Методические материалы "Программа оценки уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся с умственной отсталостью" (2019 г.)
учебно-методический материал

Дудукалова Ольга Валентиновна

Методические материалы  для оценки уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся с  умственной отсталостью  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3._programma_otsenki_sformirovannosti_bud.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 3 к АООП образования  

обучающихся с умственной отсталостью

МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска

Программа оценки сформированности базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)

  1. Параметры оценки

Оценка уровня сформированности у обучающихся познавательных учебных действий проводится один раз в год по критериям, которые разработаны для каждого класса в соответствии с требованием программы формирования у обучающихся базовых учебных действий. Для заполнения сводной таблицы мониторинга по классу проводится проверочная работа.  Ячейки, выделенные жирным шрифтом, заполняются специалистами по наблюдению после проведения проверочной работы.

Параметры оценки уровня сформированности у обучающихся познавательных учебных действий

1 класс

Задает вопросы

Находит общие и
отличительные признаки предметов по нескольким признакам на наглядном
материале с помощью учителя.

Дает простейшие характеристики предметам по их цвету, форме, размеру, вкусу, запаху

Понимает некоторые существенные
общие и отличительные свойства
хорошо знакомых
предметов с помощью учителя

 

Выделяет родовые отношения предметов с частичной помощью учителя

Понимает схемы-опоры для решения учебных задач

Понимает изображения

Слушает, воспринимает устное высказывание

Понимает элементарное схематическое изображение

Наблюдает за изменениями окружающей действительности с частичной помощью учителя.

2 класс

3 класс

4 класс

Умеет ставить вопросы

Делает элементарные обобщения по наблюдениям за явлениями окружающей действительности по алгоритму.

Сравнивает, характеризует, классифицирует предметы и явления

Умеет давать определение понятиям

Умеет делать выводы с помощью учителя и по алгоритму

Выделяет некоторые существенные общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов самостоятельно

Выделяет видо-
родовые отношения
предметов по алгоритму

Работает по предложенному учителем плану

Слушает, воспринимает изображение самостоятельно

Слушает, воспринимает устное высказывание самостоятельно

Понимает элементарное схематическое изображение, таблицу

Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы
деятельности с частичной помощью учителя для решения учебных задач

5класс

Правильно ставит вопросы

Делает обобщения по наблюдениям за явлениями окружающей действительности

Осмысленно сравнивает, характеризует, классифицирует предметы и явления

Умеет давать определение понятиям

Умеет делать выводы с помощью учителя и по алгоритму

Выделяет некоторые
существенные общие
и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов по алгоритму самостоятельно

Самостоятельно работает по предложенному учителем плану, инструкции

Понимает изображение самостоятельно

Понимает устное высказывание самостоятельно

Понимает схематическое изображение, таблицу самостоятельно

Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы деятельности с частичной помощью учителя
для решения учебных
задач

6 класс

7 класс

Правильно ставит вопросы

Осмысленно классифицирует предметы и явления

Умеет давать определение понятиям

Умеет делать обобщения с помощью учителя, по образцу и по алгоритму

Выделяет некоторые
существенные общие
и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов по алгоритму самостоятельно

Устанавливает видо-родовые отношения предметов

Самостоятельно работает по предложенному учителем плану, инструкции

Понимает изображение самостоятельно

Понимает устное высказывание самостоятельно

Понимает схематическое изображение, таблицу самостоятельно

Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы деятельности с частичной помощью учителя
для решения учебных
задач

8 класс

Правильно ставит вопросы

Осмысленно классифицирует предметы и явления

Умеет давать определение понятиям

Умеет делать обобщения с помощью учителя, по образцу и по алгоритму

Выделяет некоторые
существенные общие
и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов по алгоритму самостоятельно

Самостоятельно работает по предложенному учителем плану, инструкции

Понимает изображение самостоятельно

Понимает устное высказывание самостоятельно

Понимает схематическое изображение, таблицу самостоятельно

Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы деятельности с частичной помощью учителя
для решения учебных
задач

9 класс

Целенаправленно формулирует вопросы

Осмысленно классифицирует предметы и явления

Дает определение понятиям

Умеет делать обобщения, выводы

Выделяет существенные общие
и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов по алгоритму и самостоятельно

Самостоятельно работает по предложенному учителем плану, инструкции

Проводит элементарные аналогии, выделяет закономерности

Понимает устное высказывание самостоятельно

Понимает схему, изображение, таблицу самостоятельно

Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы деятельности с частичной помощью учителя ьдля решения учебных задач

10 класс

11 класс

Параметры оценки уровня сформированности у обучающихся регулятивных учебных действий

1 класс

Поднимает руку

Встает и выходит из-за парты при ответе

Готовит к уроку рабочее место

Ориентируется в тетради и учебнике

Понимает инструкцию

Понимает последовательность выполнения задания

Умение действовать по команде учителя.

