Проблемное обучение на уроках Волейбола
методическая разработка по физкультуре
Применение метода "Проблемного обучения" на уроках Волейбола
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемное обучение как активный метод на уроках физической культуры | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Королев А.В. – учитель физической культуры
МОУ – Гимназии № 2
г. Клина Московской области
(из опыта работы)
Использование методов
проблемного обучения и самоконтроля
при прохождении раздела «Волейбол»
Методы, применяемые в процессе обучения игре в волейбол, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения.
Первый этап - ознакомление с разучиваемым приёмом. Здесь использую рассказ, показ и объяснение. Личный показ дополняю демонстрацией наглядных пособий: кинограмм, видеозаписей, схем, макетов площадки и т.д. Показ чередую с объяснениями. Подобные попытки учащихся формируют первые двигательные ощущения.
Второй этап - изучение приёма в упрощенных условиях. Успех обучения на данном этапе во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приёму или тактическому действию и посильны для учащихся.
При разучивании простых приёмов и действий их выполняют в целом. При разучивании сложных по структуре приёмов и действий (атакующий удар) их разделяют на составные части, выделяя основное звено. По возможности, стараюсь быстрее подвести учащихся к выполнению приёма в целом.
На этой стадии обучения использую методы управления (команды, распоряжение, зрительные и слуховые сигналы, зрительные ориентиры, технические средства и т.д.), двигательной наглядности (непосредственная помощь учителя, применение вспомогательного оборудования), информации (сила удара по мячу, точность попадания).
Третий этап - изучение приёма или действия в усложнённых условиях. Здесь применяю: повторный метод, метод усложнений условий выполняемого приёма (действия), игровой и соревновательный методы, сопряжённый метод, круговая тренировка.
Повторный метод на этом этапе является основным. Только многократное повторение обеспечивает становление и закрепление умений и навыков. С целью формирования гибкого навыка повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) выполнения приёма (действия), включая выполнение его на фоне утомления. Сопряжённый и игровой методы позволяют одновременно решать задачи по совершенствованию техники и развитию специальных физических качеств, а также технико-тактической подготовки и комплексной, игровой.
Четвертый этап предполагает закрепление приёма (действия) в игре. Здесь использую метод анализа выполнения движений, специальные задания в игре по технико-тактической подготовке, игровой и соревновательный методы. Изучение каждого приёма предполагает обязательное закрепление его в условиях подготовительных и учебных игр. Высшим уровнем закрепления навыка является соревнование.
От простых заданий по технике и тактике отдельным игрокам до сложных установок в плане взаимодействия в группах и в составе команды - таков путь в формировании технико-тактического мастерства волейболистов.
Большие возможности заложены в применении активных методов обучения. Среди них - элементы проблемного обучения (постановка проблемных вопросов) и методов самооценки успеваемости. Постановка проблемных вопросов ведёт к созданию ситуации поискового решения, а самооценка - к активизации двигательной деятельности, что в целом содействует значительному повышению интереса и творческой активности учащихся. Применительно к волейболу сказанное играет особую роль. Учитывая, что процесс освоения игры небыстротечный, существенное значение в формировании интереса учащихся приобретают временные сроки достижения конечной цели. Реально видеть их, осознать и чувствовать приближение к ним по объективным признакам - главная суть метода самооценки. Его основу составляют количественные и качественные критерии, вполне доступные учащимся V-XI классов для понимания и самоконтроля.
Как же практически реализуются активные методы? После краткого сообщения о сущности и значении определённого приёма игры, скажем передачи сверху двумя руками, демонстрируется техника её выполнения и представляется возможность учащимся выполнить подобные попытки. Затем ставлю проблемный вопрос: «Где происходит встреча рук (кистей) с мячом?». Из многочисленных попыток ответа вряд ли мы услышим: вверху над лицом. Ещё раз демонстрируется передача, где специально акцентируется внимание на точке соприкосновения рук с мячом. Далее следуют новые вопросы: «Почему руки при передаче должны быть согнуты в локтях незначительно?», «Что обусловливает величину угла их сгибания?»
