Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики
учебно-методический материал (8, 9 класс)

Жугдурова Баярма Михайловна

Формирование функциональной грамотности школьников является одной из важнейших задач современного образования. На уроках математики это направление приобретает особое значение, поскольку математические знания могут применяться для решения множества практических задач в повседневной жизни.

В статье представлен один из ключевых методов формирования функциональной грамотности на уроках математики -  практико-ориентированные  задания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhugdurova_bayarma_mihaylovna.docx59.17 КБ

Предварительный просмотр:

Жугдурова Баярма Михайловна,

учитель математики,

МАОУ «СОШ №19»

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

Формирование функциональной грамотности школьников является одной из важнейших задач современного образования. На уроках математики это направление приобретает особое значение, поскольку математические знания могут применяться для решения множества практических задач в повседневной жизни. Формирование функциональной математической грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность.

Важно учить школьников работать с данными, анализировать информацию и делать выводы. Для этого на уроках математики можно использовать задания, связанные с работой с таблицами и графиками, которые широко применяются как в математике, так и в других сферах жизни. Например, ученикам можно предложить задание на анализ статистических данных, представленных в таблице, или создание графика, отображающего изменения цен на товары в течение месяца. Это способствует развитию у школьников аналитического мышления, учит их критически оценивать информацию и использовать её для принятия решений.

Одним из ключевых методов формирования функциональной грамотности на уроках математики является использование практико-ориентированных заданий. Эти задания включают задачи, которые требуют от учеников анализа реальных жизненных ситуаций с применением математических методов. Например, задача на расчёт стоимости продуктов с учётом скидки или планирование расходов при подготовке мероприятия помогает школьникам понять, как математические расчеты могут облегчить повседневные задачи. Такие задания позволяют ученикам увидеть прямую связь между математикой и реальной жизнью.

Важным аспектом в формировании функциональной грамотности является самостоятельная работа учащихся. Учитель должен предоставлять детям возможность работать самостоятельно, анализировать задачи, предлагать свои пути решения и проверять их правильность. Это помогает развивать у школьников уверенность в своих силах и способность принимать решения на основе математических данных. Учитель может организовать работу таким образом, чтобы учащиеся могли обсуждать свои решения с одноклассниками, что также развивает их коммуникативные навыки.

Каждый вариант ОГЭ в 9 классе начинается с задач практической направленности (квартиры, шины, участок и т.п.). Вот пример одной из них:

Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1–5.

https://chemege.ru/wp-content/uploads/2023/12/Screenshot_49.png

На плане изображено домохозяйство по адресу: с. Авдеево, 3-й Поперечный пер., д. 13 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота. При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева – гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2). Перед жилым домом имеются яблоневые посадки. Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1м 1м × . Между баней и гаражом имеется площадка площадью 64 кв. м, вымощенная такой же плиткой.
К домохозяйству подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.

1.Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность четырёх цифр.

2Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плитки понадобилось купить, чтобы выложить все дорожки и площадку перед гаражом?

3. Найдите площадь, которую занимает жилой дом. Ответ дайте в квадратных метрах.

4. Найдите расстояние от жилого дома до гаража (расстояние между двумя ближайшими точками по прямой) в метрах.

5. Хозяин участка планирует устроить в жилом доме зимнее отопление. Он рассматривает два варианта: электрическое или газовое отопление. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в таблице.

Нагреватель (котёл)

Прочее оборудование и монтаж

Сред. расход газа / сред. потребл. мощность

Стоимость газа / электроэнергии

Газовое
отопление

24 тыс. руб.

18 280 руб.

1,2 куб. м/ч

5,6 руб./куб. м

Электр.
отопление

20 тыс. руб.

15 000 руб.

5,6 кВт

3,8 руб./( кВт ч )

Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовое оборудование. Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разность в стоимости установки газового и электрического отопления?

Подобные задания проверяют следующие умения:

Познавательные действия по работе с информацией и чтению

  • быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из незнакомого текста, представленную в скрытом или явном виде,
  • соотносить информацию из различных частей текста, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые фрагменты;
  • проводить анализ и обобщать прочитанное;
  • отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тексте информацию;
  • применять информацию из текста при решении учебно-практических задач;
  • ориентироваться в различных видах справочных изданий (справочные материалы);
  • соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.

Познавательные знаково-символические действия

Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, рисунки, схемы и др).

Познавательные действия по решению задач (проблем)

Владеть рядом общих приемов решения задач.

Познавательные логические действия

  • обобщить, интегрировать информацию;
  • строить на основании изученного текста собственные умозаключения, делать выводы.

   Замечу, что с данными заданиями справляются далеко не все обучающиеся.

Причина, конечно, в сложности заданий в том плане, что они требуют очень различных умений и компетенций от читательских до вычислительных и логических. Основой математической грамотности обучающихся являются базовые знания и умения. Не сможет школьник решить задачу практического содержания, если он не умеет считать, не знает действия с дробями, не умеет находить проценты от числа, не помнит формулы геометрии. Именно поэтому актуальной задачей развития математической грамотности было и остается формирование именно этих базовых умений у всех обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

В статье речь идет о проблеме формирования функциональной грамотности школьников основной и средней школы. Рассматриваются некоторые приемы, которые автор применяет в школьной практике....

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики...

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

Дано определение и сформулированы составляющие функциональной грамотности. Подробно излагаются цели, задачи и содержание функциональной математической грамотности. Приведены примеры практико-ориентиро...

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках физики

СБОРНИК ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ (ПОДОБРАНЫ ЗАДАНИЯ ПО КЛАССАМ)...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...