Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Учись играть в настольный теннис» (базовый уровень)
методическая разработка по физкультуре (5, 6 класс)
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, игровую деятельность, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Целесообразность настоящей программы заключается в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, позволяя решить проблему занятости свободного времени детей, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Притяжение»
городского округа Спасск-Дальний
Приморского края
Утверждаю:
Директор
__________./
«____»___________20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Учись играть в настольный теннис»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Срок реализации программы: 1год
Суханова Ольга Юрьевна,
Педагог дополнительного образования
Спасск-Дальний
2025 год
Раздел 1. Основные характеристики программы
- Пояснительная записка
Актуальность программы
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья, а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма. В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Учись играть в настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Направленность программы
Физкультурно-спортивная
Уровень освоения
Базовый
Отличительные особенности
Целесообразность настоящей программы заключается в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, позволяя решить проблему занятости свободного времени детей, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Адресат программы
Возраст обучающихся 10-12 лет. На обучение, по программе, принимаются все желающие МБОУ ЦО «Притяжение», относящиеся к основной группе здоровья, на основании результатов медицинского осмотра. Школьники, относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в соревнованиях избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию здоровья, на основании справки педиатра или терапевта, в которой указываются противопоказания к тому или иному виду двигательных действий. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, игровую деятельность, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проходят два раза в неделю по одному часу в течении всего учебного года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 68 часов.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Проведение занятия: учебно-тренировочное.
Типы занятий: теоретические, практические, целостно-игровые, комбинированные, диагностические, контрольные.
Методы проведения: словесный, наглядный, индивидуальный, практический.
Режим занятий: занятия проводятся согласно утвержденному расписанию образовательной организации, в которой реализуется данная программа.
Количество занятий: 2 раза в неделю, 68 часов в год.
Продолжительность занятий: 1 час.
Срок реализации: 1 год
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: воспитание личности, умеющей думать, физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной цели, самореализующейся в условиях современного общества посредством занятий настольным теннисом.
Задачи программы:
Воспитательные:
- способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
- сформировать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.
Развивающие:
- развивать двигательные качества (быстроту, координацию, гибкость, ловкость, быстроту реакции);
- развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Обучающие:
- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- обучить технике и тактике настольного тенниса.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Общее количество часов | В том числе | Формы аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | Основы знаний | ||||
1. | История развития настольного тенниса в России | 1 | 1 | 0 | Беседа |
2. | Ведущие спортсмены города | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
3. | Правила соревнований, предупреждение травматизма | 1 | 1 | 0 | Инструктаж, беседа, опрос |
2 | Общая и специальная физическая подготовка | ||||
1. | ОФП (развитие гибкости, быстроты реакции, координации, ловкости) | 8 | 0 | 8 | Выполнение упражнений |
2 | Специальная подготовка | 6 | 0 | 6 | Выполнение упражнений |
3 | Техническая подготовка | 14 | 0 | 14 | Выполнение упражнений |
4 | Тактическая и морально волевая подготовка | 10 | 0 | 10 | Выполнение упражнений, тестовые задания |
5 | Интегральная подготовка (двухсторонняя игра) Участие в соревнованиях | 22 | 0 | 22 | Двухсторонняя игра по упрощенным правилам |
6 | Контрольные испытания | 5 | 0 | 5 | Выполнение контрольного тестирования |
Итого часов | 68 | 3 | 65 | ||
Содержание учебного плана
1. Основы знаний
1. История развития настольного тенниса в России.
Теория: Развитие настольного тенниса в России. Значение и место настольного тенниса в системе физического воспитания. История возникновения настольного тенниса.
2. Ведущие спортсмены города.
Теория: Ведущие спортсмены города Спасск-Дальний.
3. Правила соревнований, предупреждение травматизма
Теория: Правила соревнований игры в настольный теннис. Личная гигиена, гигиена одежды и обуви, режим питания и питьевой режим. Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Правила оказания первой помощи при спортивных травмах.
2. Общая и специальная физическая подготовка
1. ОФП (развитие гибкости, быстроты реакции, координации, ловкости)
Практика: Значение всесторонней физической подготовки как важного фактора укрепления здоровья, воспитание физических качеств (развитие гибкости, быстроты реакции, координации, ловкости); выполнение нормативов по физической подготовке: бег 20 метров - отработка быстроты; бег 30 метров - отработка выносливости; прыжки через гимнастическую скакалку – отработка силы ног; подтягивание на перекладине (для девочек – отжимание).
