Публикация статьи "РАЗРАБОТКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ТРЕНЕРА."
статья по физкультуре

Красавцева Екатерина Андреевна
Актуальность. Высокий темп развития профессионального и любительского спорта в настоящее время требует от тренеров расширения навыков гибкого социального поведения, социально-коммуникативных качеств и высокого психологического уровня устойчивости, основой которого выступает социальный интеллект. Важность развития социального интеллекта тренера в современных условиях возрастает в связи особенностями социальной ситуации развития, разобщенности социальных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ТРЕНЕРА.

Научный руководитель - к.п.н., доцент Смолдовская И.О.,

студентка 2 курса магистратуры Красавцева Е.А.,

Смоленский государственный университет спорта,

Кафедра педагогики и психологии

Актуальность. Высокий темп развития профессионального и любительского спорта в настоящее время требует от тренеров расширения навыков гибкого социального поведения, социально-коммуникативных качеств и высокого психологического уровня устойчивости, основой которого выступает социальный интеллект. Важность развития социального интеллекта тренера в современных условиях возрастает в связи особенностями социальной ситуации развития, разобщенности социальных групп [12].

В связи с этим актуализируется проблема поиска новых решений, направленных на разработку моделей развития социального интеллекта тренера, создание диагностического инструментария для оценки базовых параметров социального интеллекта в его деятельности, связанной с выстраиванием межличностных отношений со спортсменами, родителями, профессиональной средой.

Проблемой изучения социального интеллекта занимались как отечественные учёные (Д.В. Ушаков, Н.А. Куницыной, Н.А. Кудрявцева, Е.С.Михайлова (Алешина), Ю.Н. Емельянов), так и зарубежные (Г. Олпорт, П. М. Якобсон, П. Экман, У.Фризен, Дж. Брунер,Р.Тагиури, Мунна, М. Аргал, Дж. Гилфорд, Г. Юргенс,Айзенк, К. Космитски, О. Джон, Н. Кэнтор, Дж. Кильстром, Р. Стернберг).

Первые исследования проблемы социального интеллекта были проведены Э. Торндайком в 1920 г. [6], который определил данное психологическое явление, как способность действовать разумным образом в человеческих отношениях.

Большое значение имело исследование лидера в области психометрических наук Дж. Гилфорда, в своей кубической модели он выделил место для социального интеллекта и совместно с М. О’Салливен разработал психодиагностический тест. Результаты исследований учёных выявили, что социальный интеллект достаточно успешно предсказывает жизненный ситуации.

Цель исследования: разработать психодиагностический метод исследования социального интеллекта тренера.

Гипотеза исследования предполагает, что научно обоснованный и методически разработанный психодиагностический инструментарий оценки социального интеллекта тренера будет иметь высокую степень достоверности.

Объект исследования: социальный интеллект тренера.

Предмет исследования: компоненты социального интеллекта

Задачи:

#1040;нализ специальной и научно-методической литературы по проблеме исследования социального интеллекта.

2. Выявить особенности компонентов социального интеллекта тренера с помощью стандартизированных психодиагностических методик.

3. Разработать психодиагностический инструментарий для определения социального интеллекта тренера.

3. Определить верификацию (психометрические свойства) методик социального интеллекта (стандартизация, валентность, надежность).

Практическая значимость: разработанная психодиагностическая методика позволит выявить уровень социального интеллекта тренера при взаимодействии с различными субъектами, а также может быть экстраполирована как способность распознавания вербальных и невербальных сигналов при совместной деятельности других участников в спорте.

Организация исследования: Исследование проводилось как в онлайн режиме, с помощью Google – формы (опросы), так и непосредственно в офлайн режиме. В нем принимали участие 102 тренера разных видов спорта (68 мужчин и 34 женщины) в возрасте от 20 до 65 лет.

