Программа дополнительного образования "Президентские спортивные игры"
рабочая программа по физкультуре (6, 7, 8, 9, 10 класс)

Реализация программы поможет воспитанию у обучающихся интереса к физкультурно-спортивной деятельности, приобщит к здоровому образу жизни, будет способствовать увеличению двигательной активности обучающихся. В программе обучение спортивным играм сочетается с другими видами двигательной активности: общеразвивающими упражнениями, подвижными играми, упражнениями на развитие физических качеств. Учащиеся получат теоретические и практические знания, выполняя контрольные нормативы и тесты смогут следить за уровнем развития своих физических качеств, принять участие в отборе для участия во ВССШ «Президентские спортивные игры», приобретут инструкторские и судейские навыки.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №2

        

РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета

от  «____» _____________ 2024г.
Протокол № __________

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ гимназия №2

____________И.В.Лемешева

«____» _____________2024г.

Приказ № ________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

Физкультурно-спортивной направленности

«Президентские спортивные игры»

Срок реализации: 9 месяцев

Возраст обучающихся: 10-16 лет

Автор, составитель программы/

Педагог, реализующий программу:

Короткая С.А., педагог дополнительного образования

Сургут, 2024

Аннотация        

         Дополнительная общеобразовательная программа «Президентские спортивные игры», физкультурно- спортивной направленности является модифицированной и составлена на основе   комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений, автор В.И. Ляха с учетом возраста и уровня подготовки детей.

         Программа ориентирована на учащихся 10-16 лет общеобразовательной школы, рассчитана на базовое изучение курса, реализуется в течение учебного года (9 месяцев). Количество часов в год –36 / 1 час в неделю.

Программа включает следующие разделы:

1. Спортивные игры. Волейбол

2. Спортивные игры. Баскетбол

3. Спортивные игры. Настольный теннис

          Реализация программы поможет воспитанию у обучающихся интереса к физкультурно-спортивной деятельности, приобщит к здоровому образу жизни, будет способствовать увеличению двигательной активности обучающихся. В программе обучение спортивным играм сочетается с другими видами двигательной активности: общеразвивающими упражнениями, подвижными играми, упражнениями на развитие физических качеств. Учащиеся получат теоретические и практические знания, выполняя контрольные нормативы и тесты смогут следить за уровнем развития своих физических качеств, принять участие в отборе для участия во ВССШ «Президентские спортивные игры», приобретут инструкторские и судейские навыки.  

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГИМНАЗИИ №2

Название программы

 «Президентские спортивные игры»

Направленность   программы

Физкультурно-спортивная

Уровень программы

Базовый

Ф.И.О. автора (разработчика) / составителя программы

Педагог - Короткая Светлана Александровна.

Уровень образования – высшее. Ульяновский государственный педагогический институт им.  И. Н. Ульянова (диплом от 1991 г.)

Профессиональная категория – высшая.

Соответствие образования профилю-педагог дополнительного образования по профилю.

Достижения- подготовка победителей и призеров Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские спортивные игры»

Год разработки/модификации

2024 год

Где, когда и кем утверждена          дополнительная общеобразовательная программа

утверждена директором МБОУ гимназии №2 Лемешевой И.В. в 2024 году

Информация о наличии рецензии

 Рецензия отсутствует

Цель

Цель программы ‒ формирование у обучающихся двигательных умений и навыков, знаний, необходимых для вовлечения обучающихся в спортивную деятельность и участие во ВССШ «Президентские спортивные игры».

Задачи

Обучающие:

- обучать приемам и элементам спортивных игр: баскетбол, волейбол, настольный теннис.  Формировать начальные навыки судейства;

- формировать двигательные умения, реализовывать индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого обучающегося;

- совершенствовать физические способности, укреплять здоровье посредством занятий спортивными играми;

Развивающие:

-развивать учебную мотивацию учащихся, расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта, организации своего досуга;

- развивать познавательные интересы, инициативу, навыки творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями;

Воспитательные:

- формировать потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями для укрепления здоровья, активного отдыха и повышения работоспособности;

- совершенствовать личностные качества: целенаправленность, настойчивость, решительность, выдержку, упорство;

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

• Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы

• оценивать индивидуальные результаты своего труда.

  Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

1. Познавательные УУД:

• умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

• умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

2. Коммуникативные УУД:

• умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

• умение организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание.

3. Регулятивные УУД:

• умение организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

• способность анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

• умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;

• умение технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

  Предметные результаты:

• представлять спортивные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

• организовывать и проводить со сверстниками спортивные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований;

• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

• выполнять технические действия, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

• применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

  Срок реализации программы

  2024-2025 учебный год

  Количество часов в неделю,год

  1 час в неделю, 36 часов в год

  Возраст учащихся

  10-16 лет

 Уровень программы

  Базовый

 Формы занятий

 учебно-тренировочные занятия, турниры, соревнования, демонстрация видео-материалов

Методическое обеспечение(применяемые методики, технологии)

  - учебные пособия;

- мультимедийные презентации;

- интернет- ресурсы

- методических разработки по различным разделам программы;

Методы и приёмы: словесный, наглядный, игровой, соревновательный, метод упражнения;

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

   Волейбольные стойки- 2шт., сетка- 1шт., волейбольные мячи- 20шт., баскетбольные щиты- 2шт.,  мячи баскетбольные- 20шт., футбольные мячи- 2шт, набивные мячи- 5шт., столы для настольного тенниса- 3шт., ракетки- 10шт., теннисные мячи- 10шт., скакалки- 20шт., ограничительные стойки- 5шт., гимнастическая стенка, скамейки- 2шт., маты- 3шт..

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Педагогическая целесообразность программы заключается в воспитании у обучающихся интереса к спортивно-оздоровительной деятельности, формированию культуры ведения здорового образа жизни, способствует увеличению двигательной активности обучающихся. Занятия спортивными играми помогают сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Педагог при этом может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности. Богатство и разнообразие игр, свобода их применения, создают большие возможности для проявления инициативы и творчества.  

Направление дополнительного образования: физкультурно-спортивное

Наименование образовательной организации: МБОУ гимназия №2

Срок реализации программы: 2024-2025 учебный год (9 месяцев)

Составитель: учитель физической культуры, педагог дополнительного образования Короткая С.А.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Дополнительная общеразвивающая программа «Президентские спортивные игры» разработана на основе и в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»                  (с изменениями).
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования" (Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 338-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования". В ред. Постановления Правительства ХМАО - Югры от 01.02.2019 N 16-п).
  6. Локальные документы ОУ. Устав общеобразовательного учреждения.

Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы осуществляется за пределами Федеральных государственных образовательных стандартов и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.

              Актуальность данной программы состоит в том, что в настоящее время ВССШ «Президентские спортивные игры» становятся очень популярны среди школьников и привлекают все больше учащихся, желающих в них участвовать. Данная программа поможет учащимся подготовиться к отбору в команду для участия в этих соревнованиях, улучшить свою физическую форму и с интересом проводить свой досуг в коллективе сверстников.

Новизна программы находит свое отражение в том, что в ходе ее реализации будет осуществляться не только подготовка участников к ВССШ «Президентские спортивные игры», но и в комплексном решении задач: совершенствования физических способностей, укрепление здоровья посредством занятий спортивными играми,  физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, развитии познавательных интересов, инициативы, навыков творческого сотрудничества,  эмоциональной сферы, психических процессов. Программа разработана с учётом интересов обучающихся к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. При составлении и реализации данной программы используются принципы: добровольности, демократичности, системности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Направленность образовательной программы: физкультурно-спортивная.           Реализация образовательной программы осуществляется за пределами ФГОС и федеральных государственных требований, и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.

Уровень освоения: базовый.

Отличительные особенности программы: заключаются в применении технологий обучения, основанных на использовании междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции нескольких спортивных дисциплин в единую схему, в логическом построении последовательности занятий программы от изучения основных приемов и тактических действий в спортивных играх до применения их на практике. При изучении технических и тактических приемов применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства:  упражнения специальной и общей физической подготовки, подвижные и  спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования.

Ключевые компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, информационные, социокультурные.

