Методические материалы "Программа оценки уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся с умственной отсталостью" (2019 г.)
учебно-методический материал
Методические материалы для оценки уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 3 к АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью
МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска
Программа оценки сформированности базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Параметры оценки
Оценка уровня сформированности у обучающихся познавательных учебных действий проводится один раз в год по критериям, которые разработаны для каждого класса в соответствии с требованием программы формирования у обучающихся базовых учебных действий. Для заполнения сводной таблицы мониторинга по классу проводится проверочная работа. Ячейки, выделенные жирным шрифтом, заполняются специалистами по наблюдению после проведения проверочной работы.
Параметры оценки уровня сформированности у обучающихся познавательных учебных действий
1 класс | Задает вопросы | Находит общие и | Дает простейшие характеристики предметам по их цвету, форме, размеру, вкусу, запаху | Понимает некоторые существенные
| Выделяет родовые отношения предметов с частичной помощью учителя | Понимает схемы-опоры для решения учебных задач | Понимает изображения | Слушает, воспринимает устное высказывание | Понимает элементарное схематическое изображение | Наблюдает за изменениями окружающей действительности с частичной помощью учителя. | ||||||||||||||
2 класс | ||||||||||||||||||||||||
3 класс | ||||||||||||||||||||||||
4 класс | Умеет ставить вопросы | Делает элементарные обобщения по наблюдениям за явлениями окружающей действительности по алгоритму. | Сравнивает, характеризует, классифицирует предметы и явления | Умеет давать определение понятиям | Умеет делать выводы с помощью учителя и по алгоритму | Выделяет некоторые существенные общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов самостоятельно | Выделяет видо- | Работает по предложенному учителем плану | Слушает, воспринимает изображение самостоятельно | Слушает, воспринимает устное высказывание самостоятельно | Понимает элементарное схематическое изображение, таблицу | Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы | ||||||||||||
5класс | Правильно ставит вопросы | Делает обобщения по наблюдениям за явлениями окружающей действительности | Осмысленно сравнивает, характеризует, классифицирует предметы и явления | Умеет давать определение понятиям | Умеет делать выводы с помощью учителя и по алгоритму | Выделяет некоторые | Самостоятельно работает по предложенному учителем плану, инструкции | Понимает изображение самостоятельно | Понимает устное высказывание самостоятельно | Понимает схематическое изображение, таблицу самостоятельно | Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы деятельности с частичной помощью учителя | |||||||||||||
6 класс | ||||||||||||||||||||||||
7 класс | Правильно ставит вопросы | Осмысленно классифицирует предметы и явления | Умеет давать определение понятиям | Умеет делать обобщения с помощью учителя, по образцу и по алгоритму | Выделяет некоторые | Устанавливает видо-родовые отношения предметов | Самостоятельно работает по предложенному учителем плану, инструкции | Понимает изображение самостоятельно | Понимает устное высказывание самостоятельно | Понимает схематическое изображение, таблицу самостоятельно | Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы деятельности с частичной помощью учителя | |||||||||||||
8 класс | Правильно ставит вопросы | Осмысленно классифицирует предметы и явления | Умеет давать определение понятиям | Умеет делать обобщения с помощью учителя, по образцу и по алгоритму | Выделяет некоторые | Самостоятельно работает по предложенному учителем плану, инструкции | Понимает изображение самостоятельно | Понимает устное высказывание самостоятельно | Понимает схематическое изображение, таблицу самостоятельно | Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы деятельности с частичной помощью учителя | ||||||||||||||
9 класс | Целенаправленно формулирует вопросы | Осмысленно классифицирует предметы и явления | Дает определение понятиям | Умеет делать обобщения, выводы | Выделяет существенные общие | Самостоятельно работает по предложенному учителем плану, инструкции | Проводит элементарные аналогии, выделяет закономерности | Понимает устное высказывание самостоятельно | Понимает схему, изображение, таблицу самостоятельно | Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы деятельности с частичной помощью учителя ьдля решения учебных задач | ||||||||||||||
10 класс | ||||||||||||||||||||||||
11 класс | ||||||||||||||||||||||||
Параметры оценки уровня сформированности у обучающихся регулятивных учебных действий
1 класс | Поднимает руку | Встает и выходит из-за парты при ответе | Готовит к уроку рабочее место | Ориентируется в тетради и учебнике | Понимает инструкцию | Понимает последовательность выполнения задания | Умение действовать по команде учителя. | Произвольно включается в деятельность | Работает в общем темпе | Соотносит свои действия с действиями других учеников | Умеет проверять выполнение задания. | ||||||||||||||||||||
