Использование метода проектов на уроках информатики и ИКТ для развития творческой личности учащихся. Из опыта работы.
материал по информатике и икт по теме
Значимость метода проекта в образовательной деятельности состоит прежде всего в том, что он показывает детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимость их для дальнейшей жизни и творчества. Для этого необходимо, чтобы решаемая проектом проблема была взята из реальной жизни, знакома и важна для ребенка. Следует показать ему, что для решения задачи необходимо приложить полученные знания по данному предмету, что нужны и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную, индивидуальную или групповую деятельность учащихся, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_uroke_informatike.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода проектов на уроках информатики и ИКТ
для развития творческой личности учащихся.
Учитель информатики МОУ гимназия № 1
Новожилова Л.В.
Назначение метода проектов
Значимость метода проекта в образовательной деятельности состоит прежде всего в том, что он показывает детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимость их для дальнейшей жизни и творчества. Для этого необходимо, чтобы решаемая проектом проблема была взята из реальной жизни, знакома и важна для ребенка. Следует показать ему, что для решения задачи необходимо приложить полученные знания по данному предмету, что нужны и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную, индивидуальную или групповую деятельность учащихся, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.
Учитель должен помочь выбрать тему проектирования, поставить задачу, нацелить на получение конкретного результата, подсказать источники информации и направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно (но при помощи и под наблюдением учителя) решить проблему, применив имеющиеся и приобретя новые необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников [2].
Метод проектов в информационных технологиях позволяет связать знания, полученные по различным школьным предметам, повысить заинтересованность ребенка в решении поставленной проблемы и стимулировать на получение новых знаний, навыков и умений, с помощью которых можно представить результат в эстетичном, удобном для просмотра и логически выверенном виде.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активного включения в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Этапы метода проектов
Информационные технологии применяются при выполнении всех типов школьных учебных проектов: исследовательских, игровых, информационных, практико-ориентированных и др. Однако чаще других по курсу информатики и информационных технологий выполняются образовательные, исследовательские и информационные проекты, основной задачей которых является подбор и структурирование материала, подача его в логически выверенном и удобном для просмотра и получения знаний виде. Большую роль здесь играет применение различных пакетов прикладных программ. Для создания и общего оформления используются редакторы web-страниц или программы создания компьютерных презентаций, для отбора материалов – программы сканирования и обработки отсканированных объектов, для набора и форматирования текстов – текстовые редакторы, для работы с изображениями – графические редакторы. Для создания таблиц и графиков, проведения требуемых расчетов используются электронные таблицы и специальные статистические и математические пакеты.
Всю работу над проектом по информационным технологиям можно разбить на ряд этапов.
- Подготовительный – выбор темы проекта, его типа, количества участников.
- Поисково-исследовательский – выбор путей выполнения проекта и соответствующих программных средств.
- Технологический – самостоятельная и групповая работа над проектом.
- Оформление результатов работы.
- Заключительный – защита проекта и обсуждение результатов работы.
Выполняя эти этапы проектирования, школьники учатся:
- выявлять и формулировать проблемы;
- проводить их анализ;
- находить пути решения возникающих проблем;
- находить нужные источники информации (например, данные в Интернете, справочной литературе или в средствах массовой информации) и проводить ее отбор;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Методика работы над проектом
Перед началом работы над проектом учитель должен продумать следующие моменты:
- определить типы, возможную тематику, основное содержание, возможные способы и средства выполнения проектов;
- наметить график выполнения этапов и методы оценки работы учащихся на каждом из них;
- продумать организацию работы в группах учащихся и принципы образования групп;
- наметить варианты итогового представления работ;
- разработать критерии оценки итоговой работы.
На подготовительном этапе учитель вместе с учащимися проводят поиск и анализ проблем и выбирают темы проектов (объект проектной деятельности). Определяется тип каждого проекта. Тематика проектов обычно касается какого-то теоретического вопроса школьной программы, что позволяет углубить знания ученикам по этому предмету, дифференцировать процесс обучения Тематика может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
На этом этапе также формируются группы учащихся по ведению проекта. Чаще всего группы составляются с учетом интересов учащихся к предложенной тематике, уровня владения информационными технологиями и способностей каждого ребенка выполнять ту или иную роль в группе. Это один из самых важных этапов в успешном выполнении проекта. Внутри группы необходимо полное сотрудничество, гармония и взаимопомощь, поэтому состав группы определяется и по таким критериям, как коммуникабельность, инициативность, работоспособность, интересы, ответственность, уровень обученности, взаимоотношения друг с другом. Группа намечает методы выполнения работы и составляет план ее проведения.
