Рабочая программа по А.Ф.К. 2019-2020 уч.год.2класс 2 вариант
рабочая программа по физкультуре

Шуматбаев Вячеслав Альбертович

Рабочая программа по А.Ф.К. 2019-2020 уч.год.2класс 2 вариан

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2класс 2вариант70.42 КБ

Предварительный просмотр:

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ

ДЛЯ 2 КЛАССА II ВАРИАНТ

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коррекционно-образовательная область «Физическая культура» представлена в «Программе» учебным предметом «Адаптивная физическая культура». Программа будет реализовываться во 2 классе.

Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося. В соответствии с этим, целью обучения данному предмету является освоение учащимся системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма, а также повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Обучение организуется с учетом климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.

В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.

Рабочая программа  для 2-го класса на 2019-2020 уч. год по  предмету « Адаптивная физкультура» (СИПР, вариант 2) разработана на основе:

1.Федерального закона ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании  в Российской Федерации»;

2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

3. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 г. № 1599, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2015 г., регистрационный номер 35850);

4.Учебного плана образовательного учреждения;

5.Календарного годового графика работы образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год;

 6. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

7.Примерные рабочие программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

8.САнПиН 2.4.2.3286-15 (утверждены Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26.Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528) Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 Общая характеристика учебного предмета

Адаптивная физическая культура в специальном образовательном учреждении  является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися.

Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.

Разнородность состава учащихся начального звена по психическим двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:

- коррекция и компенсация нарушения физического развития;

- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;

- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;

- развитие у учащихся основных физических качеств, привить устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;

- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- коррекционная направленность обучения;

- оптимистическая перспектива;

- комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

Учителю физического воспитания необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.

Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.

В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика , подвижные игры.

Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.

 

Последовательность и сроки прохождения программного материала, количество времени на различные разделы программы определяются учителем в графике распределения материала по видам, в планах на каждую четверть и в поурочных планах.

В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителям разрешается изменить выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.

Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождается, а занимается на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.

Учащимся подготовительного класса оценки не выставляются, но устно они поощряются учителем за старание, за правильное выполнение упражнений, участие в игре.

У учителя физкультуры должна быть следующая документация: программа, годовой план –график прохождения учебного материала, тематический план на четверть, поурочные планы конспекты.

Учитывая вышесказанное, под физическим развитием учащихся с умеренной   умственной отсталостью следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в двигательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных двигательных представлений и связанных с ними логических операций

Цели программы:

  • Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.
  • Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
  • Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

 Задачи программы:

В ходе обучения учебному предмету «Адаптивная физическая культура» должны решаться следующие основные задачи:

  • Создание условий для всестороннего гармонического развития и социализации учащихся;
  • Создание условий для формирования необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
  • Создание условий для совершенствования двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;
  • Создание условий для воспитания нравственных качеств, приучения к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.

Основные педагогические требования, соответствующие формированию личности учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта на уроке адаптивной физической культуры:

  • учет индивидуальных особенностей каждого ученика (морфофункциональное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями: интересы, мотивы);
  • адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;
  • эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.);
  • создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
  • поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
  • контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.

К психологическим требованиям относятся:

  • создание комфортного психологического климата на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» (позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;
  • сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые функции);
  • стиль общения (равный статус, доброжелательность, доверие, авторитет и личный пример учителя, его открытость, выраженное внимание к каждому ученику);
  • примирительные акты в случае конфликтов (исключение ощущений дискомфорта, неуверенности, агрессии, враждебности, гнева, которые могут наступить вследствие неустойчивого психического самочувствия, перенапряжения, боли, неудачи, вербальных или невербальных разногласий, эмоционального неудовлетворения, отсутствия внимания и др.), концентрация внимания учащихся на положительном, позитивном, переориентировка внимания на саморегуляцию, самоконтроль, установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.

Следует понимать, что адаптивное физическое воспитание, продолжаясь в течение длительного периода жизни, не только оказывает разностороннее влияние на организм учащихся-инвалидов, но и формирует новое осознание собственного «Я», понимание необходимости самовоспитания, которое выступает как средство саморазвития природных свойств, компенсации двигательной недостаточности, укрепления здоровья, телесных сил, расширения психомоторных возможностей для нормальной жизнедеятельности.

