Эффективность физических упражнений здоровьесберегающей направленности на уроках адаптивной физической культуры для детей с умеренной умственной отсталостью.
статья по физкультуре

Худяева Наталья Владимировна

Материалпредназначен для специалистов, работающих с обучающимися с интеллектуальными нарушениями. Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в учебный процесс, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощ, быстро утомляются. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_zdoroves._tehnol.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность физических упражнений здоровьесберегающей направленности на уроках адаптивной физической культуры для детей с умеренной умственной отсталостью.

Худяева Наталья Владимировна,                                                                                                    учитель физической культуры,                                                                                                  ГОКУ СКШ № 27 г. Братск

        У детей с умеренной умственной отсталостью подразумевают, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает мало развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к её результатам. Нарушения оказываются не только на умственных способностях, ребенок значительно отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, нарушена эмоционально-волевая сфера

Нарушения основных движений детей с умеренной умственной отсталостью:

- неточность движений в пространстве и времени;

- отсутствие ловкости и плавности движений;

- излишняя скованность и напряженность;

- ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метании.

         Отставания в физическом развитии, степень приспособления к физической нагрузке не только зависят от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии.

Адаптивная физическая культура как учебный предмет составляет неотъемлемую часть учебного процесса для детей с умеренной умственной отсталостью.

 Цель занятий адаптивной физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования.

Адаптивная физкультура имеет широкий диапазон решений педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:

- коррекция основных движений в ходьбе, беге, упражнениях с предметами;

- коррекция и развитие физической подготовленности;

- коррекция и развитие координационных способностей, мелкой моторики;

- формирование личности ребенка.

        Кроме задач собственно физического развития, педагог на всех занятиях адаптивной физкультуры решает и другие, не менее важные задачи:

развитие эмоциональной сферы, формирование стереотипов социального поведения, выработка гигиенических навыков.

Главная предпосылка для успешного занятия – это создание положительного эмоционального настроя

Адаптивная физическая культура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации  инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех ее видов и форм. Она со своей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент.

Движение – насущная потребность растущего детского организма. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей.

Основным средством адаптивной физической культуры является физическое упражнение. Во время физических упражнений формируются такие личностные качества как: выносливость, смелость, ловкость, сила. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир. Любое упражнение с использованием дифференцированных действий требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения. Из всего сказанного выше, следует, что адаптивная физкультура в различных формах организации, должна быть одним из ведущих компонентов учебного процесса в школе.

Все занятия проводятся с учетом физической подготовленности обучающихся, особенностей характера, возрастных различий; инвентарь и оборудование также должны соответствовать возрасту и уровню психомоторного развития детей и подростков.

Самостоятельно заниматься дети с умеренной умственной отсталостью не могут. Занятия строятся по общепринятым принципам. Дозировка каждого упражнения не превышает 4 – 5 раз. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений, и ОРУ, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию равновесия.

        При выполнении упражнений для пальцев, обучающиеся не могут осуществлять движения одновременно двумя руками или без зрительного контроля

Для поддержания интереса используются различные пособия: мячи разного цвета и размера, гимнастические палки, даются дидактические игры на развитие мелкой моторики и т.д.

Использование различных физических упражнений на уроках адаптивной физической культуры.

        Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей: согласованности движении рук, ног, головы, туловища;

        Упражнения на коррекцию осанки, укрепления мышц спины, плечевого пояса;

        Упражнения лечебного и профилактического воздействия: подвижности в суставах, профилактика нарушений зрения.

         Воспитание и обучение физическим упражнениям детей с умеренной умственной отсталостью имеет ряд общих методов:

- методы формирования знаний (словесные, обеспечения наглядности, объяснения, рассказ);

-методы обучения двигательным действиям (разучивание упражнения по частям, упражнения в целом, сопряженного воздействия);

-методы развития физических способностей (поддержания работоспособности и развития физических кондиций);

- методы организации взаимодействия педагога и занимающихся (в зависимости от тяжести поражения ребенка взаимодействие с педагогом осуществляется в разных формах: индивидуальные, индивидуально-групповые, малогрупповые и т.д.);

-методы регулирования психического состояния детей (формирование положительной мотивации, интереса к физкультурной деятельности).

Правильно организованная работа по адаптивной физической культуре в учебном процессе позволяет удовлетворить потребности детей с нарушениями интеллекта в движениях, оказывает положительное воздействие на здоровье, физическое развитие, работоспособность детей, воспитывает у них силу воли, организованность и дисциплинированность.

Таким образом, несмотря на то, что умственная отсталость – явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка.

Список литературы:

Инновационные технологии адаптивной физической культуры, физической культуры и спорта в практике работы с инвалидами и другим маломобильными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. С.П. Евсеева – СПб.: Галлея принт,2011-256с.

«Программа укрепления здоровья в коррекционных группах».- М.: ТЦ Сфера, 2008.-144с.

«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004,296с- (Педагогика. Психология. Управление).

Дмитриев А.А. «Физическая культура в специальном образовании: Учеб. Пособие.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-176с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».

Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...

Система игр и упражнений по развитию навыков мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью

В результате комплексного использования игр и упражнений мануального характера ребенок развивает тактильные ощущения; овладевает навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; вкл...

«ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАРДАТНЫХ ФОРМ УРОКОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Традиционная  организация занятий с учащимися с умеренной умственной отсталости  не эффективна. Более целесообразно проведение нестандартных уроков. Урока – сказки, урока – путешествия...

Развитие познавательного интереса у детей с умеренной умственной отсталостью на уроках трудового обучения (направление «Ручная вышивка»)

Методы и приемы развития познавательного интереса у детей с умеренной умственной отсталостью  на уроках технологии отражены в данной статье...

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной умственной отсталостью с помощью игр и упражнений на уроках графики и письма.

Одна из проблем, с которой сталкивается современная педаго­гика - рост количества детей, не готовых к школьному обучению. К традиционным причинам этого явления относятся генетические факторы, экол...