Дополнительное образование
рабочая программа по физкультуре

Программа дополнительного образования "Настольный теннис"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-futbol.docx628.49 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное        автономное учреждение дополнительного  образования «Спектр»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мини-футбол»

Направленность: физкультурно-спортивная

Возраст: 7-11 лет 

Срок реализации: 9 месяцев (72 часа)

Разработчик:

Бекетов Сергей Викторович

педагог дополнительного образования

пгт. Излучинск, 2023


  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мини-футбол» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

Примерной программой воспитания, утверждённой на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020 г. (http://form.instrao.ru);

Методическими рекомендациями «Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования» по вопросам разработки и реализации раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей;

Уставом  МАУ ДО "Спектр";

Локальными актами образовательной организации.

Уровень освоения программы: базовый

Направленность программы физкультурно-спортивная

          Актуальность программы.  Футбол - самый массовый, самый зрелищный, самый игровой из всех игровых видов спорта. Футбол можно использовать в общеобразовательной школе, как часть программы по физической культуре, футбол преподаётся в спортивных школах, где готовят технически, тактически грамотных игроков. В футбол играют в командах мастеров, где футбол - это профессия человека. Есть футбол мужской и женский, это говорит о том, что футбол интересен всем!

Отличительные особенности программы. Программа помогает адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям ребёнка, также она обращена как к самым простым, так и к сложным подросткам.

Успешность обучению футболу детей прежде всего обусловлена адекватностью программы обучения, средств и методов, которые использует преподаватель, возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. Возрастные, половые и индивидуальные различия ребёнка являются важнейшими причинами, которые определяют эффективность освоения отдельных элементов и приёмов техники футбола.

            Адресат программы: обучающиеся 7-11лет.

Состав группы – 8-10 обучающихся.

Объем и срок освоения программы: 72 часа (9 месяцев).  

Первое полугодие – 4 месяца, 32 часа, второе полугодие – 6 месяцев, 40 часов.

Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий.

Особенности организации образовательного процесса. Формы проведения занятий – групповые (учебно-тренировочные занятия, комплексные занятия, интегрированные занятия, открытые занятия, соревновательные).        Программа направлена на укрепление здоровья и физической подготовленности обучающихся. В ней отражены основные принципы подготовки обучающихся, результаты научных исследований, опыт работы школьных спортивных секций и спортивных школ по футболу.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.

Квалификация педагога соответствует профилю программы.

1.2.Цели и задачи реализации программы

Цель программы: достижение воспитанниками высокого уровня образованности в плане истории и развития футбола;

-гармоничное развитие физических и духовных сил подрастающего поколения.

Задачи программы:

  • Создание условий для развития личности ребёнка;
  • Развитие мотивации юного футболиста к познанию и творчеству;
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и подростка;
  • Приобщение обучающихся к достижениям мировой культуры, российским традициям, национальным особенностям региона;
  • Укрепление психического и физического здоровья;
  • Создание условий для профессионального самоопределения и творческой самореализации юного спортсмена;
  • Упражнения для изучения техники, тактики футбола и совершенствование в ней
  • Общефизические упражнения
  • Специальные физические упражнения
  • Игровая практика.

Упражнения каждой группы отличаются по специфике воздействия и в результате этого применения для решения конкретных задач каждого очередного этапа обучения. Соотношение упражнений каждой группы на разных этапах обучения различно и зависит от стоящих на данном этапе задач. Поскольку к средствам физического воспитания помимо физических упражнений относятся естественные силы природы, гигиенические факторы, то выполнение физических упражнений в процессе обучения футболу неотделимо от комплексного гигиенического воздействия на занимающихся условий «открытого воздуха» и естественных сил природы. Таким образом, футбол по остроте биологического воздействия на организм обучающегося является  уникальным видом физических упражнений.

      Специальная физическая подготовка строится с учетом особенностей игровой деятельности футболиста и включает упражнения, способствующие развитию специальных качеств юного футболиста.

      Интенсивность и продолжительность упражнений, соотношение общей и специальной физической подготовки определяется возрастными особенностями воспитанников и уровнем их подготовки.

1.3.Планируемые результаты:

        В соответствии с требованиями к результатам освоения дополнительных

общеобразовательных программ (Приказ Министерства просвещения РФ от

09.11.2018 г. № 196) Программа направлена на достижение обучающимися

личностных, метапредметных и предметных результатов по виду спорта «Футбол».

Личностные результаты:

- проявлять чувства гордости за спортивную державу – Россию через

достижения Национальной сборной команды страны по футболу на Чемпионатах

мира, Чемпионатах Европы, Олимпийских играх;

- проявлять уважительное отношение к сверстникам, культуру общения и

взаимодействия;

- проявлять положительные качества личности и управление своими эмоциями

в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство при достижении

поставленных целей на основе представлений о нравственных нормах, социальной

справедливости и свободе;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, нахождение с ними

общего языка и общих интересов;

- понимать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять1 цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств и способов её осуществления;

- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия,

собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

- уметь характеризовать действия и поступки, давать им анализ и объективную

оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- понимать причины успеха/неудачи учебной деятельности;

- определять общие цели и пути ее достижения; адекватная оценка собственного

поведения и поведения окружающих;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и

занятий физической культурой;

- обеспечивать сохранность спортивного инвентаря и оборудования.