Для параметрической статистики о оценочной валидности были использованы следующие стандартизированные психодиагностические методики: 1)Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина, характеризующий уровень эмоционального интеллекта по четырем шкалам (способность к понимаю эмоций других людей и управления ими; способность к пониманию собственных эмоций и управление ими; способность к понимаю своих и чужих эмоций; способность к управлению своими и чужими эмоциями); 2)Тест вербальных понятий Дж.Барретта диагностирует уровень развития вербальных способностей: умение оперировать словами и вербально представленными абстрактными понятиями; 3)Тест множественного интеллекта Г.Гарднера предназначен для выявления когнитивного стиля – индивидуального стиля мышления характеризующий преимущество процессов анализа или синтеза в мыслительной деятельности; 4) Тест интеллекта Айзенка – классический набор из восьми тестов для определения коэффициента интеллектуальности.

Результаты исследования и их обсуждения:

В ходе научно-исследовательской работы для разработки психодиагностического инструментария за основу, разработанного нами проективной методики был взят тест Гилфорда «Исследование социального интеллекта», который имеет ряд недостатков, а именно, отсутствие соответствия спортивной направленности, неоднозначность восприятия стимульного материала, особенности кроскультурной ментальности, временной период разработки данного инструментария.

Разработанный нами психологический инструментарий представлен в виде четырех субтестов:

;Истории с завершении» измерение способности предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации

;Группы экспрессии» измерение способности к логическому мышлению

3«Вербальная экспрессия» измерение способности понимать изменения значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста

;История с дополнением» измерение способности понимать логику развития ситуаций

Процедура разработки опросника состояла из следующих этапов: разработка содержания методики включала выбор тестовых заданий для выявления доминирующих компонентов социального интеллекта, определение шкалы ответов; выбор методик для проверки валидности шкал разрабатываемого психодиагностического инструментария; в процессе разработки рисуночного инструментария, было проведено предварительное и повторное тестирование с целью эмпирической проверки диагностической пригодности методики; на основании данного исследования была осуществлена проверка психометрических показателей репрезентативности, надёжности и конвергентной и дивергентной валидности.

Таким образом разработанная методика позволяет расширить возможности психодиагностики в сфере психологии физической культуры и спорта, позволяет объективно оценить компоненты социального интеллекта субъектов спортивной деятельности, а так же может быть использована как исследовательский самостоятельный инструментарий определения социального интеллекта тренера, так и для диагностики эффективности взаимодействия в системе отношений «тренер-спортсмен», «родители-спортсмен», «тренер-спортсмен-родители».

Литература:

  1. Белова, С. С. В психометрических поисках социального интеллекта /С. С. Белова // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – Москва: Институт психологии РАН, 2009. – С. 187–227.
  2. Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2012. — 352 с
  3. Кузьмина Н. В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967; Ершова Н. Л.Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации: автореф. дне…канд. психол. наук. М., 1987.
  4. Озолин П. Г. Настольная книга тренера: паука побеждать. М.: ACT Астрель, #1057;. 19.
  5. См.: Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М.: Физкультура и спорт, 1981.
  6. Ушаков, Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория /Д. В. Ушаков. – Москва: Институт психологии РАН, 2003. – 264 с
  7. Ушаков, Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта /Д. В. Ушаков // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования;под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. – Москва, 2004. – С. 11–29.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cистема КИМов и дидактических материалов - необходимый инструментарий оценки качества знаний(из опыта работы)

На современном этапе развития общества возросла потребность в подготовке школьника к тем условиям, в которых он будет жить. Новая концепция образования требует таких методов и приемов обучения, ...

Психодиагностический инструментарий.

Опись психодиагностического инструментария педагога-психолога МОУ...

"Методы и инструментарии оценки метапредметных результатов"

В виде таблицы представлены универсальные учебные дейстия, их формулировка по ФГОС, методы и инструментарии оценивания....

Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей

Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей...

Методические материалы "Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей".

Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей....

«Инструментарий оценки качества образования при работе с результатами оценочных процедур ВПР по биологии»

Всероссийские проверочные работы – это новая форма внешнего контроля  качества образования по единым для всей России правилам проведения.На сегодняшний день мы видим, что ВПР по биологии са...

Психодиагностический инструментарий

Методики для диагностики...