Дополнительное образование - как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности школьников
статья по физкультуре

Астраханцева Татьяна Анатольевна

Материал из сборника IIIмежрегиональной научно-практической конференции "Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин", с.Иволгинск 2021 г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_funktsionalnaya_gramotnost.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование – как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности школьников.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей, создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.

 Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в школе на уроках по разным учебным предметам, в том числе и на уроках физической культуры, и на занятия спортивных секций и кружков, где идет интенсивное обучение различным видам двигательной деятельности, взаимодействию в группе, команде; дисциплинированности. Ребята учатся приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовывать работу группы. Так же регулярные занятия физической культурой и спортом – это основа здорового образа жизни. Одной из главных задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Новые образовательные стандарты определяют эту задачу как одну из приоритетных среди других. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
    Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека. Из всех школьных предметов он, едва ли не единственный, прививает ребенку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, формированию знаний в области ведения здорового образа жизни.

Для того чтобы здоровый образ жизни стал  осознанной индивидуальной потребностью, необходимо прививать обучающимся   функциональную грамотность в сфере созидания собственного здоровья.      Помочь ребенку в этом деле должен педагог, используя личностно-ориентированные методы обучения и воспитания.

Одним из факторов, обеспечивающих деятельность по сохранению и укреплению здоровья в общеобразовательных школах, является дополнительное образование учащихся. С недавнего времени реализация дополнительного образования детей внутри общеобразовательных учреждений прекратилась.  Наши школьные кружки и спортивные секции перешли под крыло Иволгинского районного центра  дополнительного образования. Но это, наверное, и хорошо, так как наша школа переполнена, учатся дети в две смены, удобного времени, свободных площадей и спортивного инвентаря для реализации дополнительного образования не хватает. Поэтому необходимость сотрудничества школы с центром дополнительного образования и со спортивной школой, которая есть в нашем районе,  продиктована  общими проблемами, задачами образовательных учреждений по воспитанию, личностному развитию детей, созданию условий для их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время, формированию функциональной грамотности в вопросах собственного здоровья.

Цель  такого сотрудничества: укрепление здоровья учащихся, развитие физических качеств,  формирование здоровой социально-адаптированной личности в системе основного и дополнительного образования.

Более того, именно дополнительное образование представляется нам наиболее подготовленным для формирования функциональной грамотности учащихся в сфере физической культуры и спорта на практике. Дополнительное образование - благотворная среда для приобретения ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных навыков взаимодействия, а также его личностного развития. Это сфера,  объединяющая в единый процесс воспитание, обучение и развитие. Дополнительное образование по своей природной  сути является вариативным образованием, ориентированным, прежде всего, на индивидуальное развитие детей.

Общее и дополнительное образование детей стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, способными создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому применению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

В заключение хочется сказать, что объединение усилий образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования создает условия для формирования навыков участия школьников в различных формах деятельности, приобретения ими эмоционального, духовного и социального опыта, что является необходимой основой становления гармоничной и нравственной личности, достойного гражданина и члена общества.

Эти личностные качества, на мой взгляд, и являются  показателями формирующейся функциональной грамотности обучающегося в сфере созидания собственного здоровья, где проявлениями основных компетенций являются действия ребенка – «изучать», «находить», «мыслить», «содействовать», «приниматься за дело».

Данные компетенции функционально грамотной личности находят свое отражение в портрете современного выпускника школы: «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир; способный осуществлять информационно-познавательную деятельность; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, целесообразного образа жизни".

 

    Астраханцева Т.А., учитель физической культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение как средство формирование функциональной грамотности школьников.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественн...

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

В статье речь идет о проблеме формирования функциональной грамотности школьников основной и средней школы. Рассматриваются некоторые приемы, которые автор применяет в школьной практике....

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики...

Смысловое чтение как основа формирования функциональной грамотности школьников

На уроках литературы можно использовать различные приёмы, такие как: «Кластер» «Мозговой штурм», «Глоссарий»,  «ИНСЕРТ», «Рассечение вопроса...

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

Дано определение и сформулированы составляющие функциональной грамотности. Подробно излагаются цели, задачи и содержание функциональной математической грамотности. Приведены примеры практико-ориентиро...

Формирование функциональной грамотности школьников в процессе обучения на уроках физической культуры (из опыта работы)

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...