Сборник игр народов Южного Урала
картотека по физкультуре
В сборник вошли подвижные игры народов Южного Урала: русских, татар, башкир и т.д.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хороводная игра «Вейся капуста» Цель: развитие творческого воображения и воспитание любви к Родине. Задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм. Оборудование : платочек. Игровые действия : Ведущий и игроки взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют: Вейся,ты вейся, Капуста моя! Вейся,ты вейся, Виловая моя! Как мне, капустке , не виться, Как мне, видовой, не свиться. Вечор на капустке , Вечор на виловой Частый сильный дождик . Игровые правила: выбирают ведущего по считалке, Повторяется несколько раз, главное — не расцепить руки.
« Дед Мороз» Цель : развивать ловкость, интерес к русским играм, творчество в усложнении правил игры . Игровые правила : по считалке выбирают «Деда Мороза», он встает в центр круга, нарисованного на снегу (на полу). Дети идут по кругу и приговаривают: Дед Мороз, Дед Мороз Через дуб перерос, Приносил подарков воз. Морозы трескучие, Снега сыпучие, Ветер вьюжит,. Метели кружат. Холод стужу напустил, На реке мост намостил. Игровые действия: Дети разбегаются, «Мороз» ловит (до кого дотронулся, тот «замороженный», сидит неподвижно в круге). Когда троих заморозит, они готовят «откуп» — лепят снежную бабу. Все ходят вокруг бабы и приговаривают: Дед Мороз, Дед Мороз Бабу снежную принес. Баба, баба беляком, Получай-ка снежком. Затем все бросают в бабу снежки, разрушают ее .
« Чурилки » (от слова «чур ») Цель : развивать ловкость, интерес к русским играм, творчество в усложнении правил игры . Игровые правила : по считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют : Трынцы-брынцы , бубенцы, Позолочены концы. Кто на бубенцах играет, Того жмурки не поймают. Или: Колокольцы , бубенцы Зазвонили, удальцы. Отгадай, откуда звон ? Игровые правила: После игрок с бубенцами начинает звонить, а ребенок с завязанными глазами — его ловить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается.
« Золотые ворота » Цель : воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации. Игровые правила : выбирается двое водящих по считалке. Они договариваются, кто из них «Солнце», кто «Луна». Они берутся за руки (лицом друг к другу), остальные вереницей, взявшись за руки, идут через ворота. Водящие говорят : Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз не пропустим вас . Игровые действия: Ловят того, кто не успел пройти, спрашивают тихо, на чью сторону хотел бы встать. Встает позади или «Солнца», или «Луны». Когда все сделают выбор, команды устраивают перетягивание с помощью веревки или взявшись за руки .
« Костромушка -Кострома» Цель : закрепить знания о том, что в старину любили водить хороводы, вызвать положительные эмоции, объяснить значение слов «завалинка», « Кострома», развивать ловкость. Игровые правила : Правила : выбирают по считалке «Кострому», она садится в центре круга, дремлет. Дети ходят по кругу: Костромушка -Кострома На завалинке спала. Прилетела к ней сова. Останавливаются, разговаривают с «Костромой»: Костромушка , ты жива? Жива. На чем? На веревочке. (И снова дремлет.) Игровые действия: Опять хоровод водят, затем ответ: «На ниточке». При следующем повторе молчит. Дети разбегаются, «Кострома» ловит детей. Кого поймает — тот «Кострома ».
« Шлёпанки » Цель : учить отбивать мяч в нужном направлении. Игровые правила : Играющие встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Начинается игра с выбора водящего. Дети считают по порядку до пяти, пятый – водящий. Можно использовать считалку: Петушок, петушок, Покажи свой кожушок. Кожушок горит огнём, Сколько пёрышек на нём? Раз, два, три, четыре, пять… Невозможно сосчитать ! Игровые действия: водящий выходит в центр круга. Называет по имени одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Играющий, чьё имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлёпает ладонью). Число отбиваний мяча устанавливается по договорённости, но не более пяти. После отбиваний мяч перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из играющих не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала. Тот, кто уронил мяч, встаёт на место водящего отбивать мяч нужно стоя на одном месте.