Адресат программы:

Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста – 10-16 лет (5-10 класс). В образовательное объединение зачисляются обучающиеся, имеющие медицинское заключение, имеющие навыки на этапе начальной подготовки в области спортивных игр не менее одного года.

Количество обучающихся в группе: 20 человек.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один год обучения (9 месяцев).

Объем программы / количество часов: 36 часов.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу. При обучении с применением дистанционных технологий продолжительность академического часа 30 минут. Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН.

  Формы обучения: очная.

Цель программы: формирование у обучающихся двигательных умений и навыков, знаний, необходимых для вовлечения обучающихся в спортивную деятельность и участие во ВССШ «Президентские спортивные игры».

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучать приемам и элементам спортивных игр: баскетбол, волейбол, настольный теннис.  Формировать начальные навыки судейства;
  • формировать двигательные умения, реализовывать индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого обучающегося;
  • совершенствовать физические способности, укреплять здоровье посредством занятий спортивными играми;

Развивающие:

  •    развивать учебную мотивацию учащихся, расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта, организации своего досуга;
  • развивать познавательные интересы, инициативу, навыки творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями;

Воспитательные:

  • формировать потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями для укрепления здоровья, активного отдыха и повышения работоспособности;
  • совершенствовать личностные качества: целенаправленность, настойчивость, решительность, выдержку, упорство.

Основные формы и методы проведения занятий: учебно-тренировочные занятия, самостоятельные тренировки, тренировочные игры на счет, турниры, товарищеские встречи, соревнования, просмотр видео - материалов.

 Формы аттестации/ контроля: входной контроль, промежуточная аттестация, итоговый контроль

Сроки и формы проведения промежуточной аттестации и итогового контроля:

Для отслеживания результативности образовательного процесса и диагностики успешности усвоения программного материала используются следующие виды контроля: входной – проверка знаний и умений учащихся на начальном этапе освоения программы; промежуточная аттестация- проводится в конце 1 полугодия в форме тестирования; текущий- для проверки  уровня знаний, практических навыков, хода усвоения обучающимися учебного материала соответствующего раздела программы; итоговый - проводится в конце учебного года в виде практических тестов.

СОДЕЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

и контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Спортивные игры. Волейбол

15

2

13

Входной контроль, текущий, промежуточый, итоговый

2.

Спортивные игры. Баскетбол

12

2

10

3.

Спортивные игры. Настольный теннис

9

1

8

Итого количество часов:

36

5

31

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

         

         Раздел 1. Спортивные игры. Волейбол (15 часов) 

Теория(2 часа) Правила игры в волейбол. Правила ТБ на занятиях. Правила подготовки мест занятий, выбора спортивной одежды. Значение ОФП и СФП в подготовке. Значение технической и тактической подготовки. Правила подвижных игр.

 Практика(13 часов). Стойка волейболиста. Передвижения игрока. Техника основных элементов игры. Техника подачи мяча. Техника приемов и передачи мяча. Учебно-тренировочные игры в мини-волейбол, волейбол. Технические и тактические действия игроков. Соревнования по волейболу Подвижные игры на материале волейбола: «Полет мяча», «Быстрые передачи», «У кого меньше мячей».

         Раздел 2.Спортивные игры.  Баскетбол (12 часов).

Теория(2 часа)   Техника элементов баскетбола. Правила игры в мини-баскетбол, стрит-бол.

Тактика защиты, тактика нападения. Правила подвижных игр.  

Практика(10 часов). Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Штрафной бросок. Перехват, вырывание, забивание мяча. Использование технических приемов. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч, отскочивший от щита. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите. Участие в соревнованиях. Помощь в судействе. Подвижные игры на материале б/б: «Гонка мячей по кругу», «Кто быстрее», «Пятнашки в тройках», «Борьба за мяч». Эстафеты на развитие ловкости и координации: «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», п/игра «Перестрелка», «Эстафета с прыжками чехардой».

        Раздел 3. Настольный теннис (9 часов). 

Теория(1 час). Основы техники и тактики игры. Правила игры. Техника основных ударов и подач в игре с партнером. Совмещение приемов с техникой передвижения.

Практика(8 часов). Правильная хватка ракетки, техники подачи, техника ударов, сочетания ударов, способы игры. Техника перемещений. Свободные игры на счет в парах.  Соревнования.  Помощь в судействе.

