Курсовая работа Тема: Развитие прыгучести на учебно-тренировочных занятиях по волейболу
материал по физкультуре

Курсовая работа 

Тема: Развитие прыгучести на учебно-тренировочных занятиях по волейболу

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1.zip48.86 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовая работа

Тема: Развитие прыгучести

на учебно-тренировочных занятиях по волейболу

                                                                                 


План

Ведение

Глава I.             Теоретическое обоснование проблемы развития прыгучести

             1.1.    Прыгучесть и ее основные компоненты        

             1.2.    Методика развития прыгучести у волейболистов

             1.3.    Средства развития прыгучести

Выводы по I главе

Глава II.       Особенности физической подготовки волейболистов

             2.1.    Характеристика волейбола как вида спорта

          2.2.    Возрастные особенности юных волейболистов

          2.3.    Развитие прыгучести на уроках физической культуры в среднем и старшем школьном возрасте

Выводы по II главе

Заключение


Введение

Актуальность темы: в «Великой дидактике» Я.А. Каменский писал: «человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть».

Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.

Реализация реформы общеобразовательной школы в области физического воспитания учащихся, её характер и масштабность требуют значительного времени. На ближайшие года первостепенным является совершенствование действующих форм школьной физической культуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.

Конечным результатом влияния физической культуры на всём протяжении обучения, развития и воспитания учащихся с 1–11 класс должен быть «физически совершенный» человек.

Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретённых физических недостатков можно лишь путём правильного и систематического использования физических упражнений.

К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров – разъяснить положительное воздействие физической культуры и спорта на состояние здоровья и физического развития детей.

Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.

Деятельность человека на производстве, спорте требует определённого уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врождённых психологических и морфологических возможностей, приобретённых в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью – инертностью и т.д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обуславливает несколько различных возможностей, особенностей. Например, быстрое действие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенности. Такие связи характерны только для быстроты. Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обуславливаются тем, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), а у других иные. Выигрывая в проявлении одних двигательных качеств, человек проигрывает в других.

Волейбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствуют всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на такие физических качества, как быстрота и силовая выносливость, ловкость и прыгучесть. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей.

Современный волейбол – это атлетическая игра и требования, предъявляемые к волейболистам, самые высокие. Чтобы достичь технико-тактического мастерства спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств. Волейболист сегодня – это подвижный спортсмен, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.

В нашей работе мы рассмотрим основное скоростно-силовое физическое качество у волейболистов – прыгучесть, а так же эффективность его развития. Без грамотного подхода к изучению этих качеств, не обладая определенными навыками и не имея соответствующих методик, невозможно развить прыгучесть.

На сегодняшний день существует противоречие между требованием к уровню играющих и их физической подготовленностью, т.е. остро стоит проблема исследования уровня развития прыгучести. Воспитание физических качеств, основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя.

Тема данной работы является: развитие прыгучести на учебно-тренировочных занятиях по волейболу.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс волейболистов.

Предмет исследования: методика развития прыгучести у волейболистов.

Цель работы: исследовать развитие прыгучести на учебно-тренировочных занятиях по волейболу.

Задачи работы:

1. Раскрыть теоретическое обоснование проблемы развития прыгучести: методы, средства.

2. Дать характеристику волейбола как вида спорта.

3. Ознакомиться с возрастными особенности юных волейболистов.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

2. Анализ документальных источников.

3. Педагогическое наблюдение.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, и списка литературы из 25 источников.


Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития прыгучести

1.1. Прыгучесть и ее основные компоненты        

Термин «прыгучесть» принят в специальной литературе, а также в практической работе тренеров, учителей физической культуры и спортсменов.

Прыгучесть – одна из важных качественных сторон двигательной деятельности.

Современное представление о прыгучести сложилось не сразу. В ходе многих исследований содержание этого понятия развивалось и уточнялось. На ранних этапах изучения особенностей прыжков, исследователи не раскрывали сущности проявления прыгучести. Они относили прыгучесть к природным данным отдельных спортсменов. Впервые попытка раскрыть содержание прыгучести была сделана В.С. Клименко, который охарактеризовал прыгучесть, как сочетание силы и правильной координации всех усилий при отталкивании.

Позднее прыгучесть определялась, как способность спортсмена сделать толчок быстро и сильно. Такой же трактовки прыгучести придерживались и последующие специалисты по скоростно-силовым способностям.

Г.И. Ильин определяет прыгучесть как способность совершать скоростно-силовые движения в форме прыжка [4, 65].

А.П. Матвеев, С.Б. Мельников рассматривают прыгучесть, как комплексное специфическое качество, состоящее из сочетания нескольких ведущих качеств: силы, быстроты и ловкости.

Анализ выше изложенного позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на различия в формулировках, авторы сходятся в следующем: прыгучесть является совокупностью качеств – силы, быстроты и координации, проявляющихся при отталкивании.

А вот определение термина «прыгучесть», к которому склоняются в современной литературе.

Прыгучесть – это комплексное качество, основу которого составляет сила и быстрота мышечных сокращений с оптимальной амплитудой движений.

Попытки провести аналогию между волейбольными прыжками и прыжками легкоатлетического типа или другими спортивными прыжками не имеют под собой почвы. Главным образом потому, что механизм отталкивания волейболистов, критерии эффективности и цель прыжка в волейболе специфичны. Данное положение однозначно касается и прыжков баскетболистов [7, 88].

К показателям, обусловливающих эффективность действий спортсмена в волейболе, относятся точность и быстрота выполнения игровых приемов, а также способность использования двигательного потенциала.

В связи с этим, в плане развития и совершенствования прыгучести особенно важно уметь управлять этой комплексной способностью в соответствии с выполнением того или иного двигательного действия. Сложность управления любым качеством в спортивных играх заключается в том, что игроку противодействует соперник, и он принимает конкретное решение в зависимости от игровой ситуации (расположения партнеров по команде и противника, направление полета мяча и т. д.).

Технические приемы, выполняемые в прыжке, по структуре являются сложно-координационными действиями и правильное распределение движений по времени, точная дифференцировка длительности и последовательности этих движений, а также соблюдение определенной скорости и удержание нужного темпа определяет успех их выполнения.

Самые значительные показатели высоты прыжка и коэффициенты использования прыгучести обнаружены при выполнении блока с активным сопротивлением защитника. С увеличением дистанции, с которой производятся броски, снижается высота прыжка и коэффициент использования прыгучести.

Кроме того, сопротивление, оказываемое со стороны противника, требует от игрока уметь управлять данным движением в более широком диапазоне временной и кинематической структуры.

Информация о степени реализации игроком своих прыжковых возможностей позволяет повысить эффективность выполнения технических приемов, структурно связанных с проявлением прыгучести.

Поскольку прыгучесть определяется многими специалистами как комплексная способность человека проявлять усилия максимальной сложности в кратчайший промежуток времени, то главными критериями, определяющими управляемость прыжка, будут время отталкивания, прилагаемая при этом сила, высота прыжка и его продолжительность.

Как известно, сенситивный период развития прыгучести соответствует возрасту 11-14 лет и к 17-18 годам она достигает наивысших результатов. Однако говорить о консервативности прыгучести к дальнейшему развитию или поддержанию на высоком уровне достигнутых результатов в более позднем возрасте нет оснований, особенно в спорте высших достижений.

Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Отдельными исследованиями установлено, что развитие скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, необходимо начинать в детском и юношеском возрасте.

В ряде исследований выявлена возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста показателей качества и проведен анализ взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, и показателей, оказывающих влияние на развитие этого качества [17, 40].

Н.H. Гончаровым впервые приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, детей разного возраста. Автор наблюдал резкое возрастание этого уровня в 12-15 лет. Согласно исследованиям, осуществленным В.С. Фарфелем, развитие скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, начинается с 8 лет и продолжается до 14-15 лет. С.И. Филатовым отмечены изменения уровня развития скоростно-силовых качеств, к которым относиться прыгучесть, у школьников в возрасте от 7 до 17 лет.

Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания. Следует, по-видимому, считать доказанным положение о необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением с целью воспитания прыгучести.

Для представления о прыгучести разберем технику выполнения прыжка. Прыжковое движение состоит из двух фаз: фазы амортизации и фазы активного отталкивания. Первая фаза характеризуется тем, что центр тяжести идет вниз и приближается к точке опоры. Угол сгибания в коленном суставе составляет в среднем от 111° до 120°. Для этой фазы характерна уступающая работа мышц. В фазе активного отталкивания происходит удаление общего центра тяжести от площади опоры. Во время отрыва волейболиста от опоры наблюдается разгибание в коленном суставе. Эта фаза характеризуется преодолевающей работой мышц. Максимум усилий возникает в момент переключения от одного движения к другому, т.е. в момент перехода от уступающей к преодолевающей работе [23, 37].

Важные компоненты прыгучести – сила и быстрота мышечных сокращений. Выше уже было сказано, что прыжковое движение имеет фазу амортизации и фазу активного отталкивания. Вместе с тем решающее значение приобретает не только рациональное соотношение силы и быстроты движений, но и определение точного момента их сочетания, как в подготовительных действиях, так и в ведущем звене техники. Специфика развития быстроты, силы, выносливости оказывает существенное влияние на овладение техникой физических упражнений и является фундаментом, определяющим уровень спортивных достижений.

Специфика прыжковых действий состоит в том, что они в своей основе имеют тонкое сочетание движений игроков с направлением и скоростью полета мяча, а, следовательно, прыгучесть вариативна также как и техника.

Таким образом, следующий важный компонент прыгучести – это ритм движений.

Для проявления прыгучести определяющее значение имеет взрывная сила. Важную роль в ее реализации играют характер импульсации мотонейронов активных мышц – частота импульсации в начале разряда и синхронизация импульсации разных мотонейронов. Последнее особенно влияет на скорость развития напряжения, т.е. на величину градиента силы.

Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках (в пределах 0,1-0,14 с), должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность прыгунов, например, акробатов-прыгунов, проявлять ее наибольшую величину за наименьшее время.

Быстрота движений как следующий компонент прыгучести обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеют координация деятельности мышц-синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц-синергистов при ограничении активности мышц-антагонистов конкретного сустава.

Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений, который неодинаков в различных движениях. Так, ритм в прыжках определяется каждой отдельной фазой данного двигательного действия: ритм разбега, обеспечивая стабильность беговых шагов и точность попадания на место отталкивания, значительно отличается от ритма выполнения толчка. Нарушение ритма в любой фазе прыжка приводит к неэффективности двигательных действий.

Особенно хочется подчеркнуть, что прыгучесть определяется способностью нервно-мышечного аппарата к быстроте проявления максимального усилия (т.е. за минимальный отрезок времени проявить максимальную силу). Тренерам следует обратить внимание на такой факт.

Специалисты выделяют следующие специфические особенности прыгучести в волейболе:

- быстроту и своевременность;

- умение управлять своим телом и производить рациональные действия в воздухе в борьбе за мяч при соприкосновении с соперником;

- выполнение неоднократных прыжков в условиях силовой борьбы;

- точность приземления и готовность без задержки выполнить дальнейшие игровые действия [2, 90].

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием.

Прыгучесть является скоростно-силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме того, важное значение имеет эффективность техники отталкивания, полета и приземления.

В литературе имеются крайне немногочисленные сведения об особенностях развития таких физических качеств как скоростно-силовых, к которым относиться прыгучесть, у юных спортсменов. Лишь с 1960 г. начали разрабатываться методы развития их у юных спортсменов применительно к отдельным видам спорта. До настоящего времени еще недостаточно разработана методика изучения этих качеств у детей, подростков и юношей [8, 31].

1.2. Методика развития прыгучести у волейболистов

Двигательная деятельность волейболистов характеризуется высоким темпом и интенсивностью соревновательных и тренировочных нагрузок. В настоящее время в игровой практике возрастает процент применения активных форм защиты и нападения.

Как известно, волейбол относится к игровым видам спорта, требующим значительного проявления скоростно-силовых способностей. Одним из наиболее значимых элементов соревновательной деятельности волейболиста, эффективность выполнения которого прямо зависит от уровня скоростно-силовых способностей, являются различные виды прыжков.

О.В. Жбанков отмечает, что высокий уровень скоростно-силовых качеств положительно влияет на техническую подготовку занимающихся, на формирование у них двигательных навыков и на способность к концентрации усилий во времени и пространстве.

К аналогичному выводу приходит и В.М. Левин. В своих исследованиях он выявил зависимость степени технического мастерства среднего и старшего юношеского возраста от уровня развития скоростно-силовых качеств, что подтверждается наличием между ними статистически достоверной связи.

Специалистами неоднократно отмечалось отставание в эффективности выполнения технических приемов, структурно связанных с проявлением прыгучести.

Таким образом, мы приходим к заключению, что игровая деятельность волейболистов во многом зависит от уровня развития скоростно-силовой подготовленности спортсменов, т. к. она является основой специальной физической подготовленности и оказывает существенное влияние на эффективность выполнения технических действий. При этом, технические приемы, структурно связанные с проявлением прыгучести, являются ведущими в арсенале квалифицированных волейболистов и оказывают влияние на результат игры в целом.

Между тем, в практике тренировки и научных исследованиях преимущественно исследуются и анализируются результаты в ограниченном круге видов прыжков. В большинстве случаев это прыжок вверх толчком двух ног с махом руками или прыжок в длину с места.

Так, например, В.М. Корягин, исследуя факторную структуру подготовленности волейболистов различного возраста и квалификации, отмечает высокую значимость показателей прыгучести во всех исследовавшихся возрастных группах (11-12, 13-14, 15-16, 17-18, 19-20 и 21-28 лет). Однако к показателям прыгучести автор относит лишь абсолютную и относительную высоту выпрыгивания и результаты в прыжке в длину с места.

Р.А. Корнеев, изучая динамику уровня физической подготовленности студентов Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, отмечает в целом её не выраженность в течение макроцикла. Такое положение является, по мнению исследователя, результатом преимущественно аэробного и аэробно-анаэробного характера большинства средств тренировки. При этом в качестве показателя прыгучести автор рассматривает лишь результаты прыжка вверх. Это выглядит тем более убедительно и оправданно, что в статье приводятся модельные характеристики физической подготовленности и волейболистов высокой квалификации, среди которых также находится место лишь традиционному прыжку вверх толчком двух ног [2, 56].

Ивойлов, отмечает значение уровня скоростно-силовой подготовленности для эффективного обучения технике основных приёмов игры на этапе начальной подготовки. При этом автор, соглашаясь с общепринятым мнением о том, что разносторонняя подготовленность юных волейболистов является одним из основных условий успеха в многолетней подготовке и ссылаясь на мнение многочисленных авторов о ведущем месте в структуре специальной физической подготовленности её скоростно-силового компонента, в качестве теста скоростно-силовой подготовленности мышц пояса нижних конечностей применяет также лишь прыжок вверх по методике В.М. Абалакова.

Ю.В. Озеров считает, что одной из важнейших комплексных скоростно-силовых характеристик волейболистов является прыгучесть, которая обуславливается, прежде всего, взрывной силой ног. Для ее развития в практике тренировки все шире используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр.

Анализ соревновательной деятельности позволил И.В. Ерёмину установить, что волейболисты высокой квалификации имеют в своём арсенале и активно используют чрезвычайно широкий спектр прыжков. Однако явные различия в координационной структуре, различный вклад в отталкивание маховых движений рук и ног обусловил необходимость различения в первую очередь прыжков с отталкиванием одной и двумя ногами.

