Методические материалы "Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей".
методическая разработка

Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей.

Методические материалы

Ноябрь, 2017

Результаты освоения образовательной программы  делятся на текущие и промежуточные, что позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Полученные результаты помогают осознанно планировать образовательную работу с детьми и отслеживать динамику развития каждого ребёнка   в целом.

Объектом мониторинга являются музыкальные способности ребенка Педагог дополнительного образования осуществляет  мониторинг в основном в виде педагогических наблюдений   раз  в год:  в конце учебного года ( в мае). Длительность проведения - две недели. Результаты мониторинга отображаются в таблице.

 Основной целью музыкальной деятельности в рамках дополнительного образования  является развитие музыкальности  школьников.

Музыкальность – сложное структурное образование, включающее два ведущих компонента: эмоциональный и слуховой. Интерес проявляется в эстетических оценках и суждениях, познавательной и слушательской активности, глубине эмоциональных переживаний.

Слуховой компонент представлен тремя ведущими музыкальными способностями: мелодический слух, чувство ритма и ладовое чувство.

Развитию основных музыкальных способностей способствует накопление музыкально-сенсорного опыта детей: различать звуки по высоте (высокие – низкие), длительности (долгие – короткие), динамике (громко – тихо) и тембру (струнные, клавишные, духовые инструменты).

Одним из ведущих направлений в работе с умственно отсталыми школьниками является формирование музыкальности, а ведущим видом деятельности – слушание – восприятие музыкальных произведений.

Критериями определения музыкальности ребенка являются:

- наличие интереса к музыке и музыкальной деятельности;

- эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности;

- музыкальные сенсорные способности (высота, тембр, динамика, длительность);

- музыкальные способности (ладовое чувство, мелодический слух, чувство ритма).

На основе указанных критериев выделяется 3 уровня развития музыкальности.

Уровни развития музыкальности  школьников.

III Высокий. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на разнохарактерную музыку. У них сформирован звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.

Проявляют творческую активность, самостоятельность, инициативу, быстро осмысливают задание, точно и выразительно выполняют его без помощи взрослого.

Проявляют эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе разных видов музыкальной деятельности.

II. Средний. Дети проявляют интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее при некотором затруднении в выполнении задания, ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

I. Низкий. Ребенок этого уровня малоэмоционален, ровно, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, не способен к самостоятельности. Музыкальные способности развиты слабо.

Уровень развития музыкальности детей определяется по формуле:

Уровень развития музыкальности ребенка = восприятие + пение + музыка и движение + элементарное музицирование + музыкальное творчество

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ для детей 1 – 2 классов

ВОСПРИЯТИЕ

Цель

Методика выявления

Уровни

баллы

оборудование

1.Выявить умение ребенка эмоцио-нально отзываться на музыку кон-трастного харак-тера (плясовая – колыбельная)

Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями

III. Ребенок эмоционален, во время звучания музыки внимательно и увлеченно слушает, просит повторить.

II. Ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особенных эмоций.

I. Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь.

3

2

1

2.Выявить умение ребенка слышать и различать двух-частную музыку.

Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и просит ребенка рассказать, как звучала музыка.

III. Ребенок самостоятельно определяет характер, отмечая, что в начале музыка звучала весело, легко, а затем она стала сердитой, громкой. II. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки и определить кто танцует вначале, а кто в конце.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

Картинки с изображением мишки и зайчика

3.Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах октавы.

(методика Э. Костиной)

Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий).

III. Ребенок определяет звуки самостоятельно либо с незначительной подсказкой взрослого

II. Педагог  оказывает большой объем помощи

I. Не справился с заданием.

3

2

1

дерево, игрушки птичка и птенчик, металлофон.

4.Выявить умение ребенка отмечать начало и конец музыкального произведения.

Педагог предлагает ребенку поиграть с «музыкальной» игрушкой. Когда музыка звучит – игрушка «оживает» (прыгает, танцует, идет).

III. Ребенок справился с заданием.

II. Ребенок частично справился с заданием

I. Ребенок не справился с заданием.

3

2

1

Игрушка (зайчик, мишка, кукла)

ПЕНИЕ

1.Выявить умение ребенка петь без крика.

Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку

III. Ребенок поет без крика

II. Педагог обращает внимание на птичку, которая прилетела послушать песенку и просит спеть, чтобы «птичка не испугалась»

I. Не справился с заданием.

3

2

1

Игрушка - птичка

2.Выявить умение ребенка одновременно  с другими детьми начинать и заканчивать песню.

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню вместе с другими детьми

III.Ребенок одновременно с другими детьми начинает петь после вступления и заканчивает петь вместе со всеми.

II. Педагог обращает внимание ребенка, что начинать и заканчивать песню нужно одновременно с другими детьми  

I. Не справился с заданием.

3

2

1

3.Выявить умение ребенка петь с музыкальным сопровождением и с поддержкой голоса взрослого.

