проект "Будем вместе"
проект по физкультуре

Толкова Светлана Викторовна

Проект разработан для младших школьников совместно с родителями, где родители являются не пассивными, а активными участниками проекта. Физическое воспитание учащихся в семье предполагает с одной стороны организацию специальных физических упражнений, с другой – создание родителями определённых условий, которые влияют на укрепление здоровья.

Формирование положительной мотивации младших школьников к занятиям физической культурой, прежде всего, зависит от правильного взаимодействия школы и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budem_vmeste.docx109.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по спортивно - оздоровительному направлению совместно с родителями

«Будем вместе!»

 

Введение

Реализация проекта: 1 год

Участники проекта: учащиеся 1-4 классов, родители, учителя физической культуры.

Введение

 В современных условиях нарастание темпов научно-технических, экономических, и социальных перемен оказывает губительное воздействие на психику и организм человека. Использование компьютерной технологии в учебном процессе, в быту и на работе, мобильные и коммуникативные средства общения, аудио- и видеоинформация всё больше увеличивают нагрузку на здоровье детей и взрослого населения, снижается физическая активность, не развиваются, а теряются защитные механизмы адаптации, меняется образ жизни. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Известно, что здоровье ребёнка напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность любой деятельности ребенка.    

В Законе «Об образовании РФ» говорится, что школьное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулироваться федеральными государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а   школьное учреждение создается им в помощь. И в этом заключается актуальность нашего проекта.

Актуальность.

Именно в семье должны вырабатываться привычки к регулярным, обязательным занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Поэтому одним из действенных средств укрепления взаимоотношений семьи и школы следует рассматривать совместную физкультурно-спортивную деятельность в условиях семьи и школы. Помимо этого, физкультурные занятия – это один из видов совместной деятельности, основным элементом которой является взаимное познание и влияние друг на друга.

Физическое воспитание учащихся в семье предполагает с одной стороны организацию специальных физических упражнений, с другой – создание родителями определённых условий, влияющих на укрепление здоровья, на общее физическое развитие детского организма.

В силу сложившихся экономических причин, занятости на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка образовательное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья школьников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает школа, которая может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.

Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей. А для этого необходимо: разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию, пробудить как у родителей, так и у детей воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и физических знаний, совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми, расширять сферу их совместной деятельности и общения .

Формирование положительной мотивации младших школьников к занятиям физической культурой, здоровому образу жизни и воспитание ответственного отношения к здоровью, прежде всего, зависит от правильного взаимодействия школы и семьи, от целенаправленно организованной совместной работы родителей, учителей начальных классов.

Направленность: спортивно-оздоровительная.    

Цель:

  • Улучшение активного взаимодействия между семьей и школой в процессе физического воспитания младших школьников.

Задачи:

  • Формирование способностей самостоятельной физкультурно- спортивной деятельности детей и родителей.
  • Улучшение взаимоотношений детей и родителей в условиях семьи.
  • Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание сохранению и укреплению физического здоровья детей школьного возраста средствами спортивных мероприятий.
  • повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

 В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового  образа  жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.  Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия.

       Личностные результаты отражаются  в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:

 - формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;

 - развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;

 - формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.        

   Метапредметные результаты:

 - способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;

- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;

- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;

 - формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мы вместе» обучающиеся  должны знать:

 - особенности воздействия двигательной активности на организм человека; - правила оказания первой помощи;

- способы сохранения и укрепление  здоровья; - свои права и права других людей;  - влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

 - значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;  должны уметь:

- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

 - выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

- заботиться о своем здоровье;

 - применять коммуникативные и презентационные навыки;

 - принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также  сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

 - отвечать за свои поступки;

- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.      

      В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будем вместе» обучающиеся и родители смогут получить знания:

 - значение подвижных игр, спортивных мероприятий в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

- правила безопасного поведения во время спортивных мероприятий;

- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

- основное содержание правил соревнований;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;

могут научиться:

- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма во время спртивных мероприятий;

 - контролировать своѐ самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;

- играть в подвижные  игры с соблюдением основных правил;

Принципы реализации проекта:

  • Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.
  • Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым и интересным её проведением.
  • Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.
  • Принцип доступности и индивидуальности предусматривает, чтобы перед занимающимися ставились  посильные задачи и подбирались посильные средства для их решения.
  • Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки.
  • Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий.

Новизна нашего проекта заключается в том, что родители становятся не пассивными участниками, а активными организаторами, где учитель является помощником.