Автор отмечает, что, во-первых, прыжки толчком одной ногой с места в волейболе не выполняются; во-вторых, анализ видеозаписи позволил сделать заключение о значительном различии по степени участия в отталкивании упругих компонентов прыжков с места и разбега. Это обусловило выделение им также и промежуточного вида прыжков – с шага. Прыжки с отталкиванием одной ногой с разбега отличаются ещё более значительной нагрузкой на упругие компоненты мышц, чем в прыжке с разбега с отталкиванием двумя ногами. По мнению И.В. Еремина в таких прыжках выражен вклад в отталкивание маховых движений, как рук, так и маховой ноги. Такие прыжки имеют сложную координационную структуру, и результативность в них, несомненно, может зависеть от сформированности техники. Прыжки с отталкиванием одной ногой с разбега наряду с прыжками толчком двумя ногами с разбега выполняются на большой скорости и являются основными видами прыжков, применяющимися в атаке [8, 86].

Прыжки с шага с отталкиванием одной ногой применяются квалифицированными спортсменами не часто, это – скорее следствие ситуации, когда необходимо некоторое смещение во время прыжка, и выполнить прыжок, отталкиваясь двумя ногами, не представляется возможным.

Прыжки с шага с отталкиванием двумя ногами – один из наиболее распространённых видов прыжков.

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая “взрывная” сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время – прыжок.

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств, определяющее скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета.

Для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также для эффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладать хорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основным элементом в волейболе.

Чем выше этот показатель у волейболиста, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях. В диссертационном исследовании А.М. Власова, посвященном проблемам комплексного контроля физической подготовленности и морфофункционального состояния юных волейболистов 12-15 лет, с целью определения уровня прыгучести также использованы только два теста: прыжок в длину с места и прыжок вверх по методике В.М. Абалакова. Интересно, что при описании тестов автор отмечает, что результат в прыжке в длину с места "характеризует скоростно-силовые качества и координированность проявляемых усилий нижних конечностей и туловища с маховыми движениями пояса верхних конечностей", результат в прыжке вверх – только "прыгучесть".

Между тем, имеются сведения, что, во-первых, результат в прыжке в длину с места и прыжке вверх толчком двумя ногами тесно взаимосвязаны, эти тесты идентичны, поэтому обычно выбирают один из них, более схожий по структуре движений с соревновательной деятельностью. Во-вторых, в литературе имеются данные о том, что показатели прыгучести в прыжках с места и разбега не имеют тесной взаимосвязи. Так в результате исследований В.И. Гаврилова установлена лишь слабая взаимосвязь между результатами в прыжках вверх с разбега толчком одной ногой и двумя ногами с одной стороны и результатами в прыжке вверх толчком двумя ногами с махом руками, с другой. В то же время, между результатами в прыжках в высоту с разбега толчком двумя и одной ногами автором установлена тесная взаимосвязь. Очевидно, это объясняется различным участием в реализации прыжков с места и разбега сократительного элемента и упругих компонентов мышц [15, 40].

Однако с позиций участия в осуществлении прыжков сократительного элемента и упругих компонентов мышц прыжковая деятельность баскетболистов является мало изученной.

Все методы воспитания прыгучести у волейболистов должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка. Основными методами воспитания прыгучести являются:

- метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека.

Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами:

1. Изменение возбудимости центральной нервной системы

2. Восстановление показателей вегетативной системы (пульс, давление), связанных с восстановлением дыхания, затратой кислородного долга.

Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее восстановиться. При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опорно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30 %.

- Интервальный метод. Этот метод внешне сходен с повторным методом. Но если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха

- Игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает существенным недостатком – ограничена дозировка нагрузки. То есть здесь получается, что спортсмен больше применяет это качество, чем его воспитывает.

В последнее время нашел применение метод воспитания прыгучести, получивший название – метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторных упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения, энерго обмена, но в отличие от повторного метода возможность локально направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена [20, 39].

Для развития прыгучести волейболистов наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в глубину с высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки. Эти упражнения в большей степени подходят для спортсменов старших возрастов. Нужно постоянно помнить, что прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировке одновременно совершенствуется его сила и быстрота. Поэтому необходимо развивать силу мышц разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростно-силовым. Прыжковые упражнения и особенно выпрыгивания после прыжков в глубину весьма эффективно улучшают скоростной бег. Некоторые исследователи, преимущественно зарубежные, полагают, что высота вертикального подскока достаточно полно характеризует общую силовую подготовку баскетболиста.

Также для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешним отягощением (например, метание набивного мяча).

Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств, условно можно разделить на два типа:

1. Упражнения преимущественного скоростного характера.

2. Упражнения преимущественного силового характера.

Упражнения с отягощениями могут быть либо постоянными, либо меняющимися. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения, независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.

Известно, что сила и высота прыжка во многом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов. Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. С этой целью В.И. Жуков рекомендует ежедневно утром уделять не мене 5 минут укреплению ахиллового сухожилия и голеностопных суставов. Рекомендуются простые, но эффективные упражнения [3, 20].

Полезно сгибать стопы с амортизатором, с отягощением или преодолевая сопротивление партнера. Хорошо использовать медицинболы - катать их стопами. Можно ходить и прыгать на носках с отягощением в руках или на плече. Эффективны для укрепления стопы и голени прыжки на песке, со скакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной или двух ногах. Для коленного сустава полезны твистовые движения (ноги вместе) и вращение коленей по 30-40 раз в обе стороны. Кроме того, рекомендуется сгибание ног в коленном суставе с отягощением, выпрыгивание с отягощением, ходьба на полусогнутых ногах со штангой - в приседе, в полуприсяде с поворотами на каждый шаг. Укрепив голеностопный и коленный суставы, можно наращивать интенсивность прыжковых упражнений. Методика тренировки прыгучести претерпела изменения в связи с ускорением всех стадий игры. Прыжки из низкой баскетбольной стойки не приносят успеха: на выпрямление, сгибание ног в коленном суставе затрачивается драгоценное время, и зачастую мяч достается сопернику с более "заряженной" (готовой к толчку) стопой и менее согнутыми в коленных суставах

Эффективным для укрепления стопы и голени прыжки на песке, со скакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной или двух ногах. Для коленного сустава полезны твистовые движения (ноги вместе) и вращение коленей по 30-40 раз в обе стороны. Кроме того, рекомендуется сгибание ног в коленном суставе с отягощением, ходьба на полусогнутых ногах со штангой – в приседе, полуприседе с поворотом на каждый шаг. Укрепив голеностопный и коленный суставы, можно наращивать интенсивность прыжковых упражнений.

Серии прыжков, паузы между ними, частоту выполнения, высоту и вес отягощения определяет тренер, исходя из степени тренированности, этапа подготовки, индивидуальных особенностей каждого игрока.

Также в литературе предлагается для развития силы ног и, соответственно, прыгучести игрокам рекомендуется выполнять большой объем индивидуальной работы со штангой регулярно не менее 3-4 раз в неделю.

Упражнений, развивающих прыгучесть, очень много, важно понимать, что достичь результата позволяет, прежде всего, качество, интенсивность, регулярность их исполнения. А разнообразие упражнений повышает интерес к ним игроков, создает хороший эмоциональный настрой на тренировках.

Таким образом, одной из важнейших комплексных скоростно-силовых характеристик волейболистов является прыгучесть, которая обуславливается, прежде всего, взрывной силой ног. Для ее развития в практике тренировки все шире используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр., выполняемые с максимальной интенсивностью [10, 41].

1.3. Средства развития прыгучести

Прыгучесть является скоростно-силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме того важное значение имеет эффективность техники отталкивания, полета и приземления.

В связи с этим средствами для развития прыгучести являются:

– упражнения на развитие эластичности мышц ног – растягивание;

– упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра;

– упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений;

– упражнения для изучения и совершенствование техники: приземления – схождение и спрыгивание с возвышения, отталкивания;

– пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с координированной работой рук, туловища и головы полетной фазы;

– прыжковых поз;

– прыжки в глубину;

– упражнения на высоту или длину отталкивания – на возвышение, через препятствие, на ориентир;

– упражнения на прыжковую выносливость – многоскоки, прыжки со скакалкой.

