Использование метода проектов на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт по теме

Лёшина Елена Александровна

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из  разных  концов  земного  шара  по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например,  доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона,  факторах, влияющих на это состояние,  тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;  совместный выпуск газеты,  альманаха с репортажами с места событий;  охрана леса в разных местностях, план мероприятий, и пр.);
  3. Самостоятельная (индивидуальная,  парная,  групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с  указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  6. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования  метода "мозговой атаки",  "круглого стола");
  7. выдвижение гипотезы их решения;
  8. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  9. обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  10. сбор, систематизация и   анализ  полученных  данных;
  11. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  12. выводы, выдвижение новых проблем исследования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_metoda_proektov_na_urokah_informatiki.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность метода проектов

В основе  метода  проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,  умений самостоятельно  конструировать  свои знания,  умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это  из области  дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.  Чтобы добиться такого результата, необходимо  научить детей  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. 

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую  учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то  проблемы. Решение проблемы  предусматривает,  с  одной стороны,  использование совокупности, разнообразных методов,  средств обучения,  а с другой,  предполагает необходимость интегрирования знаний,  умений из различных областей науки,  техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов  должны  быть,  что  называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение,  если практическая -  конкретный  результат, готовый к внедрению.

В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагающих презентацию этих результатов.  Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методом проектов -  показатель  высокой  квалификации преподавателя,  его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти  технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться  к  стремительно  изменяющимся  условиям жизни человека постиндустриального общества.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из  разных  концов  земного  шара  по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например,  доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона,  факторах, влияющих на это состояние,  тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы;  совместный выпуск газеты,  альманаха с репортажами с места событий;  охрана леса в разных местностях, план мероприятий, и пр.);
  3. Самостоятельная (индивидуальная,  парная,  групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с  указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования  метода "мозговой атаки",  "круглого стола");
  2. выдвижение гипотезы их решения;
  3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  4. обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  5. сбор, систематизация и   анализ  полученных  данных;
  6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  7. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Типология проектов

Прежде всего, определимся с типологическими признаками.

Таковыми, с нашей точки зрения, могут быть:

  1. Доминирующая  в  проекте деятельность:  исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер  координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий),  скрытый (неявный,  имитирующий участника проекта).
  4. Характер контактов  (среди  участников   одной   школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность  проекта.

В соответствии  с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

- исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной  структуры, обозначенных целей, актуальности  предмета исследования  для всех участников, социальной значимости, продуманных методов,  в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования,  и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты предполагают  аргументацию  актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

- творческие

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты,  как правило,  не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности,  интересам участников проекта.  В данном случае  следует договориться о   планируемых результатах и форме их представления (совместной газете,  сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции, пр.). Однако  оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, пр., плана сочинения, статьи, репортажа, пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.,пр.

- ролевые, игровые

В таких проектах структура также только намечается и  остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.  Это  могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая.

  1. ознакомительно-ориентировочные

или информационные проекты

Этот тип  проектов  изначально  направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении;  ознакомление участников проекта с этой информацией,  ее анализ и обобщение фактов,  предназначенных для широкой аудитории.  Такие  проекты  также,  как  и  исследовательские, требуют  хорошо  продуманной структуры,  возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.  Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта,  его актуальность – источники информации (литературные источники,  средства  СМИ,  базы данных,  в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки", и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами,  аргументированные  выводы) - результат (статья,  реферат, доклад, видео,пр.) - презентация ( публикация в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Структура  исследовательской  деятельности  с целью информационного  поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, описанной выше:

  1. предмет информационного  поиска;
  2. поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
  3. аналитическая работа над собранными фактами;
  4. выводы;
  5. корректировка первоначального направления (если требуется);
  6. дальнейший поиск информации по уточненным направлениям;
  7. анализ новых фактов;
  8. обобщение;
  9. выводы,  и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех  участников проекта;
  10. заключение,  оформление результатов (обсуждение,  редактирование,  презентация,  внешняя оценка);

- практико-ориентированные (прикладные)

Эти проекты  отличает  четко  обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы  самих  участников ( документ, созданный на основе полученных результатов исследования - по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого, пр.,пр. характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления,  проект зимнего сада школы, пр.).

