дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "настольный теннис"
рабочая программа
Программа включает в себя здоровье сберегающие технологии, которые создают максимально возможные для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и физического здоровья обучающихся (условия обучения при отсутствии стресса, адекватности требований, методик обучения и воспитания; рациональная организация образовательного процесса, двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся и гигиеническими требованиями; создание благоприятного эмоционально - психологического климата).
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в тренировочном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Цель: Создание условий для успешного обучения обучающихся широкому арсеналу тренировочных средств, способствующих дальнейшему совершенствованию в избранном виде спорта. Повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей, содействие успешному решению задач физического воспитания детей, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплению здоровья, а также организации их свободного времени.
Задачи:
Образовательные
- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта - спортивные игры (настольный теннис);
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные
- способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табако курения и алкоголизма.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 391.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п | Содержание | Стр. |
1. | Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы | 3 |
Пояснительная записка | 3 | |
Цель и задачи программы | 6 | |
Содержание программы | 7 | |
Планируемые результаты | 16 | |
2. | Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации | 17 |
Календарный учебный график | 17 | |
Условия реализации | 20 | |
Формы аттестации | 21 | |
Оценочные материалы | 22 | |
Методическое обеспечение | 24 | |
Список литературы | 34 |
- «Комплекс основных характеристик программы: объем,
содержание, планируемые результаты»
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа по настольному теннису (далее - Программа) является методическим документом, отвечающим современным требованиям подготовки спортсменов ДЮСШ по настольному теннису.
Программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной физической, психологической, теоретической подготовке в соответствии с этапами и годами обучения, освоение материала по всесторонней физической подготовке в соответствии с возрастом обучающихся.
Программа предназначена для организации и планирования тренировочной работы, определения наполняемости и объёма занятий для обучающихся отделения тенниса в МБУ ДО Вилюйская ДЮСШ.
Раскрывает содержание тренировочной работы, планирует распределение учебного материала по разделам подготовки, систему спортивно-оздоровительных, общеразвивающих и контрольных (по результатам освоения программы обучения) мероприятий.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Настольный теннис» - физкультурно-спортивной направленности, модифицированная. При разработке данной программы дополнительного образования соблюдены принципы, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания обучающимися. Функциональное назначение программы - общеразвивающее.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствие с законодательством Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от #1075;. №28 «Об утверждении СанПиН Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от г. Министерства образования и науки Российской Федерации.
Данная программа - является основным инструментом, определяющим направленность и содержание учебного и воспитательного процессов в Учреждении.
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной и гармонически развитой личности. Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис» позволяет обучающимся детально и более глубоко изучить избранный вид спорта.
Реализация дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности требует использование многообразия методов и технологической работы, направленных на получение качественно новых услуг дополнительно образования, создание оптимальных условий для достижения ожидаемых
результатов в обучении, воспитании, развитии обучающихся, удовлетворения их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов раскрытия личного потенциала.
Программа включает в себя здоровье сберегающие технологии, которые создают максимально возможные для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального и физического здоровья обучающихся (условия обучения при отсутствии стресса, адекватности требований, методик обучения и воспитания; рациональная организация образовательного процесса, двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся и гигиеническими требованиями; создание благоприятного эмоционально - психологического климата).
Актуальность программы. Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в тренировочном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти эту проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис». Программа направлена на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Новизна данной программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Педагогическая целесообразность программы заключается в воспитании высоких моральных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.
Основная задача программы - воспитывать интерес к занятиям теннисом в повседневной жизни. Тренировочное занятие должно быть увлекательным и многообразным. Следует сформировать целостные двигательные координации базовой техники, применять тактические задания с использованием освоенных технических элементов. Развивать способность к наблюдению и дифференцированию. Кроме того, эта программа позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
- Цель и задачи данной программы
Цель: Создание условий для успешного обучения обучающихся широкому арсеналу тренировочных средств, способствующих дальнейшему совершенствованию в избранном виде спорта. Повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей, содействие успешному решению задач физического воспитания детей, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплению здоровья, а также организации их свободного времени.
Задачи:
Образовательные
- дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта - спортивные игры (настольный теннис);
- научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
- обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие
- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные
- способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
- воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
- пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табако курения и алкоголизма.
