Статья."Использование метода проектов на уроках физической культуры".
статья по физкультуре

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_no2_stati_v_internet.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Материал по теме

 «Использование метода проектов на уроках физической культуры »

       

Учитель физической культуры

МОАУ ООШ №28 им  А.Матросова  

г.Новокубанска

Губаев Игорь Ильсурович

2024г

          «Активность людей должна быть озарена мыслью»

П. Ф. Лесгафт.  

           ФГОС нового поколения впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирования привычек здорового образа жизни у школьников. Созданная в гимназии модель здоровьесберегающего обучения («тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда) способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. «Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы санитарно-гигиенические, психологического комфорта, эмоциональной активности, эмоционального эффекта, двигательной активности и другие критерии, которые влияют на успешность в обучении. «Тренирующая среда гимназии» связана с развитием интеллектуальных и физических способностей ребенка, развитием физических качеств. Она основывается на активной педагогике, в основе которой системно-деятельностный подход, активные формы и методы обучения. Владея элементами здоровьесберегающих образовательных технологий, учителя физической культуры гимназии используют те из них, которые обеспечивают в конкретной ситуации достижение цели — формирование здоровой, спортивно-ориентированной, адаптированной к жизни в социуме личности, владеющей информацией и физкультурно-спортивными способами деятельности, которые бы позволяли ученику успешно познавать и преобразовывать самого себя. Для достижения указанной цели в практической деятельности применяют следующие технологии: здоровьесберегающую, игровую, информационно–коммуникационную технологии, интегрированного и разноуровневого обучения, обучение в сотрудничестве, с направленным развитием двигательных способностей, систему инновационной оценки «Портфолио», компетентностный подход, метод проектов. Метод проектов является одним из новых направлений в совершенствовании физического воспитания школьников. Проектная деятельность позволяет реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС второго поколения, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений. Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией обучения, реализует ряд педагогических принципов — развитие потенциала личности, самодеятельность, сотрудничество, индивидуализация, дифференциация, успешность, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, творчество, что является критериями здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения.                 Использование проектной технологии в образовательном процессе требует не только психологической готовности детей к новому способу обучения, необходимы кардинальные изменения в отношениях учитель — ученик, изменения в стиле поведения педагога — таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учения, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует. Новые образовательные стандарты нацеливают учащихся на самостоятельное и осознанное развитие физических качеств. А использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы, учащиеся приобретают опыт организации самостоятельных занятий физической культурой. Тематика и типы проектов, созданных учащимися под руководством учителей физической культуры гимназии на уроках и во внеурочное время за последние три года, разнообразны: Прикладные проекты: их отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников                    проекты по истории возникновения и развития видов спорта, например: «Интересные факты: шахматы», «Почему баскетбольный мяч похож на апельсин», «Бокс и кулачный бой — одно и то же?" Информационные проекты используем как форму домашнего задания исследовательского характера. Игровые и ролевые проекты:     спортивные конкурсы, подвижные ролевые игры, мини-соревнования на уроках физической культуры и организуемые учащимися во внеурочное время. Например, сценарный спортивный праздник с участием театральных героев «На пороге Новый год». Их ценность заключается в том, что ученики приобретают опыт социальных практик, соответствующих их возрасту. С лучшими проектами учащиеся выступают на конкурсе творческих учебно-исследовательских работ«Малая академия», итоговом мероприятии научного общества учащихся «Эврика» (среднее и старшее звено) в гимназии. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний и умений применения разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Таким образом, они становятся компетентными в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Наиболее значимыми и интересными в моей практике являются мини-проекты, которые укладываются во временные рамки одного урока. Предлагаю вам более детально рассмотреть фрагмент урока во 2-м классе с применением проектного метода. Урок проводился как заключительный по теме «Оздоровительные комплексы физических упражнений». Цель урока: контроль знаний и умений учащихся по пройденной теме в рамках группового проекта “Утренняя гимнастика”. Планируемые предметные результаты:   Понимание утренней гимнастики как средства организации здорового образа жизни;    Умение разрабатывать содержание комплекса утренней гимнастики;    Применять полученные знания и умения в работе над проектом. Планируемые метапредметные результаты:     Формирование навыков проектной деятельности;      Проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности. Планируемые личностные результаты:    Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений;    Способность активно включаться в совместные проекты, принимать участие в их реализации. Применение проектного метода подразумевает деление урока на следующие этапы: 1 этап — Организационный момент — мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. 2 этап — Самоопределение к деятельности — постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели. Перед учащимися была поставлена проблема: почему некоторые взрослые и дети не делают зарядку? Первых два этапа во фрагменте не представлены 4 этап — Создание проекта: формирование состава проектных групп (группа девочек и мальчиков); распределение обязанностей в группах (выбор капитана, который направляет работу группы и распределяет обязанности между участниками, оформителя проекта); выполнение практической части проекта (составление комплекса упражнений). Каждая группа получила «Набор исследователя»: заготовка проекта, карточки физических упражнений, образцы комплексов физических упражнений, клей. Учащиеся использовали технологическую карту, которая представляет собой план последовательных действий. 5 этап — Представление продукта проекта — демонстрация и защита проектов, самооценка и взаимооценка групп. Оценивается вся группа в целом, но также учитывается участие каждого ученика в работе над проектом. 6 этап — Рефлексия — самооценка и самоанализ. Учащиеся продолжают фразы за учителем типа — «теперь я могу…», «у меня получилось…». Таким образом создается ситуация, связанная с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. Педагогическое наблюдение показало, что использование метода проектов в физическом воспитании школьников превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами. Но нельзя забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись. А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения». Поэтому традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Основные термины (генерируются автоматически): класс, проект, учащийся, здоровый образ жизни, метод проектов, утренняя гимнастика, ученик, физическая культура, внеурочное время, двигательная активность.


                                            Литература:


1. Романова, Н. В. Использование метода проектов на уроках физической культуры в условиях здоровьеформирующей среды ОУ / Н. В. Романова. —

Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 55-57. —

2. Ашмарин Б. А., Виноградов Ю. А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультетов физической культуры педагогических институтов по спец. 03.03 «Физкультура». М.: Просвещение, 1990. 226 с.

 3. Коробейников, Н. К. Физическое воспитание: учеб. пособие для средн. спец. учеб, заведений / Н. К. Коробейников, А. А. Михеев, г. Николенко. — М.: Высш. шк., 1989. — 384 с. 4.                  Матвеев Л. П.,

 4. Новиков А. Д. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1976. 304 с. 5.                 

5. Непопалов, В.Н Психологические основы формирования личности в физическом воспитании спорта/ В. Н. Непопалов // Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. — М.: Академический Проект, 2004. -С. 112–131.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Статья "Использование метода проектов на уроках ОБЖ"

В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у...

Метод проектов на уроках физической культуры

Практика показала, что наиболее рациональным в преполавании теоретической части является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:·...

Метод проектов на уроках физической культуры

применение метода проектов на уроках физической культуры...

Исследовательская статья "Использование современных технологий на уроках физической культуры"

В данной статье рассматривается влияние современных технологий на развитие личности школьника....

Метод проектов на уроках физической культуры

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, рол...

Статья. Использование метода проектов на уроках информатики

Статья. Использование метода проектов на уроках информатики.Метод проектов – один из продуктивных методов обучения информатике в школе.В современном подходе к процессу обучения можно выделить мн...