Метапредметные задания для контроля уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся
методическая разработка по природоведению (5 класс) на тему

Российские учащиеся, участвуя в международных конкурсах, показывают низкий уровень сформированности практических знаний. Обладая достаточной теоретической базой, они не в состоянии применить ее для решения практических задач. Преодолевать такое противоречие можно, используя в учебном процессе задания метапредметного характера. Такие задания созданы на основе межпредметной интеграции и имеют практический характер. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_prirodovedenie_russkiy_yazyk.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Задание № 1

По-другому об(ь,ъ)яснял возможность образования н_бесных тел немецкий ученый. Он предпол_жил, что Солнечная система произошла из гиган(?)скогох_лодного пылевого обл_ка. Частицы этого обл_ка находились в постоянном бе(з,с)порядочном дв_жении, взаимно притягивали друг друга, сталкивались, сл_пались, образуя (с,з)гущения, которые стали р_сти и со временем дали начало Солнцу и планетам.

Францу(?)ский астроном и мат_матик, предл_жил свою гипотезу, об(ь,ъ)ясняющую образование и развитие Солнечной системы. По его мнению, Солнце и планеты возникли из вращающегося ра(з,с)каленного газового облака. Постепенно остывая, оно (з,с)жималось, образуя многочисленные кольца, которые  упл_тняясь, создали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце.

  1. Дайте определение понятия «гипотеза».
  2. Назовите имена ученых, чьи гипотезы приведены выше. Вчем сходство и различие гипотез?
  3. Вставьте пропущенные орфограммы.

.

Задание № 2

Французский ученый предположил, что земной шар возник в результате катастрофы. В очень отдаленное время какое-то небесное тело столкнулось с Солнцем. При столкновении возникло множество «брызг». Наиболее крупные из них, постепенно остывая, дали начало планетам.

В начале нашего столетия английский ученый выдвинул гипотезу, которая так объясняла образование планетной системы: когда-то вблизи Солнца пролетала друг звезда, которая своим тяготением вырвала из него часть вещества. Сгустившись, оно дало начало планетам.

  1. Дайте определение понятия «гипотеза».
  2. Назовите имена ученых, чьи гипотезы приведены выше. Вчем сходство и различие гипотез?
  3. Выпишите слова, в которых гласная буква обозначает два звука.

Задание № 3

Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следуют мантия, занимающая большую часть объема Земли, и земная кора.

  1. Дайте подробное описание одного из элементов внутреннего строения Земли (по выбору кадета).
  2. Проведите фонетический разбор слова «ядро»

Задание № 4

Это твердая верхняя оболочка Земли. Ее толщина от 5 до 75 км, причем под материками она значительно толще, чем под океанами. Поверхность неровная.Мы видим на ней горы, равнины, холмы и овраги. Все неровности земной поверхности называют… .

  1. Назовите оболочку Земли, которая описывается в тексте. Как называются неровности земной поверхности?
  2. Дайте определение понятий «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые».
  3. Выпишите предложение с однородными членами. Постройте схему.

Задание № 5

Обычно эти явления природы происходят вблизи границ плит. Как вы уже знаете, эти плиты находятся в постоянном движении. Плиты движутся и по горизонтали, и по вертикали. Когда края соприкасающихся плит «застревают», а затем плиты сдвигаются, возникают подземные толчки. Районы, где особенно часты эти явления, называютсейсмически активными.

  1. Назовите природное явление, которое описывается в тексте.
  2. В чем измеряется сила землетрясений? Назовите признаки землетрясений различной силы.
  3. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков

Задание № 6

Суша нашей планеты образована материками, или континентами, и многочисленными островами. Она составляет 29% поверхности земного шара.

Как вы знаете, материков на Земле шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

  1. Назовите материки, чьи контуры изображены ниже:

http://festival.1september.ru/articles/620475/img2.jpg

  1. Чем материк отличается от части света?
  2. Запишите названия материков в алфавитном порядке. Составьте с одним из них предложение.

Ответы:

Задание № 1

1. Гипотеза – научное предположение.