Наряду с конкретными задачами, значимыми для коррекционно-образовательной области «Физическая культура», в ходе реализации задач учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в «Программе» рассматривается и более широкая задача — социализация учащихся. Игровой метод представляется наиболее целесообразным для процесса социализации учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура». Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания развивают мелкую моторику, координацию движений, точность и другие физические и интеллектуальные способности учащихся.

Именно для этой категории учащихся наиболее значимо, чтобы в процессе реализации задач предмета «Адаптивная физическая культура» обучение было тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Из этого следует, что их решение нельзя рассматривать в отрыве отрешения задач целостного развития учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сензитивные зоны. Важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста учащегося.

Эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей детей и подростков с нарушениями в развитии будет выше, если педагогическое воздействие будет осуществляться с учетом физических и психических особенностей того или иного периода индивидуального развития. Подбор упражнений в «Программе» позволяет воздействовать не только на весь организм, но и на определенные группы мышц.

 

Организационная структура уроков:

Основной формой работы по адаптивному физическому воспитанию в школе является урок.

Каждый урок должен планироваться в соответствии со следующими принципами:

  • постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
  • чередование различных видов упражнений;
  • подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.

Урок состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. В работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения их на свежем воздухе.

 

Обязательным требованием является обеспечение систематического медицинского контроля за физическим развитием и состоянием здоровья учеников.  

 

На уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» детей и подростков учат:

  • в разнообразной двигательной деятельности осознанно относиться к выполнению движений;
  • согласовывать двигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные усилия для закрепления формируемых навыков;
  • дисциплинированности, организованности, ответственности, максимальной самостоятельности во время занятий физическими упражнениями и элементарными видами спорта.

В процессе обучения адаптивной физической культуре учащихся:

  • знакомят, а затем уточняют и закрепляют с ними понятийный аппарат (название движений, действий);
  • учат последовательности движений без предметов, с предметами (мячами, гимнастическими палками и т. п.), а также правилам безопасности при этом;
  • учат адекватно вести себя во время занятий физическими упражнениями с элементами спортивных;
  • учат осваивать модели невербального и вербального общения, необходимые в подвижных и спортивных играх и других ситуациях, возникающих во время уроков.

 

Каждый урок должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход в конце урока к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям учащихся.

  •  

Обучение предмету «Адаптивная физическая культура» тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания учащихся.

   Рабочая программа по адаптивной физкультуре  во 2 классе рассчитана на 34 учебных недели (68 часов, по 2 часа в неделю)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Содержание предмета «Адаптивная физкультура» представлено следующими разделами: «Теоретические сведения», «Коррекционные подвижные игры».

Физическая культура в специальном  образовательном учреждении  является составной частью всей системы работы с умственно отсталыми учащимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.

Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядочнным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия "адаптивная физическая культура" выражается в дополняющем определении "адаптивная", что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта.

В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.

При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (графика и письмо, математические представления и конструирование, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.

I. Основы знаний

Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Сведения о режиме дня и личной гигиене. Значение физических упражнений для здоровья человека. Значение утренней гимнастики, занятий физическими упражнениями на состояние здоровья. Правила приема водных процедур, воздушных и солнечных ванн. Двигательный режим. Значение подсчета пульса при занятиях на уроках. Роль дыхания в жизни человека. Как сохранить и улучшить свое здоровье? Почему люди должны быть внимательными друг к другу и помогать в любом деле своим друзьям?

2. Навыки, умения, развитие двигательных качеств.

Гимнастика

Гимнастические построения и перестроения для  проводятся с помощью учителя.

Построение в одну шеренгу. Построение в колонну по одному. Равнение по носкам (по черте). Равнение в затылок в колонне. Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!», «Шагом марш!», «Класс, стой!» Перестроение в круг из шеренги, взявшись за руки. Размыкание на вытянутые, руки вперед. Размыкание на вытянутые руки в стороны. Повороты на месте направо (налево) переступанием и прыжком. Построение в «круг из колонны по одному.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два.

Общеразвивающие упражнения, упражнения без предметов выполняются детьми по показу учителя для 2 класса и при разучивании упражнения для 2 класса.