2. Специальная подготовка
Практика: Для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости применяются: имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1 минуту, за 3 минуты, за 12 минут; имитация сочетаний ударов справа и слева на количество повторений за 1, 2, 3, 12 минут; имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола по схеме «треугольник» - на количество повторений за 30 секунд; имитация перемещений в 3-метровой зоне - на количество повторений за 30 секунд; имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной ракеткой, манжетом на кисть руки) - на количество повторений за 1, 2, 3 минуты. Перемещение у стола во время игры, выполнение ударов по мячу толчком справа, слева; накатом справа, слева; подрезкой справа, слева; блок подставкой активной, пассивной; плоский удар; обманные удары; атакующий длинные, короткие удары «тон-спин», одиночная и парная игра, выполнение подач плоских, «накатом», «подрезкой», короткие и длинные и прием их.
3. Техническая подготовка
Практика: Овладение техникой передвижений и стоек: стойка игрока, передвижение шагами, выпадами, прыжками, исходная при подаче стойки теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры, техника перемещений близко у стола и в средней зоне, перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева. Овладение техники держания ракетки: способы держания ракетки, правильная хватка ракетки и способы игры. Овладение техникой ударов и подач: удары по мячу, подачи, удар без вращения мяча(толчок) справа, слева, тренировка упражнений с мячом и ракеткой на количество повторений вводной серии, тренировка ударов у тренировочной стенки, изучение подач, тренировка ударов «накат» справа и слева на столе, сочетание ударов, имитация перемещений с выполнением ударов.
4. Тактическая и морально волевая подготовка
Практика: выбор позиции, игра в «крутиловку» вправо и влево, свободная игра на столе, игра на счет из одной, трех партий, тактика игры с разными противниками, основные тактические варианты игры, участие в соревнованиях по выполнению наибольшего количества ударов в серии. Формирование личности и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта. Испытание первых неудач в играх, умение спокойно и правильно реагировать на проигрыш. Уважение соперника.
5. Интегральная подготовка (двухсторонняя игра). Участие в соревнованиях
Практика: Комплексная реализация различных сторон (видов) подготовленности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности: соревновательные упражнения в условиях соревнований различного уровня (внутришкольные, городские). Облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений.
6. Контрольные испытания
Практика: набивание мяча ладонной стороной ракетки, набивание мяча тыльной стороной ракетки, набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки, игра накатами справа и слева по диагонали, сочетание наката справа и слева в правый и левый угол стола.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- историческое развитие игры в настольный теннис в России, особенности развития этого вида спорта;
- правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание до врачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
- умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
- правила использования спортивного инвентаря и оборудования.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Предметные результаты:
знать:
- историю возникновения и развития игры в настольный теннис в стране и в крае;
- правила техники безопасности;
- оказание помощи при травмах и ушибах;
- названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;
- типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (гибкости, быстроты реакции, координации, ловкости);
- контрольные упр. (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил игры в настольный теннис;
- жесты судьи по настольному теннису;
уметь:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма;
- выполнять технические приемы и тактические действия;
- контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятии;
- играть в настольный теннис с соблюдением основных правил;
Демонстрировать:
- демонстрировать жесты судьи;
- основные приёмы техники - исходные положения, перемещения, подачи, приёмы, нападающие удары, подкрутки, подставки;
- специальную разминку для теннисиста.
РАЗДЕЛ № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Спортивный зал;
2. Сетки для настольного тенниса;
3. Мячи для настольного тенниса;
4. Кронштейны для сетки;
5. Небольшая коробка для мячей - для работы со стола;
6. Ракетки с разными накладками;
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Раздаточный материал:
- памятка по технике безопасности в спортивном зале;
- права и обязанности учащихся.
Демонстрационный, наглядный, иллюстративный материал:
- Компьютеры с выходом в Интернет, экраны, проекторы;
- наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки с описанием комплексов упражнений.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Формы аттестации
- опрос учащихся по пройденному материалу;
- наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований;
- мониторинг результатов по окончанию курса обучения;
- контроль соблюдения техники безопасности;
- привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня;
- контрольные игры с заданиями;
- выполнение контрольных упражнений;
- контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований;
- результаты соревнований.
