Исследовательский проект на тему: «Влияние лыжного хода на время прохождения начального этапа дистанции »
проект по физкультуре (8 класс)

 Филиппенкова Наталья Анатольевна

"Влияние лыжного хода на время прохождения начального этапа дистанции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект-физическая культура66.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ярцевская средняя школа №1»

Ярцевского района Смоленской области

 Исследовательский  проект на тему:

«Влияние   лыжного хода на время прохождения начального этапа дистанции »

        

Автор проекта:

обучающийся 7г класса

 Сивцов Иван ……,

Руководитель:

Филиппенкова Наталья Анатольевна,

учитель физической культуры

Ярцево

2022

Содержание.

1. Паспорт проекта………………………………………………………3

2. Введение………………………………………………………………5

3. Этапы работы…………………………………………………………6

4. Теоретическая часть………………………………………………….7

5. Практическая часть…………………………………………………..9

6.Вывод………………………………………………………………….11

7.Заключение……………………………………………………………12

8.Литература и интернет ресурсы…………………………………….13

Паспорт проекта

1.

Наименование ОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ярцевская средняя школа № 1» Ярцевского района Смоленской области.

2.

Тема проекта

 Влияние   лыжного хода на время прохождения начального этапа дистанции

3.

Учебный предмет

 Физическая культура

 

4.

Руководитель проекта

 Филиппенкова Н.А.

5.

Автор проекта

 Сивцов Иван 7Г класс

6.

Аудитория

Обучающиеся 5-11 классов

7.

Тип проект

 Исследовательский

8.

Проблема

 Лыжники, начиная проходить дистанцию на начальном этапе   обязаны расталкиваться классическим стилем. Зачастую они пренебрегают правилами, особенно при массовом старте и, рискуя быть дисквалифицированными, переходят на коньковый ход раньше отведенного расстояния.

9.

Цель проекта

 Установить, какой лыжный  ход влияет на время прохождения начального этапа дистанции:

10.

Задачи проекта

  1. Узнать из литературных источников  о влияния стиля лыжного хода на скорость спортсменов;
  2. Изучить особенности влияния лыжного хода на результаты прохождения дистанции на равнинной и холмистой местностях;

   - при старте классическим стилем;

  -  при старте коньковым стилем.

3. Оценить полученный результат.

4. Создать брошюру  о технике лыжных ходов.

11.

Практическая значимость работы:

Экспериментальным путем выявить влияние стиля лыжного хода на время прохождения начального этапа дистанции в условиях равнинной и холмистой местности

12.

Объект исследования

 Лыжные ходы.

13.

Предмет исследования

Скорость на начальном этапе дистанции.

14.

Методы

Теоретический: изучение литературы и материалов Интернет-ресурсов по данной теме.

Практический:  Прохождение начального этапа дистанции на равнине, на холмистой  местности используя разные стили лыжных ходов.

15.

Проектный продукт

Брошюра

Введение

 В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности. Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность.

За последнее двадцатилетие наука о спорте,   начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования - это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

Актуальность исследования:

Передвижение на лыжах во время занятий проходит в различных условиях рельефа, состояния лыжни и условий погоды.  Все это требует от лыжника совершенного владения техникой лыжных ходов и умения применять их на разных этапах дистанции.

Новизна работы: исследование влияния стиля лыжного хода на время прохождения начального этапа дистанции в условиях равнинной и холмистой местности.

Практическая значимость работы: экспериментальным путем выявить влияние стиля лыжного хода на время прохождения начального этапа дистанции в условиях равнинной и холмистой местности. Настоящая работа может быть использована  учащимися и учителями   для проведения занятий по лыжной подготовке.

Гипотеза: При прохождении начального этапа дистанции на равнинной местности классический ход оказывает положительное влияние на результативность, на холмистой местности в подъем – эффективнее старт коньковым ходом.

Цель проекта: 

Установить, какой лыжный  ход влияет на время прохождения начального этапа дистанции.

Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Узнать из литературных источников  о влияния стиля лыжного хода на скорость спортсменов;
  2. Изучить  и опробовать на практике особенности влияния лыжного хода на результаты прохождения дистанции, на равнинной и холмистой местностях;

   - при старте классическим стилем;

  -  при старте коньковым стилем.

3. Оценить полученный результат.