Основная стойка: стойка — ноги на ширине плеч. Основные положения рук: вперед, в стороны, на пояс, перед грудью, на голову, за голову. Движения прямых рук: вперед, в стороны, вверх. Махи руками в боковой плоскости. Поднимание согнутой ноги вперед. Движения прямой ноги (правой, левой): вперед, в стороны, назад держась за опору. Движения головы: наклон вперед, назад, влево, вправо. Повороты головы. Поднимание на носках с перекатом на пятки. Полуприседание. Упор присев. Приседание. Из приседания перейти в стойку на коленях. Наклоны туловища: вперед, вправо, влево. Повороты туловища направо и налево. Сгибание и разгибание рук. Поднимание и опускание плеч. Движения плечами вперед и назад. Движения кистей (в разных направлениях). Взмахи ногой: вперед, назад, в стороны, сгибание и разгибание ног в положении сидя: одновременно, поочередно. Поднимание прямых ног поочередно в положении сидя. Наклоны туловища вперед с различными исходными положениями рук. Наклоны туловища вправо и влево со скольжением рук вдоль тела. Наклон туловища вперед до касания руками пола.

Упражнения в положении лежа на животе (голова, туловище и ноги расположены на одной прямой линии, руки согнуты в локтевых суставах, локти в стороны, подбородок на тыльной поверхности положенных друг на друга пальцев, ступни вместе):

а) поднимание головы, руки назад или в стороны;

б) одновременное поднимание головы и рук, согнутых в локтевых суставах (локти назад, лопатки приближены к позвоночнику).

в) поднимание головы, руки вперед; г) поднимание головы и туловища руки на поясе.

Упражнения в положении лежа на спине, руки вдоль туловища: поднимание головы и одновременное тыльное сгибание стоп; попеременное выпрямление ног (под разными углами); движения «велосипедиста» ногами.

Упражнения для укрепления мышц стопы: движения ступней в положении лежа и сидя (тыльное и подошвенное сгибание); ходьба на носках, ноги прямые; ходьба на наружных сторонах стопы, ходьба на носках, высоко поднимая колени; ходьба по обручу, гимнастической палке, канату, обхватывая предмет сводом стопы; перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой ступни на гимнастической палке; захватывание и перекатывание пальцами ног различных предметов (карандаши, веревка, скакалки и др.); захватывание предметов (малый мяч и др.) сводами ступней в положении сидя на скамейке; ходьба боком по рейке гимнастической скамейки.

Прыжки на месте: на обеих ногах; на одной ноге; с поворотом на 30°. Примеры: 4 прыжка на обеих ногах, 3 шага на месте, с 4-м счетом приставить ногу; прыжки: ноги врозь и вместе (после 4—8 прыжков ходьба на месте). Прыжки на месте с правильным мягким приземлением.

Дыхательные упражнения. Вдох через нос и выдох через рот. Вдох и выдох через нос.Грудной и брюшной тип дыхания. Смешанный тип дыхания (грудно-брюшной или полный) в положении стоя и лежа. Дыхание при различных движениях рук: в стороны, вверх. Дыхание при приседаниях и полуприседаниях. Дыхание во время наклона туловища вперед. Дыхание во время ходьбы, руки на пояс, с различными вариантами: на 3 шага вдох, на 3 – выдох.

Дыхательные упражнения во время ходьбы с движениями рук назад, в стороны, вверх.

Упражнения с большими мячами (резиновые или волейбольные)- Передача мяча из рук в руки: по кругу, в колонне над головой (сзади стоящему). Перекатывание мяча друг другу: в кругу, в двух шеренгах, расположенных одна от другой на расстоянии 3-4 шагов. Подбрасывание мяча вверх и ловля его. Перекатывание мяча друг другу: из положения лежа на животе. Перебрасывание мяча в кругу вправо и влево. Перебрасывание мяча друг другу в двух шеренгах. Перебрасывание мяча, хлопок в ладоши и ловля( для 2 класса)

Упражнения с малыми мячами: Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.

Удары мячом о пол и ловля его двумя руками. Броски мяча в стену (высота 1 - 2 - 3 м) правой и левой рукой и ловля его двумя руками. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после дополнительных движений: хлопнуть в ладоши.

