Методические материалы "Программа оценки уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся с умственной отсталостью" (2019 г.)
учебно-методический материал

Дудукалова Ольга Валентиновна

Методические материалы  для оценки уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся с  умственной отсталостью  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3._programma_otsenki_sformirovannosti_bud.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 3 к АООП образования  

обучающихся с умственной отсталостью

МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска

Программа оценки сформированности базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)

  1. Параметры оценки

Оценка уровня сформированности у обучающихся познавательных учебных действий проводится один раз в год по критериям, которые разработаны для каждого класса в соответствии с требованием программы формирования у обучающихся базовых учебных действий. Для заполнения сводной таблицы мониторинга по классу проводится проверочная работа.  Ячейки, выделенные жирным шрифтом, заполняются специалистами по наблюдению после проведения проверочной работы.

Параметры оценки уровня сформированности у обучающихся познавательных учебных действий

1 класс

Задает вопросы

Находит общие и
отличительные признаки предметов по нескольким признакам на наглядном
материале с помощью учителя.

Дает простейшие характеристики предметам по их цвету, форме, размеру, вкусу, запаху

Понимает некоторые существенные
общие и отличительные свойства
хорошо знакомых
предметов с помощью учителя

 

Выделяет родовые отношения предметов с частичной помощью учителя

Понимает схемы-опоры для решения учебных задач

Понимает изображения

Слушает, воспринимает устное высказывание

Понимает элементарное схематическое изображение

Наблюдает за изменениями окружающей действительности с частичной помощью учителя.

2 класс

3 класс

4 класс

Умеет ставить вопросы

Делает элементарные обобщения по наблюдениям за явлениями окружающей действительности по алгоритму.

Сравнивает, характеризует, классифицирует предметы и явления

Умеет давать определение понятиям

Умеет делать выводы с помощью учителя и по алгоритму

Выделяет некоторые существенные общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов самостоятельно

Выделяет видо-
родовые отношения
предметов по алгоритму

Работает по предложенному учителем плану

Слушает, воспринимает изображение самостоятельно

Слушает, воспринимает устное высказывание самостоятельно

Понимает элементарное схематическое изображение, таблицу

Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы
деятельности с частичной помощью учителя для решения учебных задач

5класс

Правильно ставит вопросы

Делает обобщения по наблюдениям за явлениями окружающей действительности

Осмысленно сравнивает, характеризует, классифицирует предметы и явления

Умеет давать определение понятиям

Умеет делать выводы с помощью учителя и по алгоритму

Выделяет некоторые
существенные общие
и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов по алгоритму самостоятельно

Самостоятельно работает по предложенному учителем плану, инструкции

Понимает изображение самостоятельно

Понимает устное высказывание самостоятельно

Понимает схематическое изображение, таблицу самостоятельно

Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы деятельности с частичной помощью учителя
для решения учебных
задач

6 класс

7 класс

Правильно ставит вопросы

Осмысленно классифицирует предметы и явления

Умеет давать определение понятиям

Умеет делать обобщения с помощью учителя, по образцу и по алгоритму

Выделяет некоторые
существенные общие
и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов по алгоритму самостоятельно

Устанавливает видо-родовые отношения предметов

Самостоятельно работает по предложенному учителем плану, инструкции

Понимает изображение самостоятельно

Понимает устное высказывание самостоятельно

Понимает схематическое изображение, таблицу самостоятельно

Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы деятельности с частичной помощью учителя
для решения учебных
задач

8 класс

Правильно ставит вопросы

Осмысленно классифицирует предметы и явления

Умеет давать определение понятиям

Умеет делать обобщения с помощью учителя, по образцу и по алгоритму

Выделяет некоторые
существенные общие
и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов по алгоритму самостоятельно

Самостоятельно работает по предложенному учителем плану, инструкции

Понимает изображение самостоятельно

Понимает устное высказывание самостоятельно

Понимает схематическое изображение, таблицу самостоятельно

Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы деятельности с частичной помощью учителя
для решения учебных
задач

9 класс

Целенаправленно формулирует вопросы

Осмысленно классифицирует предметы и явления

Дает определение понятиям

Умеет делать обобщения, выводы

Выделяет существенные общие
и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов по алгоритму и самостоятельно

Самостоятельно работает по предложенному учителем плану, инструкции

Проводит элементарные аналогии, выделяет закономерности

Понимает устное высказывание самостоятельно

Понимает схему, изображение, таблицу самостоятельно

Использует схемы-опоры, знаки, символы, предметы-заместители, алгоритмы деятельности с частичной помощью учителя ьдля решения учебных задач

10 класс

11 класс

Параметры оценки уровня сформированности у обучающихся регулятивных учебных действий

1 класс

Поднимает руку

Встает и выходит из-за парты при ответе

Готовит к уроку рабочее место

Ориентируется в тетради и учебнике

Понимает инструкцию

Понимает последовательность выполнения задания

Умение действовать по команде учителя.