4. Создать брошюру  о технике лыжных ходов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Теоретический: Изучение литературы и материалов Интернет-ресурсов по данной теме.

Практический:  Прохождение начального этапа дистанции на равнине, на холмистой  местности используя разные стили лыжных ходов. Сравнивание время прохождения этапов.

Проектный продукт:   Брошюра  « Техника лыжных ходов»

 

Этапы работы:

1. Мотивационный этап

1.1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

1.2. Определение конкретных задач.

2. Подготовительный этап

2.1. Определение темы и цели проекта

2.2. Выработка плана действий

2.3. Выдвижение гипотезы

3. Информационно-операционный этап

3.1.Сбор и систематизация информации. Анализ полученных данных.

4. Практический этап

4.1.  Опрос детей занимающихся лыжным спортом.  

4.2.  Прохождение дистанции разными стилями лыжных ходов.

4.3. Прохождение начального этапа дистанции на равнинной местности различными стилями

4.4. Прохождение начального этапа дистанции на холмистой местности в подъем различными стилями

4.5.  Сравнение полученных результатов и выявление наиболее выигрышного стиля лыжного хода на начальном этапе дистанции.    

5.Заключительный этап

5.1. Оформление проекта;

5.2. Самооценка;

Теоретическая часть

Я занимаю лыжным спортом уже много лет. Принимаю активное участие во всех соревнованиях и мероприятиях. Добиваюсь хороших результатов, имею второй взрослый разряд, много грамот и наград .  Даже  если нет снежного покрова, я  все равно участвую в тренировочном процессе, занимаюсь на лыжероллерах. Конечно   изучил за столько лет и технику лыжных ходов и тактику  победителя. Но я всегда стремлюсь к улучшению своего результата. Поэтому  решил конкретнее разобраться влияет ли стиль лыжного хода на время прохождения начального этапа дистанции.

Я прочитал литературные и интернет источники на эту тему. Рассмотрел от чего может зависеть скорость передвижения - это конечно же и экипировка, и инвентарь, и погодные условия и   конечно  правильно подобранные лыжные мази, физическая подготовка самого спортсмена.

Ну а победа в соревнованиях зачастую зависит от тактики прохождения дистанции.  

Тактика спортсмена – это искусство ведения соревнования с противником. Победа в соревнованиях или достижение высокого результата зависят от уровня тактического мастерства лыжника. Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. Тактическая подготовка лыжника состоит из двух взаимосвязанных частей – общей и специальной.

Общая тактическая подготовка предполагает приобретение теоретических сведений по тактике в различных видах лыжного спорта. Знания по тактике лыжники получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших лыжников, просмотре кинограмм, кинокольцовок и кинофильмов, а также путем учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания.

Специальная тактическая подготовка – это практическое овладение тактикой в лыжных гонках путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика её прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т. д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Овладение способами передвижения и применение их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение в тактической подготовке лыжника-гонщика. В условиях удовлетворительного и плохого скольжения на равнине и в подъемы различной крутизны наиболее часто применяются попеременный двухшажный иногда попеременный четырехшажный ходы. Кроме этого, попеременный четырехшажный ход используется при глубокой лыжне, когда затруднено отталкивание палками. На пологих спусках широко применяются одновременно ходы – одновременный одношажный и двухшажный; бесшажный – чаще всего на леденистых раскатанных участках лыжни и при спусках средней крутизны. При хорошем и отличном скольжении на равнине широкое применение находят попеременный двухшажный и одновременные ходы, но при первой возможности следует отдать предпочтение одновременным, так как они дают преимущество в скорости при заметной экономии сил.

Правильная техника передвижения на лыжах – это система движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. Правильная техника помогает лыжнику наиболее полно реализовать свои возможности для достижения результата, соответствующего уровню его физической подготовленности. Показательными качествами техники передвижения на лыжах являются естественность, эффективность и экономичность.

К основным действиям, который выполняет лыжник и от которых зависит скорость его передвижения, относятся: отталкивание лыжами, отталкивание палками, прокат лыж.

Практическая часть

В настоящее время соревнования по лыжным гонкам проводят свободным стилем, поэтому спортсмены часто выбирают коньковый ход.  