Направленность: дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис» имеет физкультурно-спортивную направленность и нацелена на приобретение теоретических, практических навыков в настольном теннисе, а также на укрепление здоровья и правильное физическое развитие детей.
Уровень программы – ознакомительный.
Отличительные особенности данной программы
Специфика организации обучения по дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис» заключается в том, что программа предусматривает последовательность изучения и освоения материала по технической, тактической, специальной физической и теоретической подготовке в соответствии с периодами обучения, что позволяет соблюсти принцип преемственности в построении учебно- тренировочного процесса.
Программа раскрывает весь комплекс воспитания, обучения, тренировки в спортивной школе, является многолетним процессом и предусматривает определённые требования для обучающихся в соответствии с этапом подготовки.
Программа предусматривает:
- проведение теоретических и практических занятий;
- обязательное выполнение учебно-тематического плана;
- сдачу контрольно-переводных нормативов;
- регулярное участие в соревнованиях.
Объем: программы составляет 684 часа.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана для детей от 7 до 18 лет на 3 года обучения.
На обучение по дополнительной общеразвивающей программе принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям по боксу, по личному желанию ребенка и заявлению родителей (законного представителя), при этом сдача контрольно-тестовых упражнений по ОФП или СФП не предусмотрена.
Форма обучения - очная с применением дистанционных форм обучения.
Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.
Особенности организации образовательного процесса
Программа предусматривает теоретическую, общефизическую, специальную и техническую подготовку.
Зачисление в общеразвивающие группы производится по заявлению родителей (законных представителей) поступающего при предъявлении медицинского заключения о состоянии здоровья. Продолжительность обучения по дополнительной общеразвивающей программе 1 год - весь период.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: повышение уровня общей и специальной физической подготовки; овладение теоретическими знаниями и навыками по организации и проведению занятий; укрепление здоровья и улучшения физического развития; овладение техническими навыками; приобретение соревновательного опыта; воспитание смелости, воли, решительности.
Формами организации тренировочного процесса в спортивной школе являются: тренировочные занятия с группой, сформированной с учетом возрастных и гендерных особенностей, тренировочные сборы, участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях, инструкторская и судейская практика, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
Режим обучения: занятия проводятся согласно утвержденному расписании образовательной организации.
Периодичность проведения занятий:
Для групп СОГ 1(персона), СОГ 1, СОГ 2.
СОГ 1 (пер) – 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 академический час- 45 минут);
СОГ 1 – 4 раза в неделю по 2 академических часа, 1 раз в неделю по 1 академическому часу;
СОГ 2 – 4 раза в неделю по 2 академических часа, 1 раз в неделю по 1 академическому часу;
Содержание программы:
Тренировочный процесс планируется на основе Программы и утвержденного годового учебного плана. Он предусматривает постепенное повышение тренировочных нагрузок, решающих задачи, связанные с укреплением здоровья обучающихся, развитием специальных физических качеств, освоением сложных технических действий, привитием любви к спортивному состязанию и повышенного интереса к занятиям теннисом.
Годовой учебный план по настольному теннису
№ | Разделы подготовки | Этапы подготовки | Этапы подготовки | Этапы подготовки |
СОГ 1 (пер) | СОГ 1 | СОГ 2 | ||
Теоретическая подготовка | 18 | 50 | 60 | |
Общая физическая подготовка | 18 | 55 | 90 | |
Специальная физическая подготовка | 36 | 75 | 45 | |
Техническая Тактическая подготовка | 18 | 75 | 35 | |
Участие в соревнованиях | 36 | 30 | 35 | |
Тестирование, контрольные и переводные испытания | 7 | 20 | 7 | |
Восстановительные мероприятия | 7 | 10 | 45 | |
Инструкторская, судейская практика | 4 | 9 | 7 | |
Общее количество часов | 144 | 324 | 324 |
Конкретный годовой учебный план на общеразвивающую группу составляется тренером-преподавателем на основе Программы с учетом педагогической целесообразности применения определенных упражнений и уровня физической, технической, теоретической и психологической подготовленности обучающихся, расписания тренировочных занятий, а также возможностей спортивной базы.
