ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ И ДОМА
статья по физкультуре

Фомичева Светлана Николаевна

      Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы воспита-

ния здорового, гармонически развитого ребенка. В настоящее время это

является одной из основных задач семьи и школы. В решении этой задачи

первостепенную роль играют правильно организованные занятия физи-

ческой культурой и спортом в школе и во внеурочное время, рациональное

сочетание умственной деятельности и занятий физическими упражне-

ниями в режиме дня.

      Ключевые слова: физическое воспитание, школа, физическая дея-

тельность, физическая культура.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_fiz.vospit._detey_v_shkole_i_doma.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гафурзянова Эльвира Васильевна

учитель

МБУ «Школа №13 имени Б.Б. Левицкого»

г. Тольятти, Самарская область

Синицына Екатерина Александровна

учитель

МБУ «Школа №13 имени Б.Б. Левицкого»

г. Тольятти, Самарская область

Фомичева Светлана Николаевна

учитель

МБУ «Школа № 91»

г. Тольятти, Самарская область

Есина Марина Васильевна

учитель

МБУ «Школа № 91»

г. Тольятти, Самарская область

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

В ШКОЛЕ И ДОМА

      Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы воспита-

ния здорового, гармонически развитого ребенка. В настоящее время это

является одной из основных задач семьи и школы. В решении этой задачи

первостепенную роль играют правильно организованные занятия физи-

ческой культурой и спортом в школе и во внеурочное время, рациональное

сочетание умственной деятельности и занятий физическими упражне-

ниями в режиме дня.

      Ключевые слова: физическое воспитание, школа, физическая дея-

тельность, физическая культура.

       За правильную постановку физического воспитания в режиме дня

школы несут ответственность директор школы и организатор внекласс-

ной и внешкольной воспитательной работы. Задача родителей – органи-

зация и руководство мероприятиями по физической культуре и спорту

дома, в кругу семьи, т.е. родители также должны принимать самое актив-

ное участие в физическом воспитании детей.

     Что же включает в себя это понятие «физическое воспитание»?

Прежде всего строгое соблюдение режима дня, систематическое закали-

вание, ежедневные занятия физической культурой и регулярные занятия

спортом. Разнообразные движения необходимы для роста и жизнедея-

тельности организма ребенка. О том, что движения способствуют здоро-

вью, люди знали очень давно: еще 2,5 тысячи лет назад на одной из скал

древние эллины высекли: «Если хочешь быть сильным – бегай, ели хо-

чешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – тоже бегай».

Как же воспитать привычку к систематическим занятиям физическими

упражнениями? Начать нужно с правильной, рациональной организации

режима дня. Ребенок пошел в школу, естественно, изменился и режим его

дня, появились новые непривычные нагрузки, новые обязанности, и дви-

гаться он, к сожалению, стал гораздо меньше. Поэтому в данный период

при организации режима особое внимание следует уделить правильному

чередованию умственной деятельности, связанной к тому же со значи-

тельной статической нагрузкой, с физическими упражнениями. Специ-

альные научные исследования показали, что даже в те дни, когда по рас-

писанию в школе проводится урок физической культуры, у младших

школьников дефицит двигательной активности составляет 40%. Дока-

зано, что для компенсации естественной биологической потребности в

движение должен быть неимение 2 часа. Поэтому с первых дней нужно

научить первоклассника беречь и ценить время, строго соблюдать режим.

Несоблюдение режима, неумение планомерно распределять время отри-

цательно сказываются на растущем и развивающемся организме ребенка.

Когда мы видим вялого, нервозного, недостаточно физически развитого

ребенка, с плохой осанкой, то почти безошибочно можно сказать, что он

мало бывает на воздухе, малоподвижен, поздно ложится спать, а значит,

и недосыпает. Систематическое же недосыпание, несвоевременный

прием пищи, отсутствие занятий физическими упражнениями отрица-

тельно сказываются не только на физическом развитии, но и на психонев-

рологическом статусе ребенка.

     Твердый распорядок, предусматривающий все моменты двигатель-

ного режима, поможет детям так построить день, чтобы хватило времени

и на уроки, и на помощь дома, и на игры, развлечения, и на занятия спор-

том. Единого, удобного для всех режима, естественно, нет и быть не мо-

жет. Режим каждого ребенка может иметь те или иные особенности, ко-

торые определяются его индивидуальными склонностями, характером

увлечений и занятий, всем укладом жизни семьи. Однако всякий режим

должен строиться с учетом особенностей роста и развития ребенка, дина-

мики его умственной работоспособности и, конечно, с учетом школьных

и внешкольных занятий.

