Использование метода проектов на уроках информатики .
статья по информатике и икт по теме

Федорченко Марина Валентиновна

Использование метода проектов  на уроках информатики .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_proektov_na_urokah_informatiki1.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа

        

Использование метода проектов
на уроках информатики .

Федорченко Марина Валентиновна.

с.Берёзовка Тайшетский район

2013г.

С развитием социального общества меняются ценностные ориентации человека, что заметно на протяжении последних десятилетий. Самой главной ценностью, на мой взгляд, стала считаться свободная, образованная и развитая личность, которая может спокойно уживаться в современном постоянно меняющемся мире.

Темой моего самообразования был выбран метод проектов,над этой темой я работаю второй год, хотя на уроках применяю практически все образовательные технологии.

Проектный метод возник ещё в начале XX века в США. Основоположником считается американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи. Он и его последователь, профессор педагогики Уильям Килпатрик считали, что «…метод проекта дает возможность показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни…»Продвигали этот метод в России В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б. В. Игнатьев. Они считали метод проектов единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся.

На своих уроках я стараюсь использовать личностно-ориентированный подход в обучении путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Проектный метод активизирует познавательные способности, учитывая интересы учащегося. Но каждый урок не может быть ориентирован только на интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.
Проекты могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
У меня сложилась следующая система. Сначала даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика.

Усвоение теоретических знаний осуществляется как раз через выполнение проектов, во время выполнения которых учащиеся самостоятельно конструируют свои знания и ориентируются в информационном пространстве. Чтобы разработать какой-либо проект, учащемуся необходимо детально разработать проблему, поставленную перед ним. Во время решения проблемы используются различные методы и средства обучения, а так же применяются знания и умения из различных сфер науки, техники и творческих областей.

Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк — это могут быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим.

Проект может быть представлен в виде стендовых докладов, устных и письменных отчетов, семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы. Нет необходимости выбирать только один способ, их можно комбинировать.

Выбор тематики проектной деятельности учащихся может быть различным. В одних случаях тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. В других случаях — я определяю тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, исходя из естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся.

Цели и задачи проектной деятельности:

  1. проверка знаний и умений по пройденному материалу;
  2. формирование информационной картины мира;
  3. возможность работы с ПК и периферийными устройствами;
  4. развитие умений поиска и обработки информации;
  5. развитие самостоятельности и ответственности;
  6. развитие исследовательских умений;
  7. развитие способности анализировать и искать решения;
  8. формирование способности работать в коллективе.

Учителю необходимо ознакомить детей с этапами разработки и проведения проекта, а также:

  1. сформулировать проблему;
  2. уточнить цели и задачи проекта;
  3. структурировать проект;
  4. помочь в выборе условий для реализации учебного проекта;
  5. оценить результаты проектной деятельности учащихся (предварительно ознакомив учеников с критериями оценки).

Критерии оценок проектных работ

  1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов.
  2. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
  3. Коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте)
  4. Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта
  5. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему
  6. Привлечение знаний из других областей
  7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
  8. Эстетика оформления результатов проведенного проекта.
  9. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.

Какие результаты мною выделены в ходе выполнения проектов.

1.Формируются и отрабатываются:

  1. навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
  2. навыки публичного выступления (ораторское искусство);
  3. умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;
  4. умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
  5. умение работать в группе, в команде;
  6. умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.).

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

При изучении теоретических тем, которые не запоминаются учениками и с трудом проговариваются ими при устном опросе, таких как управление и кибернетика, правовая охрана программ и данных, моделирование и формализация, я даю им в качестве проекта создать интерактивную презентацию по изучаемой теме. Ставлю задачу, что презентация должна включать гиперссылки на текстовые документы, предварительно подготовленные ими в текстовом редакторе, и на рисунки, созданные ими в графическом редакторе. Ученики с увлечением работают над проектом и параллельно запоминают сложный для них материал.  Причём весь класс работает над одной темой, а проекты получаются совершенно разные: разный дизайн, разные картинки, разные анимации. При защите проектов акцентирую внимание на интересных находках учащихся.