Основными стилями передвижения на лыжах являются классический и свободный (коньковый). К изначальному, «классическому стилю» относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию лыжник проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных линий.

«Классические» лыжные ходы разделяют по способу отталкивания палками на попеременные и одновременные. По числу шагов в одном цикле выделяют одновременно одношажный, попеременно двухшажный и бесшажный ходы.

Самый распространенный - попеременный двухшажный ход , самое частое его применение на подъемных участках и отлогих склонах, а при очень хорошем скольжении - и на подъемах средней крутизны (до 5 градусов)и одновременный одношажный, который в свою очередь применяется на равнинных участках и на отлогих подъемах при хорошем скольжении, а также на уклонах при удовлетворительном скольжении.

«Свободный стиль» подразумевает, что лыжник сам выбирает способ передвижения по дистанции, но из-за того что «классический» ход уступает в скорости «коньковому», «свободный стиль» является, по сути дела «коньковым ходом».

Коньковые способы передвижения широко используются с 1981 г., когда финский лыжник Паули Синтонен, которому тогда было уже за 40, впервые применил его в гонке на 50 км, которую он и выиграл.

Наиболее распространенный одновременный двухшажный коньковый ход применяется как на равнинных участках, так и на подъёмах достаточно малой крутизны, а одновременный одношажный коньковый ход применяется при стартовом разгоне, на любых равнинах и пологих участках дистанции, а также на подъёмах до 10-12 градусов.

Я провел опрос среди занимающихся лыжным спортом .(10 человек)

1 вопрос- какой ход вы выбираете на начальном этапе прохождения дистанции на равнинной местности?

2 вопрос- какой ход вы выбираете на начальном этапе прохождения дистанции на  холмистой местности ?

Результаты опроса :    

1вопрос.  1чел.- одновременный одношажный, 3чел.- попеременный двухшажный, 6чел. – коньковый.  (приложение 1.)

2 вопрос. 2чел. - попеременный двухшажный, 8чел. – коньковый.

(приложение 2.)

Эксперимент: время прохождения начального этапа дистанции

Для исследования мы выбрали участок равнинной и холмистой местности.  Разметили две дистанции по 100 метров:

  • на равнинной местности,
  • на холмистой местности – 20 м равнина, затем – подъем.

Методика проведения эксперимента:

  1. на обеих дистанциях поставили отметку 15 м (для старта классическим стилем),
  2. провели по пять забегов стартом классическим стилем и пять забегов стартом коньковым стилем на дистанциях с различным ландшафтом.

Время прохождения начального этапа дистанции на равнинной местности различными стилями

Нами проведено по 5 экспериментальных стартов каждым стилем бега по равнинной местности  

Максимальный и минимальный результаты классического хода различаются на 2,8 с, конькового – 7,8 с.

Как видно из полученных данных, в среднем коньковый стиль на равнинной местности дает выигрыш по скорости в 4,12 с.   (приложение 3.)

 

Время прохождения начального этапа дистанции на холмистой местности в подъем различными стилями

Нами проведено по 5 экспериментальных стартов на подъеме с небольшим участком равнины перед ним, равным 15 метрам.  

Максимальный и минимальный результаты классического хода различаются на 3,32 с, конькового – 1,84 с.

Как видно из полученных данных, в среднем коньковый стиль на холмистой местности дает выигрыш по скорости в 6,12 с.   (приложение 4.)

Обсуждение результатов исследований

Как видно из полученных данных, общий результат бега классическим стилем хуже, чем коньковым и на равнинной и на холмистой местности (4,12с и 6,12с соответственно), причем на холмистой местности выигрыш во времени больше, чем на равнинной на 2 с.

В нашем эксперименте результат старта классическим ходом стабильнее на равнинной местности, коньковым – на холмистой. Мы считаем, что это связано с погодными условиями: снег был мокрым, что отрицательно сказывается на скольжении классическим хода, особенно в подъем.

Вывод: 

В результате проделанной исследовательской работы мы установили, что:

  1. На результативность бега на стартовом участке дистанции коньковый ход влияет больше на холмистой местности.
  2. При сравнении стилей коньковый ход всегда дает выигрыш во времени более 4с.
  3. Выявлено, что на результаты при беге классическим стилем погодные условия влияют на холмистой местности сильнее, чем на равнинной.

