Особенности тренировочного процесса женской баскетбольной команды
методическая разработка по физкультуре

Минниахметова Альбина Ильдаровна

Особенности тренировочного процесса женской баскетбольной команды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности тренировочного процесса женской баскетбольной команды

Баскетбол – игра увлекательная, динамичная, требующая от игроков хорошей физической подготовленности и технико-тактического мастерства. В основе игры на фоне постоянно меняющейся информации лежат активно выполняемые естественные движения: бег, прыжки, передачи, броски, ведение мяча и т.п.

Подготовка спортсмена и спортивная тренировка в целом вызывают сложный комплекс биологических и. психологических изменений, которые приводят к более высокому уровню тренированности, подготовленности и спортивной формы.

Спортивная тренировка как педагогическое явление – это специализированный процесс физического воспитания, непосредственно направленный на достижение высоких спортивных результатов. Иными словами, это есть процесс физического воспитания «через спорт», посредством спорта. Важно при этом иметь в виду, что спорт в педагогическом отношении не самоцель, а средство воспитания, оздоровления, подготовки к жизни. Можно сказать, что спортивная тренировка представляет основную форму (способ осуществления) подготовки спортсмена. Спортивная тренировка охватывает в той или иной мере все разделы подготовки, но не исчерпывает их; к ней относится та основная часть подготовки, которая непосредственно осуществляется в процессе занятий физическими упражнениями. Наиболее полно в спортивной тренировке представлены физическая подготовка, а также практические разделы спортивно-технической, тактической и морально-волевой подготовки спортсмена.

Специфика двигательной деятельности игры в баскетбол способствует рациональному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности, увеличению подвижности суставов, укреплению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие реакции выбора, концентрация внимания, распределение внимания, объем поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость).

Баскетбол – игра коллективная, успех которой зависит от слаженности действий и взаимопонимания игроков, что достигается за счет подчинения собственных интересов интересам команды. Особенности женского организма должны учитываться преподавателями, как при выборе задач, так и при проведении самих занятий.

Содержание занятий для женщин, прежде всего, должны содействовать всесторонней физической подготовке. Частные задачи решаются с учетом особенностей женского организма, с учетом влияния на него применяемых упражнений. Так, например, применяя в занятиях общеразвивающие упражнения, следует особо выделить те из них, которые непосредственно оказывают положительное влияние на специфические функции организма женщины, специально укрепляют мышцы и связочный аппарат тазовой области, мышцы спины, живота, ног. Подбирая упражнения, тренер должен знать, что при получении любых физических нагрузок и особенно упражнений, в которых активно участвуют мышцы туловища (преимущественно брюшного пресса), оказывается влияние на мускулатуру и связочный аппарат внутренних половых органов женщины.

При подборе упражнений следует учитывать и большую склонность женщины к мягким, плавным движениям, чем к резким силовым.

Работая с женщинами над изучением или совершенствованием технических приемов, следует помнить, что, как правило, период образования двигательного стереотипа у них несколько больший, чем у мужчин. В практике ведется обучение девушек тем же элементам, что и юношей, отводя для этого несколько больше времени.

Работая с девушками, нельзя увлекаться ранней специализацией, даже если видно, что в группе имеются будущие центровые или разыгрывающие игроки. Нужно уделить особое внимание физической подготовке баскетболисток.

Для достижения высоких спортивных результатов в любом виде спорта немалую роль играет уровень развития специальных физических (двигательных) качеств спортсмена. Эта истина не является новой, однако проблема развития специальных физических качеств спортсмена в каждом конкретном виде спорта и в частности в баскетболе на сегодняшний день остается по-прежнему далеко не решенной.

Анализируя специальную литературу по баскетболу до 50-х гг., можно отметить, что на страницах печати лишь упоминалось о том, что спортсмену в тренировочном процессе необходимо применять специальные упражнения, развивающие качества, присущие баскетболисту.

Позднее, в начале 60-х и до конца 70-х годов, в литературе стали обращать внимание на необходимость развития тех качеств, к которым в игре предъявляются особенно повышенные требования, и предлагался соответствующий перечень физических качеств, необходимых баскетболисту.