Какими бы мы не обладали природными задатками, высокой прыгучести мы можем достичь лишь при тщательно продуманной и систематически осуществляемой тренировки.

Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго специализированной физической подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).

Для развития скоростно-силовых способностей также используют упражнения с внешним отягощением (например, метание набивного мяча).

Роль упражнений с отягощениями в развитии прыгучести общеизвестна, но при выполнении их не следует забывать о допустимых нагрузках на организм волейболиста в зависимости от его возраста и физической подготовленности.

Для возраста 12-14 лет применяют незначительные отягощения (гантели, набивные мячи, резиновые амортизаторы и др.) [12, 69].

Непременным условием повышения уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости является оптимальное соотношение параметров физической нагрузки: продолжительность выполнения упражнения (количество прыжков в серии, количество серий, отдыха между сериями).

Доказано, что для развития прыгучести вес отягощения должен составлять 10-40% от max, а для прыжковой выносливости – 40-60%.

Количество прыжков с отягощением в одной серии – 10-20 раз, продолжительность интервалов отдыха – 1-3 мин, количество серий – 4-6.

Для прыжковой выносливости дозировки следующие: количество прыжков в одной серии – 20-40 раз, интенсивность – без пауз между прыжками, интервал отдыха между сериями – 3-4 мин, количество серий – 3-4 в тренировке.

Решающее значение для развития прыгучести имеет:

1) способность мышц быстро проявлять необходимый максимум динамической силы, а не быстроты движений;

2) реактивная способность нервно-мышечного аппарата спортсмена, проявляющегося в быстроте переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую, отсюда вытекает искомое направление в прыжковой подготовке: вначале развивается (совершенствуется) динамическая сила, а затем скорость сокращения мышечных волокон [19, 23].

Контроль уровня развития прыгучести и прыжковой выносливости в подготовительном периоде необходимо проводить регулярно дважды на каждом этапе подготовки. Данные контроля позволяют судить о возможностях волейболиста, а, следовательно, ставить перед ним реально выполнимые задачи. Кроме того, эти данные позволяют вносить коррективы в планы становления «прыжковой» формы. По показателям объективности результатов, лучшим является прыжок вверх из упора присев со свободным движением рук.

В качестве практических тестов можно предложить нижеописанные упражнения, которое просты в выполнении:

Тест №1 – измерение высоты выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой. На стену крепится бумажная лента с разметкой от основания (0 см) до верхней точки (250 см) с точностью до 1 см. Занимающийся становится боком к разметке в основной стойке и по сигналу учителя выполняет прыжок. Оценивается высота выпрыгивания.

Тест №2 – измерение высоты выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки. Стоя боком к разметке, прикрепленной к пролету гимнастической стенки, испытуемый делает шаг вперед и выполняет прыжок вверх с сильным взмахом руками, касаясь разметки пальцами. Оценивается высота выпрыгивания.

Тест №3 – измерение дальности прыжка в длину с места толчком двумя ногами со взмахом руками. На полу вдоль границы площадки крепится бумажная (или из плотной ткани) лента длиной 300 м с разметкой через каждый сантиметр. Занимающийся становится у начала разметки и по команде тренера выполняет прыжок вперед толчком двумя ногами со взмахом руками. Дальность выпрыгивания оценивается с точностью до 1 см.

Тес №4 – измерение высоты выпрыгивания из приседа на одной ноге со взмахом руками. В спортивной практике многие прыжковые упражнения: прыжок в высоту, в длину, с шестом, тройной и другие – выполняются толчком одной, более сильной, ногой. Поэтому выпрыгивание вверх из приседа на одной ноге – информативный тест для определения прыгучести. Напротив пролета гимнастической стенки с разметкой по сигналу тренера занимающийся приседает на одной ноге и выполняет прыжок вверх со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания.

Тест №5 – измерение высоты выпрыгивания вверх после прыжка в глубину. Перемещение тела вверх после прыжка в глубину – достаточно сильный раздражитель нервно-мышечного аппарата, предъявляющий большие требования не только к силовым и скоростным возможностям спортсмена, но и к координационным. Поэтому данный тест используется для определения уровня прыгучести квалифицированных спортсменов.

Тест №6 – «Тест Уччелли» – частное от деления высоты прыжка на длину тела с вытянутой рукой игрока, стоящего на носках – три попытки, оценивается лучшая попытка [25, 54].


Выводы по I главе

Термин «прыгучесть» принят в специальной литературе, а также в практической работе тренеров, учителей физической культуры и спортсменов.

Прыгучесть – одна из важных качественных сторон двигательной деятельности. А.П. Матвеев, С.Б. Мельников рассматривают прыгучесть, как комплексное специфическое качество, состоящее из сочетания нескольких ведущих качеств: силы, быстроты и ловкости.

Прыгучесть – это комплексное качество, основу которого составляет сила и быстрота мышечных сокращений с оптимальной амплитудой движений.

Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания.

Специалисты выделяют следующие специфические особенности прыгучести в волейболе: быстроту и своевременность; умение управлять своим телом и производить рациональные действия в воздухе в борьбе за мяч при соприкосновении с соперником; выполнение неоднократных прыжков в условиях силовой борьбы; точность приземления и готовность без задержки выполнить дальнейшие игровые действия.

Основными методами воспитания прыгучести являются: метод повторного выполнения упражнения; интервальный метод; игровой метод воспитания прыгучести; метод круговой тренировки.

Средствами для развития прыгучести являются: упражнения на развитие эластичности мышц ног – растягивание; упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра; упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений; упражнения для изучения и совершенствование техники: приземления – схождение и спрыгивание с возвышения, отталкивания;  пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с координированной работой рук, туловища и головы полетной фазы; прыжковых поз; прыжки в глубину; упражнения на высоту или длину отталкивания – на возвышение, через препятствие, на ориентир; упражнения на прыжковую выносливость – многоскоки, прыжки со скакалкой.


Глава II. Особенности физической подготовки волейболистов

2.1. Характеристика волейбола как вида спорта

Волейбол – вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).

Изобретателем волейбола 1895 г. считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания. В 1916 году были опубликованы первые правила волейбола. История отечественного волейбола начинается в 1923 году.

Центральный орган волейбола как международного вида спорта, определяющий свод правил ФИВБ – Международная федерация волейбола. Волейбол входит в программу Олимпийских игр с 1964 года. С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, волейбол является одним из самых популярных видов спорта на Земле.

Волейбол – неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.

В 1948-1949 гг. состоялись первые чемпионаты Европы и мира среди женских и мужских команд, волейбол включается в программу Олимпийских игр (1957 г. – мужчины, 1962 г. – женщины).

В волейболе специфика двигательной деятельности, протекающей с переменной интенсивностью в динамическом режиме мышечных сокращений, предопределяет значительные функциональные и морфологические изменения в деятельности анализаторов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах игрока [1, 68].

В частности, повышаются показатели различных функций зрительного анализатора: улучшается глубинное зрение, способствующее точности пространственной ориентировки, расширяется поле зрения, значительно улучшается координация деятельности наружных мышц глаза (мышечный баланс). Кроме того, сокращаются микроинтервалы латентного периода простой и сложной зрительно-двигательных реакций: показатели реакций улучшаются с возрастом и ростом квалификации волейболиста.

В процессе тренировки повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц.

Большое количество выполняемых в игре прыжков способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей и значительному увеличению динамической силы мышц-сгибателей стопы и разгибателей голени и бедра [6, 68].

Весьма заметно увеличиваются показатели становой силы волейболиста, развивающейся при баллистических ударных движениях по мячу в безопорной фазе.

Укрепляется связочный аппарат кистей рук, увеличивается их подвижность.