Произвольно включается в деятельность

Работает в общем темпе

Соотносит свои действия с действиями других учеников

Умеет проверять выполнение задания.

2 класс

3 класс

Поднимает руку. Встает и выходит из-за парты при ответе. Готовит к уроку рабочее место

Умеет ориентироваться в пространстве класса, пользоваться учебной мебелью

Понимает план, последовательность выполнения задания

Ориентируется в тетради и учебнике

Принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач

Умеет проверять выполнение задания

Отличает верно выполненное задание от неверного

Произвольно включается в деятельность

Работает в общем темпе

Соотносит свои действия с действиями других учеников

Оценивает эмоционально свои действия и действия других учеников

Понимает и принимает оценку деятельности

4 класс

Поднимает руку. Встает и выходит из-за парты при ответе

Умеет ориентироваться в тетради, учебнике, пространстве класса,

Принимает учебную задачу, произвольно включается в деятельность

Корректирует свою деятельность с помощью учителя

Понимает план, последовательность выполнения задания

Принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач

Умеет проверять выполнение задания

Оценивает свои действия и действия других учеников

Соотносит свои действия и результаты с образцом, принимает оценку

 

Принимает оценку деятельности с учетом критериев

Умеет организовывать свои действия, руководствуясь заданием

5 -7 класс

Принимает учебную задачу, произвольно включается в деятельность

Понимает многоступенчатую инструкцию

Понимает план, последовательность выполнения задания

Умеет следовать плану и работает в общем темпе

Определяет цель деятельности с помощью учителя

Проговаривает последовательность действий с помощью

Принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач

Оценивает границы необходимого знания

Адекватно осуществляет контроль выполнения работы

Принимает оценку деятельности с учетом критериев

Адекватно осуществляет самоконтроль

Проявляет волевые усилия при коррекции результатов

Умеет организовывать свои действия, руководствуясь заданием

8  - 11 класс

Принимает учебную задачу, произвольно включается в деятельность

Участвует в коллективном поиске решения задачи

Понимает план, последовательность выполнения задания

Умеет следовать плану и работает в общем темпе

Определяет цель деятельности с помощью учителя

Проговаривает последовательность действий с помощью

Принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых учебных и практических задач

Оценивает границы необходимого знания

Адекватно осуществляет контроль выполнения работы

Принимает оценку деятельности с учетом критериев

Адекватно осуществляет самоконтроль

Умеет вносить изменения в свою деятельность

Умеет организовывать свои действия, руководствуясь заданием

Формулирует оценку действия или результата с помощью учителя

Параметры оценки уровня сформированности у обучающихся коммуникативных учебных действий

1 класс

Слышит обращенную речь и выполняет элементарные коммуникативные действия по заданному шаблону при сопровождении учителя

Вербально взаимодействует с учащимися в образовательном процессе, понимает и выполняет ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Невербально взаимодействует с учащимися в образовательном процессе, понимает и выполняет ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Обращается с просьбой о помощи просьбой к взрослому

Слышит и понимает инструкцию в игровой и учебной деятельности с помощью взрослого

Проявляет активность в общении с взрослым, вступает в контакт со сверстниками при помощи учителя.

Формулирует вопрос, обращается к одноклассникам, взрослым в бытовых и учебных ситуациях с помощью взрослого

Понимает и принимает доброжелательное отношение к себе со стороны взрослого.

Отвечает полным ответом

2  класс

Выполняет элементарные коммуникативные действия,
работая в парах,
по заданному шаблону, при сопровождении учителя

Понимает и выполняет ритуалы
социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Слышит, понимает и выполняет инструкции в игровой, учебной, трудовой деятельности и в быту с помощью учителя

 

 Формулирует элементарную просьбу по образцу. Обращается с просьбой о помощи к взрослому

Понимает, принимает и выражает доброжелательное отношение к взрослому, сверстникам.

Формулирует вопрос, обращается и договаривается с одноклассниками и взрослыми бытовых и учебных ситуациях.

Выражает сопереживание в ситуациях, созданных учителем.

