Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Учись играть в настольный теннис» (базовый уровень)
методическая разработка по физкультуре (5, 6 класс)

Суханова Ольга Юрьевна

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, игровую деятельность, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Целесообразность настоящей программы заключается в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, позволяя решить проблему занятости свободного времени детей, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Притяжение»

городского округа Спасск-Дальний

Приморского края

                                                                                                                                                                 

                                            Утверждаю:

Директор

                                     __________./

                               «____»___________20____г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Учись играть в настольный теннис»

(базовый уровень)

                                                                                               

                                     Возраст обучающихся: 10-12 лет

                                            Срок реализации программы: 1год

                                                                                             

Суханова Ольга Юрьевна,

Педагог дополнительного образования

Спасск-Дальний

2025 год

Раздел 1. Основные характеристики программы

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы

Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма. В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Учись играть в настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.

            Направленность программы

Физкультурно-спортивная

Уровень освоения

Базовый

Отличительные особенности

Целесообразность настоящей программы заключается в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, позволяя решить проблему занятости свободного времени детей, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Адресат программы

Возраст обучающихся 10-12 лет. На обучение, по программе, принимаются все желающие МБОУ ЦО «Притяжение», относящиеся к основной группе здоровья, на основании результатов медицинского осмотра. Школьники, относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в соревнованиях избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию здоровья, на основании справки педиатра или терапевта, в которой указываются противопоказания к тому или иному виду двигательных действий. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, игровую деятельность, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Особенности организации образовательного процесса

Занятия проходят два раза в неделю по одному часу в течении всего учебного года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 68 часов.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Проведение занятия: учебно-тренировочное.

Типы занятий: теоретические, практические, целостно-игровые, комбинированные, диагностические, контрольные.

Методы проведения: словесный, наглядный, индивидуальный, практический.

Режим занятий: занятия проводятся согласно утвержденному расписанию образовательной организации, в которой реализуется данная программа.

Количество занятий: 2 раза в неделю, 68 часов в год.

Продолжительность занятий: 1 час.

Срок реализации: 1 год

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: воспитание личности, умеющей думать, физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной цели, самореализующейся в условиях современного общества посредством занятий настольным теннисом.

Задачи программы:

Воспитательные:

- способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;

- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;

- пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;

-  сформировать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Развивающие:

- развивать двигательные качества (быстроту, координацию, гибкость, ловкость, быстроту реакции);

- развивать двигательные способности посредством игры в теннис;

- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

Обучающие:

           - дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);

- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;

- обучить технике и тактике настольного тенниса.

1.3 Содержание программы

Учебный план

        

п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

1

Основы знаний

1.

История развития настольного тенниса в России

1

1

0

Беседа

2.

Ведущие спортсмены города

1

1

0

Беседа, опрос

3.

Правила соревнований, предупреждение травматизма

1

1

0

Инструктаж, беседа, опрос

2

Общая и специальная физическая подготовка

1.

ОФП (развитие гибкости, быстроты реакции, координации, ловкости)

8

0

8

Выполнение упражнений

2

Специальная подготовка

6

0

6

Выполнение упражнений

3

Техническая подготовка

14

0

14

Выполнение упражнений

4

Тактическая и морально волевая подготовка

10

0

10

Выполнение упражнений, тестовые задания

5

Интегральная подготовка (двухсторонняя игра)

Участие в соревнованиях

22

0

22

Двухсторонняя игра по упрощенным правилам

6

Контрольные испытания

5

0

5

Выполнение контрольного тестирования

Итого часов

68

3

65

Содержание учебного плана

1. Основы знаний

1. История развития настольного тенниса в России.

              Теория: Развитие настольного тенниса в России. Значение и место настольного тенниса в системе физического воспитания. История возникновения настольного тенниса.

2. Ведущие спортсмены города.

Теория: Ведущие спортсмены города Спасск-Дальний.

3. Правила соревнований, предупреждение травматизма

     Теория: Правила соревнований игры в настольный теннис. Личная гигиена, гигиена одежды и обуви, режим питания и питьевой режим. Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Правила оказания первой помощи при спортивных травмах.

2. Общая и специальная физическая подготовка

1. ОФП (развитие гибкости, быстроты реакции, координации, ловкости)

Практика: Значение всесторонней физической подготовки как важного фактора укрепления здоровья, воспитание физических качеств (развитие гибкости, быстроты реакции, координации, ловкости); выполнение нормативов по физической подготовке: бег 20 метров - отработка быстроты; бег 30 метров - отработка выносливости; прыжки через гимнастическую скакалку – отработка силы ног; подтягивание на перекладине (для девочек – отжимание). 