« У медведя во бору » Цель : развивать у детей скорость реакции на словесный сигнал, внимание и упражнять их в беге. Игровые правила : Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга: первый — это берлога «медведя», второй — это дом для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами: «У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, И на нас рычит». Игровые действия: После того, как дети произносят эти слова, « медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из детей . Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем». Для разнообразия в этой игре можно использовать муляжи грибов или вырезанные из картона ягоды: круги красного и синего цвета, которые будут изображать малину и чернику .
« Ключи » Цель : у пражнять детей в умении быстро бегать в разных направлениях, действовать согласно правилам игры. Игровые правила : Играющие дети встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один водящий. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» тот отвечает: «Пойди к Сереже (называет имя одного и детей), постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять освободившийся кружок. Игровые действия: Если водящий долго не сумеет занять кружка, он может крикнуть: «Нашел ключи!»; тогда все играющие должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становиться водящим. Если игра проводится в помещении, вместо начерченных кружков можно использовать пластмассовые обручи.
«Удочка» Цель : учить детей прыгать на двух ногах, стоя на месте, приземляясь на носки и полусогнутые ноги, совершенствовать координационные способности, также развивает глазомер. Игровые правила : дети стоят по кругу, в центре — воспитатель, инструктор. Он держит в руках верёвку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку по кругу над самой землёй (полом), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Игровые действия: описав мешочком два-три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывается количество задевших за мешочек и даются необходимые указания по выполнению прыжков.
« Заря » Цель : развитие ловкости, быстроты и сообразительности в действиях. Игровые правила : Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих -заря- ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила Ключи золотые, ленты голубые, Кольца обвитые -за водой пошла ! Игровые действия: С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, то останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.
« Жмурки » Цель : развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры. Игровые правила : очерчивается круг, где находятся все игроки. Одному из играющих, выбранному по жребию водить — « жмурке », завязывают глаза, трижды поворачивают вокруг, после чего он идёт ловить играющих Игровые действия: пойманного игрока жмурка должен узнать на ощупь. Если узнает — тот становится водящим. « Жмурки с колокольчиком» : все дети встают в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают сначала жмурку , а потом того, кого он будет ловить. Жмурке завязывают глаза и ставят в середину круга. Второму ребёнку дают в руки колокольчик. Все дети хором говорят: « Первенчики , другеньчики , Звенят, звенят бубенчики! Один, два, три, Не зевай, лови!». После этих слов игра начинается. Ориентируясь на звук колокольчика, в который должен постоянно звенеть убегающий ребёнок, жмурка ловит его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятники истории и культуры Южного Урала.
В презентации дана классификация памятников,приведена иллюстрация примерами. Используется в начале курса 7 класса "Краеведение Челябинской области"....

Первопроходцы Южного Урала.
Презентация знакомит учащихся с биографиями людей, которые внесли большой вклад в изучение Южного Урала....

История Южного Урала
в папку входит история заселения и освоения Урала, урал в Средние века и В новое время, также есть краткие факты становления Танкограда и Челябинск в годы ВОВ....

Легенды южного Урала. Кунашак.
Одна из презентаций из серии "Легеды седого Урала"Региональный компонент...

Геоэкологические проблемы Южного Урала.
Нерациональное использование минерального сырья ведет не только к потере ценных компонентов, но одновременно и к загрязнению окружающей среды вредными промышленными дымами и газами, отходами о...

Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала"
Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала" . Стихи и песни о городах Южного Урала....

Знакомство с элементами национального костюма народов Южного Урала
Презентация с последующим закреплением материала в виде кроссворда.Знакомит обучающихся 6-7 классов с элементами национальной одежды народов Южного Урала.Материал можно использовать на уроке географии...