Большой объем тренировочных и соревновательных нагрузок оказывает значительное физиологическое воздействие на функции внутренних органов (обмен веществ, кровообращение, дыхание, выделение и т. п.). Об этом убедительно свидетельствуют данные изменения веса волейболистов в процессе ответственных соревнований.

В среднем потеря веса после таких состязаний составляет 1,5-2 кг. Большие энерготраты позволяют отнести нагрузки волейболистов к нагрузкам субмаксимальной мощности [14, 28].

2.2. Возрастные особенности юных волейболистов

Многочисленные исследования показывают, что разные двигательные качества достигают своего максимального развития в различном возрасте. Следовательно, существует равномерность созревания функциональных систем, обеспечивающих максимальное проявление различных двигательных качеств.

Особенностью возрастного развития двигательных качеств является наличие критических или сенситивных периодов, во время которых наблюдается наибольшее развитие той или иной функции при направленном педагогическом процессе. Последнее является существенной предпосылкой для более эффективного развития тех или иных двигательных способностей.

Многочисленные данные последнего периода в значительной степени расширили эти представления и конкретизировали наличие критических и сенситивных периодов развития, что позволило сформулировать ряд основополагающих закономерностей, которые нашли широкое признание в теории и практике физического воспитания и спортивной тренировки, вошли в учебники и учебные пособия.

Среди них следует отметить следующие:

- больший эффект педагогических воздействий достигается в периоды, совмещенные во времени с фазами ускоренного развития тех или других двигательных способностей;

 - критические периоды развития физических качеств неблагоприятны для избирательно направленного воспитания;

- столь интенсивные воздействия на моторику, как спортивные занятия, не меняют биологического ритма ее развития, хотя само развитие осуществляется на значительно более высоком уровне [16, 49].

Главнейшей особенностью сенситивных периодов развития является средовая детерминация эффекта развития. Однако подходы к реализации учения о сенситивных и критических периодах в связи с проблемой развития двигательных способностей носят неоднозначный характер.

В частности, В.К. Бальсевич считает возрастной интервал от 7 до 10 лет, в разные его периоды, сенситивным для развития практически всего спектра двигательных способностей, что представляется наиболее оптимальным.

В то же время в большинстве работ показаны более жесткие связи сенситивных и критических периодов развития тех или иных двигательных способностей с возрастом (в пределах одного года).

Сложность проблемы сенситивных периодов, как отмечает Б.Г. Ананьев, заключается в том, что "подобные оптимумы развития ребенка нельзя непосредственно вывести из процесса созревания (натуральный ряд), их нельзя объяснить лишь мастерством педагогического воздействия культурным накоплением ребенка".

Однако большая часть многочисленных исследований сенситивных и критических периодов была в основном направлена на выявление и обоснование возрастных норм, характеризующих развивающийся организм.

Подобное представление о возрастной норме, абсолютизирующей количественную оценку развития систем организма на разных этапах онтогенеза, как отмечают В.И. Козлов, А.А. Фарбер, "не отражают сущностных характеристик возрастных преобразований, определяющих адаптивную направленность развития организма".

Это обусловливает необходимость поиска причины качественно своеобразной сенситивности периодов детства. На этом фоне все более явным становится и то, что возрастной критерий не позволяет учесть многих закономерностей физического развития [18, 35].

Чаще же учитывается хронологический (паспортный) возраст и практически не принимаются во внимание темпы биологического созревания. Биологический возраст в большей степени, чем календарный, отражает онтогенетическую зрелость индивидуума, его работоспособность и характер адаптивных реакций. Особенно важно иметь в виду, что расхождение паспортного и биологического возраста бывает в наибольшей степени выражено в пубертатном периоде развития, когда разница в скорости возрастного развития сверстников может достигать 4 и более лет. Отсутствуют данные, учитывающие психологический возраст, представляющий собой характеристику человека как индивидуальности. Факты несовпадения критических и сенситивных возрастных периодов у разных авторов, изучавших особенности физического развития школьников, чаще объясняются тем, что используются разные подходы. В частности, чем шире спектр изучаемых двигательных проявлений и их составляющих, тем значительнее мозаика сенситивных периодов развития. Так, В.И. Лях, используя 35 явных (абсолютных) и скрытых (относительных) показателей, характеризующих развитие детей от 7 до 17 лет, выявил, что сенситивные периоды различаются по данным исходного уровня и после педагогического эксперимента.

В результате не в полной мере подтвердилось положение, сформулированное А.А. Гужаловским и отмеченное ранее. В частности, значительное развитие координационных способностей от 7 до 10-12 лет вполне согласуется с этой закономерностью, в то время как развитие координационных способностей от 12 до 17 лет менее значительно. Это возможно из-за явно выраженной индивидуальной вариации. Следует отметить, что и сам автор в более поздней работе делает оговорку "правда, надо сказать, что обозначенное положение относится лишь к ситуации, когда проводятся три урока физической культуры в неделю; в принципе можно допустить, что при более "плотном" режиме занятий темпы развития физических качеств окажутся иными".

То, что это действительно так, доказывается данными А.И. Кузнецова, показавшими, что темпы развития двигательных функций при целенаправленной нагрузке по показателям силы у детей 10-15 лет значительно выше, чем при нагрузках общего характера.

Это вполне согласуется с литературными данными, которые отмечают, что более быстрое развитие одних качеств двигательного аппарата приводит к снижению темпов развития других. Большой фактический материал в этом направлении получен применительно к динамике развития двигательных способностей и морфологических признаков у юных спортсменов в зависимости от типологических способностей, в условиях целенаправленного воздействия тренировочных программ в разные возрастные периоды [24, 52].

Установлено, что темп изменения скоростных способностей значительнее проявляется с изменениями строения тела. Силовые, в том числе скоростно-силовые способности положительно корригируют с весоростовым индексом в 11, 12 лет. Более существенные связи наблюдаются в отношении изменения показателей специальной выносливости и расчета должной массы в 10, 12 лет.

При этом большему темпу прироста специальной выносливости сопутствует меньшее изменение расчета должной массы. Значительно более тесные и устойчивые связи выявлены между темпом изменения двигательных способностей и свойствами нервной системы. Так, темп изменения скоростных способностей и показателей быстроты в 9-11 и 14-16 лет выше у подростков с менее сильной нервной системой. В 11-13 лет этому способствует большая лабильность, а в 13-1 14 лет — преобладание возбуждения по внутреннему балансу. В то время как темп изменения скоростно-силовых способностей в возрасте 10, 13 лет выше у подростков с сильной нервной системой, то в 14-15 лет - уже у лиц со слабой нервной системой. В 10, 15, 16 лет этому способствует преобладание возбуждения по внешнему балансу.

Способность к работе на выносливость в 10, 12, 15 лучше развивается у подростков с инертными нервными процессами, а в 10, 13 лет — у лиц с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу. В отношении динамики морфологических признаков (тела, расчет должной массы, % жира и др.) чаще наблюдаются связи со стороны таких свойств нервной системы, как лабильность, внешний баланс силы нервной системы, однако одно направленность этих связей в рамках возрастного развития отсутствует.

Многообразие выявленных связей лишний раз подтверждает мысль, высказанную П.К. Анохиным, что адаптивные возможности развивающегося организма обусловлены взаимодействием сложного комплекса функциональных систем с постоянно изменяющимися условиями внешней и внутренней среды, что приводит к гетерохронному развитию этих систем в зависимости от их приспособительного значения на определенном этапе онтогенеза. Видимо, социальные факторы, преломляясь в индивидуальном развитии человека, становятся доминирующими. В целом рассмотренный материал дает основание говорить о существенном влиянии индивидуальных особенностей подростков на динамику возрастного развития тех или иных двигательных способностей и морфологических признаков, несмотря на возраст, вид спортивной деятельности, характер учебно-тренировочного процесса и уровень подготовленности.