Предметные результаты:

- формировать представление о роли и значении занятий футболом как

средством укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств

человека;

- формировать знания по истории возникновения игры в футбол, достижениях

сборной России, о легендарных отечественных футболистах, тренерах;

- формировать навыки безопасного поведения во время занятий футболом,

правил личной гигиены, требований к спортивной одежде и обуви, спортивному

инвентарю для занятий футболом;

- выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений;

- выполнять упражнения на развитие быстроты, ловкости, гибкости, а также

специальные упражнения для формирования технических действий футболиста;

- выполнять различные виды передвижений: бег, прыжки, остановки, повороты

с изменением скорости, темпа и дистанции в учебной, игровой и соревновательной

деятельности;

- выполнять индивидуальные технические приемы владения мячом: ведение,

удары, остановки/прием, обманные движения (финты), отбор мяча;

- выполнять базовые тактические комбинации: в парах, в тройках; забегания,

смещения;

- участвовать в учебных играх в уменьшенных составах, на уменьшенной

площадке, по упрощенным правилам;

- выполнять контрольно-тестовые упражнения по общей и специальной

физической подготовке и оценке показателей физической подготовленности

обучающихся;

- демонстрировать во время учебной и игровой деятельности волевые,

социальные качества личности, организованности, ответственности;

- проявлять уважительное отношение к сверстникам, проявлять культуру

общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей

в учебной и игровой деятельности на занятиях футболом.

1.4. Содержание программы.

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Теоретическая подготовка

3 ч

 беседа

1.1

Введение. Техника безопасности. Физическая культура, спорт, футбол в России

1 ч

1.2

Влияние физических упражнений на организм человека Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

1 ч

1.3

Правила игры, организация соревнований. Основы техники и тактики игры футбол

1 ч

2

Общая физическая подготовка

8 ч

диагностика

3

Специальная физическая подготовка

10

диагностика

3.1

Техника передвижения. Комплексы упражнений

на координацию и частоту/быстроту беговых движений

ногами

4

4 ч

3.2

Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола

(с мячом и без мяча)

6

6 ч

4

Техническая подготовка

25 ч

диагностика

4.1

Элементы владения футбольным мячом

8

8 ч

4.2

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты

8

4.3

- внешней частью подъема стопы

2

2 ч

4.4

- средней частью подъема стопы

2

2 ч

4.5

- внутренней частью подъема стопы

2

2 ч

4.6

 - внутренней стороной стопы

2

2 ч

4.7

Удары и передачи по мячу:

5

5 ч

4.8

 - внутренней стороной стопы (по неподвижному мячу и катящемуся)

3

3 ч

4.9

- внутренней частью подъема стопы (по неподвижному мячу)

2

2 ч

4.10

Остановка мяча:

4

4 ч

4.11

- стороной стопы

2

2 ч

4.12

- подошвой

2

2 ч

5

Тактическая подготовка

5 ч

диагностика

5.1

Нападение и защита в игровых заданиях

1х1, 2х1,2х2, 3х3 

5

6

Учебные игры и соревнования

18 ч

18ч

соревнования

7

Контрольные и итоговое занятия

3 ч

аттестация

Итого часов:

72

3

66

1.5. Содержание учебного  плана.

1. Теоретическая подготовка

1.1.Введение. 

Теоретическая часть: инструктаж по технике безопасности и охране труда во время занятий футболом. Правила внутреннего распорядка и поведения в помещениях и в месте проведения занятий. Физическая культура, спорт, футбол в России.

1.2 Влияние физических упражнений на организм человека Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Требования к спортивной форме, одежде и обуви. Ознакомление с режимом тренировочной деятельности, учебой и отдыхом. Медицинский допуск и медицинское обследование. Понятие о технике и тактике в футболе.

1.3 Правила игры, организация и проведение соревнований по футболу. Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.

2. Общая физическая подготовка

3. Специальная физическая подготовка

         Теоретическая часть (в процессе практической части занятия).

3.1 Техника передвижения. Комплексы упражнений на координацию и частоту/быстроту беговых движений ногами. Физические качества и методы их развития. Корригирующие комплексы. Методика выполнения упражнений на развитие двигательных качеств. Организационные команды. Вспомогательные технические средства тренировки (способы передвижения).

Практическая часть.

Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Комплексы корригирующей гимнастики с мячом. Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения туловища, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ног вперёд, в стороны, назад. Упражнения с футбольным мячом на координацию. Акробатические упражнения. Легкоатлетические упражнения: бег 30 м. на скорость, повторный бег до 3 х 30 м., до 2 х 60 м., бег по пересечённой местности (кросс) до 800 м., бег 200 и 500 м. Подвижные игры без мяча.

Специальные упражнения с предметами и без предметов. Специальные беговые упражнения: бег на 10–15 м. из различных стартовых положений – сидя, с бега на месте, лёжа; ускорения на 15, 30 м. без мяча и с мячом. Бег с различными способами передвижения: бег прыжками, бег с изменением направления до 180º, бег боком и спиной вперёд (наперегонки), бег с приставными шагами, скрестный шаг, бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени назад и др. Специальные упражнения для развития ловкости: прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; выполняя в прыжке поворот до 180º, прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики.

3.2Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола и мячом. Комплексы упражнений на быстроту (частоту) ног с фишками или координационной лестницей.

4.Техническая подготовка

Теоретическая часть (в процессе практической части занятия). Техника в футболе приемов с мячом, применяемые в играх и в упражнениях. Техническое мастерство .