В 70-х годах в учебниках и пособиях по баскетболу стали появляться определения таких физических качеств, как сила, быстрота и др., но эти определения освещены в ряде учебников и раскрывают качества, присущие любому виду спорта, но не характерные, специфичные для какого-либо конкретного вида спорта, в том числе и для баскетбола.

В специальной литературе и до сегодняшнего дня каждый автор или группа авторов предлагают свой комплекс факторов, акцентов, определяющий высокий уровень физической подготовленности баскетболиста. Специальная физическая подготовка высокорослых баскетболистов высокой квалификации:

В современной системе спортивной тренировки раздел физической подготовки занимает одно из ведущих мест.

В спортивной тренировке, в плане реализации физической подготовки, необходимо осуществлять три частных задачи. Первая – используя широкий комплекс средств и мероприятий укреплять состояние здоровья и повышать сопротивляемость организма к различным заболеваниям, особенно инфекционным и простудным и «профессиональную» устойчивость организма против травм опорно-двигательного аппарата. Главный критерий оценки здоровья баскетболиста – не должно быть никаких отклонений в функционировании систем организма в целом. Вторая задача физической подготовки связана с формированием телосложения и должна осуществляться по двум направлениям. Одно направление – это использование разнообразных физических упражнений, обеспечивающих формирование общепринятых норм человеческого тела. Второе направление основано на формировании специальных для баскетбола тотальных размеров, пропорций и конституции тела и, прежде всего, топографии силы мышечной системы. Наиболее важной является третья задача физической подготовки, связанная с развитием и совершенствованием физических качеств. Этот раздел физической подготовки вносит основополагающий вклад, в рост спортивно-технического мастерства обеспечивая необходимый уровень функциональных возможностей и работоспособности баскетболиста.

Процесс физической подготовки должен определяться: во-первых, закономерностями возрастного развития организма и его биологического возраста, во-вторых, особенностями многолетнего построения и содержания спортивной тренировки, быть тесно связан со спортивной специализацией, и, в-третьих – психологическая подготовка, как процесс формирования спортивного характера.

Чтобы методически правильно осуществлять физическую подготовку баскетболиста, необходимо иметь в виду, что это одна из сторон спортивной тренировки, где более всего проявляется действие биологических факторов. И тренер должен уметь ответить на вопрос: как надо тренировать, чтобы повысить уровень силы, скоростных, скоростно-силовых и других качеств? Отсюда вытекает два ответа. Во-первых, необходимо знать, что следует тренировать. Во-вторых, почему надо тренировать у баскетболистов развитие физических качеств именно так, а не иначе.

Физическая подготовка представляет многокомпонентный длительный процесс, направленный на эффективное развитие и совершенствование скоростных и скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и подвижности в суставах, ловкости баскетболиста. В связи с этим тренер должен разрабатывать тренировочные программы, которые бы эффективно и при меньших физических и нервных затратах способствовали росту физических качеств и, как следствие, спортивных результатов. Такие разнонаправленные тренировочные программы, связанные с развитием и совершенствованием физических качеств, должны действовать параллельно и последовательно в условиях тренировочного процесса. При этом программы могут вступать в различные виды взаимодействия от «сотрудничества», когда усиливают друг друга (положительный) до «помех», когда тормозит одна программа другую (отрицательный перенос).

Например, при развитии скоростных качеств и выносливости на начальном этапе годичного цикла, оба этих качества могут совершенствоваться последовательно в микроцикле тренировки. Однако, по мере усиления тренировочных воздействий на последующих этапах тренировки, одна более сильно действующая программа может отрицательно влиять на двигательный эффект другой. В данном случае неправильно спланированное использование упражнений на выносливость может существенно подавлять и сдерживать темпы развития скоростных качеств. Следовательно, важным обстоятельством является не только подбор и использование специфических средств для развития или совершенствования физических качеств, но и использование эффективной связи их взаимодействия и рационального распределения в тренировочном занятии, микроцикле, этапе, годовом цикле.