       

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

          Личностные результаты:

• Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы

• оценивать индивидуальные результаты своего труда.

           Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

1. Познавательные УУД:

• умение характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

• умение находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

2. Коммуникативные УУД:

• умение общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

• умение организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание.

3. Регулятивные УУД:

• умение организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

• способность анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

• умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;

• умение технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

          Предметные результаты:

• представлять спортивные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

• организовывать и проводить со сверстниками спортивные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

• бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр и соревнований;

• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

• находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

• выполнять технические действия, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

• применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ»

Количество учебных недель: 36

Количество учебных дней: 36

Сроки учебных периодов: 1 полугодие – сентябрь – декабрь

                                                 2 полугодие – январь – май

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Раздел 1. Спортивные игры.  Волейбол(15 часов)

1

Сентябрь

Групповая работа (лекция, просмотр аудио-видео материалов)

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности на занятиях волейболом. Самоконтроль на занятиях.

Спортивный зал

Входной

2

Сентябрь

Тестирование

1

Входное тестирование. ОРУ. Беговые и прыжковые упражнения. Упражнения с в/б мячами.

Спортивный зал

Входной

3

Сентябрь

Учебно-тренировочное занятие

1

 Стойка игрока, перемещения в стойке. Индивидуальные упражнения с в/б мячами. П/игры.

Спортивный зал

Текущий

4

Сентябрь

Учебно-тренировочное занятие

1

Прием и передачи мяча. Упражнения для развития физических качеств. Игра.

Спортивный зал

Текущий

5

Октябрь

Учебно-тренировочное занятие

1

Передача мяча сверху, прием мяча снизу двумя руками. Верхняя прямая подача. П/игры

Спортивный зал

Текущий

6

Октябрь

Учебно-тренировочное занятие

1

Передача мяча сверху, прием мяча снизу двумя руками. Верхняя прямая подача. Игра в в/л по упрощенным правилам.

Спортивный зал

Текущий

7

Октябрь

Учебно-тренировочное занятие

1

Прием и передачи мяча. Упражнения для развития физических качеств. Игра в в/л по упрощенным правилам.

Спортивный зал

Текущий

8

Октябрь

Учебно-тренировочное занятие

1

Передача мяча сверху двумя руками. Нижняя прямая подача. Учебная игра в волейбол.

Спортивный зал

Текущий

9

Ноябрь

Учебно-тренировочное занятие

1

Отработка техники приемов и передачи мяча. Прием мяча после подачи.  Учебная игра в волейбол.

Спортивный зал

Текущий

10

Ноябрь

Учебно-тренировочное занятие

1

Общая физическая подготовка. Нападающий удар и блокирование.

Спортивный зал

Текущий

11

Ноябрь

Учебно-тренировочное занятие

1

Специальная физическая подготовка. Нападающий удар и блокирование. Учебная игра в волейбол.

Спортивный зал

Текущий

12

Ноябрь

Учебно-тренировочное занятие

1

Тактические действия в нападении. Нападающий удар и блокирование Учебные игры. П/игры.

Спортивный зал

Текущий

13

Декабрь

Учебно-тренировочное занятие

1

Общая физическая подготовка. Тактические действия в защите. Учебная игра в волейбол.

Спортивный зал

Текущий

14

Декабрь

Соревнования

1

Соревнования в учебной группе по волейболу

Спортивный зал

Текущий

15

Декабрь

Промежуточная аттестация

1

Промежуточная аттестация. Учебная игра в волейбол.

Спортивный зал

Промежуточный

Раздел 2. Спортивные игры. Баскетбол (12 часов).

16

Декабрь

Учебно-тренировочное занятие

1

Правила безопасности на занятиях баскетболом. Передвижения, остановки, повороты. Ведение мяча. П/игра, «Гонка мячей по кругу».

Спортивный зал

Текущий

17

Январь

Учебно-тренировочное занятие

1

Техника ведения, ловли и передачи мяча.  Игра «Гонка мячей по кругу», «Пятнашки в тройках».

Спортивный зал

Текущий

18

Январь

Учебно-тренировочное занятие

1

Техника ведения, ловли и передачи мяча.  Игра «Гонка мячей по кругу», «Пятнашки в тройках».