Произвольно включается в деятельность

Работает в общем темпе

Соотносит свои действия с действиями других учеников

Умеет проверять выполнение задания.

2 класс

3 класс

Поднимает руку. Встает и выходит из-за парты при ответе. Готовит к уроку рабочее место

Умеет ориентироваться в пространстве класса, пользоваться учебной мебелью

Понимает план, последовательность выполнения задания

Ориентируется в тетради и учебнике

Принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач

Умеет проверять выполнение задания

Отличает верно выполненное задание от неверного

Произвольно включается в деятельность

Работает в общем темпе

Соотносит свои действия с действиями других учеников

Оценивает эмоционально свои действия и действия других учеников

Понимает и принимает оценку деятельности

4 класс

Поднимает руку. Встает и выходит из-за парты при ответе

Умеет ориентироваться в тетради, учебнике, пространстве класса,

Принимает учебную задачу, произвольно включается в деятельность

Корректирует свою деятельность с помощью учителя

Понимает план, последовательность выполнения задания

Принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач

Умеет проверять выполнение задания

Оценивает свои действия и действия других учеников

Соотносит свои действия и результаты с образцом, принимает оценку

 

Принимает оценку деятельности с учетом критериев

Умеет организовывать свои действия, руководствуясь заданием

5 -7 класс

Принимает учебную задачу, произвольно включается в деятельность

Понимает многоступенчатую инструкцию

Понимает план, последовательность выполнения задания

Умеет следовать плану и работает в общем темпе

Определяет цель деятельности с помощью учителя

Проговаривает последовательность действий с помощью

Принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач

Оценивает границы необходимого знания

Адекватно осуществляет контроль выполнения работы

Принимает оценку деятельности с учетом критериев

Адекватно осуществляет самоконтроль

Проявляет волевые усилия при коррекции результатов

Умеет организовывать свои действия, руководствуясь заданием

8  - 11 класс

Принимает учебную задачу, произвольно включается в деятельность

Участвует в коллективном поиске решения задачи

Понимает план, последовательность выполнения задания

Умеет следовать плану и работает в общем темпе

Определяет цель деятельности с помощью учителя

Проговаривает последовательность действий с помощью

Принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач

Оценивает границы необходимого знания

Адекватно осуществляет контроль выполнения работы

Принимает оценку деятельности с учетом критериев

Адекватно осуществляет самоконтроль

Умеет вносить изменения в свою деятельность

Умеет организовывать свои действия, руководствуясь заданием

Формулирует оценку действия или результата с помощью учителя

Параметры оценки уровня сформированности у обучающихся коммуникативных учебных действий

1 класс

Слышит обращенную речь и выполняет элементарные коммуникативные действия по заданному шаблону при сопровождении учителя

Вербально взаимодействует с учащимися в образовательном процессе, понимает и выполняет ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Невербально взаимодействует с учащимися в образовательном процессе, понимает и выполняет ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Обращается с просьбой о помощи просьбой к взрослому

Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого

Проявляет активность в общении с взрослым, вступает в контакт со сверстниками при помощи учителя.

Формулирует вопрос, обращается к одноклассникам, взрослым в бытовых и учебных ситуациях с помощью взрослого

Понимает и принимает доброжелательное отношение к себе со стороны взрослого.

Отвечает полным ответом

2  класс

Выполняет элементарные коммуникативные действия,
работая в парах,
по заданному шаблону, при сопровождении учителя

Понимает и выполняет ритуалы
социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Слышит, понимает и выполняет инструкции в игровой, учебной, трудовой деятельности и в быту с помощью учителя

 

 Формулирует элементарную просьбу по образцу. Обращается с просьбой о помощи к взрослому

Понимает, принимает и выражает доброжелательное отношение к взрослому, сверстникам.

Формулирует вопрос, обращается и договаривается с одноклассниками и взрослыми бытовых и учебных ситуациях.