Практическая часть.

Ведение мяча. Ведение мяча внутренней стороной подъема левой или правой ноги часто применяется в игре. Легкие удары по мячу внешней стороной подъема. Остановка/прием мяча. Остановка подошвой. Остановка внутренней стороной стопы или неполная остановка летящего или катящегося навстречу мяча. Остановка мяча внешней стороной стопы. Остановка мяча подъемом или носком. Удары по мячу. Удар внутренней стороной стопы. Удар серединой подъема стопы. Удар внутренней частью подъема стопы. Удар носком. Удар пяткой. Финты. Финт «ложная остановка». Финт «уход с мячом». Финт «оставь мяч партнеру». Отбор мяча.Отбор мяча в выпаде/выбивание.

5.Тактическая подготовка

Теоретическая часть (в процессе практической части занятия). Понятие о тактике. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые действия.

Практическая часть.

Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное применение тех или иных приемов техники владения мячом. Применение необходимого способа удара по мячу, остановок. Использование ведения и применение различных видов обводки. Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. Применять отбор мяча. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам. Групповые действия. Уметь играть в обороне и взаимодействовать при выполнении противником стандартных комбинаций.

6.Учебные и тренировочные игры. 

Совершенствование индивидуальных и групповых действий.

Соревновательная деятельность

Теоретическая часть (в процессе подготовки к соревнованиям). Инструктаж по охране труда и технике безопасности во время проведения и участия в соревнованиях по футболу. Психологический настрой на игру, на победу.

Практическая часть. Организация и участие в соревнованиях различного уровня в формате игры 3 против 3 или 4 против 4 на площадках не более чем длинна 30 м и ширина 20 м с маленькими воротами без вратарей и положения «вне игры».

            7.Контрольные занятия

Теоретическая часть (в процессе подготовки к контрольным занятиям).

Методика выполнения контрольно-тестовых упражнений по общей и специальной физической подготовке, а также выполнение технических элементов футбола. Условия выполнения контрольно-тестовых упражнений. Подготовка к промежуточной аттестации. Подготовка к итоговой аттестации.

Итоговое занятие

Теоретическая часть. Подведение итогов после каждого года обучения. Подведение итогов промежуточной и итоговой аттестации. Вручение документов об окончании обучения по программе дополнительного образования «Футбол».

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

 2.1. Календарный учебный план.

Начало учебного года - 1 сентября, окончание учебного года - 31 мая

Продолжительность учебного года - 36 учебных недель

Этапы образовательного процесса

1полугодие-17 учебных недель (основные работники)

01.09.2023- 28.12.2023

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

25.12.2023 - 22.01.2024

Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия

29.12.2023 - 08.01.2024

Зимние каникулы

2 полугодие — 19 учебных недель

09.01.2024 - 31.05.2024

Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты

27.03 2024 - 30.03.2024

Весенние каникулы

22.05.2024- 18.05.2024

Итоговая аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, мероприятия, выставки, концерты

01.06.2024-31.08.024      Работа в летний период Реализация краткосрочных программ, мастер-классы, работа профильных отрядов

Нерабочие праздничные дни:

1 января — 8 января – Новогодние каникулы, 7 января —Рождество Христово, 23 февраля - День защитника Отечества, 8 марта — Международный женский день, 1 мая — Праздник Весны и Труда, 9 мая — День Победы, 12 июня — день России, 4 ноября - День народного единства

Тематический план

        

п\п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Название раздела, темы

Форма аттестации контроля

1 полугодие

1.

сентябрь

6

15.20-16.00.

Теоретическая подготовка

1

1.Теоретическая подготовка

1.1Введение. Техника безопасности. Физическая культура, спорт, футбол в России

Инструктаж по ТБ

2.

6

16.10-16.50

Теоретическая подготовка

1

Влияние физических упражнений на организм человека Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

Инструктаж по ТБ

3.

13

15.20-16.00.

Общая физическая подготовка

1

Правила игры, организация соревнований. Основы техники и тактики игры футбол

беседа

4.

13

16.10-16.50

Общая физическая подготовка

1

2.Общая физическая подготовка. Физподготовка. Челночный бег, футбол, изучение упражнения «квадрат».

5.

20

15.20-16.00.

Общая физическая подготовка

1

Физподготовка. Бег, прыжки по лестницам, футбол, изучение упражнения «контроль мяча».

6.

20

16.10-16.50

Общая физическая подготовка

1

Физподготовка. Прыжки через барьер 2 серии через круг легкого бега, футбол.

7.

27

15.20-16.00.

Общая физическая подготовка

1

Физподготовка. Бег с изменением направления, «квадрат», футбол.

8.

27

16.10-16.50

Общая физическая подготовка

1

Физ.подготовка. Челночный бег, прыжки через барьер, футбол.

9.

октябрь

4

15.20-16.00.

Общая физическая подготовка

1

Физ.подготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль
мяча».

10.

4

16.10-16.50

Общая физическая подготовка

1

Физ. подготовка. Челночный бег + удары по воротам, футбол

11.

11

15.20-16.00.

Общая физическая подготовка

1

Физ. подготовка. Челночный бег + удары по воротам, футбол

12.

11

16.10-16.50

Техническая подготовка

1

Специально физическая подготовка.

Техника передвижения.Комплексы упражнений на координацию, частоту и быстроту беговых движений ногами

диагностика

13.