Запланированный к изучению годовой объем материала должен быть освоен в течение учебного года. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, повлекших отмену тренировочных занятий, предусмотренный учебным планом годовой объем материала распределяется тренером - преподавателем и изучается данной группой в рамках оставшегося до конца учебного года объема часов.
График проведения занятий по группам (расписание тренировочных занятий) составляется исходя из недельной нагрузки утвержденного годового учебного плана ДЮСШ. Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации Программы рассчитывается в академических часах и не может превышать - 2 часов.
Наполняемость учебных групп и максимальный объем тренировочной нагрузки представлены в Таблице № 2.
Таблица № 2. Наполняемость учебных групп, максимальный объем тренировочной нагрузки.
Группа | Минимальный возраст зачисления | Минимальная наполняемость группы (человек) | Оптимальная наполняемость группы (человек) | Максимальная наполняемость группы (человек) | Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах | Количество тренировочных дней в неделю | Результат освоения программы |
СОГ 1(пер) | 7 | 12-15 | 15-20 | 4,0 | 2 | Оценка показателей | |
СОГ 1 | 7 | 12-15 | 15-20 | 4,0 | 2 | Оценка показателей | |
СОГ 2 | 7 | 12-15 | 15-20 | 4,0 | 2 | Оценка показателей |
Группы ознакомительного уровня формируются как из вновь зачисляемых в ДЮСШ обучающихся, так и из обучающихся не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других уровнях подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.
При этом необходимо учитывать, что тренировочные нагрузки в течение дня в неделю не должны превышать допустимых норм (Таблица № 1).
- Теоретическая подготовка
Теоретическая часть. Ознакомительный уровень подготовки необходим для изучения обучающимися правил гигиены, правил поведения и технике безопасности на тренировочных занятиях. Основное внимание при построении бесед и рассказов должно быть направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта настольный теннис и привлечь к систематическому посещению занятий физической культурой и спортом.
Теоретические занятия органически связаны с физической и технической подготовками. Начинающих спортсменов необходимо приучать посещать спортивные соревнования, просматривать фильмы и спортивные репортажи по избранному виду спорта. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст обучающихся и излагать материал в доступной форме. На практических занятиях следует дополнительно разъяснять обучающимся отдельные вопросы техники выполнения упражнений, правил соревнований.
Темы занятий:
- ОФП
- понятие техники и тактики в настольном теннисе;
- БКМ (Большое кол-во мячей);
- предупреждение травматизма;
- разновидности настольного тенниса.
- Общая физическая подготовка
Практическая часть. Общая физическая подготовка повышает функциональные возможности организма, способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья, улучшает физические качества и двигательные возможности обучающихся, расширяет запас движений, способствует более быстрому и качественному освоению специальных навыков, укрепление организма. В этих целях в тренировочные занятия включаются упражнения на развитие силы, быстроты, гибкости, ловкости, скоростных качеств, общей выносливости.
Общеразвивающие упражнения должны быть направлены на всестороннее физическое развитие обучающихся: равномерное развитие мышечной системы, укрепление опорно-двигательного аппарата координации движений и умений сохранять равномерное, а также улучшение функции сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Физические упражнения усиливают кровообращение в мышцах, которые подвергаются в данный момент нагрузке, способствуют увеличению мышечной силы, помогают восстановить или увеличить объем движения в суставах.
Упражнения без предметов и с предметами:
Для рук. Движения руками в различных плоскостях и направлениях в различном темпе. В различных положениях (стоя, сидя, лежа) одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и запястных суставах (сгибание и разгибание, отведение и приведение, маховые и круговые движения). В упоре лежа сгибание рук, отталкивание и др. Упражнения с эспандером и эластичной резиной.
Для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных стойках наклоны вперед, в стороны, назад. Круговые движения туловищем. В положении лежа лицом вниз — прогибание с различными положениями и движениями руками и ногами. Из положения лежа на спине — поднимание рук и ног поочередно и одновременно, поднимание и медленное опускание прямых ног, поднимание туловища, не отрывая ног от пола.
В различных стойках — наклоны вперед, в стороны, назад с различными положениями и движениями руками, с использованием отягощений (предметов). Круговые движения туловищем. В положении лежа лицом вниз
прогибание с использованием отягощений. Из положения лежа на спине,
ноги закреплены, поднимание туловища.
