Методика воспитания ловкости
статья по физкультуре

Материал предназначен для учителей физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методика   воспитания   ловкости

      Ловкость - это способность человека быстро осваивать новые движения и успешно действовать в переменных условиях.

     Ловкость является в известной мере качеством врожденным, однако в процессе тренировки ее в значительной степени можно совершенствовать.

     Любое движение, любой технический прием строится на основе старых координационных связей, из знакомых спортсмену двигательных элементов. Поэтому способность быстро и точно овладевать новыми движениями во многом зависит от того, какой запас двигательных навыков уже накоплен спортсменом. В связи с этим основная задача тренировки по воспитанию ловкости заключается в накоплении запаса элементов движений и совершенствовании способности к их объединению в более сложные двигательные навыки.

     Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела. Иными словами, чем точнее ощущает спортсмен свои движения, тем более высока его способность ко всякого рода двигательной перестройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками.

    Наиболее распространенные средства воспитания ловкости - это элементы акробатики, спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол, теннис), гимнастические упражнения. Подбор средств должен быть подчинен основному принципу - в упражнениях должен всегда содержаться элемент новизны, движения нужно постоянно усложнять, т. е. практически почти каждое общеразвивающее упражнение может рассматриваться как упражнение направленное на воспитание ловкости, если в него постоянно вносить изменения, создавать непривычные, новые условия выполнения (например, при помощи различных исходных положений).

     Упражнения на ловкость требуют повышенного внимания и точности движений. Поэтому их целесообразно включать в первую половину занятия, когда спортсмен еще достаточно внимателен и собран. Не следует применять их в большом количестве и длительными сериями: они быстро утомляют нервную систему и, следовательно, перестают оказывать тренирующее воздействие.  

      Несколько слов о возрастных особенностях применения упражнений на ловкость.

      Принято считать, что дети гораздо быстрее, чем взрослые, овладевают новыми навыками. Эта особенность проявляется в различном возрасте по-разному, что обязательно должно учитываться при подборе упражнений для воспитания ловкости.

     Для детей 6-8 лет достаточно эффективны простые общеразвивающие упражнения. Применяя их, следует придерживаться двух методических принципов: во-первых, каждое упражнение должно выполняться правильно, чисто; во-вторых, необходимо максимально разнообразить упражнения, широко используя различные исходные положения, амплитуду, скорость движений. Основная задача в занятиях с детьми этого возраста (с точки зрения воспитания ловкости) – сформировать возможно большее количество простейших двигательных навыков, разучить и чисто выполнять как можно больше простых упражнений. Наиболее рациональными средствами являются различные спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч), проводимые по упрощенным правилам.

       Для возрастной группы 9-10 лет применяют те же упражнения, но усложняя их. Целесообразно включать в занятия элементы акробатики, специальные координационные упражнения со скакалкой, с обручем, булавами.

       Для детей и подростков в возрасте 11-12 и 13-14 лет нужно в течение всего года планировать специальные координационные упражнения с постепенно возрастающей сложностью. И все же для всех возрастных групп, в том числе и для более старших спортсменов, основным упражнением, развивающим ловкость, пожалуй, являются спортивные игры.

     Упражнений на «ловкость» в практике спорта применяется огромное количество. Не останавливаясь на них подробно  следует рассмотреть основные принципы их применения и привести некоторые примеры.

      Усложнение выполнения обычных упражнений.

1. В ходьбе по кругу на каждый шаг выносить вперед одноименную с ногой руку, чередуя этот вид ходьбы (иноходь) с обычным и добиваясь быстрой перестройки.

2. В ходьбе выполнять движения руками не в такт движений ногами - один цикл движений руками на четыре шага или два цикла движений руками на два шага.

3. В прыжке вверх хлопок ладонями над головой, перед грудью, за спиной.

4. В ходьбе по кругу глубокий наклон вправо и влево на каждый шаг, на два, три и четыре шага.

5. Круги прямыми руками вперед и назад, одновременно сжимая кисти в кулак. Упражнение постепенно усложняется: сначала менять темп сжимания кистей (сохраняя прежний темп кругов руками), затем прибавлять к первым двум движениям медленные наклоны вправо и влево.

6. Прыжки со скакалкой, одновременно поворачивая голову вправо и влево - сначала на каждый прыжок, затем на каждые два прыжка и, наконец, асинхронно.

       Выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений.

1. Прыжок в длину с места, стоя боком, спиной к направлению прыжка.

2. Бросок мяча в баскетбольную корзину из положения сидя.

3. В ходьбе по кругу спиной вперед выполнять подскоки на одной и двух ногах, наклоны в сторону, рывки и круги прямыми и согнутыми руками.

Зеркальное выполнение упражнений. Тренер становится лицом к спортсменам и выполняет различные упражнения. Спортсмены копируют его движения, как в зеркале, т. е. если тренер поднял правую руку, спортсмены поднимают левую.

Специальные упражнения «на ловкость». 

1. Жонглирование двумя, тремя мячами.

2. Ходьба по кругу, удерживая на голове набивной мяч. Упражнение постепенно усложняется выполнением различных движений руками (сжимание кистей в кулак, круги и рывки прямыми и согнутыми руками).

3. Вращение ватерпольного (баскетбольного) мяча на кончике пальца. Упражнение постепенно усложняется дополнением движений для свободной руки, движений спиной вперед.

4. Упражнения с обручем "хула-хуп".

5. Упражнения с булавами.

Специальные асимметричные упражнения.

1. Стоя, правую руку вперед-вверх, левую в сторону-вверх; опустить руки. Повторить, сменив положение рук.

2. Стоя, правую руку вверх, левую вперед; опустить руки. Повторить, сменив положение рук.

3. Стоя, на счет «раз» правую руку вперед, левую в сторону; на счет «два» правую руку вниз и вперед, левую вниз и в сторону; на счет «три» правую руку вниз и в сторону, левую вниз и вверх, на счет «четыре» правую руку вниз и вверх, левую вниз и в сторону. Повторять упражнение в различном темпе.

4. Стоя, на счет «раз» правую руку в сторону-вверх. левую вперед-вверх; на счет «два» правую руку в сторону-вниз, левую вперед-вниз; на счет «три» правую руку вперед-вверх, левую в сторону-вверх; на счет четыре правую руку вперед-вниз, левую в сторону-вниз.

5. Стоя, на счет «раз-два» правой рукой большой круг вправо, левой малый круг влево; на счет «три-четыре» правой рукой большой круг вправо, левой малый круг вправо. Повторить, сменив положение рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для внеклассной работы старших школьников "В каждом человеке солнце, только дай ему светить"солнечная методика воспитания

Мастерская о ценности индивидуальности человека.Для педагогов и школьников.Творческий потенциал данной мастерской вдохновляет и удивляет. В каждой новой аудитории рождаются новые резонансы, прои...

Методика воспитания скоростных качеств юношей 12-14 лет, занимающихся тхэквондо

Предложенный  материал дает основание говорить о существенном влиянии индивидуальных особенностей подростков на динамику возрастного развития тех или иных двигательных способностей и морфологичес...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 03.06. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Учебно-методический комплекс по дисциплине СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ  (далее УМКД)  является частью профессиональ...

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Методика развития ловкости в баскетболе.

Ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения. Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность и время выполнения....

"Методика воспитания ловкости"

В работе обращено внимание на основы теории координационных способностей, проявление ловкости....