2 класс | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 класс | Поднимает руку. Встает и выходит из-за парты при ответе. Готовит к уроку рабочее место | Умеет ориентироваться в пространстве класса, пользоваться учебной мебелью | Понимает план, последовательность выполнения задания | Ориентируется в тетради и учебнике | Принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач | Умеет проверять выполнение задания | Отличает верно выполненное задание от неверного | Произвольно включается в деятельность | Работает в общем темпе | Соотносит свои действия с действиями других учеников | Оценивает эмоционально свои действия и действия других учеников | Понимает и принимает оценку деятельности | |||||||||||||||||||
4 класс | Поднимает руку. Встает и выходит из-за парты при ответе | Умеет ориентироваться в тетради, учебнике, пространстве класса, | Принимает учебную задачу, произвольно включается в деятельность | Корректирует свою деятельность с помощью учителя | Понимает план, последовательность выполнения задания | Принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач | Умеет проверять выполнение задания | Оценивает свои действия и действия других учеников | Соотносит свои действия и результаты с образцом, принимает оценку
| Принимает оценку деятельности с учетом критериев | Умеет организовывать свои действия, руководствуясь заданием | ||||||||||||||||||||
5 -7 класс | Принимает учебную задачу, произвольно включается в деятельность | Понимает многоступенчатую инструкцию | Понимает план, последовательность выполнения задания | Умеет следовать плану и работает в общем темпе | Определяет цель деятельности с помощью учителя | Проговаривает последовательность действий с помощью | Принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач | Оценивает границы необходимого знания | Адекватно осуществляет контроль выполнения работы | Принимает оценку деятельности с учетом критериев | Адекватно осуществляет самоконтроль | Проявляет волевые усилия при коррекции результатов | Умеет организовывать свои действия, руководствуясь заданием | ||||||||||||||||||
8 - 11 класс | Принимает учебную задачу, произвольно включается в деятельность | Участвует в коллективном поиске решения задачи | Понимает план, последовательность выполнения задания | Умеет следовать плану и работает в общем темпе | Определяет цель деятельности с помощью учителя | Проговаривает последовательность действий с помощью | Принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач | Оценивает границы необходимого знания | Адекватно осуществляет контроль выполнения работы | Принимает оценку деятельности с учетом критериев | Адекватно осуществляет самоконтроль | Умеет вносить изменения в свою деятельность | Умеет организовывать свои действия, руководствуясь заданием | Формулирует оценку действия или результата с помощью учителя | |||||||||||||||||
Параметры оценки уровня сформированности у обучающихся коммуникативных учебных действий
1 класс | Слышит обращенную речь и выполняет элементарные коммуникативные действия по заданному шаблону при сопровождении учителя | Вербально взаимодействует с учащимися в образовательном процессе, понимает и выполняет ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Невербально взаимодействует с учащимися в образовательном процессе, понимает и выполняет ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Обращается с просьбой о помощи просьбой к взрослому | Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого | Проявляет активность в общении с взрослым, вступает в контакт со сверстниками при помощи учителя. | Формулирует вопрос, обращается к одноклассникам, взрослым в бытовых и учебных ситуациях с помощью взрослого | Понимает и принимает доброжелательное отношение к себе со стороны взрослого. | Отвечает полным ответом | ||||||||||||||||||
2 класс | Выполняет элементарные коммуникативные действия, | Понимает и выполняет ритуалы | Слышит, понимает и выполняет инструкции в игровой, учебной, трудовой деятельности и в быту с помощью учителя
| Формулирует элементарную просьбу по образцу. Обращается с просьбой о помощи к взрослому | Понимает, принимает и выражает доброжелательное отношение к взрослому, сверстникам. | Формулирует вопрос, обращается и договаривается с одноклассниками и взрослыми бытовых и учебных ситуациях. | Выражает сопереживание в ситуациях, созданных учителем. | Грамотно формирует речевое высказывание с помощью учителя | |||||||||||||||||||
3 класс | Выполняет элементарные коммуникативные действия, | Выполняет ритуалы | Формулирует просьбу о помощи по образцу. Обращается с | Слышит, понимает | Сотрудничает с | Сопереживает друзьям, одноклассникам, конструктивно взаимодействует в школе, дома, на улице с взрослыми и сверстниками. | Договаривается и | Выражает сопереживание в ситуациях .Рассказывает обо всех пережитых моментах. | Грамотно формирует речевое высказывание с помощью учителя | ||||||||||||||||||