     Чтобы составить правильный распорядок дня, необходимо знать при-

мерную продолжительность основных режимных моментов. Основываясь

на научных исследованиях, рекомендациях лечебно-профилактических

учреждений, практике школьной жизни, к этим моментам обычно отно-

сят: учебные занятия в школе (в зависимости от возраста ребенка и класса,

в котором он учится, – от 3 до 6 час.), приготовление уроков дома (1–4

часа), внеклассные и внешкольные занятия (1–3 часа), пребывание на воз-

духе, игры, занятия спортом, прогулки, дорога в школу и обратно (2,5–3,5

часа), утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающие процедуры,

прием пищи, туалет, помощь по дому (2–2,5 часа), сон (8,5–11 час).

В занятиях физической культурой есть еще одна важная сторона – пси-

хологическая. Играя со своими сверстниками, состязаясь с ними на бего-

вой дорожке и спортивной площадке, дети вступают между собой в слож-

ные человеческие взаимоотношения, учатся отстаивать свои интересы,

беречь и ценить друзей, тренируют волю, воспитывают в себе смелость,

решительность. Под влиянием систематических занятий физической

культурой повышаются сила, подвижность и уравновешенность нервных

процессов. В результате нервная система приобретает способность быст-

рее приспосабливаться к новой обстановке, к новым видам деятельности.

Таким образом, регулярные занятия физическими упражнениями благо-

приятно сказываются на деятельности всего организма ребенка.

      Наибольшую долю в двигательном режиме учащихся следует отвести

подвижным играми самостоятельным занятиям физическими упражнени-

ями. В подвижных играх на воздухе дети утоляют жажду движения, раз-

ряжают накопившуюся энергию. Игра учит их смелости, предприимчиво-

сти, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит

считаться с коллективом, действовать в его интересах. Но если детей не

научить правильно использовать время, не организовать их, то двигатель-

ная активность зачастую бывает очень низкой. От родителей, особенно

тех, у кого дети младшего школьного возраста, требуется не только общее

наблюдение за самостоятельными играми, но и реальная помощь: они мо-

гут рассказать о тех играх, в которые играли сами, купить нужную книгу,

наконец, принять активное участие в оборудовании спортивной площадки

во, дворе, обеспечить детей спортивным инвентарем: мячами, скакал-

ками, санками, лыжами, коньками.

     Одна из целей самостоятельных занятий физическими упражнени-

ями – получить элементарные спортивные навыки. Какие именно? Для са-

мых маленьких это, в первую очередь, плавание, катание на санках,

ходьба на лыжах, катание на коньках, умение ездить на велосипеде

и т.п. Эти навыки, как правило, просты и доступны, лишь немногие при

обучении им требуют специальных знаний. К тому же в последние годы

выпущено много методической литературы.

     Даже пешеходная прогулка, если ее разумно организовать, может быть

отличным средством физической культуры и способом повышения двига-

тельной активности. Ходьба – прекрасное средство физической трени-

ровки, доступное и оказывающее благотворное влияние на весь орга-

низм – на органы пищеварения, железы внутренней секреции, нервную

систему, дыхание. Столь же благотворно действует на организм оздоро-

вительный бег, завоевывающий все новых и новых поклонников. Но обя-

зательно следует соблюдать разумные дозировки в нагрузках. Младшие

школьники должны заниматься бегом, под наблюдением родителей, стар-

шие могут тренироваться самостоятельно.

      Прогулки за город, туристические походы вместе с детьми в воскрес-

ные дни будут не только приятным отдыхом, дарящим радость общения с

природой, возможностью многому научить своих детей, но и значитель-

ной физической нагрузкой, тренировкой в овладении различными двига-

тельными навыками.

      Эффективность занятий физической культурой в семье будет по-

настоящему высокой лишь при последовательном, ежедневном их прове-

дении без скидки на занятость, усталость и т.п. И конечно, все наставле-

ния родителей о пользе и значении утренней гимнастики, закаливания, за-

нятий спортом останутся словами, если они сами не будут следовать им.

Личный пример родителей лучше всяких наставлений. Именно от родите-

лей от того, насколько правильно, умело и настойчиво они возьмутся за

дело, зависит физическое развитие и здоровье детей.

Список литературы

1. Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1–4 кл. ФГОС 15 г. / М.И. Баку-

нина. – М.: Гостехиздат, 2015. – 924 c.

2. Физическое воспитания детей, в школе и дома [Электронный ресурс]. – Режим до-

ступа: https://multiurok.ru/blog/fizichieskoie-vospitaniia-dietiei-v-shkolie-i-doma-4.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах.

Дополнительного образования в совершенствовании физического воспитания детей и подростков в общеобразовательных школах....

ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...

Физическое воспитание детей в школе и дома.

Статья содержит рекомендации по физическому воспитанию в школе и дома....

Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)

Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)...

Физическое воспитание детей в школе и дома.

Материалы статьи содежат информацию о видах физических занятий с детьми...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, В ШКОЛЕ И ДОМА.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, В ШКОЛЕ И ДОМА....