Это подтверждается и литературными данными. В частности, выявлено, что сенситивные периоды в развитии скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей не всегда совпадают у подростков одного хронологического возраста, но различающихся по типу телосложения. Подобный вывод на основании изучения динамики развития координационных способностей у девушек, различающихся по типу телосложения, сделан И.Ю. Горской.

Приведенные данные заставляют лишний раз обратить внимание на то, что определенные индивидуально-типологические особенности детей и подростков могут быть факторами, сопутствующими большей предрасположенности к проявлению и развитию тех или иных двигательных способностей [5, 91].

При этом исследование собственно индивидуальных различий их природы и развития дает информацию, не сводимую к той, которая может быть получена при анализе нормативных тенденций. В этом случае особенно важно то, что данные о средних тенденциях при более внимательном анализе часто оказываются малоинформативными.

Все дело в том, что индивидуальные различия всегда больше групповых. Групповые же могут не совпадать с индивидуальными в этой характеристике. В частности, физическое развитие в значительной степени обусловлено темпами биологического созревания, и связано это с реализацией генетической программы развития, а индивидуальные различия в большинстве своем связаны с технологией учебно-тренировочного процесса, т.е. определяются социальными факторами. Это дает основание отметить, что для каждого возрастного периода индивидуального развития характерен "свой комплекс" — специфический набор ведущих признаков, который может быть успешно реализован при спортивной деятельности.

В этих условиях едва ли правомерно связывать сенситивные и критические периоды в отношении того или иного двигательного качества с конкретным возрастным периодом, несмотря на то, что возраст является интегральным показателем. Все это может нанести вред учебно-тренировочному процессу, и, кроме того, не будут в полной мере реализовываться возможности человека.

Далее приведем пример сенситивных периодов развития физических качеств:

- быстрота движений - для мальчиков - 7-9 лет, девочки 7-9, 10-11, 13-14 лет;

- быстрота реагирования - для мальчиков -7 - 14 лет, девочки-7-13 лет;

- максимальная частота движений - для мальчиков - 4-6 лет, 7-9 лет, девочки 4-6,7-9лет;

- сила - для мальчиков -13-14, 17-18 лет, девочки -10-11, 16-17 лет;

- скоростно-силовые качества - для мальчиков 14-15 лет, девочки — 9-12 лет;

- выносливость аэробная (общая) для мальчиков- 8-9, 10-11, 12-13, 14-15 лет, девочки - 9-10, 11-12 лет;

- выносливость силовая (динамическая) для мальчиков 11-13, 15-16 лет, девочки-9-12 лет;

- скоростная выносливость - для мальчиков - после 12 лет, девочки после 12 лет;

- гибкость - для мальчиков и девочек - с рождения до 13-14 лет;

- координационные способности - для мальчиков и девочек -7-11,12 лет;

- способность к ориентированию в пространстве - для мальчиков - 7-10, 13-15 лет, девочки - 7-10, 13-15 лет;

- способность к динамическому равновесию - для мальчиков в 15 лет, девочки - 17 лет;

- способность к перестроению двигательных действий - для мальчиков -7-11, 13-14, 15-16 лет, девочки-с 7 до 11,12 лет;

- способность к ритму — для мальчиков — 7-13 лет, девочки - 7-11 лет;

- способность к расслаблению - для мальчиков - 10-11, 14-15 лет, девочки - 10-12, 14-15 лет;

- точность - для мальчиков -10-11,14-15 лет, девочки - 10-11, 14-15 лет.

Для прыгучести особое значение имеет скоростно-силовые качества, основу которых составляет взаимосвязь быстроты и силы.

Возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников была прослежена во многих работах. Так, Н.А. Лупандина показала, что результат в прыжке в высоту с разбега у детей школьного возраста непрерывно возрастает и своего максимума достигает в 16-17 лет. В работе Н.Н. Гончарова приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств у детей различного возраста. Автор наблюдал резкое повышение этого качества в 12-15 лет [6, 37].

В работе В.П. Филина прыгучесть у мальчиков, увеличиваясь с возрастом, достигает максимального уровня развития к 16-18 годам; у девочек - к 13-15 годам. Периоды наибольшего ее прироста у мальчиков наблюдаются в 9-10 и 13-14 лет, у девочек - с 9 до 12 лет и с 14 до 15 лет. С 15 до 17 лет показатели прыгучести стабилизируются и несколько повышаются к 18 годам.

Исследования В.Ф. Ломейко показали, что у лиц мужского пола возрастное совершенствование прыгучести происходит до 20 лет, у лиц женского пола - до 16 лет. Автор доказал, что в пределах одной возрастно-половой группы на уровень развития прыгучести не оказывают влияния ни рост, ни длина ног испытуемых. Это также свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между антропометрическими показателями (длиной туловища и ног) и уровнем развития прыгучести занимающихся.

С.И.Филатов отметил повышение уровня развития скоростно-силовых качеств у школьников в возрасте от 7 до 17 лет. По данным Л. Денисюка, темп развития скоростно-силовых качеств (по результату прыжка в высоту с места) колеблется в период с 8 до 12 лет. С 13 лет уровень развития скоростно-силовых качеств постоянно растет, достигая наибольшей величины к 14-15 го- дам. В последующие годы абсолютный прирост скоростно-силовых качеств уменьшается. Прирост скоростно-силовых качеств у девочек характеризуется незначительными колебаниями в возрасте 8-12 лет (с небольшой тенденцией к уменьшению прироста абсолютных величин). Самая высокая величина прироста наблюдается в возрасте 10 лет, самая низкая - в 18-19 лет. Таким образом, согласно приведенным данным, с 8 до 15 лет прыгучесть мальчиков ежегодно возрастает, в среднем на 2,8 см, период интенсивности роста наблюдается между 10 и 13 годами.

Анализируя динамику развития скоростно-силовой подготовленности юных спортсменов различных специализаций и квалификации, нужно отметить, что уровень развития скоростно-силовых качеств повышается непрерывно, при этом прирост результатов наблюдается на начальном этапе, затем темпы прироста скоростно-силовых качеств замедляются. Скоростно-силовые показатели у волейболистов значительно превосходят показатели футболистов и теннисистов. Это объясняется тем, что методика воспитания этих физических качеств у волейболистов более совершенна.

Результаты исследований и опыт передовых тренеров свидетельствуют о том, что целенаправленное развитие выносливости следует начинать с 10-12 лет. При этом надо стремиться решать эту задачу в единстве с развитием других двигательных качеств. С этих позиций в занятиях особое внимание целесообразно уделять развитию специальной выносливости: прыжковой, скоростной, игровой [11, 77].

В школьном возрасте особенно сложен период от 10-11 до 14-15 лет.

Появляются признаки полового созревания, что сказывается на показателях физического развития. Рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, конечности растут быстрее, чем туловище. Это накладывает отпечаток на пропорцию тела и отражается на выполнении упражнений. Значительно изменяется костно-мышечная система, интенсивно идет окостенение скелета.

Развитие скелета, мышц, сухожилий и связок к 10-12 годам достигает уровня, обеспечивающего возможность правильного овладевания техникой волейбола. Таким образом, развитие высшей нервной деятельности, двигательных, физических качеств создает благоприятные условия для успешного осуществления специализированных занятий, по волейболу начиная с 10-12 лет [13, 39].

2.3. Развитие прыгучести на уроках физической культуры в среднем и старшем школьном возрасте

В среднем школьном возрасте на уроке физической культуре решаются следующие задачи:

- привитие интереса к занятиям физическими упражнениями, волейболом;

- развитие быстроты, ловкости, гибкости, укрепление опорно-двигательного аппарата;

- развитие специальных качеств и способностей, необходимых волейболисту;

- обучение основам техники игры в волейбол;

- приучение к игровой деятельности;

- выявление перспективных юных спортсменов для обучения в СДЮШОР.