Упражнения на осанку выполняется по показу учителя и под его контролем для 1 класса.

Упражнения у вертикальной плоскости (стена, деревянный щит, вертикальная перекладина гимнастической стенки и др.): встать спиной к вертикальной плоскости, касаясь ее затылком, лопатками, плечами, ягодицами и пятками, отойти и вернуться к ней, сохраняя принятое положение; отойти от стены, последовательно расслабить мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища с последовательным возвращением, (в обратном порядке) в первоначальное положение, встать к стене, проверив правильность положения; приседания у стены, касаясь стены затылком и туловищем; поднимание рук в стороны и вверх, стоя спиной к стене; стоя у стены, поднять согнутую ногу, выпрямить ее и отнести в сторону; то же с подниманием на носки; стоя у стены наклоны. Влево и вправо, не теряя касания со стеной.

Упражнения на осанку выполняется по показу учителя и под его контролем для 2 класса. Упражнения с удерживанием груза на голове, (кубики, подушечки, наполненные желудями, крупнозернистым песком и др. предметы весом 150—200 г); подняться на носках и медленно опуститься на всю ступню, руки на пояс; приседание и выпрямление, руки на пояс; то же с касанием пяток пальцами рук; пройти небольшое расстояние по дорожке шириной 15 см, границы которой обозначены

на полу линиями; встать на скамейку и сойти с нее; пройти, по гимнастической скамейке, руки в стороны; ходьба боком по рейке, гимнастической скамейки; передвижение вправо и влево по гимнастической стенке.

Упражнения в равновесии. Ходьба по скамейке с различными положениями рук.

Ходьба по скамейке на высоте 30—50 см с различными положениями рук, с большим мячом  и поворотами кругом. Повороты кругом на рейке скамейки.

Ходьба и бег

Ходьба широким свободным шагом с сохранением правильной осанки. Ходьба с различными положениями рук (на пояс, перед грудью, за голову). Ходьба на носках, на пятках, на наружных сводах стопы с различными положениями рук. Ритмичная ходьба: с подсчетом учителя; с хлопками о ладоши, с коллективным подсчетом. Ходьба на носках в «коридорчике» шириной 20 см. Ходьба с замедлением и ускорением (до 100 м)- для 2 класса. Ходьба с высоким подниманием бедра и перешагиванием больших мячей или других предметов. Свободная непринужденная пробежка (15—20 сек.). Чередование бега с ходьбой (15 сек. бега и 1 мин. ходьбы или 20 сек. бега и 1 мин. - ходьбы).

Лазание и перелезание

Лазание на четвереньках по наклонной скамейке, установленной под углом 20°. Лазание по гимнастической стенке вверх и вниз, в стороны. Подлезание под препятствия (под веревочку, под первую рейку наклонной лестницы и т. д.) в горизонтальном положении; то же с перекатыванием мяча. Лазание на четвереньках по наклонной скамейке, установленной под утлом 30° (вверх и вниз, с переходом на гимнастическую стенку) – для 2 класса. Перелезание через препятствие высотой до 80 см.

Прыжки

Прыжки на месте с мягким приземлением. Прыжки на двух ногах через длинную качающуюся скакалку с промежуточным прыжком (дозировка индивидуальная). Прыжки с высоты 30—40 см. Соскок с гимнастической скамейки (на мягкость приземления). Прыжки в длину с места и небольшого разбега с приземлением на обе ноги (2—3 прыжка в одном занятии)- 2 класс.

Метания

Метание малого мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания в щит (1x1 м), расположенный на высоте 2 м с постепенным увеличением расстояния от 2 м до 5 м для мальчиков и до 3 м для девочек. То же, стоя боком по направлению метания. Метание малого мяча и других легких предметов с места через высоко (1,5—2 м) расположенные препятствия (веревка, волейбольная сетка).

Игры «У ребят порядок строгий», «Совушка», «У медведя на бору», «Ловкие ребята», «К своим флажкам.», «Два Мороза», «Волк во рву», «Передача мячей», «Мяч соседу», «Музыкальные змейки», «Перемена места», «Шишки, желуди, орехи». Народные игры народов населяющих северный Урал.