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню (поет вместе с ребенком и играет на инструменте)

III. Ребенок исполняет песню целиком

II. Ребенок пропевает отдельные фразы или отдельные слова

I. Не справился с заданием (не поет вообще).

3

2

1

4. Выявить умение ребенка петь без музыкального сопровождения, но с голосом взрослого.

Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку (без музыкального сопровождения)

III. Ребенок исполняет песню целиком

II. Ребенок подпевает отдельные фразы или отдельные слова

I. Не справился с заданием (не поет вообще).

3

2

1

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ

1. Выявить умение ребенка менять движения на смену двухчастной музыки.

Педагог исполняет произведение 2х частной формы и предлагает ребенку определить характер и подвигаться в соответствии с характером.

III. Ребенок самостоятельно меняет характер движения со сменой частей музыки.

II.Педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как звучит музыка в начале. Она идет или бежит? А как потом?...» И предлагает показать это под музыку.

I. Ребенок не справился с заданием.

3

2

1

2.Выявить умение ребенка ритмично маршировать и выполнять простейшие плясовые движения.

Педагог предлагает ребенку прослушать музыку, затем снова исполняет произведение и предлагает ребенку пошагать, выполнить притопы, ритмичные хлопки.

III. Ребенок самостоятельно ритмично марширует и четко выполняет плясовые движения.

II. Педагог просит ребенка пошагать, топать или хлопать четко под музыку, «вместе с музыкой»,  

I. Не справился с заданием.

3

2

1

3. Выявить уме-ние ребенка ори-ентироваться в пространстве (двигаться в хо-роводе, в парах)

Педагог исполняет произведение и предлагает детям подвигаться в хороводе и парами.

III.Ребенок двигается по кругу, или в паре, соблюдая дистанцию, согласуя свои движения с партнером

II. Педагог дает словесные указания «Иди по кругу, соблюдая расстояние… Иди рядом со своим дружочком… Хлопай вместе со своим дружочком и т.д.»

I. Не справился с заданием.

3

2

1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ для детей 3-5 классов

ВОСПРИЯТИЕ

Цель

Методика выявления

Уровни

баллы

оборудование

1.Выявить умение ребенка эмоцио-нально отзываться на музыку разного характера (плясо-вая, колыбельная, марш)

Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями

III. Ребенок эмоционален, во время звучания музыки внимательно и увлеченно слушает, просит повторить.

II. Ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особенных эмоций.

I. Слушает музыку без интереса, часто отвлекаясь.

3

2

1

2. Выявить умение ребенка высказы-ваться о характере песни, пьесы.

Педагог исполняет произведения и просит ребенка рассказать о музыке «какая она?»

III. Ребенок самостоятельно высказывается о характере музыки, используя разнообразные определения.

II. Ребенок использует 1-2 определения музыки

I. Ребенок не справился с заданием.

3

2

1

иллюстрации к пьесам и песням

3.Выявить умение ребенка слышать и различать 2-3 частную музыку.

Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и просит ребенка рассказать о музыке.

III. Ребенок самостоятельно определяет смену характера музыки, отмечает структуру произведения.

II. Если затрудняется с ответом, педагог задает наводящие вопросы «как звучала музыка вначале?», «какой она стала потом?», предлагает ребенку рассмотреть картинки, просит показать, о ком рассказывает музыка, показывая карточки.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

Картинки  и иллюстрации к пьесам, карточки с изображением образов

3.Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах квинты, сексты.

(методика Э.Костиной)

Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий).

III. Ребенок определяет звуки самостоятельно либо с незначительной подсказкой взрослого: педагог показывает птицу и птенчика, сажает их на соответствующие ветки и снова повторяет их "голоса". Затем предлагает послушать, чей голос звучит?

II. Справляется с помощью педагога.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

дерево, игрушки птичка и птенчик, металлофон.

4. Выявить умение ребенка слышать долгие и короткие звуки.

(методика Э. Костиной)

Педагог объясняет, что в гости пришли игрушки, каждый из гостей любит "свою" музы-ку. Играет музыкальные при-меры и объясняет, кому они соответствуют. Затем ребенку только по хлопкам предлагается отгадать музыку: "Слушай внимательно. Я буду хлопать так, как сейчас звучала музыка. А ты отгадай, для какой игрушки я хлопаю?"