Спортивный зал

Текущий

19

Январь

Учебно-тренировочное занятие

1

Упражнения для развития быстроты. Броски мяча.  П/игры: «Мяч в корзину».

Спортивный зал

Текущий

20

Январь

Учебно-тренировочное занятие

1

Упражнения для развития прыгучести. Штрафной бросок. Игры в стрит-бол.

Спортивный зал

Текущий

21

Февраль

Учебно-тренировочное занятие

1

Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок.  Игры в стрит-бол.

Спортивный зал

Текущий

22

Февраль

Учебно-тренировочное занятие

1

Броски мяча двумя руками с места от груди с отскоком от щита, в движении. Игровые взаимодействия. Учебные игры.

Спортивный зал

Текущий

23

Февраль

Учебно-тренировочное занятие

1

Броски в кольцо одной и двумя руками. П/игры: «Борьба за мяч», стритбол.

Спортивный зал

Текущий

24

Февраль

Учебно-тренировочное занятие

1

Обманные движения.  Выбивание мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч. Обводка соперника.  П/игра: «Гонка мячей».

Спортивный зал

Текущий

25

Март

Учебно-тренировочное занятие

Индивидуальные упражнения с б/б мячами. Игры в стритбол.

Спортивный зал

текущий

26

Март

Учебно-тренировочное занятие

1

Упражнения для развития скоростных качеств. П/игры: «Гонка мячей», «Снайперы» стритбол. 

Спортивный зал

Текущий

27

Март

Соревнования

1

Соревнования по стритболу в учебной группе.

Спортивный зал

Текущий

Раздел 3. Спортивные игры. Настольный теннис(9 часов)

28

Март

Учебно-тренировочное занятие

1

Правила безопасности на занятиях настольным теннисом. Правильная хватка ракетки, подачи, удары.  Техника перемещений.

Спортивный зал

Текущий

29

Апрель

Учебно-тренировочное занятие

1

Подачи, удары.  Техника перемещений. Правила игры. Развитие координационных способностей. П/игры.

Спортивный зал

Текущий

30

Апрель

Учебно-тренировочное занятие

1

Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Подачи мяча.  Свободные игры в настольный теннис.

Спортивный зал

Текущий

31

Апрель

Учебно-тренировочное занятие

1

Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Подачи мяча.  Свободные игры в настольный теннис.

Спортивный зал

Текущий

32

Апрель

Учебно-тренировочное занятие

1

Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Тренировочные игры на счет.

Спортивный зал

Текущий

33

Май

Учебно-тренировочное занятие

1

Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Тренировочные игры на счет.

Спортивный зал

Текущий

34

Май

Учебно-тренировочное занятие

1

Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов. Тактические действия. Свободные игры на счет.

Спортивный зал

Текущий

35

Май

Итоговое тестирование

1

Итоговое тестирование. Свободные игры в настольный теннис.

Спортивный зал

Итоговый

36

Май

Соревнования

1

Игры на счет. Соревнования в учебной группе.

Спортивный зал

Текущий

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     Форма занятий: учебно-тренировочные занятия, турниры, товарищеские встречи, соревнования (школьные, муниципальные), контрольные тестирования.

     Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: словестный, наглядный, фронтальный, групповой, практические (метод целостного упражнения, метод подводящих упражнений, повторный, игровой), наблюдение за соревнованиями и последующее обсуждение, просмотр аудио и видео материалов.

     Формы подведения итогов: контрольные тесты и упражнения, сдача контрольных нормативов, товарищеские встречи, результаты участия в соревнованиях.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

     Материально-техническое оснащение: волейбольные стойки- 2шт., сетка- 1шт., волейбольные мячи- 20шт., баскетбольные щиты- 2шт., мячи баскетбольные- 20шт., футбольные мячи- 2шт, набивные мячи- 5шт., столы для настольного тенниса- 3шт., ракетки- 10шт., теннисные мячи- 10шт., скакалки- 20шт., ограничительные стойки- 5шт., гимнастическая стенка, скамейки- 2шт., маты- 3шт. 