 Лыжная подготовка. Переноска лыж. Надевание лыж. Ступающий шаг.

Планируемые результаты освоения программы

личностные

  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

предметные

  • правильное выполнение упражнений
  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья.
  • формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах жизнедеятельности организма человека, о физиологическом и психологическом воздействии тех или иных упражнений.
  • Знакомство со специальной терминологии физических упражнений. Обучение специальной терминологии физических упражнений.

                                                                      Содержание образовательной программы в 2 классе. 2 вариант

Раздел.

Тема.

Количество часов.

1.

Легкая атлетика

Теоретические сведения.

1

Практический материал.

Ходьба.

Бег. Прыжки. Метание

Комбинированные упражнения

15

2.

Гимнастика

Теоретические сведения.

1

Упражнения с предметами.

Практический материал. Построения и перестроения. Общеразвивающие и корригирующие упражнения .Основные положения и движения рук, ног, головы, туловища. Упражнения на дыхание. Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.

Упражнения для  укрепления мышц голеностопных суставов и стоп. Упражнения для укрепления мышц туловища, рук и ног. Упражнения для расслабления мышц.

Упражнения, укрепляющие осанку.

Упражнения для развития пространственно-временной ориентировки и точности движений. С гимнастическими палками. С малыми и большими мячами.

С флажками

Упражнения на равновесие

Упражнения для ног. Упражнения на преодоление сопротивления.

Лазанье и перелазание.

16

3.

Лыжная подготовка.

Теоретические сведения.

1

Практический материал.

 18

4.

Подвижные  игры

Теоретические сведения.

Практический материал.

Коррекционные игры

Игры с элементами общеразвивающих  упражнений

Игры с бегом и прыжками, бросанием, ловлей и метанием

                     16

Итого 68ч.

                                                                                                                                             

Календарно-тематическое планирование по адаптивной физкультуре

Тема

Кол-во часов

Дата

Планируемые личностные результаты

Планируемые

предметные результаты

Планируемые  базовые учебные действия

Построения и перестроения

1-2

Принятие исходного положения

1

1

02.09

04.09

Ожидаемый результат:

принятие исходного положения для построения и перестроения

(Основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»))

 Внимание обращается на сохранение ребенком правильной осанки во время построений и перестроений.

3-4

Построение в колонну по одному, в одну шеренгу.

1

1

09.09

11.09

 Ожидаемый результат:

построение в колонну по одному, в одну шеренгу

При построении в колонну по одному ребенок ориентируется на спину (затылок) впереди стоящего ребенка.

Внимание обращается на равнение по черте, по носкам.

5-6

Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед;

повороты на месте направо, налево

1

1

16.09

18.09

Ожидаемый результат:

размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед;

повороты на месте направо, налево

 Дети стоят в шеренге, держатся за руки. Учитель стоит вместе с детьми в середине шеренги. По команде «Разойдись» дети, держась за руки, начинают отходить от учителя в обе стороны приставным шагом на расстояние вытянутых рук.

 Ребенок принимает основную стойку (исходное положение – ноги вместе)  и выполняет поворот под счет «раз, два». 

7-8

Ходьба в колонне по одному, по двое

1

1

23.09

25.09

Ожидаемый результат:

ходьба в колонне по одному, по двое

Ребенок учится ходить в колонне, следуя за впереди идущим: сохранять дистанцию до идущего впереди него ученика, не выходить из колонны.

Ребенок учится ходить в колонне по команде: «Шагом марш!», останавливаться по команде «Стой!».

9-10

Бег в колонне

1

1

30.09

02.10

Ожидаемый результат:

бег в колонне

 Ребенок учится бегать в колонне, следуя за бегущим впереди него учеником.

Внимание обращается на сохранение дистанции до бегущего впереди ученика.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения

11-12

 Произвольный вдох (выдох) через рот (нос)

1

1

07.10

09.10

Ожидаемый результат:

произвольный вдох (выдох) через рот (нос)

Учитель дает образец выполнения дыхательных упражнений. Рекомендуем выполнять следующие дыхательные упражнения в образном оформлении: «х-х-хо» 

Ребенок учится выполнять дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет, по инструкции. 