III. Ребенок самостоятельно определил, кому соответствует ритм.

II. Ребенку ещё раз дают послушать музыку и характеризуют движения игрушек под соответствующую музыку (можно

предложить прохлопать её самому). Затем ещё раз предлагается по хлопкам отгадать ритмические рисунки.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

Игрушки медвежонок и лисенок

5. Выявить умение ребенка прохлопать ритмический рисунок песни

Педагог играет на металлофоне попевку предлагает ребенку прохлопать ее ритмический рисунок

III. Ребенок правильно прохлопал ритмический рисунок

II. Педагог предлагает прохлопать вместе, а затем самостоятельно.

I. Ребенок не справился с заданием

3

2

1

Иллюстрации из «Музыкального букваря»

ПЕНИЕ

1.Выявить умение ребенка петь без напряжения

Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку.

III. Ребенок  поет без напряжения, естественным голосом

II. Педагог обращает внимание на то, что петь нужно напевно, не напрягаясь, не кричать и просит спеть еще раз

I. Не справился с заданием.

3

2

1

Иллюстрации к песне

2.Выявить умение ребенка чисто интонировать в удобном диапа-зоне, с постепен-ным развитием мелодии и скач-кообразным

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

III. Ребенок исполняет песню, чисто интонируя мелодию.

II. Педагог предлагая ребенку обратить внимание, когда мелодия шагает по лесенке, а когда перепрыгивает со ступеньки на ступеньку и просит снова исполнить песню. Ребенок частично справляется с заданием.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

Иллюстрации к песне

3. Выявить уме-ние ребенка слы-шать вступление, начинать петь со взрослым и самостоятельно

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

III. Ребенок  начинает петь песню после вступления (вместе со взрослым и самостоятельно)

II. Педагог напоминает ребенку, что начинать пение нужно после вступления, и предлагает еще раз исполнить песню.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

Иллюстрации к песне

4.Выявить умение ребенка петь слаженно, четко произносить текст

Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню

III. Ребенок исполняет песню, четко артикулируя текст.

II. Педагог обращает внимание на то, что нужно четко пропевать текст. При повторном исполнении ребенок недостаточно четко пропевает текст.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

Иллюстрации к песне

5. Выявить уме-ние ребенка петь выразительно

Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку

III. Ребенок исполняет песню выразительно, эмоционально

II. Ребенок исполняет песню недостаточно выразительно

I. Не справился с заданием (не поет вообще).

3

2

1

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ

1. Выявить умение ребенка ритмично и выразительно двигаться

Педагог исполняет марш и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером.

III. Двигается самостоятельно ритмично и выразительно.

II. Педагог повторно исполняет марш и спрашивает «как звучит музыка и что можно делать под музыку», обращает внимание, что маршировать нужно четко, в соответствии с музыкой (можно использовать показ педагога) и просит ребенка еще раз выполнить задание.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

2. Выявить умение ребенка менять движения в соответствии с формой музыки

Педагог исполняет произведе-ние 3х частной формы и предлагает ребенку подвигаться

III. Ребенок самостоятельно меняет характер движения со сменой частей музыки.

II.Педагог повторно исполняет произведение и спрашивает «Как звучит музыка в начале, какие движения можно выполнять под эту музыку. А как потом? Какие движения?» И предлагает снова выполнить задание.

I. Ребенок не справился с заданием.

3

2

1

3.  Выявить умение ребенка координировать свои движения с партнером

Педагог исполняет произведение и предлагает детям исполнить пляску парами

III. Дети самостоятельно танцуют, согласуя свои движения с движениями партнера.

II. Педагог напоминает, что в танце нужно двигаться одновременно со своим партнером, четко и слажено. И предлагает еще раз исполнить танец.

I. Не справился с заданием.

3

2

1

4. Изучить умение ребенка двигаться без напряжения рук и ног.

Педагог исполняет произведе-ние и просит ребенка подви-гаться в соответствии с характером музыки.

III. Ребенок двигается под музыку свободно, без напряжения.

II. Педагог объясняет (показывает) движения, обращая внимание на легкость и свободу выполнения и просит еще раз выполнить задание.

I. Не справился с заданием (руки и ноги напряжены).

3

2

1

5. Выявить уме-ние ребенка ори-ентироваться в пространстве (перестраиваться в круг, пары)

Дети стоят врассыпную, педагог исполняет произведение и предлагает детям перестроиться в круг, в пары.

III. Ребенок самостоятельно перестраивается в круг (в пары) и двигается по кругу, или в паре,.

II. Педагог дает словесные указания

I. Не справился с заданием.

3

2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей умственно отсталых учащихся в различных видах музыкальной деятельности

В статье описаны методы и приемы развития музыкальных способностей умственно отсталых школьников...

Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности (Реферат)

Практическая значимость данной работы заключается в том, что в работе дается обоснование возможности развития творчества детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы посредством театр...

Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей

Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей...

Комплекс диагностического инструментария для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся НОО

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, с...

Методические материалы "Программа оценки уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся с умственной отсталостью" (2019 г.)

Методические материалы  для оценки уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся с  умственной отсталостью...

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»...