Далее приводятся примеры проектов, которые учащиеся выполняют на уроках информатики

Начальной ступенью применения метода проектов является создание проблемных ситуаций на уроках.

Проблемная ситуация - это ситуация интеллектуального затруднения, когда для решения поставленной задачи учащемуся не хватает имеющихся знаний Проблемная ситуация -это мостик от имеющихся знаний к новым.  Графически это можно отразить так:

Пример создания такой проблемной ситуации проект “Вот дом который построил Джек” (5 класс, 3-я четверть, набор и редактирование текста.)

Перед детьми ставится проблема: как успеть за 20-25 минут урока, которые отводятся на выполнение задания, набрать такое большое количество текста? Какие пути решения ими предлагаются? Если дети не ответят, то нужно обратить их внимание на наличие буфера обмена для копирования и вставки текста, показать, где он находится. Повторить с ними алгоритм копирования-вставки фрагментов текста, а также редактирования текста в режиме вставки.

Таким образом, при выполнении данного проекта от уже имеющихся знаний по печати и редактированию текста учащиеся переходят к новым знаниям по использованию буфера обмена и при выполнении данного проекта закрепляют умения и навыки

Проблемную ситуацию можно создать и при выполнении задания “Графика”  , (9 класс, урок по теме “Технология работы с компьютерной графикой”) если задать учащимся следующие вопросы:

- Можно ли для создания второго рисунка использовать первый? Как это сделать?

При желании учитель может с учащимися обсудить и содержание рисунка, так как рисунок, создаваемый учащимися в текстовом редакторе является частью опорного конспекта к теме: Архитектура ПК. Состав системного блока. Сделать это можно, и после выполнения проекта, и на следующем уроке. Можно предложить учащимся дома ответить на вопросы, содержащиеся в рисунке. Ответы на вопросы рисунка даны в файле

На следующем уроке учитель предлагает заполнить опорный конспект по теме “Различия и схожесть растровых и векторных изображений. Предлагаются следующие варианты работы с опорным конспектом:

1. Опорные конспекты учащимся можно предложить заполнить самостоятельно или  разделив их на микрогруппы (3-4 человека), используя учебник, записи в тетрадях. Затем совместное обсуждение, когда учащиеся озвучивают вопрос и свой вариант ответа на него. В результате выбирается наиболее правильный и полный ответ.

2. Опорные конспекты учащиеся заполняют в тетрадях, или на  выданных бланках , а затем на доске или на экране проектора появляется правильный вариант заполнения конспекта.

В любом случае важна положительная оценка как практических (урок № 1, задание “Графика”), так и теоретических знаний учащихся. (урок № 2, работа с опорным конспектом).

В 5-6 классах во время изучения  простейших графических редакторов. У учащихся формируются навыки работы с программным обеспечением, клавиатурой, мышью. Способствует развитию творчества и логического мышления. Повышается эстетическое воспитание. Одним из проектов является итоговая работа по теме  , «Поздравительная открытка», " Дом моей мечты".

7 классы — работы в текстовых редакторах. У учащихся закрепляются навыки набора и редактирования текста, формируется навык построения схем и таблиц в тестовом редакторе. Пример выполняемого проекта - «Генеалогическое древо моей семьи».

9 классы. Проекты, которые создаются в 9 классах и старшей школе отличаются большей долей самостоятельности. Дети самостоятельно продумывают многие темы, подбирают информацию, разрабатывают структуру проекта.

  1. работа в электронных таблицах (проект «Геометрическое решение уравнений в электронных таблицах»). Формируется межпредметная связь, развивается теоретическое, творческое мышление, а также операционное мышление, навыки работы на компьютере, умение оценивать результаты выполненных действий.
  2. Огромное внимание в выпускных классах отделяется такому разделу, как программирование. В время выполнения проектов развивается логическое мышление, памяти, формируются творческие способности, развивается умение выделять главное и преодолевать трудности. Примеры тем проектов: "Электронный калькулятор", "Движение спутника" «Тест».