Содержание подготовки включает:

- упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствование жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

- подготовительные упражнения для развития физических качеств, применительно к приемам игры в волейбол;

- подводящие упражнения и упражнения по технике для овладения основными приемами игры в волейбол, предусмотренными программой;

- подвижные игры, подготовительные к волейболу игры;

- мини-волейбол, учебные игры в волейбол по упрощенным правилам;

- соревнования по физической подготовке, технике игры, подвижным играм, подготовительным и волейболу, по мини-волейболу.

При развитии прыгучести у детей 10-12 лет целесообразно использовать подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам. Они должны занимать около 50% всего тренировочного времени. Это вызвано тем, что новички не могут быстро овладевать основными техническими приемами, игра в волейбол для них на первых порах непосильна. В результате интерес к занятиям у ребят снижается. Здесь и оказывают неоценимую пользу подвижные игры. Они активизируют ребят, повышают интерес к тренировкам. Использование игрового метода при выполнении упражнений способствует повышению эмоционального состояния ребят, и в итоге лучшему усвоению изучаемого материала.

Игры, направленные на развитие прыгучести.

«Удочка». Для игры требуется веревка 2-3 метра. К одному концу ее прикрепляется маленький грузик. Играющие становятся по кругу. Водящий в центре круга берет веревку за свободный конец. По сигналу тренера он начинает кружить веревку по земле. Играющие подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела ноги. Кого веревка заденет, тот выбывает из игры.

«Прыжки по кочкам». На земле чертят 10-12 кружков («кочки») диаметром 40 см. на расстоянии 60-70 см. один от другого. Играющие перепрыгивают с «кочки» на «кочку», стараясь не попасть в «болото». Побеждает тот, кто без нарушений преодолел установленное расстояние, не заступив за «кочки».

«Волки и зайцы». Между двумя гимнастическими скамейками, расположенными на расстоянии 3-4 м., размещаются 8-10 занимающихся («волки»). За скамейками по двое занимающихся («зайцы»). По сигналу «зайцы» начинают подпрыгивать вверх, передвигаясь между скамейками и запрыгивая на них. «Волки» стремятся коснуться «зайцев» в тот момент, когда они находятся на скамейке. Если «волк» коснулся «зайца», они меняются ролями. Побеждает тот, кто большее количество, раз запрыгнул на скамейку и меньше других был в роли «волка».

«Прыжки через препятствия». Между лицевыми линиями волейбольной площадки устанавливают 8 гимнастических скамеек на расстоянии (3-4 м.) 1 модна от другой. Из-за лицевой линии, занимающиеся по сигналу начинают прыгать на обеих ногах, продвигаясь вперед. По пути перепрыгивают через скамейки и заканчивают прыгать за противоположной лицевой линией. Побеждает тот, кто первым закончил упражнение. Бежать и напрыгивать на скамейки не разрешается [13, 101].

Упражнения для развития прыгучести в 5-9 классах.

1. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх, то же с набивным мячом в руках.

2. Из положения стоя на гимнастической стенке, правая нога сильно согнута, левая опущена вниз, руками держаться на уровне лица – быстрое разгибание ноги.

3. Многократные броски набивного мяча (массой 1-2 кг.) над собой в прыжке и ловля его после приземления.

4. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением.

5. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно.

6. Спрыгивание (высота 40-80 см.) с последующим прыжком вверх.

7. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (мячи, скамейки).

8. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами.

9. Прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки.

Основным методом выполнения этих упражнений является метод повторных воздействий, который применяется с учетом физического развития, подготовленности и пола занимающихся. Применяются также различные эффекты. Упражнения, направленные на развитие прыгучести, можно использовать как в подготовительной, так и в основной части урока. Необходимо чередовать данные упражнения с упражнениями на развитие гибкости и на расслабление [22, 62].

В старшем школьном возрасте на уроке физической культуре решаются следующие задачи:

- повышение уровня общей физической подготовленности, функциональных возможностей;

- развитие специальных качеств и способностей, необходимых при совершенствовании навыков игры в волейбол;

- прочное овладение основами техники и тактики, навыками игры;

- определение каждому волейболисту игровой функции и индивидуализация с учетом этого процесса подготовки.

Содержание подготовки состоит в следующем:

- упражнения для развития основных двигательных качеств, совершенствования навыков естественных видов движений, расширения двигательного опыта;

- занятия другими видами спорта: баскетбол, легкая атлетика, акробатика и др.;

- упражнения для развития специальных физических способностей, необходимых при овладении, и совершенствовании навыков технических приемов и тактических действий, упражнения с отягощениями и на специальных тренажерах для всех мышц тела;

- подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие успешному овладению основным технико-тактическим арсеналом волейбола, в том числе с применением технических средств;

- игровые упражнения, учебные игры с заданиями, контрольные и соревновательные игры с системой установок на игру и последующим разбором игры;

- теоретические занятия по специальной программе;

- при помощи системы упражнений и наблюдений определение каждому спортсмену игровой функции, индивидуализированные занятия с учетом игровой функции, специальные задания в учебных и контрольных играх, установки и разбор на соревнованиях.

Для развития прыгучести на данном этапе обучения используются упражнения ранее описанные, а также упражнения с отягощениями (мешок с песком массой до 4 кг., для девушек и до 8 кг., для юношей), штанга – вес штанги устанавливается в процентном отношении от массы тела занимающегося, в зависимости от характера упражнений: приседания – до 80%, выпрыгивание – 20-40%, выпрыгивание из приседа – 20-30%.

Упражнения с отягощением:

1. Приседание со штангой на плечах.

2. Выпрыгивание из приседа с гирей в руках.

3. Спрыгивание с последующим выпрыгиванием вверх с поясом.

4. Стоя одной ногой на гимнастической скамейке, выпрыгивание вверх.

К подбору веса необходимо подходить индивидуально. Не рекомендуется сочетать в данном занятии упражнения, направленные на совершенствование точности технических приемов и развития силы. Упражнения выполняются с максимальной скоростью, повторным методом.

Современный волейбол – это атлетическая игра. Количество прыжков для нападающего удара и блока в одной партии достигает 40-50 раз, эффективное выполнение прыжковых игровых действий зависит от хорошо развитой прыжковой выносливости [22, 68].

Прыжковая выносливость – способность к многократному повторению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями. Проявляется этот вид выносливости в прыжках для нападающего удара, постановки блока, выполнения вторых передач. Мышечная работа носит локальный характер, а это значит, что она происходит в анаэробных условиях. Способность продолжать работу в безкислородных условиях, обеспечивается как анаэробными возможностями, так и волевой подготовкой.

Дозировка физической нагрузки на уроке следующая:

- продолжительность одного повторения 1-3 минуты (в зависимости от вида применяемого упражнения);

- интенсивность близкая к максимальной;

- паузы отдыха между повторами – 1-4 минуты;

- количество повторений – 5-8 раз.

Средства тренировки: прыжковые упражнения с отягощениями (тренировочные жилеты, гантели, штанги и др.) и без отягощения, прыжковые имитационные упражнения и основные упражнения по технике игры.

Методы тренировки: повторный, интервальный до отказа.

Примерные упражнения.

1. Прыжки со штангой на плечах, весом до 20 кг., из глубокого приседа; в одном подходе – 10-15 прыжков; интенсивность – без пауз между прыжками, паузы отдыха – 3-4 мин., количество повторений – 4-6.

2. Имитация неподвижного блокирования; в одном повторе – 20 прыжков; интенсивность - без пауз между прыжками, паузы отдыха – 2-3 мин., количество повторений – 4-6.

3. Прыжки на возвышение высотой 80-100 см. (60-80 см. для девушек); продолжительность одного повтора – 20 прыжков; интенсивность - без пауз между прыжками, паузы отдыха между повторами – 2-3 мин., количество повторов – 4-6.

4. Прыжки с разбега на максимальную высоту с доставанием предмета; продолжительность – пока достается предмет; интенсивность - без пауз между прыжками, паузы отдыха между повторами – 3-4 мин., количество повторений – 4-5.

