Ключевые позиции современного урока физкультуры в рамках реализации ФГОС.
статья по физкультуре (5 класс)

В статье раскрываются методика и содержание  формирования УУД на уроках физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ключевые позиции современного урока физкультуры в рамках реализации ФГОС

Посохова Татьяна Ивановна,

учитель физкультуры

ГБОУ» Валуйская общеобразовательная

школа – интернат»

Белгородслй области

Федеральные государственные образовательные стандарты являются общеорганизующим документом, который задает направление при разработке общешкольных и поурочных планов работы в учебных учреждениях, начиная со школы и заканчивая высшими заведениями.

Текущие стандарты обучения в школах были приняты поэтапно для начального, основного и среднего образования. Принятие новых форм и методик связано с необходимостью перестройки мышления учащихся по отношению к окружающему миру. Передовые разработки направлены на получение более широких универсальных знаний и практических навыков.

Традиционно считалось, что цель физического воспитания состоит в обучении двигательным действиям, в развитии физических качеств учащихся. Однако существует еще и не менее важный внутренний результат — психологический, существование которого в практике физического воспитания еще не полностью осознано.

С введением ФГОС внутренними психологическими результатами освоения содержания учебного предмета «Физическая культура» становятся личностные и метапредметные результаты.

В своей основе ФГОС психологизирован. Основная цель и задача ФГОС – это развитие личности. Инструментом в построении уроков физической культуры в рамках ФГОС является системно – деятельностный подход.

Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат.

Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся).

Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто вооружить ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, сформировать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий.

УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности.

1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. При этом стоит отметить, что в имеющихся подходах к обучению физической культуре, основанных на объяснительно-иллюстративном и демонстрационном методах, недостаточно внимания уделяется самостоятельности. Такой подход не в полной мере может обеспечить результаты обучения физической культуре, прописанные в новом стандарте. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектного обучения, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др.

2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.

Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные:

  • самоопределение
  • смыслообразование

Регулятивные:

  • соотнесение известного и неизвестного
  • планирование
  • оценка
  • способность к волевому усилию

Познавательные:

  • формулирование цели
  • выделение необходимой информации
  • структурирование
  • выбор эффективных способов решения учебной задачи
  • рефлексия
  • анализ и синтез
  • сравнение
  • классификации
  • действия постановки и решения проблемы

Коммуникативные:

  • строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
  • постановка вопросов
  • разрешение конфликтов

Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для обучающегося. То есть обучающийся должен знать: зачем я это делаю? Должно быть осмысление урока. Соответственно между частями урока должны быть логические связи:

  • актуализация, постановка проблемы, мотивация
  • план, целеполагание
  • критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому результату в зависимости от индивидуальных способностей
  • осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должны знать зачем они выполняют те или иные упражнения. На какие группы мышц, и зачем им это нужно.
  • самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что нет.
  • коррекция
  • реализация
  • рефлексия. Перспективный план на реализацию задач

Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся также является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры как важного условия оптимизации процесса обучения и воспитания в рамках ФГОС.

Под дифференцированным подходом на уроках физической культуры понимается специфический подход к каждой из выявленных групп учащихся в зависимости от их возможностей, который позволяет достигать оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, а также соответствующего объёма знаний, умений и навыков.

При организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры необходимо учитывать состояние здоровья и уровень физического развития учащихся, индивидуальные особенности организма, пол учащихся, тип нервной системы, темперамент и многие другие качества.

С введением в практику дифференцированного подхода в обучении физической культуры при соответствующей технической спортивной базе ученик может получить необходимую нагрузку, может совершенствоваться. И притом только на таких уроках учитель может дать учащимся и медицинские, и гигиенические, и многие иные знания и навыки, связанные со здоровьем.

В условиях реализации ФГОС у учителя физкультуры открываются большие возможности разнообразить и научно обосновывать пользу предмета и его влияние на общее развитие личности, ставя метапредметную связь в основу обучения.

В план урока могут быть включены теоретические моменты, которые помогут детям разобраться в том, как на физкультуре можно практически применить знания, полученные на математике, биологии, химии или физике. Понимание совокупности процессов поможет выполнить поставленную задачу правильно.

Помогая учащимся анализировать и делать выводы на физкультуре, можно добиться неподдельного интереса учащихся к другим предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в рамках реализации ФГОС с использованием УМК Афанасьевой О.В.

В статье даны определения уроков деятельностной направленности по целеполаганию, которые ь можно распределить в четыре группы согласно требованиям  ФГОС:1.   Уроки «открытия» нового зна...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ ФГОС.

Рассмотрение современного урока технологии с точки зрения требований ФГОС, методологические аспекты уроков. Примеры разработок 3 уроков технологии в начальной школе....

Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС ООО

В статье рассматриваются основные требования  к уроку по ФГОС ООО....

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»

laquo; Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»В. А. Сухомлинский...

Требования к современному уроку в рамках реализации ФГОС

Материал раскрывает основные требования к современному уроку. Проводится анализ - сравнение новых требований и требований к уроку в традиционной школе. В материале содержится перечень приемов и методо...