18

15.20-16.00.

Техническая подготовка

1

Техника передвижения.Комплексы упражнений на координацию, частоту и быстроту беговых движений ногами

14.

18

16.10-16.50

Техническая подготовка

1

Техника передвижения.Комплексы упражнений на координацию, частоту и быстроту беговых движений ногами

15.

25

15.20-16.00.

Техническая подготовка

1

Техника передвижения.Комплексы упражнений на координацию, частоту и быстроту беговых движений ногами

16.

25

16.10-16.50

Техническая подготовка

1

Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола ( с мячом и без мяча).

17.

Ноябрь

8

15.20-16.00.

Техническая подготовка

1

Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола ( с мячом и без мяча).

18.

8

16.10-16.50

Техническая подготовка

1

Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола ( с мячом и без мяча).

19.

15

15.20-16.00.

Техническая подготовка

1

Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола ( с мячом и без мяча).

20.

15

16.10-16.50

Техническая подготовка

1

Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола ( с мячом и без мяча).

21.

22

15.20-16.00.

Техническая подготовка

1

Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола ( с мячом и без мяча).

22.

22

16.10-16.50

Техническая подготовка

1

Техническая подготовка

Элементы владения футбольным мячом

диагностика

23.

29

15.20-16.00.

Техническая подготовка

1

Элементы владения футбольным мячом

24.

29

16.10-16.50

Техническая подготовка

1

Элементы владения футбольным мячом

25.

Декабрь

6

15.20-16.00.

Техническая подготовка

1

Элементы владения футбольным мячом

26.

6

16.10-16.50

Техническая подготовка

1

Элементы владения футбольным мячом

27.

13

15.20-16.00.

Тактическая подготовка

1

Элементы владения футбольным мячом

28.

13

16.10-16.50

Тактическая подготовка

1

Элементы владения футбольным мячом

29.

20

15.20-16.00.

Тактическая подготовка

1

Элементы владения футбольным мячом

30.

20

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты

31.

27

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты

32.

27

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты

2 полугодие

33.

10

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты

диагностика

34.

10

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты

35.

Январь

17

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты

36.

17

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты

37.

24

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты

38.

24

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты- внешне частью подъема стопы

39.

31

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты- внешне частью подъема стопы

40.

31

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты- средней частью подъема стопы

41.

Февраль

7

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты- средней частью подъема стопы

42.

7

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты- внутренней частью подъема стопы 

43.

14

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты- внутренней частью подъема стопы

44.

14

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты- внутренней  стороной стопы

45.

21

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Ведение мяча (по прямой, с изменением направления движения), развороты- внутренней  стороной стопы

46.

21

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Удары и передачи по мячу

47.

28

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Удары и передачи по мячу

48.

28

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Удары и передачи по мячу

49.

6

15.20-16.00.

Тактическая подготовка

1

Удары и передачи по мячу

50

Март

6

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Удары и передачи по мячу

51.

13

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Удары и передачи по мячу: внутренней стороной стопы (по неподвижному мячу и катящемуся)

52.

13

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Удары и передачи по мячу: внутренней стороной стопы (по неподвижному мячу и катящемуся)

53.

20

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Удары и передачи по мячу: внутренней стороной стопы (по неподвижному мячу и катящемуся)

54.

20

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Удары и передачи по мячу: внутренней стороной стопы (по неподвижному мячу)

55.

Апрель

3

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Удары и передачи по мячу: внутренней стороной стопы (по неподвижному мячу)

56.

3

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Остановка мяча

57.

10

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Остановка мяча

58.

Апрель

10

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Остановка мяча

59.

17

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Остановка мяча

60.

17

16.10-16.50

Игровая подготовка

1

Остановка мяча: стороной стопы

61.

24

15.20-16.00.

Техническая подготовка

1

Остановка мяча: стороной стопы

62.

24

16.10-16.50

Техническая подготовка

1

Остановка мяча: подошвой

63.

Май

8

15.20-16.00.

Игровая подготовка

1

Остановка мяча: подошвой

64.

8

16.10-16.50

Тактическая подготовка

1

Тактическая подготовка.

Нападение и защита в игровых заданиях

1х1, 2х1,2х2, 3х3  

диагностика

65

15

15.20-16.00.

Тактическая подготовка

1

Нападение и защита в игровых заданиях

1х1, 2х1,2х2, 3х3

66.

15

16.10-16.50

Тактическая подготовка

1

Нападение и защита в игровых заданиях

1х1, 2х1,2х2, 3х3

67.

22

15.20-16.00.

Тактическая подготовка

1

Нападение и защита в игровых заданиях

1х1, 2х1,2х2, 3х3

68.

22

16.10-16.50

Тактическая подготовка

1

Нападение и защита в игровых заданиях

1х1, 2х1,2х2, 3х3

69.

29

15.20-16.00.

контрольные игры и соревнования

1

Учебные игры и соревнования

соревнования

70-72

29

16.10-16.50

контрольные игры и соревнования

1

Контрольные и итоговые занятия

аттестация

2.2. Условия реализации программы:

          Место проведения: МАУ ДО «Спектр», с. Большетархово, МБОУ «Излучинская ОСШ УИОП №1», каб. 2

Время проведения занятий:

Ср. 15.20-16.00, 16.10-16.50

Материально-техническое обеспечение программы

1. Спортивный зал, площадь которого должна быть не менее 4,0 м 2 на одного обучающего.