5. Нападающий удар из зоны 4 (2,3); продолжительность одного повтора – 2 мин.; интенсивность – 10-12 н/ударов/мин., паузы отдыха между повторами – 2-3 мин., количество повторений – 4-6 [18, 40].


Выводы по II главе

Волейбол – вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке).

Волейбол – неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.

Для прыгучести особое значение имеет скоростно-силовые качества, основу которых составляет взаимосвязь быстроты и силы.

Возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников была прослежена во многих работах. Так, Н.А. Лупандина показала, что результат в прыжке в высоту с разбега у детей школьного возраста непрерывно возрастает и своего максимума достигает в 16-17 лет. В работе Н.Н. Гончарова приведены данные, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств у детей различного возраста. Автор наблюдал резкое повышение этого качества в 12-15 лет.

В работе В.П. Филина прыгучесть у мальчиков, увеличиваясь с возрастом, достигает максимального уровня развития к 16-18 годам; у девочек - к 13-15 годам. Периоды наибольшего ее прироста у мальчиков наблюдаются в 9-10 и 13-14 лет, у девочек - с 9 до 12 лет и с 14 до 15 лет. С 15 до 17 лет показатели прыгучести стабилизируются и несколько повышаются к 18 годам.


Заключение

1. Термин «прыгучесть» принят в специальной литературе, а также в практической работе тренеров, учителей физической культуры и спортсменов. Прыгучесть – одна из важных качественных сторон двигательной деятельности.

Основными методами воспитания прыгучести являются: метод повторного выполнения упражнения; интервальный метод; игровой метод воспитания прыгучести; метод круговой тренировки.

Средствами для развития прыгучести являются: упражнения на развитие эластичности мышц ног – растягивание; упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра; упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений; упражнения для изучения и совершенствование техники: приземления – схождение и спрыгивание с возвышения, отталкивания;  пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с координированной работой рук, туловища и головы полетной фазы; прыжковых поз; прыжки в глубину; упражнения на высоту или длину отталкивания – на возвышение, через препятствие, на ориентир; упражнения на прыжковую выносливость – многоскоки, прыжки со скакалкой.

2. Волейбол – вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке). Изобретателем волейбола 1895 г. считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания. В 1916 году были опубликованы первые правила волейбола. История отечественного волейбола начинается в 1923 году. Волейбол – неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.

В волейболе специфика двигательной деятельности, протекающей с переменной интенсивностью в динамическом режиме мышечных сокращений, предопределяет значительные функциональные и морфологические изменения в деятельности анализаторов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах игрока.

3. Многочисленные исследования показывают, что разные двигательные качества достигают своего максимального развития в различном возрасте. Следовательно, существует равномерность созревания функциональных систем, обеспечивающих максимальное проявление различных двигательных качеств.

Особенностью возрастного развития двигательных качеств является наличие критических или сенситивных периодов, во время которых наблюдается наибольшее развитие той или иной функции при направленном педагогическом процессе. Последнее является существенной предпосылкой для более эффективного развития тех или иных двигательных способностей.


Список литературы

1. Беляев А.В. Волейбол: Методы, средства и контроль за развитием у волейболистов общей и специальной выносливости, прыгучести [Текст]: метод. рекомендации для студентов институтов физ. культуры / А. В. Беляев. – М.: 2016. – С. 68.

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки в спорте [Текст] / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – С. 90,56.

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – С. 20.

4. Виера Б.Л. Фергюсон Б.Д. Волейбол. Шаги к успеху [Текст] / Б.Л. Виера, Б.Д. Фергюсон. – М.: изд-во АСТ, 2015. – С. 65.

5. Гласнов В.Н. Техника и тактика индивидуального блокирования в волейболе: методические указания к практическим занятиям для студентов 1-3 курсов специализации «Волейбол» [Текст] / сост. В. Н. Гласнов. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – С. 91.

6. Гамов А.Н. Волейбол: секреты мастерства. [Текст] / – М.: Генетю «ФАИР», 2015. – С. 68, 37.

7. Жбанков О.В. Развитие прыгучести у юных волейболистов [Текст] / О.В. Жбанков // Физкультура и спорт. – 2015. – С. 88.

8. Железняк Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе [Текст] / Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин // Теория и практика физической культуры. – 2016. – С. 31,86.

9. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2016.

10. Зельдович Т.А. Подготовка юных волейболистов [Текст] / Т.А. Зельдович. – М.: Физкультура и спорт. 2016. – С. 41.

11. Ильин Г.И. Методы интенсификации тренировочного процесса прыгунов тройным с разбега [Текст]: дис. канд. пед. наук / Г.И. Ильин. – М., 2016. – С. 77.

12. Клименко В.С. Гимнастические упражнения для прыгуна [Текст] / В.С. Клименко // Теория и практика физической культуры. – 2016. – С. 69.

13. Кудряшов В.А. Физическая подготовка юных волейболистов [Текст] / В.А. Кудряшов. – Минск: 2016. – С. 39,101.

14. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. Изд. 5-е, испр. – М., 2014. – С. 28.

15. Ломейко В.Ф. Исследование прыгучести в связи с возрастом и занятиями физическими упражнениями [Текст]: / В.Ф. Ломейко. – Минск, 2016. – С. 40.

16. Масловский Е.А. Сопряженно-игровой метод формирования техники движений с развитием скоростных качеств детей на внеурочных занятиях [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Масловский. – Минск, 2016. – С. 49.

17. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методы физического воспитания с основами теории [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. институтов / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников. – М.: Просвещение, 2015. – С. 40.

18. Солодков А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2015. – С. 35,40.

19. Фарвель В.С. Управление движениями в спорте [Текст] / – М.: Физкультура и спорт, 2015. – С. 23.

20. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – С. 39.

21. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству [Текст] / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – М.: Физкульутра и спорт, 2017.

22. Фомин Е.В., Гарипов А.Т., Клещев Ю.Ю. Скоростно-силовая подготовка юных волейболисток: Всероссийская федерация волейбола [Текст] / Е.В. Фомин, А.Т. Гарипов, Ю.Ю. Клещев. – М., 2016. – С. 62,68.

23. Фомин Е.В., Гарипов А.Т., Клещев Ю.Ю. Специальная физическая подготовка юных волейболистов: – М., 2016. – С. 37.

24. Хрипкова А.Г. Возрастная физиологии [Текст] / – М.: Просвещение, 2017. – С. 52.

25. Шалманов А.А. Биомеханические основы волейбола [Текст] – Майкоп: изд-во АГУ, 2015. – С. 54.


Содержание

Ведение

3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития прыгучести

7

1.1. Прыгучесть и ее основные компоненты        

7

1.2. Методика развития прыгучести у волейболистов

13

1.3. Средства развития прыгучести

21

Выводы по I главе

25

Глава II. Особенности физической подготовки волейболистов

27

2.1. Характеристика волейбола как вида спорта

27

2.2. Возрастные особенности юных волейболистов

29

2.3. Развитие прыгучести на уроках физической культуры в среднем и

37

 старшем школьном возрасте

Выводы по II главе

44

Заключение

45

Список литературы

47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое учебно-тренировочное занятие по волейболу в учебно-тренировочной группе 1 года обучения

В данном материале план-конспект открытого учебно-тренировочного занятие по волейболу в учебно-тренировочной группе 1 года обучения...

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Передача мяча сверху в волейболе для учащихся 7-8 классов", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Передача мяча сверху в волейболе для учащихся 7-8 классов", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Подача в волейболе для учащихся 7-8 классов", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Подача в волейболе для учащихся 7-8 классов", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Нападающий удар и блокирование в волейболе. Передача мяча сверху для учащихся 7-8 классов", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Нападающий удар и блокирование в волейболе. Передача мяча сверху для учащихся 7-8 классов", УМК "Физическая культура" под ре...

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Развитие координационных способностей посредством прыжковой деятельности" УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

Учебно-тренировочное занятие по волейболу на тему "Развитие координационных способностей посредством прыжковой деятельности" УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....