Данный этап выполняется учащимися вместе с учителем и занимает 1-2 недели.
Работа на поисково-исследовательском этапе во многом зависит от типа выбранного проекта.
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, выверенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они содержат аргументацию актуальности принятой для исследования темы, обозначение задач и методов исследования, указание источников информации. При выполнении заданий исследовательских проектов участники проекта выдвигают различные гипотезы решения проблемы, определяют пути выполнения работы. Итогом исследовательской работы является обсуждение полученных результатов, выводы, оформление полученных результатов.
Информационные и информационно-образовательные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении или ставят перед собой задачу создания учебного материала (или интерактивного пособия) для изучения какой-либо темы школьной программы. Участники проекта собирают информацию по заданной теме, изучают ее и анализируют, выделяют факты, которые и являются результатом выполнения заданий. Большое значение здесь имеет межпредметное взаимодействие, возможно привлечение в качестве консультантов учителей-предметников, способных подсказать ключевые моменты в решении проблемы. Информационные проекты требуют продуманной структуры, которая складывается из цели проекта, предмета информационного поиска, источника информации, способа обработки информации, представления результата.
Работа проводится индивидуально учащимися или группами по своим исследовательским или творческим задачам.
Большая роль при отборе данных принадлежит информационным технологиям. Основную массу сведений учащиеся получают из Интернета; множество сведений содержится в печатных изданиях и СМИ, поэтому большое значение имеет умение работать со сканером и системами распознавания текста. Информацию приходится переносить с одного компьютера на другой для создания общей базы по проекту – учащиеся приобретают навыки работы с различными съемными и стационарными накопителями, программами записи информации на различные носители. Учащиеся создают свои звуковые и видеоматериалы с помощью цифровых камер и микрофонов, обрабатывают их в программах синтезации и редактирования звука, видео и изображений.
В процессе работы члены группы коллективно просматривают отобранные материалы или результаты проведенных исследований и отбирают те, которые будут представлены в итоговом проекте.
Работа над этапом занимает обычно от 2-3 недель до двух месяцев в зависимости от сложности проблемы и широты ее охвата и выполняется учащимися под наблюдением и при творческой помощи учителя с промежуточными обсуждениями полученных данных.
Технологический этап позволяет учащимся проявить все многообразие своих знаний и умений в области информационных технологий. На этом этапе учащиеся систематизируют и формируют результаты своей поисковой и исследовательской деятельности в виде, удобном для просмотра и изучения. Обычно это или компьютерная презентация с продуманным управлением показом слайдов, или web-документ, состоящий из отдельных страничек с развитой структурой гипертекста.
В работе над презентацией по выбранной теме особое место занимает планирование структуры документа. Важно логично организовать порядок слайдов, продумать систему основных и вложенных меню. Для ориентации в проекте предусматриваются органы управления в виде кнопок и гиперссылок. Кроме этого, для привлечения внимания зрителя, на появление отдельных объектов устанавливаются анимационные и звуковые эффекты, организуются нестандартные переходы между слайдами.
Web-документ представляет собой систему отдельных страничек с расположенными на них текстом, рисунками, графиками, таблицами и другими объектами. Прежде всего, учащиеся определяют структуру документа и содержимое каждой из его страниц. Здесь же определяется, к каким страничкам и откуда следует установить гиперссылки, продумать общее оформление каждой страницы (шрифты, фон, списки, рисунки, таблицы и т. д.). Для более четкого понимания связей желательно на бумаге прорисовать планируемую схему документа. Затем документ наполняется отобранными в результате проведения поисковой и исследовательской работы объектами: текстом, рисунками, таблицами; оформляются в виде иллюстраций, аудио, видеофрагментов, графиков и диаграмм полученные материалы. Выполняются управляющие элементы в виде кнопок и указателей, рассматриваются различные варианты дизайна и выбирается наиболее приемлемый для данной тематики проекта. Важно, что при создании Web-документов у школьников развиваются также навыки алгоритмизации и программирования, т. к. HTML-код представляет собой не что иное, как программу, написанную на специальном и легко изучаемом языке.
Тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и подобранный и структурированный на поисково-исследовательском этапе материал позволяют учителю практически не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между учащимися в процессе работы.
Обычно работа над технологическим этапом проекта занимает 1-1,5 месяца.
На оформительском этапе школьники учатся написанию пояснительной записки к проекту. Пояснительная записка выполняется обычно в текстовом редакторе MS Word и содержит цель проекта, описание темы, способов выполнения и результатов проведенной поисковой и исследовательской работы, раздел о выборе программных средств для выполнения проекта, описание технологии создания проекта и отдельных его элементов, выводы об актуальности и возможности дальнейшего использования, перечень литературы, сведения об авторах.
Школьники знакомятся с требованиями к оформлению текстовой документации и работают над созданием связного текста, его форматированием и редактированием. Здесь учащиеся приобретают навыки грамотного и логичного изложения своих мыслей, структурирования текста по разделам, оформления и форматирования документов, создания содержания.
Учитель на данном этапе периодически просматривает создаваемую документацию, помогает ученикам советами, показывает специфические приемы работы над текстовым документом, учит детей грамотному изложению своих мыслей на бумаге – навыкам, которые, несомненно, окажутся полезными каждому ученику в его дальнейшей жизни.
Продолжительность оформления пояснительной записки – примерно две недели.
Заключительный этап – защита проекта и обсуждение результатов работы.
Учащиеся представляют членам комиссии и одноклассникам свой проект, рассказывают о цели работы, средствах и способах ее выполнения, о том, какие трудности встретились при работе над проектом и как они были преодолены, делают выводы о необходимости, полезности и качестве выполненной работы.
Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих гипотезах, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как – это так называемая «рефлексия деятельности».
Каждый проект заслуживает одобрение и похвалу: в него вложен большой творческий труд детей. Тем не менее, каждый ученик должен получить оценку, отражающую уровень его знаний по выбранной тематике и вклад в создание проектной работы. Учащийся должен ответить, чему он научился, что он получил во время работы над проектом, как он помог своим товарищам, какой вклад внес в общую работу. Необходимо представить возможность всем желающим высказаться и выразить свое мнение.
Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной, т.к. при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Этот метод органично использует групповые формы обучения, особенно, если в работе активно используются информационные технологии.
Школьники реально видят результаты своего труда. Немаловажное значение имеет и понимание того, что эти результаты могут быть использованы другими людьми. Информационные технологии позволяют представить результаты более наглядно, вовлечь в процесс обсуждения и работы множество других людей.
Проектная методика имеет личностно-ориентированный характер, который позволяет рассматривать в центре обучения прежде всего ученика, а не учителя. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат [1].
Проектная деятельность открывает доступ ученикам к освоению новейших информационных технологий и самой современной технологии получения информации.
Метод проектов учит ребят умению вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умению находить компромисс с собеседником; умению лаконично излагать свои мысли.
Таким образом, проект дает возможность преподавателям в рамках одного метода реализовать личностно-ориентированный подход, увеличить динамику мотивационной структуры, развивать в ребенке творческую личность.
Литература
1. Пахомова Н.Ю. – Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
2. Полат Е.С. – Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
3. Материалы образовательных сайтов в Интернете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся
В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значи...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...
Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.
Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов (МП), который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности шко...
Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности обучающегося
Обдумывая тему своего самообразования, я не случайно остановилась именно на использовании метода проектов для развития творческой деятельности учащихся. Дело в том, что эта тема мне очень интере...
«Использование метода проектов на уроках информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся»
Целью моей данной работы является изучение влияния идей метода проектов на познавательное, творческое и личностное развитие учащихся, а также обобщение собственного опыта работы методом проектов...
«Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся»
Выступление Гончарова Д.В. по теме «Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся»Применение метода проектов в практике преподавания информа...