Статья. Использование метода проектов на уроках информатики
статья по информатике и икт

Статья. Использование метода проектов на уроках информатики.

Метод проектов – один из продуктивных методов обучения информатике в школе.

В современном подходе к процессу обучения можно выделить много новых методов обучения, один из них – метод проектов. Е. С. Полат дает такое определение этому методу: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Столкнувшись с конкретной проблемой, человек начинает действовать, искать пути её решения, и ему при этом непроизвольно приходится познавать много нового. Именно это и позволяет повысить продуктивность занятий по изучаемому предмету. Среди преимуществ метода проекта перед другими можно назвать очень много. И, наверное, самым важным является то, что он предусматривает деятельность, направленную на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий.

Метод проектов даёт возможность сформировать умения работать в коллективе, коммуникативные навыки, позволяет включить детей в самостоятельную творческую работу, научить приобретать знания самостоятельно, использовать полученные знания для решения познавательных и практических задач, он развивает у школьников творческие способности. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин. Проектный метод используется как творческая, индивидуальная (групповая) деятельность учащихся на протяжении урока, недели, месяца или года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пунгер Ирина Евгеньевна

Учитель информатики

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297
Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Статья. Использование метода проектов на уроках информатики.

В современном подходе к процессу обучения можно выделить много новых методов обучения, один из них – метод проектов. Е. С. Полат дает такое определение этому методу: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Столкнувшись с конкретной проблемой, человек начинает действовать, искать пути её  решения, и ему при этом непроизвольно приходится познавать много нового. Именно это и позволяет повысить продуктивность занятий по изучаемому  предмету.  

Среди преимуществ метода проекта перед другими можно назвать очень много. И,  наверное,  самым важным является то, что он предусматривает деятельность, направленную на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. Метод проектов даёт возможность сформировать умения работать в коллективе, коммуникативные навыки, позволяет включить детей в  самостоятельную творческую работу, научить приобретать  знания самостоятельно, использовать полученные знания для решения познавательных и практических задач, он развивает у школьников творческие способности. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин.

 Проектный метод используется как творческая, индивидуальная (групповая) деятельность учащихся на протяжении урока, недели, месяца или года.

Какие же этапы проектной деятельности можно выделить?

В своей работе с учащимися мы выделяем следующие этапы создания проекта:

  • Выбор темы проекта
  • Постановка проблемы;
  • Исследовательский этап (поиск решения поставленной проблемы)
  • Реализация проекта;
  • Защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности учащихся).

Очень важным моментом является выбор темы проекта. Она должна:

  • быть интересной и увлекательной для ученика;
  • соответствовать возрастным особенностям;
  • быть актуальной и оригинальной

После того как выбрана тема проекта, учащиеся должны сформулировать проблему будущего исследования. Обычно это сложно для них, поэтому  задача учителя – незаметно посредством наводящих вопросов подвести учеников к её формулировке.

Когда выбрана тема проекта и сформулирована проблема, начинается исследовательская деятельность.

Далее участники проекта приступают к реализации намеченного плана. В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. Как только материалы собраны начинается их анализ, систематизация, обработка и оформление при помощи различных приложений, установленных на ПК.  В этом виде деятельности формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого участника проекта.

Следующий завершающий этап – защита проекта. Он предусматривает ознакомление с готовым продуктом учителя и всех учеников класса.

Деятельность учащихся по созданию проекта будет для учащегося значима особенно тогда, когда он видит результаты своего труда и их оценку.

Я хочу привести примеры проектов, которые мы выполняем с учащимися на уроках информатики и во внеурочной деятельности. Проекты представлены согласно образовательным линиям программы базового курса.

Линия «Моделирование»

Проект «Модель процесса», рекомендуется для учащихся 7-9 классов.

Тип проекта: информационный, мини проект.

Планируемый результат: создание графической модели какого-либо процесса. Представление данного процесса.

Цели: показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели. Отработать навык выделения этапов в наблюдаемом процессе.