4 класс | Вступает в контакт | Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Обращается за помощью и принимает помощь. | Слушает и понимает инструкцию к | Сотрудничает с | Доброжелательно | Договаривается и изменяет свое | Самостоятельно грамотно формирует речевое высказывание | |||||||||||||||||||
5 - 7 класс | Вступает в контакт и работает в коллективе | Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Самостоятельно грамотно формирует речевое высказывание | Обращается за помощью и принимает помощь. | Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию | Сотрудничает с | Доброжелательно | Договаривается | |||||||||||||||||||
8 - 9 класс | Вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуацих общения (учебных, трудовых, бытовых) | Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Самостоятельно грамотно формирует речевое высказывание | Умеет выслушать и понять собеседника | Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию | Сотрудничает с | Доброжелательно | Договаривается | Использует различные источники для решения коммуникативных задач | Владеет элементарными видами делового письма для решения жизненных задач | |||||||||||||||||
10 -11 класс | Излагает свое мнение и аргументирует его | Участвует в коллективном обсуждении проблем | Самостоятельно грамотно формирует речевое высказывание | Дифференцированно по ситуации использует различные виды высказываний | Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию | Владеет диалогической речью | Доброжелательно | Договаривается | Использует различные источники для решения коммуникативных задач | Владеет элементарными видами делового письма для решения жизненных задач | Признает возможность существования различных точек зрения | ||||||||||||||||
Параметры оценки уровня сформированности у обучающихся личностный учебных действий
1 класс | Принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». | Идентифицирует себя как член семьи, ученик, друг, одноклассник. | Проявляет интерес к ближайшему социальному окружению и своему месту в нём (семья, школа) с помощью взрослого (учителя, родителя). | Выполняет социальные роли с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями . | Слушает инструкцию и выполняет элементарные задания с помощью взрослого | Слушает и выполняет элементарные правила поведения в классе, школе, социуме в совместной деятельности | Слушает и выполняет инструкцию по безопасному поведению в природе и обществе (класс, школа, семья) | Владеет навыками самообслуживания дома и в школе. | Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с помощью взрослого | Имеет элементарные представления о здоровье, здоровом образе жизни | |||||||||||||||||||||||||||
2 класс | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». | Понимает свою роль | Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда | Принимает окружающую действительность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. | Проявляет интерес к взаимодействию с окружающей действительностью с помощью взрослого. | Понимает и соблюдает простую инструкцию при выполнении учебных заданий, поручений с помощью взрослого | Понимает правила поведения в обществе (школа, общественные места) и соблюдает их с помощью взрослого | Понимает правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе и выполняет их с помощью взрослого. | Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с помощью взрослого | Имеет элементарные представления о здоровье, здоровом образе жизни | |||||||||||||||||||||||||||
3 – 4 класс | Ценит и принимает базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». | Принимает себя как | Принимает ценности семьи, школы, социума | Проявляет положительные эмоции к окружающей действительности. | Знает символику города, области, страны | Участвует в повседневных делах школы, класса, берет на себя ответственность | Осознанно применяет элементарные правила безопасного поведения во взаимодействии с окружающим миром | Выполняет учебные | Соблюдает принятые | Выражает своё отношение к своим поступкам и поступкам товарищей | Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда | Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов | Имеет элементарные представления о здоровье, здоровом образе жизни | ||||||||||||||||||||||||
5 - 7 класс | Ценит и принимает базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», « друг», «справедливость», «народ», «национальность» и т.д. | Знает символику города, области, страны, знает и уважает национальные традиции народов России | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Осознанно понимает роль "ученика" и применяет правила поведения и общения в школе | Самостоятельно выполняет учебные задания, поручения, договоренности. | Имеет элементарные представления о профессиях. Понимает и ценит роль трудовой деятельности в жизни человека. | Готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | Владеет и следует понятию «здоровый образ жизни» | Воспринимает целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. | Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. | Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов | Проявляет интерес к творчеству | Проявляет толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству | ||||||||||||||||||||||||