В настоящее время классифицированы следующие физические качества: скоростные, сила, выносливость, гибкость и подвижность в суставах, ловкость. Как известно, развитие и совершенствование физических качеств должно осуществляться в плане общей и специальной физической подготовки.

Общая физическая подготовка (ОФП) предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем, слаженность их проявлений в процессе мышечной деятельности. Общая физическая подготовка должна связываться не формально с всесторонним развитием вообще, а должна быть направлена на постоянное совершенствование физических качеств, влияющих на рост спортивного мастерства и эффективность учебно-тренировочного процесса. В соответствии с этим под общей физической подготовкой понимают длительный и направленный процесс развития физических качеств, положительно влияющих на максимально возможные достижения в баскетболе и повышающей качество учебно-тренировочного процесса.

Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие и совершенствование специальных физических качеств строго в соответствии с биомеханическими и морфофункциональными требованиями, предъявляемыми спецификой движений, особенностями соревновательной деятельности, которые непосредственно определяют достижения в баскетболе.

Общая физическая подготовка. Как отмечалось выше, физическая подготовка в баскетболе является одной их важнейших частей спортивной тренировки и представляет собой процесс, направленный на развитие до требуемого уровня физических качеств. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Под общей физической подготовкой понимают процесс гармоничного развития двигательных качеств, оказывающих положительное влияние на достижения в спортивной деятельности баскетболиста и эффективности тренировочного процесса. Она ориентирована на создание специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств, технико-тактической подготовки. Высокий уровень функциональной подготовленности дает возможность баскетболисту выполнять тренировочную работу большого объема и интенсивности, быстрее восстанавливаться после тренировочных нагрузок, а разнообразие средств улучшает координационные способности и облегчает процесс построения, совершенствования технико-тактического мастерства за счет приобретения новых двигательных навыков. Корригирующее значение общей физической подготовки заключается в исправлении недостатков телосложения, препятствующих овладению рациональной техникой игровых действий.

К основным средствам общей физической подготовки относятся неспециализированные упражнения, среди которых основное место отводится общеразвивающим упражнениям и упражнениям из других видов спорта – кроссовый бег, упражнения с отягощениями, спортивные и подвижные игры, плавание и др. Упражнения из других видов спорта применяются для общего физического развития соответственно специфике баскетбола.

Для развития общей выносливости и улучшения здоровья используются кроссы, плавание, ходьба на лыжах и т.п., для укрепления мышечной системы – упражнения с отягощениями различного веса, для приобретения быстроты – спринтерский бег, а для развития ловкости и координации движений – различные спортивные и подвижные игры и упражнения на гимнастических снарядах. Общеразвивающие подготовительные упражнения с различными предметами (палки, скакалки, гантели и др.) и без них, а также на снарядах и тренажерах предназначены для всестороннего физического развития, в первую очередь для новичков и мало подготовленных баскетболистов. С их помощью повышается подвижность в суставах и улучшается умение спортсмена координировать свои движения. Эти упражнения используются также для исправления дефектов телосложения и физического развития. Все эти упражнения выполняются в самых разнообразных условиях – в лесу, на стадионе, в специализированных залах гимнастики.

На высших этапах спортивного мастерства, как правило, складывается ситуация, когда уровень развития как специализированных (специальных), так и неспециализированных (общих) качеств у спортсмена достигает очень высоких показателей. Дальнейшее удержание их на достигнутом уровне, а тем более повышение, связано с предельной мобилизацией ресурсов организма. В этой связи, в тренировках высококвалифицированных баскетболистов неспециализированные упражнения должны составлять сравнительно небольшую часть общей тренировочной программы, обеспечивая поддержание их на необходимом уровне. Однако этого нельзя сказать о тренировке баскетболистов низкой квалификации. Для них повышенный объем неспециализированных упражнений служит тем фундаментом, на котором возможно совершенствование технико-тактического мастерства и специальных физических качеств.