Формы и методы реализации проекта

Формы работы с родителями:

1) Коллективные: родительские собрания, вечер вопросов и ответов; выставки и презентации;

2) Индивидуальные: совместная деятельность ребёнка и родителей на занятии; совместное выполнение рекомендаций педагога

3) Наглядно-информационные: буклеты, фотоотчеты;

Этапы реализации проекта:

  • I этап – организационный;
  • II этап – подготовительный;
  • III этап – основной - практический;
  • IV этап – итоговый.

Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.

 Этапы реализации

Формы работы

Организационный

Выявление запросов родителей по данному направлению;

Анализ литературных источников, материалов;

Анализ уровня физического развития и здоровья детей;

Анкетирование родителей; детей

Выявление уровня знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению;

Постановка цели и формулирование задач;

Подготовительный

 

Разработка календарно-тематического плана работы с детьми и плана работы с родителями;

Обсуждение плана работы с родителями;

Разработка совместных мероприятий;

Практический

 

Совместная деятельность

учителя по физкультуре и детей в рамках:

- организация непосредственно организованной образовательной деятельности, спортивных мероприятий;

Совместная деятельность

учителя по физкультуре с родителями:

- организация взаимодействия детей и родителей по плану реализации проекта;

- проведение развлечений, досугов, праздников

- родительские собрания, беседы, встречи.

- оформление стендовой информации

Итоговый

 

Анализ физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями:

наблюдение за уровнем физического развития и здоровья школьников;

Проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы;

Отчет о результатах проекта на итоговом родительском собрании;

 

План  на учебный год

Мероприятия

Сентябрь

Анкетирование.

Наглядная информация «Планируемые результаты на учебный год»

Консультации и беседы по тематике: распорядок дня и двигательный режим школьника, составления режима дня

Разработка и подбор материала для проведения совместного спортивного мероприятия «Зов Джунглей»

Октябрь

Консультации и беседы по физкультурно-оздоровительной тематике «Значение физических упражнений на здоровье»

Фотовыставка «Моя семья на отдыхе»

Проведение спортивного мероприятия «Зов Джунглей»

Ноябрь

Индивидуальные беседы с родителями о пользе самостоятельных занятий физической культурой;

Ознакомление родителей о состоянии уровня физической подготовки детей.

Обсуждение нового инсценированного спортивного мероприятия «В гостях у Бабы –Яги»

Декабрь

Консультации и беседы о пользе закаливающих процедур, в домашних условиях.

Подготовка декораций, костюмов, нестандартного инвентаря (родители, дети) и репетиция мероприятия.

Проведение театрализованного спортивного мероприятия «В гостях у бабы – Яги»

Январь

«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия», разработка упражнений по профилактике.

Совместное проведение мероприятия «Зимний ералаш»

Февраль

Беседы, круглый стол (мамы) и чаепитие. Обсуждение предстоящего мероприятия, посвященного «Дню защитника Отечества»

Совместное участие в традиционном дне лыжника.

Спортивное мероприятие «Папа и я –сила»

Март

Беседа совместно с родителями и детьми на тему «Безопасность в сети интернет»

 Обсуждение и разработка предстоящего мероприятия, посвященного «Всемирному женскому дню» (папы)

Совместное участие в лыжном пробеге, посвящённый памяти воина-интернационалиста С.Н. Левчишина

Спортивный праздник «Красавицы вперёд!»

Апрель

День открытых дверей (свободное посещение физкультурных занятий)

Подбор материалов к проведению спортивной игры «Зарница» с участием ветеранов.

Проведение игры «Зарница»

Май

Фотоконкурс «Самая спортивная семья»

Совместный поход на природу «Полоса препятствий»

Проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы. Отчет о результатах проекта на итоговом родительском собрании.

ВЫВОДЫ

Проведя анализ анкетирования в начале и в конце года,  можно сделать выводы, что  физкультурно-оздоровительная деятельность на основе досугов и развлечений совместно с родителями принесла определенные результаты: родители стали принимать активное участие в спортивной деятельности своих детей, овладели в достаточной степени системой знаний, необходимых для формирования физической культуры у детей по некоторым вопросам физкультурно – оздоровительной работы: закаливание, использование разнообразных форм проведения активного отдыха вместе с детьми, обязательное проведение утренней гимнастики дома вместе с детьми, профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

Благодаря  мероприятиям по совместной деятельности взрослых  с детьми, дети  без всяких затруднений общаются со сверстниками и взрослыми, больше обращают внимание на советы родителей, а родители в то же время стали больше уделять внимание своим детям.