Выдвинутая   гипотеза подтвердилась частично. Коньковый ход всегда оказывает положительное влияние на результат как на равнинной местности, так и на холмистой.

Используя навыки и знания, приобретенные при постановке данного эксперимента, мы можем дать рекомендацию как можно раньше начинать на стартовой позиции бег коньковым ходом на любом типе местности.

 В ходе исследования были выполнены поставленные задачи. Я привёл в систему все данные и сформировал работу по плану.

Создание брошюры с описанием лыжных ходов завершено. Мой проектный продукт выполнен аккуратно. Он обладает эстетическими качествами.

Работая над своим проектом, я нашёл много дополнительной информации технического и тактического характера для успешного прохождения лыжных гонок.

В основном работа над проектом у меня не вызвала  особых проблем. Трудности возникали из-за  нехватки свободного времени, не всегда хороших погодных условий.

Заключение

Лыжи – средство физического воспитания для людей любого возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе заметно повышают сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям, положительно сказываются на умственной и физической работоспособности, доставляют положительное влияние на нервную систему.

Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей.

Литература и интернет ресурсы:

И.М. Бутин «Лыжный спорт», Москва «ACADEMA», 2000 г.

П.В. Квашук, Л.Н. Бакланов, О.Е. Левочкина; Рец.: В.Н. Кузнецов, С.В. Алехина: Лыжные гонки. - М.: Советский спорт, 2005

Г.П. Марков: Лыжные гонки. - М.: Физкультура и спорт, 1985

А.В. Жеребцов «Физкультура и спорт», Москва, 1986 г.

http://club8899.ru/taktika-v-lyzhnyh-gonkah-kak-ustroen-mir-lyzhnyh-gonok-gid-po-disciplinam.html

https://cdus.ru/biking/taktika-primeneniya-klassicheskih-lyzhnyh-hodov-na-razlichnyh-uchastkah.html

https://choclub.ru/elementy-taktiki-lyzhnyh-gonok-takticheskaya-podgotovka-v/

 

 

Приложение

 Приложение 1. вопрос- какой ход вы выбираете на начальном этапе прохождения дистанции на равнинной местности?

Приложение 2. вопрос- какой ход вы выбираете на начальном этапе прохождения дистанции на  холмистой местности ?

Приложение 3.

 Таблица 1. Время прохождения начального этапа дистанции на равнинной местности классическим и коньковым стилем

Стиль хода

Результаты забегов, с

1

2

3

4

5

В среднем

Классический

42,7

39,9

41,2

40,0

39,9

40,74

Коньковый

39,2

31,6

36,7

39,4

36,2

36,62

Приложение 4.

 Таблица 2. Время прохождения начального этапа дистанции на холмистой местности в подъем классическим и коньковым стилем

Стиль хода

Результаты забегов, с

1

2

3

4

5

В среднем

Классический

59,1

63,9

59,7

60

60,2

60,58

Коньковый

54,2

51,4

55,5

56,3

54,9

54,46

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по физической подготовке. Тема: Лыжная подготовка. Способы лыжных ходов.

Техника одновременных ходов.Техника попеременных ходов. всестороннее физическое совершенствование с использованием лыжных ходов.развитие у студентов чувства коллективизма, настойчивости, ре...

Конспект урока по физической культуре для 8класса.Тема: "Лыжная подготовка. Передвижение с чередованием лыжных ходов".

Цель урока - научить выполнять передвижение с чередованием лыжных ходов, прививать интерес к занятиям лыжной подготовки....

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

Теоретический урок по лыжной подготовке по теме «Лыжные ходы». - презентация

Теоретический урок по лыжной подготовке по теме «Лыжные ходы».Ученые вопросы:1.Правилах техники безопасности на занятиях лыжной подготовкой и соревнованиях.2.Подборка для себя лыжного инвентаря.3.Лыжн...

Развернутый план-конспект по лыжной подготовки. Тема: "Имитация лыжных ходов".

План-конспект направлен на развитие лыжных ходов учащихся 8 классов.Применяется на первых уроках лыжной подготовки....

Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».

Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...

Исследовательский проект на тему: «Влияние лыжного хода на время прохождения начального этапа дистанции »

Проект по предмету Физическая культура- "Влияние лыжного хода на время прохождения начального этапа дистанции"...