особенности водной среды и их роль в возникновении водобоязни у человека
статья по физкультуре

Папина Мария Сергеевна

особенности водной среды и их роль в возникновении водобоязни у человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВОДНОЙ СРЕДЫ И ИХ РОЛЬ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ВОДОБОЯЗНИ У ЧЕЛОВЕКА

Водная среда, в которой осуществляется пловца, является в большой степени непривычной для человека, и освоение в ней требует специальных приемов. Кроме того, непривычные для человека ощущения, которые он испытывает, попав в водную среду, могут быть причиной возникновения водобоязни. Тренер по плаванию, работающий с начинающими, чтобы правильно ознакомить ребенка со свойствами воды, должен знать, какие ее свойства могут вызвать у ребенка страх.

В настоящей главе работы, мы, проанализировав научную литературу и основываясь на личном опыте, рассмотрим те свойства воды, которые могут способствовать возникновению у ребенка водобоязни.

Во – первых разберем, как водная среда воздействует на зрительный и слуховой анализатор. Одна из особенностей водной среды – ее светопреломляющие свойства и звукопроводимость. Вследствие этого водная среда снижает эффективность зрения и слуха (Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Ростов-на-Дону: 2001.  320 с.). Человек, открыв глаза под водой, видит все предметы смутно и как бы расплывающимися, даже если вода прозрачна и освещенность хорошая.

Вода активно поглощает лучи, вследствие чего интенсивность дневного света уменьшается (на глубине 15 м она составляет 1/8 от естественной). Кроме того, при контакте воды с роговицей изменяется преломляющая сила роговицы, что приводит к снижению остроты зрения. В результате неравномерного поглощения света краски в воде носят обманчивый характер, происходит искажение очертаний наблюдаемых объектов, возникает ощущение их более близкого расположения (Викулов А.Д. Плавание. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 367 с.).

Звуковые волны в воде распространяются, не затухая значительно дальше, чем в воздушной среде, но определить местонахождение источника звука под водой практически невозможно. Звуковые колебания в воде распространяются со скоростью 1500 м/с, тогда как в воздушной среде – 330 м/с. В воздушной среде местонахождение источника звука человек определяет по времени запаздывания прихода звуковых колебаний в ухо, находящееся дальше от источника звука (улавливая разницу в 0,001 с). В воде разница становится неуловимой. Кроме того, звуковые колебания воды возбуждают синхронные им колебания костей черепа. Возникает ощущение, что звук идет со всех сторон  (Педролетти М. Основы плавания. Обучение и путь к совершенству. М.:  Феникс, 2009.  176 с.). Итак, погружение в воду может вызвать у ребенка страх потому, что он не может нормально, как на суше, видеть и слышать. Многие дети также бояться открывать под водой глаза. Новичок трет руками глаза, не может погрузить лицо в воду и задержать дыхание даже на пару секунд.

Теперь рассмотрим, как водная среда воздействует на мышечные ощущения. Особо важное свойство воды – ее плотность. Будучи в 820 раз больше плотности воздуха, вода оказывает значительное сопротивление перемещению тела человека. Это находит свое выражение в скорости передвижения. Так, в сравнении с легкоатлетическим бегом в плавании скорость передвижения значительно меньше и колеблется в пределах 0,85 м/с – 2,0 м/с. (Петрова Н. Л.  Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста. М.: «Издательство ФАИР», 2008. 120 с.). Таким образом, вода может вызвать у ребенка страх потому, что он не может двигаться в нормальном для него ритме, к которому он привык на суше.

Значительное воздействие водная среда оказывает на рефлексы, связанные с прямохождением. Вертикальное положение тела при наземном передвижении связано с привычным раздражением проприорецепторов голеностопного сустава, наличием выпрямительных рефлексов, напряжением разгибательной мускулатуры, определенными рефлексами вестибулярного аппарата и т. д. При передвижении в водной среде действуют новые, необычные факторы. Человек при погружении в воду вытесняет количество воды, примерно равное весу его тела. Поэтому, чтобы держаться на поверхности воды, больших усилий не требуется. С точки зрения физиологии при относительной невесомости проприоцептивная чувствительность резко снижается, происходит снижение мышечного тонуса. Обучение плаванию, образование двигательного навыка в плавании связано с заменой локомоций в вертикальном положении на локомоции в горизонтальном положении, переключением привычных реакций, связанных с твердой опорой и передвижением в разнородной среде (земля – воздух), на новый способ опоры о воду и передвижение в однородной водной среде, торможением антигравитационных рефлексов и переходом на действия в условиях относительной невесомости. Кроме того, вследствие высокой плотности среды резко уменьшается инерционность движений, в связи с отсутствием твердой опоры усиливается действие реактивных сил, изменяется характер афферентной информации (Чеменева А. А. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста.  СПб.: Детство-Пресс, 2011.  335 с.). Следовательно, при обучении плаванию требуется коренная перестройка управления движениями, сложившимися при наземных условиях передвижения, торможение тех двигательных автоматизмов, которые действовали при наземных передвижениях (например, торможение антигравитационных рефлексов прямостояния) и образование новых условнорефлекторных связей (Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду.  М.: 2009.  221 с.). Чем меньше наземных двигательных автоматов выработано у человека, тем легче протекает освоение с водой и приобретение умения плавать. Поэтому чем старше человек, тем большую трудность представляет для него перестройка наземных двигательных автоматов и ощущений и приспособление к действиям в незнакомой для него водной среде (Лопухин В.Я. Предотвращение несчастных случаев на воде. М.: ГЦОЛИФК, 1991.  51 с.). Поэтому даже дошкольников значительно труднее научить плавать, чем детей первого года жизни.