2. Футбольное поле уменьшенных размеров, допускается меньших размеров.

Футбольное поле/площадка на открытом воздухе должно быть травяным, грунтовым

с утрамбованным беспыльным грунтом, с искусственным травяным или резиновым

покрытием, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия.

3. При спортивном зале оборудуются помещения для переодевания и хранения

спортивного инвентаря и оборудования.

Примерный перечень инфраструктуры, оборудования, спортивного инвентаря и экипировки

- Футбольное поле/площадка   (30х20 минимум) шт. 1

-Спортивный зал (18х9 минимум) шт. 1

Оборудование и спортивный инвентарь

-Ворота футбольные (2х3) шт. 2

-Малые ворота (1,2х0,80) шт. 6

-Мяч футбольный № 3 шт. 20

-Мяч футбольный № 4 шт. 10

-Насос ручной шт. 1

-Сетка для мячей шт. 2

2.3. Формы аттестации

Большую роль в работе педагога играет комплексный контроль за уровнем подготовленности обучающихся. Теоретическая подготовка проверяется в ходе учебного занятия или соревновательной деятельности применительно к изучаемому на практике материалу. Контроль учебной деятельности ведется на основе оценки спортивной нагрузки. Эффективность контроля нагрузок влияет на качество управления тренировочной деятельностью.

Средством контроля за уровнем нагрузки на занятиях проводится по карте педагогического наблюдения за степенью утомления учащихся:

                                       

            При определении степени утомления обучающихся необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности организма ребенка. Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности обучающихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства.

           Формой контроля является мониторинг по общей физической, специальной и технической подготовке. Инструментарием мониторинга являются контрольно- 11 тестовые упражнения, разработанные с учетом возрастной категории и гендерной принадлежности обучающихся.

            Мониторинг проводится в конце первого полугодия - промежуточный контроль, а в конце учебного года – итоговая диагностика уровня подготовленности. Промежуточный контроль, диагностика уровня подготовленности проводится каждый учебный год, а в конце всего обучения (май) проводится итоговая аттестация за весь период обучения. Итоговая аттестация (итоговый мониторинг) обучающихся по программе «Футбол» проводится с целью определения соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам.

             По итогам аттестации обучающиеся получают соответствующий документ об окончании обучения.

            Форма документа определяется образовательной организацией.

            Контрольно-тестовые упражнения для обучающихся.

            Мальчики и девочки. Общая и специальная физическая подготовка:

1. Сгибание и разгибание рук в упоре/подтягивание в висе лежа на низкой перекладине;

 2. Прыжок в длину с места;

3. Челночный бег 3х10 метров;

 Техническая подготовка:

1. Удары по воротам на точность с места: - 6–8 лет – с 5 м., ворота 1 м.х1,5 м.

2. Ведение мяча 5-м., обводка 3-х стоек и удар по воротам: - 6–8 лет – с 5 м., ворота 1 м.х1,5 м.

3. Жонглирование правой и левой ногой футбольного мяча (количество раз).

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

             Методическая часть программы включает учебный материал по основным

видам подготовки, его распределение в годичном цикле; рекомендуемые объемы

тренировочных занятий и соревновательных нагрузок; организацию и проведение

врачебно-педагогического контроля; практические материалы и методические

рекомендации по проведению тренировочных занятий, воспитательной работы.

        Организационно- методические указания

         Цель подготовки обучающихся состоит в том, чтобы дети при переходе в

спортивные группы базового и углубленного уровня подготовки, а впоследствии в

спортивные школы по уровню подготовленности обладали потенциалом для

достижения спортивных результатов на соревнованиях различного уровня.

           Основное значение приобретает воспитательная работа по предупреждению

негативных явлений, связанных с отбором и отчислением «неперспективных»,

форсированной подготовкой «на результат», симптомами «звездной болезни» и т. п.

Подготовка юных футболистов должна ориентироваться на следующие положения:

 - создание комфортных и безопасных условий для занятий каждому

обучающемуся;

- усиление индивидуальной работы по овладению техническими приемами

футбола и их способы;

- индивидуальная тактическая подготовка как важнейшее условие реализации

технического потенциала отдельных футболистов и команды в целом;

- в физической подготовке обучающихся должно быть такое сочетание

тренировочных средств, которое обеспечивало бы соразмерность в развитии разных

физических качеств;

- содержание занятий на каждом этапе должно обеспечивать перспективное

опережение формирования спортивно-технических умений и навыков;

- повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей

к футболу.

          Выполнение поставленных задач предусматривает проведение практических и

теоретических занятий; обязательное выполнение учебного плана, выпускных и

переводных контрольных нормативов; проведение товарищеских игр; создание

условий для проведения регулярных и круглогодичных занятий; организация

систематической воспитательной работы, прививание детям навыков спортивной

этики, организованности, дисциплины, преданности своему коллективу; четкая

организация учебно-воспитательного процесса, использования данных науки и

передовой практики; привлечение родительского актива к регулярному участию в

организации учебно-воспитательной работы школы.

             При определении тренировочных нагрузок, при осуществлении развития

физических качеств обучающихся, при обучении их технике и тактике необходимо

учитывать индивидуальные особенности детей и сенситивные фазы развития того

или иного физического качества.