Грамотно формирует речевое высказывание с помощью учителя

3  класс

Выполняет элементарные коммуникативные действия,
как при групповой,
так и при индивидуальной работе,
по заданному шаблону, при сопровождении учителя

Выполняет ритуалы
социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем

Формулирует просьбу о помощи по образцу. Обращается с
просьбой о помощи
к взрослому и одноклассникам. Принимает помощь

Слышит, понимает
и выполняет инструкции к учебным
заданиям в разных
видах деятельности, используя образец или план.

Сотрудничает с
взрослыми и сверстниками в соответствии с ситуацией.
Общается с друзьями.

Сопереживает друзьям, одноклассникам, конструктивно взаимодействует в школе, дома, на улице с взрослыми и сверстниками.

Договаривается и
изменяет свое поведение в соответствии
с объективным мнением большинства
в конфликтных или
иных ситуациях
взаимодействия с
окружающими с помощью взрослого.

Выражает сопереживание в ситуациях .Рассказывает обо всех пережитых моментах.

Грамотно формирует речевое высказывание с помощью учителя

4  класс

Вступает в контакт
и работает в коллективе

Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Обращается за помощью и принимает помощь.

Слушает и понимает инструкцию к
учебному заданию
в разных видах деятельности

Сотрудничает с
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях

Доброжелательно
относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми.

Договаривается и изменяет свое
поведение в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими

Самостоятельно грамотно формирует речевое высказывание

5 - 7  класс

Вступает в контакт и работает в коллективе

Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Самостоятельно грамотно формирует речевое высказывание

Обращается за помощью и принимает помощь.

Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности

Сотрудничает с
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях

Доброжелательно
относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми.

Договаривается
и изменяет свое
поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или
иных ситуациях взаимодействия с окружающими

8 - 9 класс

Вступает и поддерживает коммуникацию в разных ситуацих общения (учебных, трудовых, бытовых)

Использует принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Самостоятельно грамотно формирует речевое высказывание

Умеет выслушать и понять собеседника

Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности

Сотрудничает с
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях

Доброжелательно
относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми.

Договаривается
и изменяет свое
поведение
в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или
иных ситуациях
взаимодействия с
окружающими

Использует различные источники для решения коммуникативных задач

Владеет элементарными видами делового письма для решения жизненных задач

10 -11 класс

Излагает свое  мнение и аргументирует его

Участвует в коллективном обсуждении проблем

Самостоятельно грамотно формирует речевое высказывание

Дифференцированно по ситуации использует различные виды высказываний

Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию
в разных видах деятельности

Владеет диалогической речью

Доброжелательно
относится, сопереживает, конструктивно взаимодействует с людьми.

Договаривается
и изменяет свое
поведение
в соответствии с объективным мнением большинства в
конфликтных или
иных ситуациях
взаимодействия с
окружающими

Использует различные источники для решения коммуникативных задач

Владеет элементарными видами делового письма для решения жизненных задач

Признает возможность существования различных точек зрения

Параметры оценки уровня сформированности у обучающихся личностный учебных действий

1 класс

Принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Идентифицирует себя как член семьи, ученик, друг, одноклассник.

Проявляет интерес к ближайшему социальному окружению и своему месту в нём (семья, школа) с помощью взрослого (учителя, родителя).

Выполняет социальные роли с помощью взрослого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями .

Слушает инструкцию и выполняет элементарные задания с помощью взрослого

Слушает и выполняет элементарные правила поведения в классе, школе, социуме в совместной деятельности

Слушает и выполняет инструкцию по безопасному поведению в природе и обществе (класс, школа, семья)

Владеет навыками самообслуживания дома и в школе.

Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с помощью взрослого

Имеет элементарные представления о здоровье, здоровом образе жизни

2 класс

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

Понимает свою роль
в семье, школе, детском коллектив

Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда

Принимает окружающую действительность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Проявляет интерес к взаимодействию с окружающей действительностью с помощью взрослого.

Понимает и соблюдает простую инструкцию при выполнении учебных заданий, поручений с помощью взрослого

Понимает правила поведения в обществе (школа, общественные места) и соблюдает их с помощью взрослого

Понимает правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе и выполняет их с помощью взрослого.

Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с помощью взрослого

Имеет элементарные представления о здоровье, здоровом образе жизни

3 – 4 класс

Ценит и принимает базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Принимает себя как
члена семьи, ученика,
товарища с частичной
помощью взрослого
(учителя, родителя).

Принимает ценности семьи, школы, социума

Проявляет положительные эмоции к окружающей действительности.