8 - 9 класс | Ценит и принимает базовые ценности: «справедливость», «народ», «национальность» "закон", "честь", "совесть", "труд" и тд. | Знает символику города, области, страны, уважительно относится к родному языку, знает и уважает национальные традиции народов России | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Проявляет интерес к общественным явлениям и событиям | Самостоятельно выполняет учебные задания, поручения, договоренности. | Сформирована профессиональная ориентированность, понимает и ценит роль трудовой деятельности в жизни человека | Проявляет безопасное и бережное поведение в природе и обществе. | Владеет и следует понятию «здоровый образ жизни» | Воспринимает целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. | Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. | Оценивает жизненные ситуации и поступки героев исторических и литературных текстов | Проявляет толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству | Проявляет интерес к творчеству | ||||||||||||||||||||||||
10-11 класс | Ценит и принимает базовые ценности: «справедливость», «народ», «национальность» "закон", "честь", "совесть", "труд" и тд. | Знает символику города, области, страны, уважительно относится к родному языку, знает и уважает национальные традиции народов России | Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Проявляет интерес к общественным явлениям и событиям | Самостоятельно выполняет учебные задания, поручения, договоренности. | Сформирована профессиональная ориентированность, понимает и ценит роль трудовой деятельности в жизни человека | Проявляет безопасное и бережное поведение в природе и обществе. | Владеет и следует понятию «здоровый образ жизни» | Воспринимает целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. | Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. | Оценивает жизненные ситуации и поступки героев исторических и литературных текстов | Проявляет толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству | Проявляет интерес к творчеству | ||||||||||||||||||||||||
2. Система бальной оценки
Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов | - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; |
1 балл | - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; |
2 балла | - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; |
3 балла | - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; |
4 балла | - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; |
5 баллов | - самостоятельно применяет действие в любой ситуации |
После заполнения сводной таблицы подводится итог по каждому обучающемся и по классу в целом относительно сформированности каждого учебного действия. Для обучающегося производится подсчет общего количества набранных баллов, которые потом делятся на максимально возможное количество баллов, которые мог бы набрать учение. Данное соотношение выражается в процентах и определяется уровень сформированности БУД: 75 – 100% - достаточный уровень, 50 – 74% - средний уровень, 25 – 49% - минимальный уровень, 0 – 24% - низкий уровень. | |
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего огбразования.
В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования....
Метапредметные задания для контроля уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся
Российские учащиеся, участвуя в международных конкурсах, показывают низкий уровень сформированности практических знаний. Обладая достаточной теоретической базой, они не в состоянии применить ее для ре...
Метапредметные задания для контроля уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся
Российские учащиеся, участвуя в международных конкурсах, показывают низкий уровень сформированности практических знаний. Обладая достаточной теоретической базой, они не в состоянии применить ее для ре...
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе. Диагностический инструментарий....
План обследования уровня сформированности универсальных учебных действий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-4 классов
План содержит в себе мероприятия по оценке успешности обучающихся начальных классов с точки зрения сформированности у детей универсальных учебных действий...

Комплекс диагностического инструментария для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся НОО
Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, с...

Доклад "«Диагностика уровня сформированности базовых учебных действий обучающихся по АООП основного общего образования для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности БУД. Данные, полученные в ходе мониторинга используются для опе...