Такой проект  требует хорошо продуманной структуры,  даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта.  Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений,  корректировки совместных и индивидуальных усилий,  в  организации презентации  полученных  результатов  и  возможных способов их внедрения  в  практику,  организация  систематической  внешней оценки проекта.

По второму  признаку - предметно-содержательной области - можно выделить:

 - монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются  наиболее сложные разделы или темы, (например, в курсе  физики, биологии, истории, пр.) в ходе серии уроков. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле физического знания или исторического знания и т.д. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам, с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее поланируется  логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).

Рассмотрим некоторые наиболее употребимые типы пректов:

Наиболее распространены литературно-творческие типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи, пр. Иногда, как это было в одном из проектов, координатором которого выступал профессор Кембриджского университета Б.Робинсон, скрытую сокоординацию осуществляет профессиональный детский писатель, задача которого, в ходе разыгрываемого сюжета научить ребят грамотно ,логично и творчески излагать свои мысли.

Естественно-научные проекты чаще всего бывают исследо вательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу ( например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой , пр., пр.).

Экологические проекты также чаще всего требуют привле чения исследовательских, поисковых методов, интегрированного знания из разных областей. Они могут быть одновременно и практико-ориентированными (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе , пр.).

Языковые  (лингвистические)  чрезвычайно   популярны, поскольку они  касаются  проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов. Подробнее об этих проетах будет рассказано ниже.

Культуроведческие  проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культуроведческих знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.

Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся ка ким-либо видом спорта. Они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (чужих или своих собственных; методики  тренировок;  делятся  впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных между народных соревнований, пр., пр.).

Географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими, и др.

Исторические  проекты  позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы анализировать ка кие-то исторические события, факты, прогнозировать развитие политических, социальных событий.

Музыкальные  проекты объединяют партнеров,  интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение.

- межпредметные проекты

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие  проекты, как: “Единое речевое пространство”, “Культура общения “, “Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XX веков”, пр. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По характеру координации интернет-проекты проекты могут быть организованы:

- с открытой,  явной координацией

В таких  проектах  координатор  проекта  участвует в проекте в собственной своей функции,  ненавязчиво направляя  работу  его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно  договориться  о встрече в каком-то официальном учреждении,  провести анкетирование,  интервью специалистов,  собрать репрезентативные данные);

- со  скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам)

В таких  проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции.  Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).  Примером таких проектов могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембриджский университет, Б. Робинсон). В одном случае профессиональный детский писатель  выступал как  участник проекта,  стараясь "научить" своих "коллег" грамотно и литературно излагать свои мысли по различным  поводам. В  конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок.  В другом случае в качестве такого  скрытого  координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский  бизнесмен,  который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других  сделок.  В  третьем  случае  для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог. Он  выступая в роли престарелого, немощного специалиста, направлял "экспедиции" участников проекта  в разные регионы планеты и  просил  их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками при раскопках, задавая время от времени "провокационные вопросы", которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему. О телекоммуникационных проектах мы поговорим позже, в Части 2, здесь же нам важно разобраться в самом методе и в возможных типах проектов.

Что касается  характера контактов,  то проекты могут выступать:

- внутренними  или региональными ( в пределах одной  страны)

Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам).

- международными (участники проекта являются представителями разных стран)

Эти проекты представляют исключительный интерес, о чем подробнее будет рассказано во второй части книги, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

 По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  1. личностные  ( между двумя партнерами,  находящимися в разных школах, регионах, странах) ;
  2. парные (между парами участников);
  3. групповые (между группами  участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения,  организовать эту  групповую  деятельность  участников проекта  (как  в  группе своих учеников,  так и в объединенной группе участников проекта различных  школ,  стран,т.д.).  Роль педагога в этом случае особенно велика.

И, наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

  1. краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы);
  2. средней продолжительности (от недели до месяца);
  1. долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, краткосрочные проекты  проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные  являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой программу проектов. Но об этом позднее. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно, практико-ориентированне и исследовательские. Каждый тип проекта  имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Структура проекта.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта.

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместная «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим ндивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
  6. Защита проектов, оппонирование.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Параметры внешней оценки проекта:

  1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  2. корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  3. активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  4. коллективный характер принимаемых решений;
  5. характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  6. необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
  7. доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  8. эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  9. умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.