В ходе активного поиска ответа направляю творческие усилия учащихся по пути познания биомеханических закономерностей, согласно которым ответом на первую часть вопроса будет выбор кратчайшего расстояния к цели (пространственный аспект), а второй - уровень скоростно-силовых возможностей передающего мяч. Еще раз предлагаю выполнить передачи с учётом требований. Меня не пугает потеря времени, ибо она с лихвой окупится в дальнейшем.
Учащиеся прилагают большие усилия, чтобы доказать обратное - возможность выполнять приём без необходимого уровня физической подготовки. Однако это приводит к увеличению сгибания рук и, следовательно, к ошибкам. Демонстрирую передачу, акцентируя внимание учащихся на активной работе кистей, убеждаю их в необходимости развития силы рук и предлагаю специальные упражнения с набивными мячами. Но чтобы усилить стремление учащихся к достижению нужного уровня физической подготовки, можно выделить три момента.
Первый - освоение умений вытолкнуть и поймать набивной мяч в исходном положении рук вверху над лицом. Для этого добиваюсь правильного выполнения упражнения: малейшее опускание рук с мячом (например, до уровня лица) - ошибка!
Второй - передачи набивного мяча (именно передачи!) на расстояние 20-30 см (можно над собой или в стену). Акцентирую внимание на необходимости отрывистых касаний (базисная динамическая структура).
Третий, самый длительный - полёт мяча при передаче без вращения. Все показанные критерии легко поддаются контролю учащихся. Отвожу на каждом занятии по 3-5 мин. для повторения серии подготовительных или подводящих упражнений.
Для усиления процесса усвоения материала учитываю текущую успеваемость, темпы освоения. Далее вступает в силу следующий принцип: по мере развития специальных физических качеств увеличивается время работы с мячом. Лучше, когда этот процесс дифференцируется индивидуально.
Аналогично строится обучение по другим приёмам игры. Главные усилия учителя сводятся к консультативной деятельности, помощи в решении текущих образовательных и воспитательных задач (разъяснение отдельных положений, поощрения успеваемости и т.д.). Ниже приводятся проблемные вопросы, качественные и количественные критерии самооценки по основным приёмам и разделам обучения.
I. Стойка волейболиста.
Проблемные вопросы:
1. Почему в волейболе стойка игрока имеет особо важное значение? (Она обусловливает необходимость высокой степени готовности для передвижения к мячу).
2. Что обусловливает величину сгибания ног в коленях? (Траектория полета мяча, характер последующих действий игрока, принимающего мяч).
3. Почему руки в исходном положении стойки должны быть согнуты на уровне пояса? (Учитывается траектория полета мяча, естественность передвижения, содействующая повышению скорости).
Критерий самооценки: Принятие исходного положения в ответ на зрительные сигналы и сравнение его с эталонным показом учителя-тренера или кинограмм.
II. Передвижения.
Проблемные вопросы:
1. Чем обусловливается способ передвижения? (Характером полёта мяча: его направлением, скоростью, траекторией).
2. Какие факторы обеспечивают своевременное передвижение к мячу? (Наблюдательность, готовность, быстрота).
Критерий самооценки: Ловля мяча вверху над лицом или внизу прямыми руками, наброшенного партнёром (учителем-тренером) после передвижения разными способами в ответ на обусловленные сигналы.
III. Передача мяча сверху двумя руками.
Проблемные вопросы:
1. Где происходит встреча кистей рук с мячом? (Вверху над лицом).
2. Чем обусловлен угол сгибания рук в локтях при передаче? (Степенью развития скоростно-силовых качеств рук).
3. От чего зависит полёт мяча без вращения при передаче? (От участия в передаче всех пальцев рук и прямолинейности приложения усилий по отношению к направлению полёта мяча).
Критерии самооценки:
1. Толчки набивного мяча весом 1-2 кг вперёд-вверх из исходного положения, стоя на месте и после передвижения в разных направлениях.
2. Передачи набивного мяча (серия передач) над собой или в стену на расстояние 20-30 см.
3. Передачи мяча в мишень на стене (серия из десяти передач) на точность. Мишень представляет собой концентрические окружности радиусом 30, 50 и т.д. см. Центр мишени располагается в 3 м от пола. Расстояние до стены 2,5 м. Показатель 40 очков. (Попадание в центр мишени - 5 очков, второй круг - 4 и.т.д.).
4. Полёт мяча без вращения.
