенит звонок. Учитель отпускает всех из спортзала, а Костю просит остаться и сдать броски. Но ученик уходит. На что учитель говорит, что поставит 2-ку. Звучит реплика: «Да мне че заняться не чем», «Я тороплюсь» и т. д.

Решение: 

На месте учителя нужно попросить остаться и объяснить, что это в его интересах иначе она будет вынуждена поставить неудовлетворительную оценку. Попросить его успокоиться, сосредоточиться и подготовиться к сдаче. Провести беседу, чтоб ученик смог высказать причины не сдачи бросков в кольцо раньше и почему он так дерзко ответил ему.

3. Комплект конфликтных ситуаций на уроках Физической культуры и рекомендации по их разрешению

Ситуация 1. Тренер Светлана Александровна начала занятие с напоминания о том, что занимающиеся должны были принести дневники спортсмена для проверки этих дневников. У спортсменки Ирины дневника не оказалось. Тренер заподозрила, что вопреки ее установкам дневник не ведется или находится в запущенном состоянии, и, не выявив причины невыполнения задания, отчитала И., заявив, что она — бездельница. В ответ И. в резкой форме ответила, что вообще не собирается заводить дневник. Тогда преподаватель велела И. покинуть спортивный зал, на что спортсменка ответила: «И не подумаю!». — «Раз так, я сама уйду!», — сказала тренер и ушла. В возбужденном состоянии С. А. пришла к директору спортивной школы, все рассказала и заявила, что пока спортсменка не выйдет из зала, она не будет проводить занятие.

После тренировки С. А. зашла к директору, и они вместе пришли к выводу, что тренер сама спровоцировала спортсменку на грубость.

 Из данной ситуации вывод может быть следующим. Тренер совершила сразу несколько непозволительных ошибок: не выяснила причины отсутствия дневника у спортсменки, оскорбила ее, ушла из кабинета, обратилась за помощью к директору. Все эти поступки характеризуют тренера как педагогически и психологически неграмотного специалиста.

Поведение директора, напротив, свидетельствует о профессиональной компетентности, умении адекватно анализировать ситуацию и найти оптимальный путь разрешения конфликта. Здесь представлены два ярких противоположных примера того, как надо и как не надо поступать в подобных случаях.

Ситуация 2. Тренер, видя, что у перспективной спортсменки вдруг не получается относительно простой элемент техники выполнения упраж­нения, сказала: «Как развлекаться, так ты первая, а здесь детского упражнения выполнить не можешь». Спортсменка, ничего не ответив, выбежала из зала. А на следующий день пришла к директору спортивной школы и сказала, что в этой школе заниматься она больше не будет. Несмотря на уговоры директора, решения она не изменила, сказав, что не хочет заниматься спортом в школе, где тренеры не уважают спортсменов и оскорбляют их человеческое достоинство.

Директор школы сделал замечание тренеру и предложил извиниться перед учащейся, но та наотрез отказалась. Тренер не считает себя виноватой и говорит: «Мы должны давать объективную оценку занимающимся и делать это надо при всех, чтобы все знали. Иначе они все не будут проявлять старательности на занятиях, а мы будем перед ними заискивать, нянчиться с ними только для того, чтобы они не ушли из нашей школы».

 Ситуация 3. Спортсмен, систематически опаздывающий на тренировки, был приглашен тренером для  беседы по поводу его дисциплины.

Но тренер сам опоздал на следующий день и пришел на 20 минут позже назначенного времени. Спортсмен его дождался и с любопытством ожидал, как его тренер поведет себя в создавшейся ситуации.

Тренер попросил извинения за опоздание и начал тренировку. Но после тренировки они договорились о том, что впредь не будут опаздывать, а если все-таки не успевают, заранее будут сообщать об этом друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на городском МО учителей физической культуры "Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании"

В данной работе дается общее представление о методах, их классификации, описание игрового и соревновательного методов в физическом воспитании...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

План взаимодействия учителя физической культуры с педагогами школы.

План взаимодействия учителя физической культуры с педагогами школы....

Выступление на МО предметников на тему: «Взаимодействие учителя физической культуры и учителей предметников»

Выступление на МО предметников на тему:«Взаимодействие  учителя физической культуры иучителей предметников»...

Общение и взаимодействие учителя физической культуры с обучающимися.

От учителя во многом зависит формирование лич­ности его учеников. Критерии педагогического мастерства скла­дываются из совокупности деловых и личных качеств препода­вателя. Обязательными д...