Использование технологии развития критического мышления на уроках химии
статья по химии (8 класс)
В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. На мой взгляд, одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных и метапредметных связей.
В этой статье я укажу основные особенности методики развития критического мышления, а также приведу пример использования данной технологии на уроке химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления
на уроках химии
В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.
На мой взгляд, одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных и метапредметных связей. Технология развития критического мышления (ТРКМ) – разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление.
Особенности этой технологии заключаются в следующем:
- целью образования является не объем знаний или количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучающимися;
- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Что даёт ТРКМ ученику
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение работать в сотрудничестве с другими.
Что даёт ТРКМ учителю
- умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.
Основы методики развития критического мышления (по И.В.Муштавинской) включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания:
- Стадия вызова — на этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме.
- Вторая стадия – осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями.
- Третья стадия – рефлексия или размышление. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами.
Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались ежеурочно. Все приёмы ТРКМ помогают развивать универсальные учебные действия обучающихся, формируют предметные, метапредметные, личностные результаты.
В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать различные приёмы технологии развития критического мышления, например:
8 класс
«Типы химических реакций»
Стадия вызова
Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без этого взаимодействия невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.
- Чтобы вспомнить, что является предметом изучения наших предыдущих уроков, отгадайте загадку: «Она идет, она прошла! Никто не скажет, что пришла!» (Ответ: химическая реакция)
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «реакция»? Учтите, что слова должны начинаться с букв данного слова.
Например, Р — работа, Е — единение, А — активность, К — красота, Ц — цвет, И — искры, Я — явление.
Повторение пройденного материала
Кейс
Вика переехала со своими родителями из другой территории. Поэтому пропустила несколько тем уроков по химии и не может выполнить домашнее задание. Помогите Вике выполнить домашнее задание, заполните таблицу:
Типы химических реакций | ||||
соединение | разложение | замещение | обмен | |
определение |
|
|
|
|
исходные вещества |
|
|
|
|
продукты реакции |
|
|
|
|
схема реакции |
|
|
|
|
примеры уравнений реакций |
|
|
|
|
Для этого используйте следующие подсказки:
Исходные вещества | Одно сложное вещество |
Два сложных вещества | |
Два вещества: простое и сложное | |
Два или более простых или сложных вещества | |
Продукты реакции | Одно сложное вещество |
Два сложных вещества | |
Два вещества: простое и сложное | |
Два или более простых или сложных вещества | |
Схемы реакций | А + В = С |
С = А + В | |
А + ВС = АС + В | |
АВ + СД = АД + СВ |
- Один дурной мальчик взял без спросу кусок негашеной извести (СаО) и спрятал его за пазуху. Спасаясь от преследователей, он попал в воду. Известь нагрелась и причинила ему сильные ожоги. Мораль: не следует брать ничего без спросу!
СаО + Н2О = Са(ОН)2
- Способ получения водорода, открытый в давние времена, используется в лабораториях до сих пор. Для этого в аппарат Киппа загружают палочки, отлитые из цинка, и заливают 20 % серную кислоту.
Zn + H2SO4 =ZnSO4 + H2↑
- Джозеф Пристли выделял кислород, нагревая оксид ртути:
2HgO = 2Hg + O2↑
Позднее Пристли обнаружил, что можно использовать и сурик:
2Pb3O4 = 6PbO + O2↑
- Находясь, долгое время на воздухе, медь покрывается пленкой малахита, образующегося по реакции
2Cu + O2 + H2O + CO2 = (CuOH)2CO3.
Именно этому веществу обязаны своим цветом бронзовые памятники и старые крыши городов Западной Европы.
Рефлексия
Прием «Шесть шляп критического мышления»
«Белая шляпа» | констатируются факты по проблеме, без их обсуждения |
«Желтая шляпа» | высказываются положительные моменты |
«Черная шляпа» | высказываются отрицательные моменты по изучаемой проблеме |
«Синяя шляпа» | проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи? |
«Зеленая шляпа» | высказываются самые «бредовые идеи и предположения» |
«Красная шляпа» | группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом |
Использование технологии развития критического мышления делает уроки разнообразнее, обеспечивает деятельность учащихся на каждом этапе урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.
В настоящее время общество изменило свои приоритеты. Поэтому важно развивать у ребенка умение логически мыслить, принимать решения, работать с информацией. анализировать различные стороны явлений, отб...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-155172-1354894050.jpg)
Методическая разработка "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.
В работе содержится краткое описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); возможностии использования РКМЧП на уроках химии на примере урока "Химия пищи"....
«Использование технологии развития критического мышления на уроках химии»
Приводится отчет по работе над темой самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/21/picture-1023262-1521583059.jpg)
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/03/picture-1170478-1570114870.jpg)
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Презентация по химии на тему "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии" (8-11 класс)
Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, п...
Использование технологии развития критического мышления на уроках химии
Приемы ТРКМ на этапах:вызова,осмысления, рефлексии...