2. Специальная подготовка 

Практика: Для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости применяются: имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1 минуту, за 3 минуты, за 12 минут; имитация сочетаний ударов справа и слева на количество повторений за 1, 2, 3, 12 минут; имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола по схеме «треугольник» - на количество повторений за 30 секунд; имитация перемещений в 3-метровой зоне - на количество повторений за 30 секунд; имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной ракеткой, манжетом на кисть руки) - на количество повторений за 1, 2, 3 минуты. Перемещение у стола во время игры, выполнение ударов по мячу толчком справа, слева; накатом справа, слева; подрезкой справа, слева; блок подставкой активной, пассивной; плоский удар; обманные удары; атакующий длинные, короткие удары «тон-спин», одиночная и парная игра, выполнение подач плоских, «накатом», «подрезкой», короткие и длинные и прием их.

3. Техническая подготовка

Практика: Овладение техникой передвижений и стоек: стойка игрока, передвижение шагами, выпадами, прыжками, исходная при подаче стойки теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры, техника перемещений близко у стола и в средней зоне, перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева. Овладение техники держания ракетки: способы держания ракетки, правильная хватка ракетки и способы игры. Овладение техникой ударов и подач: удары по мячу, подачи, удар без вращения мяча(толчок) справа, слева, тренировка упражнений с мячом и ракеткой на количество повторений вводной серии, тренировка ударов у тренировочной стенки, изучение подач, тренировка ударов «накат» справа и слева на столе, сочетание ударов, имитация перемещений с выполнением ударов.

4. Тактическая и морально волевая подготовка

Практика: выбор позиции, игра в «крутиловку» вправо и влево, свободная игра на столе, игра на счет из одной, трех партий, тактика игры с разными противниками, основные тактические варианты игры, участие в соревнованиях по выполнению наибольшего количества ударов в серии.  Формирование личности и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта. Испытание первых неудач в играх, умение спокойно и правильно реагировать на проигрыш. Уважение соперника.

5. Интегральная подготовка (двухсторонняя игра). Участие в соревнованиях

Практика: Комплексная реализация различных сторон (видов) подготовленности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности: соревновательные упражнения в условиях соревнований различного уровня (внутришкольные, городские). Облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений.

                  6. Контрольные испытания

Практика: набивание мяча ладонной стороной ракетки, набивание мяча тыльной стороной ракетки, набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки, игра накатами справа и слева по диагонали, сочетание наката справа и слева в правый и левый  угол стола.

1.4 Планируемые результаты

 Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

            Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:

- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;

- историческое развитие игры в настольный теннис в России, особенности развития этого вида спорта;

- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание до врачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

- правила использования спортивного инвентаря и оборудования.

Метапредметные результаты: 

- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;

- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;

- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;

- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Предметные результаты: 

знать:

- историю возникновения и развития игры в настольный теннис в стране и в крае;

     - правила техники безопасности;

     - оказание помощи при травмах и ушибах;

     - названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;

     - типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;

     - упражнения для развития физических способностей (гибкости, быстроты реакции, координации, ловкости);

     - контрольные упр. (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

     - основное содержание правил игры в настольный теннис;

     - жесты судьи по настольному теннису;

уметь:

     - соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма;

     - выполнять технические приемы и тактические действия;

     - контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятии;

      - играть в настольный теннис с соблюдением основных правил;

Демонстрировать:

      - демонстрировать жесты судьи;

      - основные приёмы техники - исходные положения, перемещения, подачи, приёмы, нападающие удары, подкрутки, подставки;

      - специальную разминку для теннисиста.

РАЗДЕЛ № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

1. Спортивный зал;

2. Сетки для настольного тенниса;

3. Мячи для настольного тенниса;

4. Кронштейны для сетки;

5. Небольшая коробка для мячей - для работы со стола;

6. Ракетки с разными накладками;

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Раздаточный материал:

- памятка по технике безопасности в спортивном зале;

- права и обязанности учащихся.

Демонстрационный, наглядный, иллюстративный материал:

- Компьютеры с выходом в Интернет, экраны, проекторы;

- наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки с описанием комплексов упражнений.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Формы аттестации

- опрос учащихся по пройденному материалу;

- наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований;

- мониторинг результатов по окончанию курса обучения;

- контроль соблюдения техники безопасности;

- привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня;

- контрольные игры с заданиями;

- выполнение контрольных упражнений;

- контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований;

- результаты соревнований.

Оценочные материалы

№ п/п

Наименование технического приема

Кол-во ударов

Оценка

1.

Набивание мяча ладонной стороной ракетки

60

40-50

Хор.

Удовл

2.

Набивание мяча тыльной стороной ракетки

60

40-50

Хор.

Удовл.

3.

Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки

60

40-50

Хор.

Удовл.

4.

Игра накатами справа по диагонали

20 и более от 10 до 19

Хор.

Удовл.

5.

Игра накатами слева по диагонали

20 более от 10 до 19

Хор.

Удовл.

6.

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола

12 и более от 6 до11

Хор.

Удовл.

7.

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола

12 и более от 6 до11

Хор.