В 8-м классе при изучении темы «Разработка Web-сайтов с использованием языка HTML» учащиеся сначала создают базовый сайт по заданиям учебника Н.Д. Угриновича, а затем, происходит разработка своего мини сайта на интересующую их тему.

10 касс :

  1.  (по программе Н.Д. Угриновича) при изучении темы «Разработка Web-сайтов с использованием языка HTML». Учащиеся в течение нескольких уроков создают полноценный сайт с интерактивными элементами на интересующую их тему.
  2. проекты «Мультимедийная энциклопедия», «Мультимедийная презентация». Выбирается тема из школьных предметов, тем самым устанавливается межпредметная связь. В мультимедийный проект добавляется звуковая, текстовая, графическая информация. Данные проекты являются самыми актуальными в современном обществе, т.к. презентации используют при выступлениях на конференциях, для рекламы товаров на выставках, в бизнесе, чтобы ярче донести информацию до своих потенциальных клиентов, заинтересовать их.
  3. большое внимание уделяется работе с графической информацией. Это, наверное, самая любимая тема у большинства учеников. Создаются коллажи, рисунки, посвященные какой-либо теме, анимационные открытки, небольшие анимационные сюжеты на свободную тему (юноши часто выбирают темы футбола, войны, машин, а девочки - природу, цветы).

11. класс:

  1. при изучении темы «Защита информации от вредоносных программ» вся проектная деятельность осуществляется в программе создания презентаций. Старшеклассники по несколько человек (в зависимости от количества учащихся в группе) разбиваются на группы, выбирают тему и проводят исследования с последующей защитой с использованием презентации. Таким образом, работая в малых группах, парах идет распределение труда между участниками проекта. Этот опыт помогает учащимся социализироваться. Темы я раздаю заранее. Большая часть работы проходит самостоятельно, периодически ученики отчитываются, показывая промежуточные результаты. Затем назначается день выступлений, и ребята выступают в роли учителя, представляя каждый свою тему, остальные конспектируют, задают вопросы. На следующем уроке я провожу опрос по всей теме. Таким образом, учащиеся получают две оценки: за проект и за ответы на вопросы.
  2. при изучении темы «Моделирование» ученики в электронных таблицах создают . "Модель распространения слухов". " Роста популяции оленей и волков" Таким образом, метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, дети с удовольствием выполняют творческие проекты. Также позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные навыки. Проектная деятельность позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учитель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В итоге учитель выставляет оценку не за воспроизведение ранее изученного материала, а за умение применить свои знания и навыки в новом качестве.

Метод творческих проектов применяю и во внеклассной работе. Например, в рамках декады среди учащихся 5-7 классах проводится конкурс на лучший кроссворд , в 8-9 классах проводится конкурс рисунков в любом графическом редакторе на тему «Рождественская открытка», для 10-11 классов конкурс «Лучший коллаж» посвященный Новому году или Рождеству.

       В результате наработки опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий на уроках информатике делаю следующие выводы:

   Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

    Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями.

   Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития

Вывод: методу проектов необходимо уделить больше внимания, т.к. считаю, что самостоятельная деятельность учащихся помогает реализовать их творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение активных методов на уроках информатики"

Применение активных методов на уроках информатики и ИКТ...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках информатики

Обучать в деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ученика оптимально организовывать свою деятельность, помогать сформировать умение контроля и самоконтроля, оценки и самооценки....

Проектный метод на уроках информатики.

Проектный метод является самым структурированным путём, применимым в различных сферах человеческой деятельности. Успех данного метода связан с универсальностью формата. Проект может выполняться к...

Применение игровых методов на уроках информатики

Выбор метода обучения является актуальной проблемой для каждого педагога, так как именно он определяет эффективность всей дальнейшей работы учителя и обучающихся и возможность достижения планируемого ...

Использование интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС

Данная статья содержит примеры применения интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС...

Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты

Из опыта работы. Применение технологии деятельностного метода на уроках информатики: цели, порядок использования, результаты...