13-14

Круговые движения кистью

1

1

14.10

16.10

Ожидаемый результат:

круговые движения кистью

И.П. для выполнения упражнения - пальцы сжаты в кулак.

Сначала ребенок учится выполнять круговые движения в разные стороны кистью одной руки, затем кистями двух рук одновременно.

15-16

Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз)

1

1

21.10

23.10

Ожидаемый результат:

движения плечами вперед (назад, вверх, вниз)

И.П. руки на пояс. При выполнении упражнения внимание обращается на правильную осанку. 

При выполнении упражнения внимание обращается на правильную осанку. 

17-18

Наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения

1

1

28.10

30.10

Ожидаемый результат:

движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения

 И.П. «стоя».

Наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения

Наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения

2четверть

19-20

Повороты туловища вправо (влево)

1

1

11.11

13.11

Ожидаемый результат:

повороты туловища вправо (влево)

Ребенок учится выполнять повороты туловища в нескольких И.П.: «стоя, руки на пояс», «стоя, руки на затылок», «стоя, руки в стороны».

При выполнении поворотов в И.П. «стоя, руки на затылок» ребенок соединяет руки  в «замок».

21-22

Наклоны туловища вперед (в стороны, назад)

1

1

18.11

20.11

Ожидаемый результат:

наклоны туловища вперед (встороны, назад)

Сначала ребенок учится выполнять наклоны в разные стороны в И.П. «стоя, руки на поясе».

Выполняя упражнение в И.П. «стоя, руки вверх» ребенок учится держать вытянутые руки параллельно, ладонями вовнутрь.

23-24

Ходьба с высоким подниманием колен

1

1

25.11

27.11

Ожидаемый результат:

ходьба с высоким подниманием колен

Упражнения выполняются в медленном темпе. И.П. «стоя, руки на поясе». При ходьбе внимание обращается на удержание равновесия, стоя на одной ноге.

Рекомендуем учить ребенка выполнять хлопки в ладони  под поднятым коленом.

25-26

Ползание на четвереньках

1

1

02.12

04.12

 Ожидаемый результат:

ползание на четвереньках

И.П.: «на четвереньках». Учитель раскачивает его вперед  и назад, побуждая выполнять шаговые движения руками и ногами. Для тренировки по отдельности шаговых движений рук и ног рекомендуем использовать доску на колесиках.

Если ребенок выполняет шаговые движения ногами (на коленях), то кистями рук или предплечьями опирается на доску. Если выполняет движения руками, то стоит на коленях на доске.

27-28

Ходьба по гимнастической скамейке

1

1

09.12

11.12

 Ожидаемый результат:

ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки.

ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной) поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, через препятствия

После того, как ребенок научился ходить по доске, положенной на пол, он учится ходить по гимнастической скамейке.

Прыжки

29-30

Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)

1

1

16.12

18.12

 Ожидаемый результат:

прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)

Сначала ребенок учится стоять на одной ноге

Сначала ребенок учится стоять на одной ноге, удерживая равновесие с различными положениями рук, затем отталкиваться от пола и приземляться на ту же ногу.

31-32

Прыжки в длину с места.

1

1

23.12

25.12

Ожидаемый результат:

прыжки в длину с места.

При выполнении прыжка с места ребенок учится отталкиваться двумя ногами одновременно и приземляться на обе ноги.

 При выполнении прыжка  с разбега ребенок учится отталкиваться одной ногой и приземляться на обе ноги.

3четверть

Броски

33-34

Броски мяча на дальность

1

1

13.01

15.01

Ожидаемый результат:

броски мяча на дальность

 Рекомендуем бросать малые мячи и мешочки с опилками.

Ребенок учится отводить руку с мячом назад и выполнять бросок с силой. Образец задает учитель.

35-36

Перенос груза

1

1

20.01

22.01

Ожидаемый результат:

перенос груза

Рекомендуем выполнять следующие упражнения на развитие силовых качеств: передавать набивной мяч весом в 1 кг в шеренге, в колонне, над головой и между ног двумя руками, также сбоку двумя руками;

переносить 1-2 набивных мяча общим весом 1,5-2 кг на руках на разные расстояния; переносить различное гимнастическое оборудование (гимнастические скамейки, маты, батут и др.).