Удовл.

8.

Откидка слева со всей левой половины стола

(кол-во ошибок за 2 мин)

3 и менее

от 4 до 8

Хор.

Удовл.

9.

Сочетание откидок справа и слева по всему столу (кол-во ошибок за 3 мин)

8 и менее от 9 до 12

Хор.

Удовл.

10.

Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола (из 10 попыток)

8

6

Хор.

Удовл.

11.

Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола (из 10 попыток)

9

7

Хор.

Удовл.

2.3 Методические материалы

Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма

подведения итогов

Теоретическая подготовка.

Лекция, беседа,

посещение соревнований.

Рассказ, изучение знаний по физической культуре. Учебники по физической культуре, настольному теннису. Методические пособия по настольному теннису, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности. Нормативные документы по дополнительному образованию. Просмотр аудио и видео материала. Наблюдение за соревнованиями.

Опрос учащихся.

Техническая подготовка.

Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материала, посещение соревнований.

Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы.

Контрольные упражнения, соревнования, товарищеские встречи.

Тактическая подготовка.

Лекция, беседа, видео материала, участие в соревнованиях.

Групповой, повторный, игровой, соревновательный методы.

Игры с заданиями, результаты участия в

соревнованиях.

Физическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, фронтальный, круговой, повторный, попеременный, игровой методы.

Тесты и

контрольные упражнения.

Контроль умений и навыков

Соревнования (школьные, городские) товарищеские встречи, судейство и организация соревнований.

Индивидуальный. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах.

Обсуждение результатов соревнований.

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года

34 недели

Количество учебных часов

68

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

15.09.- 26.12.2022

2 полугодие

09.01- 25.05.2023

Возраст детей

10-12 лет

Продолжительность/час

1

Режим занятий

2 раза в неделю

Годовая учебная нагрузка

68 часов

2.5 Календарный план воспитательной работы

Наименование мероприятия

Дата

1

Беседа «Техника безопасности на занятиях».

Беседа о внешнем виде учащегося,

сохранности материальной базы школы

сентябрь

2

Беседа «Профилактика вредных привычек»

 Беседа: «Правила обеспечения безопасности дорожного движения»

(я иду в школу, я иду из школы домой)

октябрь

3

Беседа: «Правила поведения в транспорте»

Беседа: «Что значит быть дружным?»

ноябрь

4

Беседа: «Правила поведения на скользкой дороге»

Беседа: «Правила поведения при пожарах»

декабрь

5

Беседа: «Лень – помощник или враг?»

Беседа: «О вреде и пользе жевательной резинки»

январь

6

Беседа: ««Опасные и безопасные ситуации»»

Беседа: «Мы и наши привычки: правила рационального питания».

февраль

7

Беседа: «Искусство слушать собеседника»

Беседа: «Что говорит о вредных привычках закон»

март

8

 Беседа: «Для чего нужна дисциплина на соревнованиях?»

Беседа: ««Как мы помогаем природе?»

апрель

9

Беседа: «Умеем ли мы говорить «нет»?»

Беседа: «Правила поведения на открытых водоемах».

май


Список литературы.

  1. Байгулов, Ю. П. Настольный теннис. Вчера, сегодня, завтра / Ю.П. Байгулов. - М.: Физкультура и спорт, 2021. - 256 c.;
  2. Барчукова, Г. В. Настольный теннис для всех / Г.В. Барчукова. - М.: Физкультура и спорт, 2021. - 208 c.;
  3. Шмырев М. Прошу к столу/- ООО "Издательство"Эксмо", 285с.

Интернет-источники:

  1. https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2019/10/16/rabochaya-programma-tennis-8-klass-2chasa-v-nedelyu (дата обращения 28.07.2024)
  2. https://multiurok.ru/files/proghramma-po-nastol-nomu-tiennisu-1.html (дата обращения 28.07.2022);
  3. https://www.ttshop.ru/literatura.html (дата обращения 28.07.2024)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ  «НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ  ШКОЛА» Принятана заседании методического объединенияП...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивного направления "ОФП"- путь к успеху (базовый уровень)

Программа является базовой основой для подготовки обучающихся к успешному выполнению нормативов ВФСК ГТО, утвержденных правительством РФ. Данная программа является модифицированной и имеет как оздоров...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры»

Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»

Программа «Настольный теннис» рассчитана на три года обучения, относится к физкультурно – спортивной направленности. Настольный теннис доступен всем. Играют в него как в закрытых пом...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «ГТО – нет ничего невозможного» (базовый уровень)

Данная программа является модифицированной и имеет как оздоровительное, так и прикладное значение. Особенностью данной программы является то, что есть четкие критерии выполнения норм, которые нужно вы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по курсу "Настольный теннис"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по курсу "Настольный теннис"...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "настольный теннис"

Программа включает в себя здоровье сберегающие технологии, которые создают максимально возможные для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и физического здоровья обучающи...