ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
презентация к уроку по физкультуре (10 класс)
Дать характеристику факторам, влияющим на двигательную активность школьников старшего возраста и определить влияние различных двигательных режимов на физическое состояние и здоровье обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект исследования: учебно-образовательный процесс Предмет исследования: двигательные режимы физической активности старших школьников Цель исследования: дать характеристику факторам, влияющим на двигательную активность школьников старшего возраста и определить влияние различных двигательных режимов на физическое состояние и здоровье обучающихся .
Задачи исследования Провести анализ литературных источников по теме исследования и факторы, влияющие на двигательную активность школьников Изучить функциональное состояние и физическую подготовленность обучающихся при различных двигательных режимах по данным литературных источников и собственных наблюдений. Дать комплексную оценку состояния здоровья школьников старшего возраста с различными двигательными режимами
Гипотеза исследования: Рационализация двигательного режима, гигиенического нормирования суточной величины двигательной активности, будет содействовать укреплению состояния здоровья и профилактики гипокинезии и гиперкинезии в подростковом возрасте.
Организация исследования С целью изучения воздействия различных двигательных режимов на состояние здоровья были проведены исследования, в которых принимали участие школьники 16-17 лет МБОУ «Школа № 16» г. Ростова-на-Дону. В первой группе (контрольной) было 9 мальчиков и 13 девочек, во 2-ой группе (экспериментальной) - соответственно 10 мальчиков и 11 девочек.
Организация исследова ния Обучающиеся 1-ой группы (контрольной) занимались физической культурой по школьной программе без использования дополнительных занятий физическими упражнениями. Двигательная плотность урока составляла 50-60%, средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) - 120-130 в минуту. Двигательный режим 2-ой группы (экспериментальной), включал помимо 3-х уроков физкультуры в неделю, ежедневное проведение на большой перемене (20-25 мин.) подвижных игр умеренной и большой интенсивности. В недельном цикле эта форма занятий составила 135 мин. или 3 ч. 15 мин. С учетом 3-х уроков физкультуры недельный цикл занятий во 2-ой группе составил больше 5 часов организованных занятий физическими упражнениями. Следует отметить, что уроки физкультуры в данной группе имели повышенную двигательную активность (70%) и включали беговые и прыжковые упражнения. Средняя ЧСС на уроках и занятиях играми равнялась 140-150 в минуту.
Результаты исследования и их обсуждение в начале в конце Рисунок 1 – Сравнительные показатели физической подготовленности юношей контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце педагогического эксперимента
Результаты исследования и их обсуждение в начале в конце Рисунок 2 – Сравнительные показатели физической подготовленности девушек контрольной и экспериментальной группы
Результаты исследования и их обсуждение в начале в конце Рисунок 3 – Сравнительные показатели функциональных проб с задержкой дыхания у юношей контрольной и экспериментальной группы
Результаты исследования и их обсуждение в начале в конце Рисунок 4 – Сравнительные показатели функциональных проб с задержкой дыхания у девушек контрольной и экспериментальной группы
Результаты исследования и их обсуждение Рисунок 5 – Сравнительные показатели комплексной оценки здоровья обучающихся
Выводы 1. Двигательная активность, являясь незаменимым фактором жизнедеятельности человека, оказывает наиболее благоприятное воздействие на растущий организм только в пределах оптимальных величин. Как недостаток, так и избыток движений приводит к патологическим сдвигам в организме, в результате чего возникает гипокинезия или гиперкинезия. Оптимальная величина двигательной активности меняется в зависимости от возраста и пола детей и подростков, поскольку биологическая потребность в движениях у них различная. Потребность в движениях подвержена колебаниям на протяжении года. Число естественных локомоций у подростков в осенний и особенно зимний период снижается, а весной и особенно летом - значительно возрастает. Суточная двигательная активность тесно связана с биологическими ритмами, в соответствии с которыми периоды наибольшей двигательной активности наблюдаются между 9 и 12 часами и между 15 и 18 часами. Иными словами, функциональное состояние организма представляет собой двугорбую кривую с подъемом в указанные часы. Для большей эффективности тренировки целесообразно планировать в указанные периоды времени. По результатам собственных исследований увеличение двигательного режима обучающихся старших классов до 5 часов вместо обычных 3-х часов при занятиях физкультурой в школе за счет факультативных занятий, предусматривающих ежедневное проведение на большой перемене подвижных игр, повышает резистентность организма к неблагоприятным факторам и улучшает показатели физической подготовленности.
Практические рекомендации Для удовлетворения потребностей детей в движениях и обеспечения быстрого включения их в активную работу на уроках, учебным занятиям в школе должна предшествовать гигиеническая гимнастика, продолжительность которой должна составлять 6-10 минут. Занятия физической культурой в школе целесообразно проводить после третьего урока, когда возникает все нарастающее умственное утомление после длительного пребывания школьников в статическом положении. Физическая нагрузка на уроках физкультуры должна быть наиболее интенсивной в первую половину дня и составлять 20-30% суточного объема, движений. Это первая «вершина» двигательной активности на протяжении суток. Вторая и наибольшая - спортивные занятия или физический труд после школы (между 16-18 часами) Занятия физическими упражнениями, виды мышечной деятельности должны быть разнообразными, но сбалансированными в количественном отношении с потребностями и возможностями растущего организма. для профилактики гипокинезии необходимо увеличение динамического компонента в основных формах физического воспитания и трудового обучения, а также внедрение внеурочных форм физического воспитания, таких как, в частности, подвижные игры на большой перемене. Привлечение к спортивно-массовой работе и общественно полезному труду подростков должно осуществляться с учетом возрастно-половых особенностей их организма.
Благодарю за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование физического здоровья учащихся через оптимизацию двигательного режима и физической подготовленности (качеств) в процессе здоровьесберегающей деятельности.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников из-за растущей учебной нагрузки и гиподинамии на общем фоне социально-психологического дискомфорта. По о...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАНИМАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
1. Школьный возраст - это самое благоприятное время воспитания физических качеств. При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать половые, возрастные, индивидуальные ос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/21/picture-554511-1419183008.jpg)
"Влияние специального двигательного режима для успешного отбора в группы баскетбола"
Исследовательская работа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-590981-1424166728.jpg)
" Влияние занятий атлетической гимнастикой на физическое развитие юношей старших классов"
Влияние занятий атлетической гимнастикой на физическое развитие юношей старших классов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/10/picture-697833-1449764710.jpg)
Влияние занятий футболом на уровень физического развития школьников
Влияние занятий футболом на уровень физического развития школьников...
Влияние занятий лёгкой атлетикой на физическое развитие школьников
Хотя современный прогресс изменяют жизнь человека к лучшему, но развитие городов во многом определяет его отчуждение от природы. У людей понемногу уменьшается двигательная активность, что в совокупнос...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/21/picture-1459757-1676978093.jpg)
Укрепление и сохранение физического здоровья обучающихся , формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников
Сущность педагогической системы, по которой работаю,заключается в личностно - ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой,...