Для ног. Из основной стойки — различные движения прямой и согнутой ногой, приседания на двух и одной ноге. Маховые движения, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки. Различные прыжки и многоскоки на месте и в движении на одной и двух ногах. Прыжки через гимнастическую скамейку на месте и с продвижением вперед в равномерном и переменном темпе.
Круговые движения плеч. Руки в стороны параллельно полу. Пальцы вытянуты. Совершаются небольшие круги пальцами, вращая руки в плечевых суставах. Постепенно необходимо увеличивать круги, затем уменьшайте их. Повторяется три раза в одном направлении и три раза в другом, каждый раз опуская руки по бокам в перерыве.
- Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития силы
Приседание с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2 - 4 кг, мешочки с песком 3 - 5 кг, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп, вес штанги от 40 до 70 % от веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге «пистолет» с последующим подскоком вверх. Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).
Упражнения для развития быстроты
Повторное про бегание коротких отрезков (10 - 30 м) из различных исходных положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии); сидя, лежа, находясь в положении широкого выпада; медленного бега, подпрыгивания или бега на месте и в разных направлениях. Бег с изменением направления (до 180°). Бег с прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т.д. «Челночный бег» (туда и обратно): 2 х 10 м, 4 х 5 м, 4 х 10 м, 2 х 15 м и т.п. «Челночный бег», но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной и т.д. Бег боком и спиной вперед (на 10 - 20 м) наперегонки. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками, стоящими и медленно передвигающимися с помощью партнеров. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход от обычного бега на бег спиной вперед).
Упражнения для развития ловкости
Прыжки с разбега толчком одной или двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой; то же, выполняя в прыжке поворот на 90 - 180°. Прыжки вперед с поворотом. Прыжки с места и с разбега. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо.
Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.
Упражнения для развития выносливости
Бег равномерный и переменный.
- Техническая, тактическая подготовка.
Техническая подготовка - педагогический процесс овладения техническими приемами тенниса, обучение теннисиста технике движений и действий, служащих средством ведения спортивной борьбы или средством тренировки, и доведение их до необходимой степени совершенства.
Под техникой игры понимается совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективные-решения пяти принципиальных двигательных задач, решение которых должно быть направлено на выбор и умение применять в игре:
- основные хватки ракетки;
- оптимальный по величине и форме замах;
- качественный подход к мячу;
- своевременный момент удара ракеткой по мячу;
- контроль за величиной усилия и направлением движения ракетки при окончании удара.
Каждая из этих задач решается отдельно по мере очередности в освоении и совершенствовании техники выполнения двигательного действия.
- Техническая и тактическая подготовка.
На возрастном уровне этапов начальной подготовки неправомерно требовать от обучающихся четкого, технически безупречного выполнения конкретных задач в упражнениях с мячом и ракеткой.
Основными педагогическими принципами работы тренера-преподавателя являются последовательность и преемственность заданий и упражнений, переход от простого к сложному.
Базовая техника.
- Хватка ракетки. Овладение правильной хваткой ракетки. Многократное повторение хватки ракетки и основной стойки в простых условиях и упражнениях.
- Жонглирование мячом. Упражнения с мячом и ракеткой:
- броски мяча правой (левой) рукой о пол, партнеру, о стену с ловлей мяча правой и левой руками сверху и снизу, перебрасывание мяча с одной руки на другую, подбрасывание мяча вверх с ловлей двумя, одной рукой;
- различные виды жонглирования мячом, подвешенным «на удочке», подброс мяча правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно, удары о стенку правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно; - различные виды жонглирования мячом: удары по мячу правой, левой сторонами ракетки, двумя сторонами поочередно, удары по мячу на разную высоту (выше и ниже уровня глаз) с последующей ловлей мяча ракеткой без отскока от нее правой и левой стороной ракетки, удары по мячу поочередно ребром ракетки и ее игровой поверхностью;
- упражнения с ракеткой и мячом в движении - шагом, бегом, бегом с жонглированием разными сторонами ракетки и двумя сторонами ракетки поочередно; то же с поворотами, изменением направления бега, шагом, бегом с мячом, лежащим на поверхности игровой плоскости ракетки;
- удары справа и слева ракеткой по мячу у тренировочной стенки, у приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке - серийные (на точность безошибочных попаданий) удары, одиночные удары;
- удар на столе по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером-преподавателем, партнером, тренажером;
- сочетание ударов справа и слева у тренировочной стенки, приставленной к столу половинке стола или тренировочной стенке, по мячам, удобно выбрасываемым (отбиваемым) тренером-преподавателем, партнером, тренажером.