Таким образом, причиной страха перед водой может стать отсутствие твердой опоры, невозможность встать на ноги на глубоком месте.

Вода довольно сильно воздействует на температурные рецепторы ребенка. Водная среда вследствие высокой теплопроводности оказывает значительное влияние на терморегуляцию организма человека. Теплоотдача в воде в 2 раза больше, чем в наземных условиях. При погружении в воду, температура которой 33°С, величина теплоотдачи составляет 10 ккал/м2/час. Это означает, что при нахождении в воде при указанной температуре без движений в течение часа с 1 м2 поверхности тела потеря тепла достигает 10 ккал. Вся теплоотдача осуществляется за счет теплопроведения. (Меньшуткина Т.Г. Теория и методика плавания в системе оздоровительно-спортивных технологий : учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2011 336 с.). Неприятные ощущения, испытанные ребенком при погружении в холодную воду, также могут быть причиной страха перед ней. Давление воды и температурное воздействие вызывают и скованность движений, появляется затрудненность дыхания.

Значительные затруднения при обучении плаванию часто вызывает дыхание. Во – первых, при вдохе и выдохе ребенку приходится преодолевать сопротивление воды. Выдох затруднен, так как производится в плотную среду (воду) и требует дополнительных усилий, вдох затруднен вследствие давления воды на грудную клетку, равного 13,5 л/см2 (Кошанов А. И. Начальное обучение плаванию. М.: Чистые пруды, 2011. — 295 с.), поэтому многие дети боятся делать выдох в воду.

Во – вторых, дыхание при плавании производится в определенном ритме. Ребенок должен успеть сделать вдох, пока лицо не погружено в воду. В противном случае вода попадает в рот и нос, что вызывает неприятные ощущения и, как следствие, страх перед водой.

В - третьих, вода, попадая в дыхательные пути, вызывает рефлекторный спазм голосовой щели с кратковременной непроизвольной задержкой дыхания. Проникновение воды в нос, если ее температура ниже 20°, вызывает болевые ощущения в районе лобных пазух и гайморовых полостей.

Итак, рассмотренный материал показывает, что причиной страха перед водой могут стать ее физические свойства. Поэтому важнейшее значение при обучении плаванию имеют упражнения, направленные на ознакомление с физическими свойствами воды. Эти упражнения будут рассмотрены нами ниже.

В целом, можно сказать, что, для того, чтобы избежать появления водобоязни, тренер, работающий с новичками, должен решить следующие основные задачи.

-Постепенно добиться адаптации зрительного и слухового анализатора к условиям водной среды;

-Добиться освоения способа опоры о воду, передвижения в однородной водной среде, торможения антигравитационных рефлексов и перехода на действия в условиях относительной невесомости;

-Добиться адаптации температурных рецепторов кожи, чему может способствовать закаливание и оптимальная температура воды, в которой проводятся занятия;

-Обучить правильному дыханию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека»

Проект  по теме«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека» направлен на  формирование навыков проектной деятельности ...

Особенности строения и жизнедеятельности рыб, связанные с водной средой обитания

Основная особенность этого урока заключается в делении учеников на подвижные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом на различных уровнях сложности: репродуктивном, конс...

Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и жизни человека".

Разработка урока с элементами технологии проблемного обучения...

Исследовательская работа "Ушастая сова. Особенности жизни. Роль в природе и жизни человека"

Презентация "Ушастая сова. Особенности жизни. Роль в природе и жизни человека"...

особенности водной среды и их роль в возникновении водобоязни у человека

особенности водной среды и их роль в возникновении водобоязни у человека...