Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Титова Анастасия Александровна

В статье речь идет о проблеме формирования функциональной грамотности школьников основной и средней школы. Рассматриваются некоторые приемы, которые автор применяет в школьной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2020.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

     В связи с приоритетными задачами национального проекта «Образование»,  в частности с задачей войти в первую десятку стран по результатам международных исследований, формирование  функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога. При изучении каждого учебного предмета есть потенциал для формирования и развития функциональной грамотности. Каждый предмет дает свои возможности: формирование коммуникативных навыков, читательской и естественнонаучно компетенции или финансовой грамотности. В рамках  почти любой темы можно поставить   перед учащимся проблемы вне предметной области, которые решались бы с помощью знаний, полученных при изучении того или иного предмета. Математика предоставляет хорошие возможности для рассмотрения подобных задач. На уроках математики чаще, чем на других уроках учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи. Правда, задачи, предлагаемые экспертами для  оценивания функциональной грамотности, отличаются от задач из учебника, они,  все же,  более предметные и привязаны к конкретной теме. На формировании математической грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности я остановлюсь.

     Математическая грамотность – способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем  в разнообразных контекстах реального мира.

       В чем же заключается проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики?

       Во-первых, обучающиеся испытывают затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не  могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи. Я наблюдаю это, как в работах младших школьников, проводя ежегодные исследования во 2-3 классах,  так и в основной и в средней школе, где веду уроки математики.  В начальной школе дети прекрасно справляются с базовыми задачами в одно-несколько действий со стандартными формулировками ( около 85%) , неплохо справляются с заданиями, где нужно вычленить информацию из таблицы, короткого текста и ответить на вопрос ( около 70%), но если информация представлена в косвенном виде или вопрос не слишком стандартный, дети терялись и лишь около 30% обучающихся справлялись с этими заданиями. Невнимательность к прочтению условия сохраняется и при решении задач в основной школе, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся.  

      Вторая и основная проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать  (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника.  Кроме того, важна интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи.

     Если мы научимся учить этому  массового школьника, то мы будем эффективной школой.

     Понимая проблему, большинство педагогов пытается решить ее,  включая в свой урок практико ориентированные задания,  множественные тексты, организует с учащимися различные проекты. Кстати, именно участие в проектной деятельности одновременно и мотивирует и  учит ребенка работать с информацией, представленной в разных современных источниках,  жизненными задачами, переводить их на математический язык и интерпретировать данные. Проекты на уроках математики могут быть связаны с практически значимыми вычислениями,  оптимальным выбором, описанием процессов. Преимущество этого метода в том, что большая часть работы происходит вне урока, в самостоятельной мотивированной деятельности ученика во внеурочной деятельности. Это позволяет не тратить время на уроке на решение подобных задач. Но обязательно необходимо найти возможность хотя бы на уровне класса представить результаты проектной деятельности конкретного ученика или  группы учеников. У нас в школе ежегодно проводится  конкурс «Школьный проект» с представлением на различных секциях лучших проектов заинтересованной аудитории.

     На своих уроках я часто использую задачи с практическим содержанием. Важно научить обучающихся понимать,  что реальные объекты и процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму. Тем не менее,  во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в модели.

Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:

- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;

- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;

- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.

- наука – работа с формулами из различных областей знаний.

     Для больших и сложных вычислений я разрешаю на уроке пользоваться калькулятором.

Обучающиеся с интересом относятся к таким задачам, но иногда их пугают сложные вычисления.  

     Задания, как правило,  я беру из открытых источников: материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания). К сожалению, материалов  не хватает, в учебнике таких задач нет.  Есть острая необходимость в издании соответствующих пособий для учителей, сборников задач  для обучающихся разных возрастов.

    Время на уроке на обсуждение и  решение таких задач уходит много, поэтому я предпочитаю, чтобы учащиеся заранее ознакомились с условием,  и предлагаю им задачу на дом. В 9 классе это происходит еженедельно, в 5 – чуть реже. На уроке мы обсуждаем предложения  и идеи обучающихся, учимся искать нужную информацию в тексте, аргументировать свою точку зрения. Разбираем, какие ошибки допущены в решении, какие можно было допустить и каким образом не допустить этих ошибок.  Оцениваю активную работу учащихся, поощряются учащиеся, решившие сложные задачи, высказавшие хорошие идеи.  Ежемесячно в 9 классе проводится тренировочная работа  по математике в формате ОГЭ, где 1-5 задачи представляют собой как раз практические задачи на применение математических знаний. Работы проводятся по материалам системы Статград.  Анализируя статистику итогов этих работ, вижу, что с ними обучающиеся справляются хуже, чем с заданиями по алгебре или геометрии. Надеюсь,  в течение учебного года в результате моей систематической деятельности по этому направлению ситуация улучшится.

      В этом году на неделе математики мы планируем провести соревнование для 7-8 классов по решению практических задач по материалам PISA .  Возможно, темой будет финансовая грамотность.  Думаю, это будет полезный для обучающихся опыт при формировании функциональной грамотности.

     Таким образом, и на уроках математике, и вне урока, можно организовать работу с обучающимися по формированию  их функциональной грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики...

Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»

Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученны...

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

Дано определение и сформулированы составляющие функциональной грамотности. Подробно излагаются цели, задачи и содержание функциональной математической грамотности. Приведены примеры практико-ориентиро...

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках физики

СБОРНИК ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ (ПОДОБРАНЫ ЗАДАНИЯ ПО КЛАССАМ)...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...