      Дидактико-методическое оснащение: методические пособия по волейболу, баскетболу, настольному теннису, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности. Учебные карточки с заданиями. Разработанные тесты, и нормативы по контролю ОФП, технической, тактической и теоретической подготовок. 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Для определения результативности освоения программы используются следующие виды аттестации учащихся:

  • входной контроль – оценка исходного уровня знаний и умений перед началом образовательного процесса, проводится с целью определения уровня физической подготовленности детей. Входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь).

Цель: определить начальный уровень физической подготовки учащихся.

Форма проведения: зачет(выполнение задания на уровень не ниже среднего)

- текущий контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала, проводится в течение всего учебного года.

Цель: определить уровень освоения программы.

Форма: зачет, отслеживание активности учащихся;

- промежуточный контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала по итогам учебного периода. Проводится в середине года.

Цель: определить достигнутый уровень общей физической подготовки, если нужно – коррекция учебно-тренировочного процесса.

Форма проведения: зачет(выполнение задания на уровень не ниже среднего)

- итоговый контроль – оценка уровня достижений учащихся по завершении освоения программного материала. Проводится в конце учебного года.

Цель: выявить успешность освоения программы обучающимися.

Форма: зачет(выполнение задания на уровень не ниже среднего)

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, журнал посещаемости, фотографии, свидетельство (сертификат), протоколы соревнований, результаты тестирования, участие в спортивных мероприятиях, просмотры соревнований.

                      ПАКЕТ ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

       Раздел: Волейбол

- согласование своих движения в игре;

- контроль соблюдения техники безопасности;

- привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня;

- результаты участия в соревнованиях;

- результат выполнения практических заданий.  

       Оценка выполнения практического задания:

Контрольное упражнение

Оптимальный

Средний

Низкий

1.

Передача мяча сверху двумя руками над головой (раз)

10-12

5-10

3-5

2.

Передача мяча сверху двумя руками в парах (раз)

8-10

5-8

3-5

3.

Передача мяча - нижняя или верхняя прямая, из 5 подач (раз)

4-5

3

1-2

4

Подачи мяча(10 подач)

6-8 попаданий

4-5 попаданий

3 попадания

       

        Раздел: Баскетбол

- согласование своих движения в игре;

- контроль соблюдения техники безопасности;

- привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня;

-выполнения установок во время тренировок и соревнований;

- результаты участия в соревнованиях;

- результат выполнения практических заданий.  

          Оценка выполнения практического задания:

Контрольное упражнение

оптимальный

средний

низкий

1.

Штрафной бросок (из 5 попыток)

4-5 раз

2-3 раза

1 раз

2.

Ведение мяча правой и левой рукой (обводка 5 стоек)

Учебное задание выполнено без ошибок на оптимальной скорости

Учебное задание выполнено с 1-2 мелкими ошибками на оптимальной скорости

Учебное задание выполнено со значительными ошибками на оптимальной скорости

3.

Передача мяча в парах в движении лицом друг к другу(8 передач)

Учебное задание выполнено без ошибок на оптимальной скорости

6-8 раз

Учебное задание выполнено с 1-2 мелкими ошибками на оптимальной скорости

 4-5 раз

Учебное задание выполнено со значительными ошибками, с потерей скорости

 2-3 раза

       

       Раздел: Настольный теннис

- согласование своих движения в игре;

- контроль соблюдения техники безопасности;

- привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня;

- контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований;

- результаты участия в соревнованиях;

- результаты выполнения практических заданий;  

       Оценка выполнения практического задания:

Контрольное упражнение

оптимальный

средний

низкий

1.

Набивание мяча(жонглирование) ладонной стороной ракетки стоя на месте за 1 мин(кол-во раз)

40

30

20

2.

Набивание мяча(жонглирование) поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки(кол-во раз)

40

30

20

3

Подачи мяча накатом  на сторону соперника (10 подач)

8-10

6-8

4-6

4.