Учебно-педагогическая задача: наблюдая процесс, выделить в нём основные этапы. Используя системный анализ определить основные признаки, характеризующие моделируемый объект. Построить и представить графическую модель исследуемого процесса.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: один час работы дома и один урок в классе.

Ход проекта:

  • Учащийся дома наблюдает за каким-либо процессом.
  • Выделяет в этом процессе этапы его прохождения.
  • Определяет основные признаки, характеризующие процесс.
  • Определяет начальные данные, необходимые для проведения выбранного процесса.
  • Создаёт графическую модель этапов процесса.
  • На уроке учитель собирает все графические модели, приготовленные учащимися
  • Модель демонстрируется классу. Ученики должны определить, какой процесс изображён.

 Пример: Биоритмы человека (интегрированный урок ЛИТЕРАТУРА+ИНФОРМАТИКА и ИКТ)

Моделирование ситуаций «Выбор обоев для оклейки помещений», «Максимальный объем коробки»

Решение задач о загрязнении водоема, о вычислении прибыли предприятия, прогнозирование урожая, размножении животных.

Решение систем уравнений (создание буклета, построение графиков)

Линия «Управление и алгоритмы»

Проект «Управление Чертежником», 7-ой класс.

 

Тип проекта: творческий, мини проект.

Планируемый результат: создание компьютерной модели (программы).

Цели: определить уровень сформированности знаний по пройденной теме. Учебно-педагогическая задача: применить знания, полученные на предыдущих уроках для моделирования системы управления с обратной связью. Доказать необходимость обратной связи для эффективного функционирования системы управления. Представить полученную модель учителю.

Предметно-содержательная область: информатика, математика.

Длительность: один урок.

Ход проекта:

  • Краткое повторение, актуализация необходимых знаний по теме «Алгоритмы»
  • Создание своей модели.
  • Представление проекта учителю.

 

Линия «Информационные технологии»

В рамках базового курса учащиеся осваивают следующие прикладные программы: текстовой  и графический редакторы, электронные таблицы и базы данных. Как уже отмечалось выше, в рамках базового курса информатики метод проектов чаще всего используется на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания. При работе над проектом ученик сам видит, на сколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта.

Проект «Кроссворд - проверь свои знания».

Название проекта выбрано не случайно. В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Тип проекта: практико - ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет

Длительность: два урока

Ход проекта:

  • определение темы вопросов для кроссворда;
  • отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
  • создание макета кроссворда на бумаге;
  • создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.

Лучшие работы распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

Проект «Персона информатики», рекомендуется для 9-х классов.

Тип проекта: информационный.

Планируемый результат: Создание и оформление информационного стенда «Персона информатики». Проведение конфекции.

Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения.

Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет.

Длительность: время для подготовки дома, выступление на конференции

Для выполнения проекта учащиеся образовывают пары или работаю индивидуально.

Ход проекта:

  • распределение обязанностей в паре – выбор редактора и оформителя;
  • определение темы мини-газеты, она должна быть актуальной;
  • отбор редактором текстов, а оформителем иллюстраций;

Эти пункты выполняются учащимися в качестве домашнего задания.

Обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению ученики реализуют проекты на ПК.

 

Вывод

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла можно сделать следующие выводы:

Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Прежде всего, это обусловлено:

  • проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
  • неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Однако, использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.  Надеюсь, что дальнейшая работа в этом направлении поможет выполнить эту нелёгкую задачу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Метод проектов предполагает «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» Е. С. Полат

Слайд 3

он предусматривает деятельность, направленную на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий даёт возможность сформировать умения работать в коллективе, коммуникативные навыки, позволяет включить детей в самостоятельную творческую работу, научить приобретать знания самостоятельно, использовать полученные знания для решения познавательных и практических задач, он развивает у школьников творческие способности, носит интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин.

Слайд 4

выбор темы проекта; постановка проблемы; исследовательский этап; реализация проекта; защита проекта.