IV. Приём мяча снизу двумя руками
Проблемные вопросы:
1. Какое положение сомкнутых кистей и предплечий рук? (Кисти сомкнуты под углом и опущены вниз, руки прямые и развёрнутые).
2. Под каким углом должен приниматься (отбиваться) мяч по отношению к предплечьям рук? (Под углом 90°).
Критерии самооценки:
1. Броски набивного мяча прямыми руками снизу вперёд-вверх на расстояние 6-8 м, не поднимая рук выше уровня плеч.
2. Принятие правильного исходного положения (включая кисти и предплечья рук) в ответ на зрительные и слуховые сигналы, стоя на месте и после передвижении в разных направлениях.
3. Приём мяча в мишень на стене (десять приемов) на точность - 30 очков. Расстояние до стены 3 м.
4. Приём мяча от подачи в площадь атаки (между зон 3-2) - выполнить три-четыре приёма из пяти.
V. Подача мяча.
Проблемные вопросы:
1. От чего зависит скорость полёта мяча при подаче? (От степени развития динамической силы рук).
2. Какие факторы обусловливают точность нижней подачи? (Направление замаха руки при ударе по мячу - строго назад, высота подброса мяча 20-30 см, точка удара по мячу по отношению к полу - ниже уровня пояса).
3. За счёт чего достигается полёт мяча без вращения и резкие изменения траектории и направления полёта мяча? (За счёт уменьшения высоты подброса мяча и амплитуды замаха, что требует более высокой степени развития физических качеств, за счёт удара в центр мяча при некотором его сопровождении рукой).
Критерии самооценки:
1. Броски набивного мяча прямой рукой снизу (сверху) вперёд-вверх на расстоянии 6-8 м, не поднимая руку выше (и не опуская ниже при бросках сверху) уровня плеч.
2. Точность подач по зонам площадки: четыре попадания из шести попыток.
3. Полёт мяча без вращения (при верхней прямой подаче).
VI. Атакующий удар.
Проблемные вопросы:
1. Какую роль играют активные движения рук при отталкивании? (Усиливается давление на опору).
2. Почему рука при ударе по мячу должна быть прямой? (Увеличивает силу и повышает высоту удара над сеткой).
3. Чем достигается активное движение кисти при ударе по мячу? (Степенью развития скоростно-силовых качеств запястья руки).
4. Чем отличается рациональная техника атакующего удара? (Высотой прыжка, силой и точностью удара кистью прямой руки).
Критерии самооценки:
1. Разность высоты выпрыгивания вверх с места толчком двумя ногами без помощи и с помощью рук.
2. Броски утяжелённого теннисного (литого резинового) мяча через сетку одной рукой в прыжке с разбега, не опуская руку ниже уровня плеча.
3. Атакующие удары через сетку в прыжке после разбега в один шаг с собственного набрасывания мяча.
VII. Блокирование.
Проблемные вопросы:
1. Что определяет активность (пассивность) блокирования? (Величина переноса рук через сетку на сторону соперника).
2. Как определить момент прыжка для блокирования атакующего удара? (По траектории передачи: высокая - после прыжка атакующего игрока, средняя - одновременно с атакующим, низкая - раньше атакующего).
3. Какие факторы обусловливают эффективность блокирования? (Комплекс качеств: прыгучесть, своевременность прыжка, определение направления удара и величина переноса рук через сетку на стороне соперника).
Критерии самооценки:
1. Расстояние переноса рук через сетку в прыжке с места и после передвижения 20 см и более.
2. Результативность блокирования атакующих ударов, с собственного набрасывания мяча 70-80%.
Таблица, отражающая итоги качества обучения по разделу «Волейбол»
(использование методов проблемного обучения и самоконтроля; анализ оценок)
Учебный год | Количество учащихся у учителя | Уровень обученности | Качество обучения |
2018-2019 | 439 | 100 % | 88 % |
2019-2020 | 442 | 100 % | 92 % |
2020-2021 | 390 | 100 % | 95 % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
обоснование и перспективы опыта...
обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"
опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...
Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".
Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Проблемное обучение в преподавании волейбола
Рассматриваются основные аспекты проблемного обучения на занятиях по волейболу в системе дополнительного образования...
Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно – ориентированного обучения
Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения ...
"Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно - ориентированного обучения"
Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умения выполнять задания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который: ставит пер...