- Овладение базовой техникой с работой ног.
После освоения элементарных упражнений с мячом и ракеткой рекомендуется переход к изучению техники простейших ударов:
- разучивание и имитация исходных для ударов основных позиций - положение ног, разворот туловища, форма замаха, положение руки по отношению к туловищу, положение ракетки, кисти, предплечья, плеча;
- многократное повторение ударного движения на разных скоростях
(сначала - медленное, затем - ускоренное) без мяча, с мячом у стенки;
- игра на столе с тренером-преподавателем (партнером) одним видом удара (только справа или только слева), а затем сочетание ударов справа и слева; свободная игра ударами на столе.
- Овладение техникой ударов по мячу на столе.
После освоения обучающимися игры на столе ударами из различных точек применяются следующие упражнения:
- упражнения с придачей мячу вращения:
- удары по мячу левой и правой стороной ракетки после его отскока от
пола;
- удары по мячу левой и правой стороной ракетки без отскока от пола;
- удары по мячу левой и правой стороной ракетки у тренировочной
стенки;
- удары по мячу левой и правой стороной ракетки на половинке стола, приставленной к стене;
- удары по мячу левой и правой стороной ракетки при игре с тренером - преподавателем (партнером), тренажером;
- имитация ударов накатом, подрезкой у зеркала без ракетки, с ракеткой, на простейших тренировочных тренажерах;
- имитация передвижений влево - вправо - вперед - назад с выполнением ударных действий - одиночные передвижения и удары, серийные передвижения и удары;
- имитация передвижений в игровой стойке со сменой зон (передвижения влево - вправо, вперед-назад, по «треугольнику» - вперед - вправо - назад, вперед - влево - назад);
- имитация ударов с замером времени - удары справа, слева и сочетание. Базовая тактика
Игра на столе с тренером-преподавателем (партнером, тренажером- роботом) направлена на наибольшее количество попаданий в серии:
- игра одним (двумя) ударами из одной точки в одном, двух, трех направлениях;
- игра одним видом удара из двух, трех точек в одном (в разных) направлении;
- выполнение подач разными ударами;
- игра накатом - различные варианты по длине полета мяча, направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева;
- игра срезкой и подрезкой - различные варианты по длине полета мяча, по направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева;
- игра на счет разученными ударами;
- игра со всего стола с коротких и длинных мячей;
- групповые игры; «Круговая», «Дворник», «Один против всех «Круговая»
- с тренером-преподавателем» и другие.
- Участие в соревнованиях.
Обучающиеся могут принимать участие в соревнованиях согласно календарному плану спортивно-массовых мероприятий МБУ ДО «Вилюйская ДЮСШ» муниципального и регионального уровней.
- Контрольные и переводные испытания (итоговая аттестация)
Практическая часть. Методика выполнения тестовых упражнений, количество попыток, исходные положения. Техника безопасности во время выполнения тестовых упражнений. Разминка. Сдача контрольно-тестовых упражнений по ОФП, СФП и ТТП.
Итоговая аттестация проводится для оценки уровня достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеразвивающей программы с целью определения изменения уровня развития детей, заключительная проверка знаний, умений, навыков и отбора детей на дополнительные предпрофессиональные программы.
Заключительная часть. Подведение итогов учебного года, вручение грамот, дипломов по результатам соревновательной деятельности. Объявления итогов итоговой аттестаций. Задание для самостоятельных работ на летний период.
- Восстановительные мероприятия.
Восстановительные мероприятия
Педагогические средства восстановления:
1. Рациональное распределение нагрузок.
2. Создание четкого режима и ритма учебно-тренировочного процесса.
3. Рациональное построение учебно-тренировочных занятий.
4. Использование разнообразных средств и методов тренировки, в том числе и
Нетрадиционных.
5. Соблюдение рациональной последовательности упражнений, чередование нагрузок по направленности.
6. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса.
7. Активные интервалы отдыха.