Тест на координацию: равновесие на одной ноге (другая согнута и прикасается к колену опорной ноги)

20-30 сек

10-20 сек

Менее 10 сек

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение:

- учебники по физической культуре 10-11 класс, авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич;

- учебные пособия по спортивным играм: волейболу, баскетболу, настольному теннису. Методические пособия по волейболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок;

- правила соревнований;

- инструкции по технике безопасности;

- учебные карточки с заданиями;

- разработанные тесты, и нормативы по контролю ОФП, СФП, теоретической подготовке;

- компьютерные ресурсы;

- интернет-сайты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Литература для педагога:

  1. Конеева Е. В. Спортивные игры: правила, тактика, техник: учебное пособие для вузов / [и др.]; 3-е изд., перераб. и доп.  - Москва : Издательство Юрайт, 2024г. — 344 с.
  2. Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Маслов М. В. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / — М.: Просвещение, 2021. — 77 с.
  3. Алхасов Д.С., Пономарев. А.К. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания: спортивные игры: учебник для вузов: Издательство Юрайт, 2024г. — 313 с.
  4. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. Учебно-методическое пособие - Киев, 1995г. 58 с.
  5. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/ Д: «Феникс», 2001 г.
  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. -        Москва, «Физкультура и спорт» 1991 г.
  7. Журналы «Физическая культура в школе», «Физкультура и спорт», «Спорт в школе»; 2020-2024 гг.
  8. Амелин А.Н. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2004г.
  9. Кузин О.П. Азбука основ настольного тенниса, Знание., Умение, Совершенство, 2021г.
  10. Захаров Г.С. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2015г.
  11. Железняк Ю.Д., 120 уроков по волейболу / Ю.Д. Железняк. - М.: ЁЁ Медиа, 2017г.
  12. Ник Сортэл. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. М. 2014г.
  13. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В., «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол», издательство Просвещение, 2012 г.
  14. Тематические презентации, видеоматериалы по темам.
  15. Линдеберг Ф. Баскетбол. Игра и обучение. Москва: Физкультура и спорт, 1971. - 279 с., ЭБ РГБ – 2024г.
  16. Примерные комплексы упражнений для построения учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки спортивных школ: Учебно-методические рекомендации/Под общ. Ред. В.Г. Алабина.-М., 1993 г.
  17. Спортивные игры: правила, техника, тактика/ Серия «Высшее профессиональное образование». Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2004.

     Литература для обучающихся и родителей:

  1. Матвеев А.П., Физическая культура для 5 –6-7, 8-9 классов М. «Просвещение» 2023 г.
  2. Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.:М.: Ф и С, 2004г.
  3. Журналы «Физическая культура в школе», «Физкультура и спорт», «Спорт в школе»; 2020-2024 гг.
  4. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник. -М.: Фис, 1991г.
  5. Найминова Э., Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/ Д: «Феникс», 2001 г.
  6. Комков Б.С. Комплексы общеразвивающих упражнений для занятий по физическому воспитанию. -Новосибирск: Зап.- Сиб. Кн. Изд., 1995г.

    Интернет ресурсы:

  1. http://www.fizkult-ura.ru/ - Сайт «Физкульт-УРА!
  2. http://www.ucheba.com - Информация учебно-методического плана: учебные планы и программы, программы, сопровождаемые учебно-методическими документами; образовательные стандарты и документы, которые публикует Минобразования России
  3. http://spo.1september.ru/  - газета  «Спорт  в  школе» 2020-2024гг.
  4. http://www.it-n.ru/  - «Сеть творческих учителей».
  5. www.edu.ru –«Федеральный портал «Российское образование».
  6. https://resh.edu.ru/  - «Российская электронная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» (КРУЖОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ)

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся...

Образовательная программа дополнительного образования "Спортивные игры(волейбол)"

Программа кружка предусматривает распределение учебно-тренировочного материалана три года обучения.             В соответствии с годами обуч...

Программа дополнительного образования "Спортивные игры"

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим тр...

Программа дополнительного образования «Спортивные игры»

Пояснительная записка. Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции...

рецензия на программу дополнительного образования "Спортивные игры. Волейбол" (8-11 классы)

Внутришкольная рецензия МО учителей физической культуры на программу дополнительного образования "Спортивные игры. Волейбол" (8-11 классы)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...

Программа дополнительного образования "Спортивные игры"

Для достижения целей в процессе реализации программы объединения используются здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения на основе обязательных результатов. Занятия в секции &laq...