           В сенситивные периоды необходимо акцентированно воздействовать на

развитие соответствующих качеств. Однако нельзя забывать об «отстающих»

качествах, их развитию также должно уделяться внимание, следует соблюдать

соразмерность в развитии физических качеств, имеющих в основе своей разные

физиологические механизмы (общая выносливость и скоростные качества, общая

выносливость и сила).

          Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия

зависит от конкретных задач обучения на этапе и от условий, в которых проводятся

занятия. Так, на начальном этапе обучения большое время уделяется средствам

футбола, то есть техническим элементам и составляет 60-70 % и специальной

физической подготовке - 30-40 % времени, отводимого на занятия.

Нецелесообразно выделять отдельные занятия на общую физическую

подготовку. Рекомендуется в подготовительной части больше проводить подвижные

игры, уделять внимание к подготовке к сдаче нормативов, установленных для данной

учебной группы.

             Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением

детей технике и тактике футбола. Основным средством ее являются специальные

упражнения (подготовительные). Особенно большую роль играют эти упражнения на

начальном этапе обучения.

           Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для

овладения техникой и тактикой игры: силу мышц рук, туловища, ног, силу и быстроту  сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, быстроту

реакции ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, умение

ориентироваться на площадке, быстроту перемещений в ответных действиях на

сигналы, специальную выносливость, ловкость и специальную гибкость.

Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений

составляет отличительную особенность обучения детей технике игры.

Формирование тактических умений начинается с развития у обучающихся

быстроты реакции и ориентировки, сообразительности и специфических умений

игровой деятельности. Сюда относится умение принять правильное решение и

быстро выполнять его в различных играх; умение взаимодействовать с другими

игроками, чтобы добиться победы над соперником; умение наблюдать и быстро

выполнять ответные действия.

          Большое место в подготовке футболистов занимает интегральная подготовка.

Основы интегральной подготовки составляют упражнения, при помощи которых

одновременно решаются вопросы по физической и технической подготовке (развитие

качеств в рамках структуры двигательного действия, развитие специальных

физических качеств посредством многократного выполнения приемов); технической

и тактической подготовки (совершенствование приемов в рамках тактических

действий, а также посредством многократного выполнения тактических действий –

индивидуальных, групповых, командных); переключения в выполнении технических

приемов и тактических действий отдельно в нападении, защите и сочетании

нападающих и защитных действий. Подвижные, учебные и контрольные игры служат

формой интегральной подготовки.

            В подготовку обучающихся органически входят соревновательная

деятельность, но без акцента на результат, при этом она является не только

непосредственной целью занятия, но и эффективным средством специальной

подготовки. Соревнования имеют определенную специфику, поэтому воспитать

необходимые специализированные качества и навыки можно только через

соревнования.

              Соревновательная подготовка имеет целью научить детей, в полной мере

используя свои физические кондиции, уверенно применять изученные технические

приемы и тактические действия в сложных условиях соревновательной деятельности.

           Соревнования по физической, технической, интегральной подготовке регулярно

проводят на тренировочных занятиях, используя игровой и соревновательный

методы, применяя контрольные упражнения. Во время их выполнения фиксируется

показательный результат.

2.6. Воспитательный компонент

          Воспитательная система играет существенную роль в развитии личности. Управление воспитательной системой – это особое управление, оно глубокое и многоаспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия.

Деятельность футбола направлена на:

•        обеспечение детей качественным дополнительным образованием    

     физкультурно-спортивной направленности;

•        всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья детей;

•        приобретение теоретических знаний и практических навыков в области спорта, гигиены и самоконтроля;

•        формирование личностно-нравственных, моральных и волевых качеств.

Миссия футбола

Обеспечить условия реализации дополнительных программ физкультурно-спортивной направленности, а также воспитательных и развивающих программ и услуг, удовлетворяющих современные образовательные потребности детей,       соответствующие законам РФ, гармоничное включение в данный процесс детей, ориентацией на их собственный выбор, успешный рост личных достижений,    развития мотивации личности к познанию, творчества и профессионального      самоопределения.

План воспитательной работы

Мероприятия

контингент

сроки

ответственные

1.

Собрание в группе, выбор старосты группы

Обучающиеся

Сентябрь

тренер

2.

Родительское собрание

Учащиеся  

родители

Сентябрь

тренер

3.

«Месячник  безопасности» - беседы по ТБ (Методические рекомендации, инструкции)

Обучающиеся

В течение месяца

тренер

4.

Турнир по мини-футболу посвященный дню народному единству

Обучающиеся

Ноябрь

тренер

5.

Рождественский турнир по мини-футболу «Отцы и дети»

Обучающиеся

Январь

тренер

6.

Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества

Обучающиеся

Февраль

тренер

7.

Размещение в школах, СМИ информации о мероприятиях, достижениях обучающихся.

Обучающиеся

Март

тренер

8.

Спортивный праздник посвященный дню здоровью

Обучающиеся

Апрель

тренер

9..

Соревнования по «Мини-футболу» посвященные празднику «День победы»

Обучающиеся

Май

тренер

10.

Контрольные соревнования по «Мини-футболу»

Обучающиеся

Май

тренер

11.

Принять участие на празднике «День физкультурника»

Обучающиеся

Август

тренер

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №

196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным программам».

3. Приказ Министерства спорта Российской Федерации и Министерства

просвещения Российской Федерации от 17.02.2021 г. № 86/59 «Об утверждении

Межотраслевой программы развития школьного спорта до 2024 года».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-

10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в образовательных учреждениях».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного

образования детей».

