Дополнительное образование - как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности школьников
статья по физкультуре
Материал из сборника IIIмежрегиональной научно-практической конференции "Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин", с.Иволгинск 2021 г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительное образование – как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности школьников.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей, создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.
Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в школе на уроках по разным учебным предметам, в том числе и на уроках физической культуры, и на занятия спортивных секций и кружков, где идет интенсивное обучение различным видам двигательной деятельности, взаимодействию в группе, команде; дисциплинированности. Ребята учатся приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовывать работу группы. Так же регулярные занятия физической культурой и спортом – это основа здорового образа жизни. Одной из главных задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Новые образовательные стандарты определяют эту задачу как одну из приоритетных среди других. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека. Из всех школьных предметов он, едва ли не единственный, прививает ребенку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, формированию знаний в области ведения здорового образа жизни.
Для того чтобы здоровый образ жизни стал осознанной индивидуальной потребностью, необходимо прививать обучающимся функциональную грамотность в сфере созидания собственного здоровья. Помочь ребенку в этом деле должен педагог, используя личностно-ориентированные методы обучения и воспитания.
Одним из факторов, обеспечивающих деятельность по сохранению и укреплению здоровья в общеобразовательных школах, является дополнительное образование учащихся. С недавнего времени реализация дополнительного образования детей внутри общеобразовательных учреждений прекратилась. Наши школьные кружки и спортивные секции перешли под крыло Иволгинского районного центра дополнительного образования. Но это, наверное, и хорошо, так как наша школа переполнена, учатся дети в две смены, удобного времени, свободных площадей и спортивного инвентаря для реализации дополнительного образования не хватает. Поэтому необходимость сотрудничества школы с центром дополнительного образования и со спортивной школой, которая есть в нашем районе, продиктована общими проблемами, задачами образовательных учреждений по воспитанию, личностному развитию детей, созданию условий для их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время, формированию функциональной грамотности в вопросах собственного здоровья.
Цель такого сотрудничества: укрепление здоровья учащихся, развитие физических качеств, формирование здоровой социально-адаптированной личности в системе основного и дополнительного образования.
Более того, именно дополнительное образование представляется нам наиболее подготовленным для формирования функциональной грамотности учащихся в сфере физической культуры и спорта на практике. Дополнительное образование - благотворная среда для приобретения ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных навыков взаимодействия, а также его личностного развития. Это сфера, объединяющая в единый процесс воспитание, обучение и развитие. Дополнительное образование по своей природной сути является вариативным образованием, ориентированным, прежде всего, на индивидуальное развитие детей.
Общее и дополнительное образование детей стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, способными создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому применению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
В заключение хочется сказать, что объединение усилий образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования создает условия для формирования навыков участия школьников в различных формах деятельности, приобретения ими эмоционального, духовного и социального опыта, что является необходимой основой становления гармоничной и нравственной личности, достойного гражданина и члена общества.
Эти личностные качества, на мой взгляд, и являются показателями формирующейся функциональной грамотности обучающегося в сфере созидания собственного здоровья, где проявлениями основных компетенций являются действия ребенка – «изучать», «находить», «мыслить», «содействовать», «приниматься за дело».
Данные компетенции функционально грамотной личности находят свое отражение в портрете современного выпускника школы: «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир; способный осуществлять информационно-познавательную деятельность; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, целесообразного образа жизни".
Астраханцева Т.А., учитель физической культуры
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/02/23/2.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/02/23/ta3.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/02/23/ta3.2.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/02/23/ta3.3.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/02/23/ta3.4.jpeg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1189146-1573924412.jpg)
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Основные приёмы формирования функциональной грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1082035-1542199458.jpg)
Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/05/picture-679990-1444034602.jpg)
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики
В статье речь идет о проблеме формирования функциональной грамотности школьников основной и средней школы. Рассматриваются некоторые приемы, которые автор применяет в школьной практике....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-212273-1490706815.jpg)
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-880483-1644147286.jpg)
Смысловое чтение как основа формирования функциональной грамотности школьников
На уроках литературы можно использовать различные приёмы, такие как: «Кластер» «Мозговой штурм», «Глоссарий», «ИНСЕРТ», «Рассечение вопроса...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-948431-1505582698.jpg)
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики
Дано определение и сформулированы составляющие функциональной грамотности. Подробно излагаются цели, задачи и содержание функциональной математической грамотности. Приведены примеры практико-ориентиро...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/03/picture-1493681-1698988804.jpg)
Формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения на уроках физической культуры (из опыта работы)
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...