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Антропова, М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей / М.В. Антропова // Физическая культура в школе. ? 1993. ?  3. ?С. 28 – 30.
  • Болонов, Г.П. Сценарии спортивно - театрализованных праздников / Г.П. Болонов, Н.В. Болонова. ? М.: Шк. Пресса. ? (Жур. «Воспитание школьников»; Вып. 46). ? Кн.2: Игровые упр., физкультминутки, подвижные игры, полезные советы. ? М.: 2004. ? 92 с.
  • Быстрицкая, Е.В. Взаимодействие учителя и родителей учащихся / Е.В. Быстрицкая, В.О. Шумилова // Физическая культура в школе. – 2010. ? 3. ? С. 59-62.
  • Гейко, В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов / В.А. Гейко // начальная школа. ? 1999. ? С. 60-61.
  • Дьякова, Т.А. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей / Т.А. Дьякова // Инструктор по физкультуре. – 2009. – 2. – С. 100-105
  • Каргаполов В.П. Определение отношения учащихся средних школ, родителей и учителей к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни / В.П. Каргаполов, С.Ю. Щетинина, Т.В. Хромина. – Хабаровск:[Б. и.], 2000. – 27 с.
  • Ладингтон, Э. Ключи к здоровью / Э. Ладингтон, Г.Дейль, И.Гамлешко. ? М.: Медицина , 1999. ? 192 с.
  • Лебедева, Н.Т. Формирование здорового образа жизни школьника: учеб. пос./ Н.Т. Лебедева. ? Минск, 1996. ? 145с.
  • Лубышева, Л.И. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового стиля жизни детей младшего школьного возраста / Л.И. Лубышева, А.В. Шукаева // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. – 2007. - 3. – С. 2-5.
  • Лях, В.И. Физическая культура / В.И. Лях, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон. – М.: Просвещение, 1998. ? 155с.
  • Мальцев, А.П. О роли семьи и общества / А.П. Мальцев // Физическая культура в школе. ? 1998. ?  2. ? С. 13-15
  • Мильштейн О.А. Анкетирование как средство общения социолога с респондентами в сфере физ. культ. и спорта: Метод. рек. для студ. ин-тов физ.кул.. – Краснодар: [Б.и]., 1991. – 264 с.
  • Пирог, А.В. Конструирование социологической анкеты: метод. указ. для студ. ин-тов физ.кул. / А.В. Пирог, Н.М.Козлова. – Смоленск: [Б.и.], 1994. – 28 с.
  • Плеханов, В.А. Влияние спортивно-массовой работы школы на заинтересованность и занятости учащихся / В.А. Плеханов, С.В. Лепешкина // Московская академия физ. культ. ХХХII науч. конф. студентов: тез. док. – Малаховка, 2008. – Вып. 17. – 20-23.
  • Поваляева, В.В. Семейный спортивный праздник / В.В. Поваляева // Физическая культура в школе. ? 2008. ? 4. – С. 18-21
  • Шукаева, А.В. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового стиля жизни у детей младшего школьного возраста на основе деятельности семейного физкультурного клуба: автореф. дис… канд. пед. наук / А.В. Шукаева. ? Смоленск, 2006. ? 21 с.
  • Щуркова, Н.Е. Возрастные особенности детей / Н.Е. Щуркова. ? М.: 2002. ? 45 с.
  • Яблочникова, Н.А. Методика физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих низкий уровень развития двигательных качеств: автореф. дис…канд. пед. наук / Н. А. Яблочникова. ? М.: 1995. ?23 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Вместе, но не вместо"

Как помочь ребенку  в выборе профессии?...

«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»

Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....

Статья по музыке на тему:« Вместе с ней, вместе с мамочкой моей».

В статье дан материал из опыта работы. Рекомендован музыкальным руководителям....

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....

Внеклассное мероприятие «Вместе дружно поживаем, вместе книжечки читаем!»

Описание материала: Данное мероприятие проводится в детском доме или школе-интернате, где наряду с детьми участвуют и педагоги. Для нашей школы – это обычная практика, поэтому  мероприятия ...

Как выбрать профессию вместе, а не вместо ребенка

Информации о том, с чего начать профессиональное самоопределение подростка, достаточно много. Направление профориентации не стоит на месте, развивается в ногу со временем и является абсолютно доступны...