Психологические средства восстановления:
1. Создание эмоционального положительного фона тренировки.
2. Формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировкам
3. Переключение внимания, мыслей, самоуспокоение, самоободрение, самоприказы
4. Психорегулирующая тренировка.
5. Отвлекающие мероприятия: веселые старты, чтение книг, экскурсии и т.д.
Гигиенические средства восстановления:
1. Рациональный режим дня.
2. Ночной сон не менее 8-9 часов в сутки, дневной сон в период интенсивной
подготовки к соревнованиям.
3. Использование специализированного питания: витамины, соки.
4. Гигиенические процедуры.
Общие требования безопасности:
К занятиям по боксу допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
Опасность возникновения травм:
- при падении на твердом покрытии;
- при столкновениях;
- при наличии посторонних предметов в спортивном зале; Занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами.
Занятия должны проходить на сухой поверхности.
Требования безопасности перед началом занятий:
-надеть спортивную форму и обувь с нескользкой подошвой.
-тщательно проверить отсутствие посторонних предметов в спортивном зале.
-провести физическую разминку всех групп мышц.
-внимательно прослушать инструктаж по ТБ по настольному теннису.
-коротко остричь ногти, снять все украшения (кольца, перстни, цепочки, браслеты, серьги, часы и т.д.)
- очки должны закрепляться резинкой и иметь роговую оправу. Требования безопасности во время занятий
-во время занятий в спортивном зале не должно быть посторонних лиц.
-при выполнении ударов, столкновениях и падениях игрок должен уметь применять приёмы самостраховки.
-соблюдать дисциплину, особенно во время обучающих тренировок.
-при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю.
-при получении травмы немедленно сообщить о случившемся тренеру- преподавателю.
Инструкторская и судейская практика.
Обучающиеся могут принимать участие в соревнованиях согласно календарному плану спортивно-массовых мероприятий МБУ ДО «Вилюйская ДЮСШ» муниципального и регионального уровней.
Рекомендации по планированию самостоятельной работы
Самостоятельная работа обучающихся контролируется тренером- преподавателем. Тренер-преподаватель самостоятельно определяет формы самоконтроля и способы их применения.
Для обучающихся используют такую форму, как дневник самоконтроля, в котором фиксируется:
- выполнение индивидуальных заданий;
- основные показатели самоконтроля (вес, пульс, самочувствие, сон, и т.п.);
- использование аудио- и видеоматериалов;
- посещение спортивных мероприятий;
- судейская практика;
- другие виды (формы) самостоятельной работы.
Самостоятельная работа направлена на обеспечение планомерного развития физической подготовленности обучающегося.
Электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий (по приказу учреждения).
Онлайн-сервисы для организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных технологий:
- Платформа Zoom
В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности:
• Лекция;
• ОФП;
• Консультация;
• Семинар;
• Практическое занятие;
• Промежуточная аттестация;
• Самостоятельная внеаудиторная работа.
Сопровождение предметных дистанционных курсов может
осуществляться в следующих режимах:
• Тестирование on-line;
• Консультации on-line;
• Предоставление методических материалов;
• Сопровождение off-line (проверка тестов, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации).
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, необходимо обеспечить защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
- Планируемые результаты
В результате обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Настольный теннис», обучающийся должен:
Личностные результаты
- владеть культурой поведения;
- иметь адекватные моральные и волевые качества;
- владеть самоконтролем;
- развить адаптацию к жизни в обществе.
Метапредметные результаты
- иметь потребность к ведению здорового образа жизни и
укреплению здоровья;
- иметь чувство ответственности и самостоятельности,
- владеть способностью к эффективному взаимодействию,
- иметь мотивацию к занятиям по настольному теннису.
Предметные результаты
- владеть навыками общей и частной гигиены;
- приобрести теоретические знания о настольной теннисе;
- развить физические качества;
- уметь выполнять комплексы общеразвивающих упражнений под руководством тренера-преподавателя и самостоятельно.
- освоить технику выполнения специальных упражнений, элементов в настольном теннисе;
- знать тактику игры в настольном теннисе по упрощённым правилам. Результаты освоения Программы являются основными показателями развития личностных характеристик обучающегося. По итогам реализации программы ожидаемый результат соотносится с целью и задачами обучения, развития, воспитания, в том числе ожидаемым результатом является переход обучающихся на дополнительную предпрофессиональную программу при успешном прохождении итоговой аттестации.
- Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Календарный учебный график
- Начало обучения – 1 сентября
- Окончание – 31 мая
- Продолжительность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе - 36 учебных недель:
СОГ 1(пер) общее количество 144ч.:
СОГ 1 общее количество 324ч.:
СОГ 2 общее количество 324ч.:
Примерный календарный учебный план на 38 учебных недели
по дополнительной общеразвивающей программе «Настольный теннис»
СОГ 1 (Пер)
1 | Название раздела программы, тема | количество часов по учебным месяцам | ||||||||||||||||||
Всего | янв | фев | мар | апр | май | июн | июл | авг | сен | окт | ноб | Дек | ||||||||
1. | Теоретическая подготовка | 18 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 | |||||||||
2. | Общая физическая подготовка | 18 | 1 | 2 | 4 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 | |||||||||
3. | Специальная физическая подготовка | 36 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||||||
4. | Техническая и тактическая подготовка | 18 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||
5. | Участие в соревнованиях | 36 | 8 | 2 | 2 | 4 | 8 | 8 | 4 | |||||||||||
6. | Тестирование, контрольные и передовые испытания | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
7. | Восстановительные мероприятия | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
8. | Инструкторская, судейская практика | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||
9. | Электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий | по приказу учреждения | ||||||||||||||||||
Общее количество часов | 144 | 18 | 15 | 15 | 16 | 10 | 10 | 20 | 24 | 16 | ||||||||||
СОГ 1
1 | Название раздела программы, тема | количество часов по учебным месяцам | ||||||||||||||||||
Всего | янв | фев | мар | апр | май | июн | июл | авг | сен | окт | ноб | Дек | ||||||||
1. | Теоретическая подготовка | 50 | 10 | 10 | 10 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||||||||
2. | Общая физическая подготовка | 55 | 5 | 5 | 10 | 5 | 5 | 5 | 10 | 5 | 5 | |||||||||
3. | Специальная физическая подготовка | 75 | 8 | 8 | 9 | 9 | 8 | 8 | 8 | 9 | 8 | |||||||||
4. | Техническая и тактическая подготовка | 75 | 8 | 9 | 9 | 8 | 8 | 8 | 9 | 8 | 8 | |||||||||
5. | Участие в соревнованиях | 30 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||||||||||||
6. | Тестирование, контрольные и передовые испытания | 20 | 5 | 5 | 5 | 5 | ||||||||||||||
7. | Восстановительные мероприятия | 10 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | ||||||||||||
8. | Инструкторская, судейская практика | 9 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||
9. | Электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий | по приказу учреждения | ||||||||||||||||||
Общее количество часов | 324 | 32 | 40 | 49 | 35 | 33 | 27 | 40 | 35 | 33 | ||||||||||
СОГ 2
1 | Название раздела программы, тема | количество часов по учебным месяцам | ||||||||||||||||||
Всего | янв | фев | мар | апр | май | июн | июл | авг | сен | окт | ноб | Дек | ||||||||
1. | Теоретическая подготовка | 60 | 5 | 5 | 10 | 5 | 10 | 5 | 10 | 10 | ||||||||||
2. | Общая физическая подготовка | 90 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |||||||||
3. | Специальная физическая подготовка | 45 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||||||
4. | Техническая и тактическая подготовка | 35 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||||||||
5. | Участие в соревнованиях | 35 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||||||||
6. | Тестирование, контрольные и передовые испытания | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
7. | Восстановительные мероприятия | 45 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | |||||||||
8. | Инструкторская, судейская практика | 7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
9. | Электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий | по приказу учреждения | ||||||||||||||||||
Общее количество часов | 324 | 25 | 37 | 42 | 37 | 36 | 31 | 42 | 42 | 32 | ||||||||||
. Условия реализации программы
Организационно - педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Организационно-методическое обеспечение:
Для обеспечения образовательного процесса и эффективной реализации образовательных модулей создан учебно-методический комплект. Его содержание:
- Методические рекомендации по использованию образовательных технологий;
- перечень игр и упражнений (по темам программы);
- конспекты занятий;
- набор диагностических тестов, помогающих обучающимся и педагогу планировать эффективность развития различных личностных качеств;
- тематический указатель литературы для педагогов, обучающихся и родителей.