Оценочные материалы
№ п/п | Наименование технического приема | Кол-во ударов | Оценка |
1. | Набивание мяча ладонной стороной ракетки | 60 40-50 | Хор. Удовл |
2. | Набивание мяча тыльной стороной ракетки | 60 40-50 | Хор. Удовл. |
3. | Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки | 60 40-50 | Хор. Удовл. |
4. | Игра накатами справа по диагонали | 20 и более от 10 до 19 | Хор. Удовл. |
5. | Игра накатами слева по диагонали | 20 более от 10 до 19 | Хор. Удовл. |
6. | Сочетание наката справа и слева в правый угол стола | 12 и более от 6 до11 | Хор. Удовл. |
7. | Выполнение наката справа в правый и левый углы стола | 12 и более от 6 до11 | Хор. Удовл. |
8. | Откидка слева со всей левой половины стола (кол-во ошибок за 2 мин) | 3 и менее от 4 до 8 | Хор. Удовл. |
9. | Сочетание откидок справа и слева по всему столу (кол-во ошибок за 3 мин) | 8 и менее от 9 до 12 | Хор. Удовл. |
10. | Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола (из 10 попыток) | 8 6 | Хор. Удовл. |
11. | Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола (из 10 попыток) | 9 7 | Хор. Удовл. |
2.3 Методические материалы
Раздел | Форма занятия | Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса | Форма подведения итогов |
Теоретическая подготовка. | Лекция, беседа, посещение соревнований. | Рассказ, изучение знаний по физической культуре. Учебники по физической культуре, настольному теннису. Методические пособия по настольному теннису, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности. Нормативные документы по дополнительному образованию. Просмотр аудио и видео материала. Наблюдение за соревнованиями. | Опрос учащихся. |
Техническая подготовка. | Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материала, посещение соревнований. | Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. | Контрольные упражнения, соревнования, товарищеские встречи. |
Тактическая подготовка. | Лекция, беседа, видео материала, участие в соревнованиях. | Групповой, повторный, игровой, соревновательный методы. | Игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях. |
Физическая подготовка. | Объяснение, практическое занятие | Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, фронтальный, круговой, повторный, попеременный, игровой методы. | Тесты и контрольные упражнения. |
Контроль умений и навыков | Соревнования (школьные, городские) товарищеские встречи, судейство и организация соревнований. | Индивидуальный. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. | Обсуждение результатов соревнований. |
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года | 34 недели | |
Количество учебных часов | 68 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 15.09.- 26.12.2022 |
2 полугодие | 09.01- 25.05.2023 | |
Возраст детей | 10-12 лет | |
Продолжительность/час | 1 | |
Режим занятий | 2 раза в неделю | |
Годовая учебная нагрузка | 68 часов | |
2.5 Календарный план воспитательной работы
№ | Наименование мероприятия | Дата |
1 | Беседа «Техника безопасности на занятиях». Беседа о внешнем виде учащегося, сохранности материальной базы школы | сентябрь |
2 | Беседа «Профилактика вредных привычек» Беседа: «Правила обеспечения безопасности дорожного движения» (я иду в школу, я иду из школы домой) | октябрь |
3 | Беседа: «Правила поведения в транспорте» Беседа: «Что значит быть дружным?» | ноябрь |
4 | Беседа: «Правила поведения на скользкой дороге» Беседа: «Правила поведения при пожарах» | декабрь |
5 | Беседа: «Лень – помощник или враг?» Беседа: «О вреде и пользе жевательной резинки» | январь |
6 | Беседа: ««Опасные и безопасные ситуации»» Беседа: «Мы и наши привычки: правила рационального питания». | февраль |
7 | Беседа: «Искусство слушать собеседника» Беседа: «Что говорит о вредных привычках закон» | март |
8 | Беседа: «Для чего нужна дисциплина на соревнованиях?» Беседа: ««Как мы помогаем природе?» | апрель |
9 | Беседа: «Умеем ли мы говорить «нет»?» Беседа: «Правила поведения на открытых водоемах». | май |
Список литературы.
- Байгулов, Ю. П. Настольный теннис. Вчера, сегодня, завтра / Ю.П. Байгулов. - М.: Физкультура и спорт, 2021. - 256 c.;
- Барчукова, Г. В. Настольный теннис для всех / Г.В. Барчукова. - М.: Физкультура и спорт, 2021. - 208 c.;
- Шмырев М. Прошу к столу/- ООО "Издательство"Эксмо", 285с.
Интернет-источники:
- https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2019/10/16/rabochaya-programma-tennis-8-klass-2chasa-v-nedelyu (дата обращения 28.07.2024)
- https://multiurok.ru/files/proghramma-po-nastol-nomu-tiennisu-1.html (дата обращения 28.07.2022);
- https://www.ttshop.ru/literatura.html (дата обращения 28.07.2024)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА» Принятана заседании методического объединенияП...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивного направления "ОФП"- путь к успеху (базовый уровень)
Программа является базовой основой для подготовки обучающихся к успешному выполнению нормативов ВФСК ГТО, утвержденных правительством РФ. Данная программа является модифицированной и имеет как оздоров...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры»
Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»
Программа «Настольный теннис» рассчитана на три года обучения, относится к физкультурно – спортивной направленности. Настольный теннис доступен всем. Играют в него как в закрытых пом...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «ГТО – нет ничего невозможного» (базовый уровень)
Данная программа является модифицированной и имеет как оздоровительное, так и прикладное значение. Особенностью данной программы является то, что есть четкие критерии выполнения норм, которые нужно вы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по курсу "Настольный теннис"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по курсу "Настольный теннис"...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "настольный теннис"
Программа включает в себя здоровье сберегающие технологии, которые создают максимально возможные для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и физического здоровья обучающи...
