Развитие музыкальных способностей умственно отсталых учащихся в различных видах музыкальной деятельности
методическая разработка по музыке по теме

Мартынова Светлана Михайловна

В статье описаны методы и приемы развития музыкальных способностей умственно отсталых школьников

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей умственно отсталых учащихся – одна из основных задач музыкального воспитания в коррекционной школе.  Поэтому приоритетное направление моей кружковой работы является развитие музыкальных способностей умственно отсталых школьников в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкальные способности изучаются психологами более 150 лет Известный психолог  Борис  Михайлович  Теплов к основным музыкальным способностям  причислял:

  1. ладовое чувство – эмоциональная отзывчивость на музыку;
  2. музыкально-слуховые представления  - представления о высоте, динамике, тембре звуков;
  3. музыкально-ритмическое чувство

В совокупности они образуют музыкальность человека. Музыкальное развитие детей протекает более  эффективно, если активнее и разнообразнее будет их музыкальная деятельность. Поэтому в своей  работе по развитию музыкальных способностей умственно отсталых школьников 3-5 классов я использовала  такие виды музыкальной деятельности, которые предложила  педагог-музыкант Людмила  Валентиновна Школяр,  это -

  1. деятельность слушателя (восприятие);
  2. деятельность исполнителя (исполнительство),
  3. деятельность композитора (творчество).

На музыкальных занятиях эти виды музыкальной деятельности присутствуют в неразрывном триединстве и обычно осуществляются по следующей схеме: восприятие – исполнение – творчество, то есть восприятие музыки  предшествует остальным видам. Оно также сопутствует исполнительству и творчеству детей. Соотношение воспроизводящих и творческих действий бывает различным, в зависимости от возраста детей, степени умственной отсталости, самого вида музыкальной деятельности.

 Д. Б. Кабалевсий утверждал, что не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять (петь, играть). Восприятие и внимание умственно отсталых школьников в силу их состояния несовершенно, музыкально-слуховая дифференциация  при различении  звуков по силе (динамике) и длительности (ритму) затруднено, чуть лучше выражена при  различении звуков по высоте. Поэтому первоначально учащиеся  на музыкальных занятиях превращаются в слушателей. Сначала мы слушали звуки окружающего мира:  звуки природы, улиц города, дома.  Потом учились различать деревянные, металлические, стеклянные звуки, издаваемые обычными предметами. Далее происходило знакомство с музыкальными инструментами: их видами, внешностью, звучанием, способами извлечения звука. На данном этапе работы я знакомила с  инструментами  не только фабричного производства, но и с инструментами, сделанными своими руками. Например, с самодельными ударными инструментами – барабанами – обычным и  индийским, деревянными палочками, ксилофоном, колотушкой, колокольчиками, шумовыми  инструментами - музыкальным молоточком,   музыкальными рогатками, японским инструментом – бамбузи, шаркунчиками,  с самодельными струнными музыкальными инструментами – гуслями, гитарой.  Школьники играли на них, вслушивались в звуки, которые они издают. В этот период знакомила со свойствами звука:  высотой (звуки высокие и низкие), ритмом (звуки долгие и короткие) динамикой (звуки громкие и тихие), тембром (разная окраска звуков).  Для закрепления этих музыкально-слуховых представлений учащихся о звуках использовала различные музыкально-дидактические игры с инструментами:  «Музыкальные загадки» (дети угадывают по звучанию музыкальный  инструмент), «Музыкальное лото» (дети по звучанию инструмента определяют направление мелодии вверх или вниз) На занятиях мы  проводили  маленькие эксперименты со звуками: например, в несколько  стаканов  наливали воду до разных уровней. Стеклянной палочкой последовательно стучим по всем стаканам и слушаем их звучание. В результате делаем вывод о том, что чем более стакан пуст, тем звук выше. На основе этого опыта ребята сыграли на стаканах русские народные мелодии «Во саду ли в  огороде», «Как под горкой, под горой», «Ах вы сени, мои сени».  

Итак, следующий вид музыкальной деятельности – это исполнительство. Дети играли на самодельных шумовых музыкальных инструментах, а позже и на настоящих. Я использовала музыкально-дидактические  игры «Ритмическое эхо» (дети повторяют заданный ритмический рисунок на музыкальном инструменте), «Мелодическое эхо» (дети повторяют заданный мелодический рисунок на музыкальном инструменте).

 При обучении игре на ударных музыкальных инструментах: бонгах, трещотках, треугольнике, в качестве записи нот я  использовала различные фигуры: звездочки, ромбы, прямоугольники.  Каждая  соответствовала партии одного  инструмента. Ребята смотрели на графическую партитуру, определяли, в какой последовательности им нужно играть. Получался очень слаженный, шумовой оркестр.

Обучая игре на других музыкальных инструментах, например, на тонированных колокольчиках, я применила  цветовую систему записи нот, то есть ноты заменялись цветными треугольниками. Длительность звуков  я обозначала так: длинные звуки - треугольниками больших размеров, короткие – маленьких размеров. При обучении игре на духовой гармонике я наклеивала цветные квадраты  на клавиши, а также на листе тетради в определенной последовательности. Ребенок смотрел в эту тетрадь и как по нотам играл на инструменте. Таким образом, ребята разучили и исполняли новогоднюю мелодию «В лесу родилась елочка», русскую народную мелодию «Ой, вставала я ранешенько», патриотическую песню «Катюша».

 Приобретая исполнительские навыки в игре на шумовых и музыкальных инструментах,  у многих учащихся возникает потребность в творческих импровизациях. Это наиболее высокий уровень развития музыкальной деятельности – деятельность композитора. Ребятам предлагала создать простейшие песни по заданным текстам, простейшие марши, колыбельные, плясовые. Потом они записывали придуманные мелодии, используя цветовую систему записи нот или с помощью различных графических изображений. На данном этапе я предлагала детям поиграть в такие игры, как «Наше путешествие» (дети озвучивают придуманный рассказ с помощью музыкальных инструментов), «Озвучь сказку, стихотворение». Например, на конкурсе чтецов «Родной край», воспитанники 4 класса озвучили с помощью музыкальных инструментов стихотворение  о природе: звуки дождя изображали с помощью деревянных палочек, звон ручья с помощью румбы, шелест листьев – шуршанием гафрированной бумаги.

В процессе творческой деятельности проявлялась индивидуальность каждого ребенка, происходило его самовыражение, дети испытывали удовольствие от собственного музицирования, таким образом формировалось эмоционально позитивное отношение к музыке.

Такова система работы по развитию музыкальных способностей  умственно отсталых учащихся  в различных видах музыкальной деятельности. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме"Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности."

В работе систематизирован материал по теме "Развитие творческих способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности"...

Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности (Реферат)

Практическая значимость данной работы заключается в том, что в работе дается обоснование возможности развития творчества детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы посредством театр...

Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей

Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей...

Методические материалы "Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей".

Критерии и инструментарий оценки уровня сформированности музыкальных способностей умственно отсталых детей....

Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе

Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе...

статья "Развитие коммуникативных умений у обучаемых в различных видах речевой деятельности"

Речь идет о формировании коммуникативной компетенции. Достичь этой цели позволяет коммуникативно-деятельностный подход, который представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на овлад...