Слайд 5

Проект «Модель процесса» Тип проекта: информационный, мини проект. Планируемый результат: создание графической модели какого-либо процесса. Представление данного процесса. Цели: показать важность проведения грамотного системного анализа при построении модели. Учебно-педагогическая задача: наблюдая процесс, выделить в нём основные этапы. Используя системный анализ определить основные признаки, характеризующие моделируемый объект. Построить и представить графическую модель исследуемого процесса. Предметно-содержательная область : информатика и любой другой предмет Длительность: все зависит от темы проекта

Слайд 6

Пример: Биоритмы человека (интегрированный урок литература+информатика и икт Моделирование ситуаций «Выбор обоев для оклейки помещений» , «Максимальный объем коробки» , «Загрязнении водоема», «Вычислении прибыли предприятия», «Прогнозирование урожая» и т.д. Решение систем уравнений ( создание буклета , построение графиков )

Слайд 7

Проект «Управление Чертежником», 7 класс Тип проекта: творческий, мини проект. Планируемый результат: создание компьютерной модели (программы). Цели: определить уровень сформированности знаний по пройденной теме. Учебно-педагогическая задача: применить знания, полученные на предыдущих уроках для моделирования системы управления с обратной связью. Доказать необходимость обратной связи для эффективного функционирования системы управления. Предметно-содержательная область: информатика, математика. Длительность: один урок.

Слайд 8

треугольник { в_точку ( 20, 10 ); опусти_перо; вектор ( + 40, 0 ); вектор ( - 20, + 50 ); вектор ( - 20, - 50 ); } Написать программу для Чертежника, которая строит равнобедренный треугольник, вершина находится в точке (20, 10), а высота начинается из точки (40, 60)

Слайд 9

ромб9 { в_точку ( 10, 50 ); опусти_перо; в_точку ( 50, 70 ); в_точку (90, 50 ); в_точку ( 50, 30 ); в_точку ( 10, 50 ); } Точка (50, 50) является точкой пересечения диагоналей ромба. Построить ромб, если известно, что диагонали имею длины 40 и 80.

Слайд 10

ромб9 { в_точку (30, 50 ); опусти_перо; в_точку ( 50, 90 ); в_точку (70, 50 ); в_точку ( 50, 10 ); в_точку (30, 50 ); } Точка (50, 50) является точкой пересечения диагоналей ромба. Построить ромб, если известно, что диагонали имею длины 40 и 80.

Слайд 11

Проект «Кроссворд - проверь свои знания» Тип проекта: практико - ориентированный Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word. Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов. Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет Длительность: два урока

Слайд 13

Тип проекта: информационный Планируемый результат: Создание и оформление мини-газеты « Это интересно » на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов в школьной стенгазете. Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения. Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет. Длительность: все зависит от выбора темы Создание заметок в школьную газету «ОКО» Подготовка и проведение классных часов Подготовка и проведение праздников Выступления на конкурсах

Слайд 14

Тип проекта: информационный. Планируемый результат: Создание и оформление информационного стенда «Персона информатики». Проведение конференции. Цели: определение уровня сформированности навыков и умений необходимых для оформления текста, расширение круга их практического применения. Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет. Длительность: время для подготовки дома, выступление на конференции Для выполнения проекта учащиеся образовывают пары или работаю индивидуально. Персона информатики – Билл Гейтс

Слайд 15

Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития. Прежде всего, это обусловлено: проблемным характером проектной деятельности (в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью); неконфликтным характером проектной деятельности (проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности).

Слайд 16

Литература Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000. 2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 / Информационные ресуры: http://images.yandex.ru rsch-1.narod.ru›doc/yroki/metod_proekt_statya.do http://letopisi.ru/index.php/ Метод_проектов 1. Степанова -исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителя/Под ред. . – СПб.:КАРО, 2005. – 96 с. 2. Intel Обучение для будущего:Учеб. пособие/Под ред. и . – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 20с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся

В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значи...

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Использование метода проектов на уроках информатики

Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее реше...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.

Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности шко...

Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности обучающегося

Обдумывая тему своего самообразования, я не случайно остановилась именно на использовании метода проектов для развития творческой деятельности учащихся. Дело в том, что эта тема мне очень интере...

Использование метода проектов на уроках информатики .

Использование метода проектов  на уроках информатики ....