2. Иммануил Кант, Пьер Лаплас. И. Кант – холодное пылевое облако; П. Лаплас – раскаленное газовое облако. Сходство – объясняют происхождение Солнца и планет, частицы находятся в движении.

Задание № 2

1. Гипотеза – научное предположение.

2. Жорж Бюффон, Джеймс Джинс. Ж.Бюффон – столкновение с небесным телом, Д. Джинс – силы тяготения. Сходство – Солнце уже существует, влияние небесных тел.

3. Отдаленное, какое,  небесное, крупные, остывая

Задание № 3

1. Ядро Земли делится на два слоя: внутреннее ядро и внешнее. Внутреннее ядро твердое, внешнее — жидкое, оно находится в расплавленном состоянии. Температура ядра достигает 6000 °С. Ученые предполагают, что оно состоит в основном из железа и никеля.

Мантия (в переводе с латинского языка это слово означает «покрывало») составляет 83% от объема Земли. Несмотря на высокую температуру (до 2000 °С), вещество мантии из-за большого давления находится в твердом состоянии. Правда, в верхней части мантии имеется слой, который частично размягчен и пластичен. Но над ним мантия снова становится твердой.

Земная кора — это твердая верхняя оболочка Земли. Ее толщина от 5 до 75 км, причем под материками она значительно толще, чем под океанами. Поверхность земной коры неровная: мы видим на ней горы, равнины, холмы, овраги. Все неровности земной поверхности называют рельефом (от латинского «релево» — поднимаю).

2.        Яд-ро – 2 слога, 2 уд, 1 слог –закрытый, 2 слог – открытый.

        я – [j,] – согл, зв., мягк.

             [а] – гл., безуд.

        д - [д] – согл., зв., тв.

        р - [р] – согл., зв., тв.

        о - [о] – гл., уд.

________________________

        4 буквы, 5 звуков

Задание № 4

1. Земная кора — это твердая оболочка Земли. Ее толщина от 5 до 75 км, причем под горами она значительно толще, чем под океанами. Поверхность земной коры неровная: мы видим на ней горы, равнины, холмы, овраги. Все неровности земной поверхности называют рельефом (от латинского «релево» — поднимаю).

2. Горные породы – тела, слагающие земную кору.

    Минералы – вещества, из которых состоят горные породы.

    Полезные ископаемые – минералы и горные породы, используемые человеком.

3. Мы видим на ней горы, равнины, холмы и овраги.[-= О,О,О и О]

Задание № 5

1.  Землетрясение.

2. Измеряется в баллах. 1-2 балла – не ощущается человеком, регистрируется приборами.

3-4 балла – качается мебель, сыпется штукатурка, трещины в стенах

5-6 баллов – частичные разрушения зданий, трещины на поверхности Земли

7-8 баллов – разрушение зданий, большие трещины на поверхности Земли

9-12 баллов – полное разрушение зданий, дорог, сооружений. Глубокие трещины на поверхности Земли.

3. Находятся, постоянном,движутся,сдвигаются,особенно.

Задание № 6

1.Австралия, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

2. Материк  - это большой участок суши, окруженный водой.

Часть света – это материк, с прилегающими к нему островами.

3.Австралия, Антарктида,  Африка, Евразия, , Северная Америка, Южная Америка.

Формируемые УУД

Личностные:

- самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные:

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные:

Общеучебные универсальные действия:

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические универсальные действия:

- анализ;

- синтез;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего огбразования.

В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД  на ступени основного общего образования....

Система мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся.

Программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психо...

Метапредметные задания для контроля уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся

Российские учащиеся, участвуя в международных конкурсах, показывают низкий уровень сформированности практических знаний. Обладая достаточной теоретической базой, они не в состоянии применить ее для ре...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе

Программа  мониторинга уровня    сформированности универсальных учебных действий в основной школе. Диагностический инструментарий....

План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы

Подробный план реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД учащихся основной школы...

План обследования уровня сформированности универсальных учебных действий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-4 классов

План содержит в себе мероприятия по оценке успешности обучающихся начальных классов с точки зрения сформированности у детей универсальных учебных действий...

Комплекс диагностического инструментария для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся НОО

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, с...