Выражает сопереживание в ситуациях, созданных учителем.

Грамотно формирует речевое высказывание с помощью учителя

3  класс

Выполняет элементарные коммуникативные действия,
как при групповой,
так и при индивидуальной работе,
по заданному шаблону, при сопровождении учителя

Выполняет ритуалы
социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем

Формулирует просьбу о помощи по образцу. Обращается с
просьбой о помощи
к взрослому и одноклассникам. Принимает помощь

Слышит, понимает
и выполняет инструкции к учебным
заданиям в разных
видах деятельности, используя образец или план.

Сотрудничает с
взрослыми и сверстниками в соответствии с ситуацией.
Общается с друзьями.

Сопереживает друзьям, одноклассникам, конструктивно взаимодействует в школе, дома, на улице с взрослыми и сверстниками.

Договаривается и
изменяет свое поведение в соответствии
с объективным мнением большинства
в конфликтных или
иных ситуациях
взаимодействия с
окружающими с помощью взрослого.

Выражает сопереживание в ситуациях .Рассказывает обо всех пережитых моментах.

Грамотно формирует речевое высказывание с помощью учителя

4  класс

Вступает в контакт
и работает в коллективе

Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Обращается за помощью и принимает помощь.

Слушает и понимает инструкцию к
учебному заданию
в разных видах деятельности

Сотрудничает с
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях

Доброжелательно
относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми.

Договаривается и изменяет свое
поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими

Самостоятельно грамотно формирует речевое высказывание

5 - 7  класс

Вступает в контакт и работает в коллективе

Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Самостоятельно грамотно формирует речевое высказывание

Обращается за помощью и принимает помощь.

Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности

Сотрудничает с
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях

Доброжелательно
относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми.

Договаривается
и изменяет свое
поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или
иных ситуациях взаимодействия с окружающими

8 - 9 класс

Вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуацих общения (учебных, трудовых, бытовых)

Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Самостоятельно грамотно формирует речевое высказывание

Умеет выслушать и понять собеседника

Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности

Сотрудничает с
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях

Доброжелательно
относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми.

Договаривается
и изменяет свое
поведение
в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или
иных ситуациях
взаимодействия с
окружающими

Использует различные источники для решения коммуникативных задач

Владеет элементарными видами делового письма для решения жизненных задач

10 -11 класс

Излагает свое  мнение и аргументирует его

Участвует в коллективном обсуждении проблем

Самостоятельно грамотно формирует речевое высказывание

Дифференцированно по ситуации использует различные виды высказываний

Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности

Владеет диалогической речью

Доброжелательно
относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми.

Договаривается
и изменяет свое
поведение
в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или
иных ситуациях
взаимодействия с
окружающими

Использует различные источники для решения коммуникативных задач

Владеет элементарными видами делового письма для решения жизненных задач

Признает возможность существования различных точек зрения

Параметры оценки уровня сформированности у обучающихся личностный учебных действий

1 класс

Принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Идентифицирует себя как член семьи, ученик, друг, одноклассник.

Проявляет интерес к ближайшему социальному окружению и своему месту в нём (семья, школа) с помощью взрослого (учителя, родителя).

Выполняет социальные роли с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями .

Слушает инструкцию и выполняет элементарные задания с помощью взрослого

Слушает и выполняет элементарные правила поведения в классе, школе, социуме в совместной деятельности

Слушает и выполняет инструкцию по безопасному поведению в природе и обществе (класс, школа, семья)

Владеет навыками самообслуживания дома и в школе.

Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с помощью взрослого

Имеет элементарные представления о здоровье, здоровом образе жизни

2 класс

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

Понимает свою роль
в семье, школе, детском коллектив

Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда

Принимает окружающую действительность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Проявляет интерес к взаимодействию с окружающей действительностью с помощью взрослого.

Понимает и соблюдает простую инструкцию при выполнении учебных заданий, поручений с помощью взрослого

Понимает правила поведения в обществе (школа, общественные места) и соблюдает их с помощью взрослого

Понимает правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе и выполняет их с помощью взрослого.

Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с помощью взрослого

Имеет элементарные представления о здоровье, здоровом образе жизни

3 – 4 класс

Ценит и принимает базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Принимает себя как
члена семьи, ученика,
товарища с частичной
помощью взрослого
(учителя, родителя).

Принимает ценности семьи, школы, социума

Проявляет положительные эмоции к окружающей действительности.