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые

программы) в области физической культуры и спорта. ФГБУ ФЦОМОФВ,

Москва 2021 г.

Используемая литература:

1. Годик М.А., Мосягин С. М., Швыков И.А., Котенко Н. В., Поурочная

программа подготовки юных футболистов 6–9 лет, РА «Квартал», Нижний

Новгород, 2012 г.

2. Грибачева М. А., Круглыхин В.А. Программа интегративного курса

физического воспитания, Москва, 2011 г.

3. Грибачева М. А., Анисимова М. В., Примерная рабочая программа учебного

предмета «Физическая культура» (Модуль «Футбол») для образовательных

организаций, реализующих образовательные программы начального общего,

основного общего и среднего общего образования, Москва, 2020 г.

4. Иванов О.Н., Типовая программа спортивной подготовки для групп спортивнооздоровительного этапа и этапа начальной подготовки (мальчики и девочки 5-

6, 7-9 лет) по виду спорта «Футбол» - Москва: ФиС, 2020 г.

5. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Москва

«Просвещение» 2011 г.

6. Кузнецов А. Футбол. Настольная книга детского тренера I этап (8–10 лет).

Москва «Олимпия, Человек» 2007 г.

7. Лапшин О. Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. Москва 2010 г.

8. Полишкис М.С., Выжгин В.А. «Футбол». Учебник для институтов физической

культуры. Физкультура, образование и наука, Москва, 1999 г.

9. Сотников А. Я., Каширина Л. А. Учебно-тренировочная программа по футболу

для детей 6–7 лет с методическими рекомендациями, Красноярск, 2012 г.

Рекомендуемая литература:

1. Варюшин В. В., Лопачев Р.Ю. Первые шаги в футболе. Методическое пособие.

Искусство наука и спорт, 2010 г.

2. Лексаков А.В., Полишкис М.М., Российский С.А., Соколов А. И. Комплекс

упражнений для тренировки юных футболистов. Учебно-методическое

пособие. РФС. Москва. 2015 г.

3. Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры в

образовательных школах на основе футбола в режиме продлённого дня 1–4

класс. РФС. Москва. 2021 г.

4. Методические рекомендации по реализации модуля «Футбол» учебного

предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях. Раздел

«Знания о футболе» 1–4 класс. РФС. Москва 2021 г.

5. Шагин Н. И. Специальные подвижные игры в многолетней подготовке юных

футболистов. Учебно-методическое пособие. РФС. Москва. 2020 г.

Перечень интернет-ресурсов

1. https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/5502/ - Федеральные

стандарты

2. http://ducperevoz.ucoz.ru/programm/programma_futbol_bezhaev.pdf - Модуль

«Футбол»

3. http://www.fizkulturavshkole.ru/ - Физкультура в школе

4. https://www.rfs.ru/projects/russian-football/nasha-smena# - Методика РФС

5. https://fc-zenit.ru/video/academy-lessons/ - Академия «Зенит»

6. https://www.youtube.com/playlist?list=PLEM5PAFWBmabCIzVEH1hSTPLWm2ZyoIT – Академия «Краснодар»

 

Приложение

Приложение 1

Глоссарий

Автогол — ситуация, когда игрок непреднамеренно поражает собственные

ворота.

Атака — 1) действия игроков, предпринимаемые с целью оказаться с мячом

ближе к воротам противника и пытаться забить гол; 2) удары в сторону ворот

противника, передачи, ведение, обводка, перемещения без мяча в сторону ворот

противника, прицельные удары в ворота — это атакующие или наступательные,

действия футболистов; 3) действия игроков (игрока), пытающихся завладеть мячом,

отбирая его у противника.

Аут (от англ. оut) — выход мяча за пределы поля, за боковую линию. Когда

мяч оказывается за этой линией, игра останавливается и возобновляется

вбрасыванием мяча руками из-за головы в месте выхода мяча за боковую линию.

Боковая линия — линия, ограничивающая ширину игровой площадки.

Бомбардир – игрок, который забивает больше всех голов в течение сезона или

в одном соревновании (турнире).

Ворота — цель для поражения игры футбол, представляет собой

прямоугольное пространство, ограниченное боковыми стойками (штангами) и

поперечной перекладиной с верёвочной сеткой в глубине.

Вратарь (голкипер) — игрок, главная задача которого — защита своих ворот

от ударов в них мяча.

Выбор позиции — элемент тактического мастерства, заключающийся в

умении заранее определить своё местоположение для активного участия в атаке или

обороне.

Гол — забитый мяч в ворота при условии, что мяч полностью пересекает линию

ворот.

Голевой момент — реальная возможность забить гол.

«Девятка» (забить гол в «девятку») — один из верхних углов футбольных

ворот, наиболее труднодоступный для вратарей и нападающих. Попадание в

«девятку» считается высшим мастерством футболиста.

Дриблинг — ведение мяча с обводкой противников. 

Жёлтая карточка — предупреждение, которое судья выносит нарушившему

правила игроку. 

Защитник — игрок команды, специализирующийся преимущественно в

действиях по обороне своих ворот.

Игровая ситуация — игровой момент с конкретным расположением

участвующих в нем игроков, возникший в ходе матча в определенное время и в

определенной зоне поля.