Подвижные игры на координацию

37-38-39

Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз»

1

1

1

27.01

29.01

03.02

Ожидаемый результат:

соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз»

Ребенок встает в колонну с другими детьми и бегает вместе с ними. По сигналу «Стоп!» останавливается. Если ребенок не делает этого, то его останавливает учитель. Когда он это освоит, добавляется следующая команда «Хоп!», на которую ребенок подпрыгивает вверх. После этого он осваивает команду «Раз!».  По команде «Раз!» ребенок меняет направление движения на противоположное.

Когда отработаны все команды, учитель подает их в разной последовательности, а ребенок учится быстро реагировать и переключаться.

Подвижные игры на развитие скоростных способностей

40-41-42

Соблюдение правил игры «Пятнашки »

1

1

1

05.02

10.02

12.02

Ожидаемый результат:

соблюдение правил игры «Пятнашки »

Инвентарь: отличительный знак (шарф, шапка, повязка на руку и т.д.).

Рекомендуем проводить игру в спортивном зале или на ограниченном пространстве на спортивной площадке. На того, кто пятнает, надевается отличительный знак (шарф, шапка, повязка на руку и т.д.). В начале обучения эту роль выполняет учитель. Ребенок учится убегать от водящего.

Когда роль водящего выполняет ребенок, он учится догонять и касаться рукой другого игрока.

Лыжная подготовка

43-44-45

Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки)

1

1

1

17.02

19.02

24.02

Ожидаемый результат:

узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки)

Ребенок знакомится с лыжным инвентарем и его назначением:  лыжи, палки, ботинки. Например, ребенок рассматривает лыжи, застегивает и расстегивает крепление. Также он учится продевать руку в петлю лыжной палки и захватывать ручку. 

Внимание обращается на острый конец лыжной палки.

46-47-48

Транспортировка лыжного инвентаря

1

1

1

26.02

02.03

04.03

Ожидаемый результат:

транспортировка лыжного инвентаря

Ребенок учится находить свои лыжи в лыжном шкафу. Знания о правилах техники безопасности при обращении с лыжным инвентарем ребенок применяет при переноске лыж к месту занятия.

транспортировка лыжного инвентаря предполагает захват каждой рукой по одной лыже в области крепления и по одной палке, при этом носок лыжи направлен вертикально вверх, острие лыжной палки – вертикально вниз. 

49-50

Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам 

1

1

09.03

11.03

Ожидаемый результат:

соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам (удержание лыжи, поднесение носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного ботинка в крепление, подъем пятки)

Чтобы лыжи не скользили по снегу во время крепления к ней ботинок, ребенок учится удерживать лыжи руками по образцу, заданному учителем. В независимости от типа крепления ребенок учится подносить носок лыжного ботинка к краю крепления, вставлять его в крепление и фиксировать.

Например, если крепление с автоматическим защелкиванием, то ребенок вставляет металлическую часть крепления, расположенного на ботинке, в крепление на лыже и поднимает пятку вверх до щелчка. 

51

Чистка лыж от снега

1

16.03

Ожидаемый результат:

чистка лыж от снега

Чистка лыж от снега производится руками в варежках или скребком.

Удерживая лыжу в вертикальном положении одной рукой, ребенок проводит скребком по лыже до полной очистки снега.

52

Стояние на параллельно лежащих лыжах

1

18.03

Ожидаемый результат:

стояние на параллельно лежащих лыжах

Надев лыжи, ребенок учится стоять на двух параллельно лежащих лыжах. 

Он тренируется в сгибании ног в коленях, приседании, учится переносить вес тела с одной ноги на другую, без отрыва лыж от снега. 

53

54

55

56

Соблюдение правил игры «Пятнашки »

1

1

1

1

30.03

01.04

06.04

08.04

Ожидаемый результат:

соблюдение правил игры «Пятнашки »

Инвентарь: отличительный знак (шарф, шапка, повязка на руку и т.д.).

Рекомендуем проводить игру в спортивном зале или на ограниченном пространстве на спортивной площадке. На того, кто пятнает, надевается отличительный знак (шарф, шапка, повязка на руку и т.д.). В начале обучения эту роль выполняет учитель. Ребенок учится убегать от водящего.