Знает символику города, области, страны

Участвует в повседневных делах школы, класса, берет на себя ответственность

Осознанно применяет элементарные правила безопасного поведения во взаимодействии с окружающим миром

Выполняет учебные
задания по алгоритму,
общественные поручения с частичной помощью взрослого

Соблюдает принятые
в обществе правила
поведения и поступает согласно элементарным этическим
нормам с частичной
помощью взрослого.

Выражает своё отношение к своим поступкам и поступкам товарищей

Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда

Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов

Имеет элементарные представления о здоровье, здоровом образе жизни

5 - 7 класс

Ценит и принимает базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», « друг», «справедливость», «народ», «национальность» и т.д.

Знает символику города, области, страны, знает и уважает национальные традиции народов России

Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Осознанно понимает роль "ученика" и применяет правила поведения и общения в школе

Самостоятельно выполняет учебные задания, поручения, договоренности.

Имеет элементарные представления о профессиях. Понимает и ценит роль трудовой деятельности в жизни человека.

Готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Владеет и следует понятию «здоровый образ жизни»

Воспринимает целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов

Проявляет интерес к творчеству

Проявляет толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству

8 - 9 класс

Ценит и принимает базовые ценности: «справедливость», «народ», «национальность» "закон", "честь", "совесть", "труд" и тд.

Знает символику города, области, страны, уважительно относится к родному языку, знает и уважает национальные традиции народов России

Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Проявляет интерес к общественным явлениям и событиям

Самостоятельно выполняет учебные задания, поручения, договоренности.

Сформирована профессиональная ориентированность, понимает и ценит роль трудовой деятельности в жизни человека

Проявляет безопасное и бережное поведение в природе и обществе.

Владеет и следует понятию «здоровый образ жизни»

Воспринимает целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Оценивает жизненные ситуации и поступки героев исторических и литературных текстов

Проявляет толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству

Проявляет интерес к творчеству

10-11 класс

Ценит и принимает базовые ценности: «справедливость», «народ», «национальность» "закон", "честь", "совесть", "труд" и тд.

Знает символику города, области, страны, уважительно относится к родному языку, знает и уважает национальные традиции народов России

Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Проявляет интерес к общественным явлениям и событиям

Самостоятельно выполняет учебные задания, поручения, договоренности.

Сформирована профессиональная ориентированность, понимает и ценит роль трудовой деятельности в жизни человека

Проявляет безопасное и бережное поведение в природе и обществе.

Владеет и следует понятию «здоровый образ жизни»

Воспринимает целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Оценивает жизненные ситуации и поступки героев исторических и литературных текстов

Проявляет толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству

Проявляет интерес к творчеству

2. Система бальной оценки

 

Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов

- действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл

- смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла

- преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла

- способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла

- способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов

- самостоятельно применяет действие в любой ситуации

После заполнения сводной таблицы подводится итог по каждому обучающемся и по классу в целом относительно сформированности каждого учебного действия.

Для обучающегося производится подсчет общего количества набранных баллов, которые потом делятся на максимально возможное количество баллов, которые мог бы набрать учение. Данное соотношение выражается в процентах и определяется уровень сформированности БУД:

75 – 100% - достаточный уровень, 50 – 74% - средний уровень, 25 – 49% - минимальный уровень, 0 – 24% - низкий уровень.

  1. Материалы для проведения оценки уровня сформированности БУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего огбразования.

В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД  на ступени основного общего образования....

Система мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся.

Программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психо...

Метапредметные задания для контроля уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся

Российские учащиеся, участвуя в международных конкурсах, показывают низкий уровень сформированности практических знаний. Обладая достаточной теоретической базой, они не в состоянии применить ее для ре...

Метапредметные задания для контроля уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся

Российские учащиеся, участвуя в международных конкурсах, показывают низкий уровень сформированности практических знаний. Обладая достаточной теоретической базой, они не в состоянии применить ее для ре...

План обследования уровня сформированности универсальных учебных действий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-4 классов

План содержит в себе мероприятия по оценке успешности обучающихся начальных классов с точки зрения сформированности у детей универсальных учебных действий...

Комплекс диагностического инструментария для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся НОО

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, с...

Доклад "«Диагностика уровня сформированности базовых учебных действий обучающихся по АООП основного общего образования для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности БУД. Данные, полученные в ходе мониторинга используются для опе...