Искусственное положение «вне игры» — согласованный тактический приём

игроков обороняющейся команды, оставляющих у себя за спиной игроков команды

соперника без мяча в тот момент, когда ему может быть сделана передача. Приём

сложный и очень ответственный, так как уловить момент наметившейся передачи

бывает нелегко.

Комбинация — заранее натренированные и согласованные действия игроков

при создании лучших условий одному из спортсменов для завершения

результативной атаки.

Красная карточка — карточка, которую судья показывает игроку,

совершившему грубое нарушение, тем самым удаляя его с поля.

Лицевая линия — линия, ограничивающая длину игровой площадки.

«Мёртвый мяч» — в футболе так называют сильные и точные удары, которые

трудно отразить вратарям. Особенно трудны для вратарей мячи, летящие с большой

силой в «девятку».

Нападающий (форвард) — игрок команды, специализирующийся в

атакующих действиях.

 Оборона – игровые действия, направленные на защиту и отвод опасности от

своих ворот. Напрямую в оборонительных действиях участвует защитная линия

команды.

«Острый пас» — передача мяча игроку, оказавшемуся в выгодном положении

для взятия ворот.

Пас — передача мяча от одного партнёра к другому. 

Пенальти — наказание в футболе (удар с 11-метровой отметки в ворота,

защищаемые только вратарём), назначаемое за нарушение правил игры игроками

защищающейся команды, совершённое в своей штрафной площади.

Положение «вне игры» (офсайд) — нарушение правил игры игроками

атакующей команды, когда они находятся ближе к линии ворот соперника, чем мяч и

игроки обороняющейся команды.

Подводящие упражнения — упражнения, помогающие постепенно овладеть

элементами сложного двигательного навыка.

Полузащитник — игрок команды, принимающий непосредственное участие

как в оборонительных, так и в атакующих действиях. Является связующим звеном

между защитниками и нападающими.

Прессинг –организованное движение игроков команды, в ходе которого

оказывается давление на игроков команды-соперника, владеющую мячом. Игроки

команды вступают в прессинг синхронно.

«Прикрыть мяч» — защитить его от противника движением туловища,

отрезать противнику путь к мячу.

Прострельный удар — мяч, летящий на небольшой высоте вдоль линии ворот. 

Прострельными ударами чаще пользуются крайние нападающие для создания острых

ситуаций у ворот противника. Набегающему партнёру достаточно подставить ногу

или сыграть головой, и мяч, резко изменив направление, влетает в ворота: защитники

и вратарь часто не успевают среагировать на него.

Свободный удар — наказание в футболе за простую, сравнительно небольшую

ошибку игрока, заключающееся в назначении удара с места нарушения правил. Этот

удар выполняется без непосредственного противодействия соперников.

Средняя линия — линия, проведённая поперёк игрового поля (площадки) и

делящая его пополам.

«Стенка» — 1) заслон из рядом стоящих игроков с целью защиты своих ворот

при пробитии штрафного удара; 2) тактическая комбинация двух игроков в движении,

когда владеющий мячом игрок передаёт мяч партнёру, бегущему параллельно, и

моментально получает от него ответный пас на выход в свободную зону или под удар

в ворота соперника.

Тактические построения в футболе – определённая расстановка футболистов

и их поведение во время игры с целью выполнения задач, установленных тренером.

По стартовой позиции определённого игрока можно определить его главные задачи в

матче. Во время матча позиции игроков могут меняться исходя из указаний тренера.

Тактика футбольной игры – искусство команды с наибольшим эффектом

использовать все свои игровые возможности, строя игру в соответствии с

особенностями противника.

Тактика защиты (оборона) – организация действий команды, не владеющей

мячом, направленных на нейтрализацию атакующих действий соперников. Игра

в защите состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.

Тактика нападения (атака) — организация действий команды, владеющей

мячом, для взятия ворот соперника. Действия в нападении можно разделить на три

большие категории: индивидуальные, групповые и командные действия.

Угловой удар — удар по мячу из углового сектора футбольного поля,

назначаемый после того, как мяч пересечёт линию ворот от игрока защищающейся

команды.

Удар от ворот — способом возобновления игры любым из игроков

обороняющей команды. Назначается, когда мяч, последний раз коснувшись игрока

атакующей команды, полностью пересёк линию ворот по земле или по воздуху. Удар

осуществляется с линии площади ворот.

Удар по мячу — основной технический приём в футболе, заключающийся в

толчке мяча ногой, головой, с целью послать его в ворота соперника, передать

партнёру, отбить от своих ворот.

Финт (обводка) — это комплекс технических приёмов, представляющий

сочетание различных способов ведения мяча и финтов, направленных на

обыгрывание соперников.

Фланг — часть игрового поля, примыкающая к его боковой линии.

Фланговый проход — движение с мячом по одному из краёв поля в сторону

ворот противника. Фланговые проходы обычно завершаются прострельными

ударами или навесными передачами набегающим партнёрам.

Фол — нарушение правил игры. 

Фэйр-плей – проявление уважения игроков друг к другу, например: 1)

приветствие перед началом матча; 2) фол против игрока очевиден, и он лежит на

газоне, а арбитр не останавливает игру, но игрок соперника выбивает мяч в аут и тем

самым останавливает игру.

Хет-трик — три гола, забитые одним игроком в одном матче. 

Штрафной удар — наказание в футболе. Удар по мячу ногой, назначаемый за

нарушение правил, с места нарушения (за исключением нарушений в штрафной

площади, когда назначается 11-метровый удар)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...