Знает символику города, области, страны

Участвует в повседневных делах школы, класса, берет на себя ответственность

Осознанно применяет элементарные правила безопасного поведения во взаимодействии с окружающим миром

Выполняет учебные
задания по алгоритму,
общественные поручения с частичной помощью взрослого

Соблюдает принятые
в обществе правила
поведения и поступает согласно элементарным этическим
нормам с частичной
помощью взрослого.

Выражает своё отношение к своим поступкам и поступкам товарищей

Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда

Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов

Имеет элементарные представления о здоровье, здоровом образе жизни

5 - 7 класс

Ценит и принимает базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», « друг», «справедливость», «народ», «национальность» и т.д.

Знает символику города, области, страны, знает и уважает национальные традиции народов России

Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Осознанно понимает роль "ученика" и применяет правила поведения и общения в школе

Самостоятельно выполняет учебные задания, поручения, договоренности.

Имеет элементарные представления о профессиях. Понимает и ценит роль трудовой деятельности в жизни человека.

Готов к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Владеет и следует понятию «здоровый образ жизни»

Воспринимает целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Оценивает жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов

Проявляет интерес к творчеству

Проявляет толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству

8 - 9 класс

Ценит и принимает базовые ценности: «справедливость», «народ», «национальность» "закон", "честь", "совесть", "труд" и тд.

Знает символику города, области, страны, уважительно относится к родному языку, знает и уважает национальные традиции народов России

Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Проявляет интерес к общественным явлениям и событиям

Самостоятельно выполняет учебные задания, поручения, договоренности.

Сформирована профессиональная ориентированность, понимает и ценит роль трудовой деятельности в жизни человека

Проявляет безопасное и бережное поведение в природе и обществе.

Владеет и следует понятию «здоровый образ жизни»

Воспринимает целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Оценивает жизненные ситуации и поступки героев исторических и литературных текстов

Проявляет толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству

Проявляет интерес к творчеству

10-11 класс

Ценит и принимает базовые ценности: «справедливость», «народ», «национальность» "закон", "честь", "совесть", "труд" и тд.

Знает символику города, области, страны, уважительно относится к родному языку, знает и уважает национальные традиции народов России

Способен к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Проявляет интерес к общественным явлениям и событиям

Самостоятельно выполняет учебные задания, поручения, договоренности.

Сформирована профессиональная ориентированность, понимает и ценит роль трудовой деятельности в жизни человека

Проявляет безопасное и бережное поведение в природе и обществе.

Владеет и следует понятию «здоровый образ жизни»

Воспринимает целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.

Понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Оценивает жизненные ситуации и поступки героев исторических и литературных текстов

Проявляет толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству

Проявляет интерес к творчеству

2. Система бальной оценки

 

Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов

- действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл

- смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла

- преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла

- способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла

- способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов

- самостоятельно применяет действие в любой ситуации

После заполнения сводной таблицы подводится итог по каждому обучающемся и по классу в целом относительно сформированности каждого учебного действия.

Для обучающегося производится подсчет общего количества набранных баллов, которые потом делятся на максимально возможное количество баллов, которые мог бы набрать учение. Данное соотношение выражается в процентах и определяется уровень сформированности БУД:

75 – 100% - достаточный уровень, 50 – 74% - средний уровень, 25 – 49% - минимальный уровень, 0 – 24% - низкий уровень.

  1. Материалы для проведения оценки уровня сформированности БУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего огбразования.

В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД  на ступени основного общего образования....

Метапредметные задания для контроля уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся

Российские учащиеся, участвуя в международных конкурсах, показывают низкий уровень сформированности практических знаний. Обладая достаточной теоретической базой, они не в состоянии применить ее для ре...

Метапредметные задания для контроля уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся

Российские учащиеся, участвуя в международных конкурсах, показывают низкий уровень сформированности практических знаний. Обладая достаточной теоретической базой, они не в состоянии применить ее для ре...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе

Программа  мониторинга уровня    сформированности универсальных учебных действий в основной школе. Диагностический инструментарий....

План обследования уровня сформированности универсальных учебных действий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-4 классов

План содержит в себе мероприятия по оценке успешности обучающихся начальных классов с точки зрения сформированности у детей универсальных учебных действий...

Комплекс диагностического инструментария для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся НОО

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, с...

Доклад "«Диагностика уровня сформированности базовых учебных действий обучающихся по АООП основного общего образования для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности БУД. Данные, полученные в ходе мониторинга используются для опе...