Специальная физическая подготовка. В спортивных играх умения и навыки представляют собой сложнейшие по координации двигательные действия, и выполнение их предъявляет специфические требования к развитию физических качеств спортсмена. Одним из важнейших качеств для баскетболиста является прыгучесть, которая реализуется в скоростно-силовых проявлениях сократительных способностей мышц нижних конечностей. Важное значение имеет специальная выносливость к циклическим и ациклическим движениям, которая сопряжена в первом случае с многократным выполнением разнообразных по интенсивности прыжков при бросках и подборах, выполнении предельно сильных прыжковых движений, а во втором – с разнообразными перемещениями на площадке. Все это осуществляется на фоне высоких психических напряжений. Сенсомоторика баскетболиста – способность к тонким мышечным ощущениям и дифференцировке, являются одним из главных свойств качественных проявлений двигательной деятельности. Проявляется она в целевой точности – точности перемещений по площадке, выбора места при подборе, разбеге и отталкивании при броске и, как итог – при всех взаимодействиях с мячом: передачах, подборе, бросках, перехватах. Такой комплекс двигательных способностей баскетболиста носит специфический характер и тесно связан с различными проявлениями психомоторики – уточняющими реакциями на движущийся объект, объемом внимания и поля зрения, точностью глубинного зрения, тактильной и мышечно-суставной чувствительностью.

Если на первых этапах многолетней подготовки, относительно большой процент физической подготовки состоит из общей физической подготовки, то далее, определяющими факторами спортивного мастерства становятся точность выполнения технических действий на фоне возрастающей скорости, в связи, с чем средства специальной физической подготовки становятся определяющими в подготовке баскетболиста.

Современные тенденции игры определяют направленность технической подготовки. Хороших результатов можно достичь только при высоком уровне подготовленности игроков. Для этого баскетболист должен:

– владеть известными на данный момент приемами игры и уметь применять их в разных условиях;

– уметь сочетать различные приемы в любой последовательности в различных условиях игры;

– владеть комплексом наиболее часто используемых приемов, уметь эффективно применять их;

– постоянно совершенствовать владение различными приемами, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения.

Итак, подготовка спортсмена – многогранный разносторонний процесс. Все его стороны тесно взаимосвязаны. Так, физическая подготовка создает предпосылки и условия для решения задач в области технической и тактической подготовки. В свою очередь, от технической и тактической подготовки существенно зависят и сам процесс, и окончательный эффект физической подготовки. На определенных этапах тренировочного процесса, как будет видно в дальнейшем, эти стороны подготовки в значительной мере совпадают.

Особое значение имеет морально-волевая (психологическая) подготовка, поскольку она определяет отношение спортсмена к своей деятельности в целом.

Спортивная тренировка, не исчерпывает всего содержания и всех форм подготовки спортсмена. Она постоянно дополняется другими формами подготовки и органически включена в общую систему воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения учебно-тренировочного процесса юных борцов

Одной из наиболее актуальных проблем в спортивных еди­ноборствах считается подготовка резерва национальных сбор­ных команд. Одаренные юные спортсмены становятся призе­рами европейских и мировых ...

О некоторых методах оптимизации подготовки баскетбольных команд юношей в условиях небольших городов (на примере личного опыта).

В нашей стране работает большое количество детских спортивных школ разного ранга, которые призваны готовить спортсменов различного уровня. На основе личного опыта я попытался ответить на ряд распростр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме : КЛИМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА КРАЙНЕГО СЕВЕРАИ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЫЖНИКОВ – ГОНЩИКОВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.

Современная система подготовки спортсмена является слож­ным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, сред­ства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т. п., ...

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО БАСКЕТБОЛУ С ДЕВОЧКАМИ 11-13 ЛЕТ

Рыбалов Ю.В., Рыбалова С.И. ГБПОУ «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина» г. Сураж, Россия ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО БАСКЕТБОЛУ С ДЕВОЧКАМИ 11-13 ЛЕТ ...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО СПОРТУ ГЛУХИХ (ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА)

Материалы включают отличительные особенности детей с нарушением слуха, медицинскую классификацию спортсменов и специфику обучения....

Современные подходы к реализации программы при занятиях тэг-регби, общий план работы и особенности тренировочного процесса

Статься рассказывает о методических подходах к реализации программы при занятиях тэг-регби, общий план работы и особенности тренировочного процесса...