Когда роль водящего выполняет ребенок, он учится догонять и касаться рукой другого игрока.

57

58

59

60

Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз»

1

1

1

1

13.04

15.04

20.04

22.04

Ожидаемый результат:

соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз»

Ребенок встает в колонну с другими детьми и бегает вместе с ними. По сигналу «Стоп!» останавливается. Если ребенок не делает этого, то его останавливает учитель. Когда он это освоит, добавляется следующая команда «Хоп!», на которую ребенок подпрыгивает вверх. После этого он осваивает команду «Раз!».  По команде «Раз!» ребенок меняет направление движения на противоположное.

Когда отработаны все команды, учитель подает их в разной последовательности, а ребенок учится быстро реагировать и переключаться.

61

62

63

64

Соблюдение правил игры «Пятнашки »

1

1

1

1

27.04

29.04

04.05

06.05

Ожидаемый результат:

соблюдение правил игры «Пятнашки »

Инвентарь: отличительный знак (шарф, шапка, повязка на руку и т.д.).

Рекомендуем проводить игру в спортивном зале или на ограниченном пространстве на спортивной площадке. На того, кто пятнает, надевается отличительный знак (шарф, шапка, повязка на руку и т.д.). В начале обучения эту роль выполняет учитель. Ребенок учится убегать от водящего.

Когда роль водящего выполняет ребенок, он учится догонять и касаться рукой другого игрока.

65

66

67

68

Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз»

1

1

1

1

11.05

13.05

18.05

20.05

Ожидаемый результат:

соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз»

Ребенок встает в колонну с другими детьми и бегает вместе с ними. По сигналу «Стоп!» останавливается. Если ребенок не делает этого, то его останавливает учитель. Когда он это освоит, добавляется следующая команда «Хоп!», на которую ребенок подпрыгивает вверх. После этого он осваивает команду «Раз!».  По команде «Раз!» ребенок меняет направление движения на противоположное.

Когда отработаны все команды, учитель подает их в разной последовательности, а ребенок учится быстро реагировать и переключаться.

Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

  • Флажки.
  • Маты: детские напольные.
  • Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров).
  • Обручи 2х размеров. Кари маты 4 шт.
  • Многофункциональные тренажеры.
  • Лавочки.
  • Набор для игры в «Бочче».
  • -Массажный круг разноцветный. Резиновые мячи. Беговая дорожка. Тренажер для ног. Гантели пластмассовые 0.5 кг
  • Лыжный инвентарь

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.
  2. Литош Н. Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002
  3. Левченко И. Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. Издательство «ACADEMA», М., 2001
  4. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В. А. Епифанова. М.: Медицина, 2004
  5. Потапчук А. А., Матвеев С. В., Дидур М. Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Речь» 2007
  6. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.
  7. Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Спб ЦДК. 2011.
  8. Горская и. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова.- Омск, Сиб ГАФК, 1999
  9. Григорьев Д. В. Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб.: Наука-Питер, 2005.
  10. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А. А. Дмитриев.- М.: Академия, 2002
  11. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.
  12. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/ Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002
  13. Потапчук  А. А. Фитбол - гимнастика в дошкольном возрасте: Учебное пособие / А. А. Потапчик, Г. Г. Лукина - СПб.: СПб ГАФК им. П. ФЙ. Лесгафта, 1999
  14. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс 2019-2020.

Рабочая программа по технологии (для девочек) 2019-2020....

Рабочая программа по технологии 6 класс 2019-2020.

Рабочая программа по технологии (девочки) 2019-2020...

Рабочая программа по технологии 7 класс 2019-2020

Рабочая программа по технологии (девочки) 2019-2020...

Рабочая программа по технологии 8 класс 2019-2020

Рабочая программа по технологии 8 класс 2019-2020...

Рабочая программа по литературе 5 класс 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с- ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с изменениями от 31.12...

Рабочая программа в 5 классе на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа в 5 а,б классах на 2019 - 2020 учебный год....

Рабочая программа по предмету "Литература" на 2019-2020 учебный год для 5 класса вариант 1.2

Программа предназначена для обучающихся 5 класса с наручениями слуха...