- методические пособия.
Комплект учебно-методических материалов способствует:
- достижению высокой результативности всего образовательного процесса;
- освоению обучающимися программы в полной мере на протяжении всего курса обучения;
- позволяет педагогу в рамках своего образовательного курса комфортно, квалифицировано вести занятия.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в спортивных помещениях, оборудованных в соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения групповых форм работы. Список используемого оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы, приведен в таблицах 1.
Таблица 1.
Материально-техническое обеспечение программы, оборудование и инвентарь для проведения тренировочных занятий по настольному теннису.
№ | Наименование | Количество, шт. |
1. | Стол для настольного тенниса | 3 |
2. | Мячи для настольного тенниса | 200 |
3. | Сетка для настольного тенниса | 5 |
4. | Уловитель мяча | 1 |
5. | Скакалка обычная | 6 |
6. | Корзины для мячей 2 | 2 |
7. | разделительный барьер | 25 |
8. | счетчик судейский | 6 |
9. | тренажер для настольного тенниса | 6 |
Кадровое обеспечение
Для успешной реализации программы «Настольный теннис» педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по соответствующему направлению подготовки («Настольный теннис»), либо дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.
Педагог, реализующий данную программу, должен иметь следующие профессиональные и личностные качества:
- владеть навыками и приёмами организации физкультурно-спортивных занятий;
- знать особенности физиологии и психологии детского возраста;
- уметь вызывать у учащихся познавательный интерес к преподаваемому предмету;
- уметь создавать комфортные условия для личностного развития учащихся;
- систематически повышать уровень своего педагогического мастерства.
Таким образом, программу реализует квалифицированный педагог дополнительного образования с личными качествами: любовь к детям, доброта, коммуникабельность, творчество.
Формы аттестации
- устный опрос;
- показательные выступления;
- входная, текущая и итоговая диагностика;
- выполнение практических заданий;
- открытые занятия;
- отчетные мероприятия - соревнования, фестивали, конкурсы.
Контроль тренировочной деятельности осуществляется последующим направлениям:
- контроль за отношением обучающихся к тренировочному процессу;
- контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем, интенсивность, характер и направленность нагрузок).
Контроль за отношением обучающихся к тренировочному занятию осуществляется, по оценке их поведения. Критерием оценки служат данные о посещаемости занятий, степень проявления обучающимися активности и самостоятельности в выполнении упражнений и требований тренера- преподавателя, трудолюбие и настойчивость в преодолении трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность.
Психологическую подготовленность контролируют, периодически оценивая проявленные игроками в тренировочных заданиях следующие качества: активность, целеустремленность, смелость, решительность в защите и нападении, выдержку и самообладание, волю к победе и др.
Теоретическую подготовленность проверяют с помощью собеседования по заданным темам.
Контроль состояния, обучающегося осуществляется по следующим разделам:
- состояние здоровья;
- функциональное состояние организма и соответствие его этапу подготовки;
- контроль уровня развития физических качеств;
- Оценочные материалы
Система оценки результатов освоения программы состоит из текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации в соответствии с разработанными и действующими в спортивной школе локальными нормативными документами в сроки, соответствующие календарному учебному графику.
Так как в группах занимаются дети, с неодинаковой физической подготовленностью, то при проведении всевозможных игр, эстафет, игровых заданий возникает проблема уравнивания возможностей занимающихся. Поэтому основным принципом контрольно-оценочной деятельности является дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий. Кроме того, контроль и оценивание строятся на критериальной основе. Критерии являются однозначными и предельно четкими.
Для применения разработанной в программе системы оценки результатов освоения программы, при приеме, обучающиеся выполняют тестовые упражнения, перечисленные в тестовых заданиях (Приложение №3). Цель данного мероприятия - зафиксировать результаты без какой-либо оценки. В дальнейшем, данные результаты будут использоваться для сравнения.
Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в предметных областях:
- В области теории и методики физической культуры и спорта:
- физическая культура и спорт в России.
- гигиенические знания и навыки.
- профилактика травматизма и заболеваемости в теннисе.
- оборудование и инвентарь.
- строение и функции организма человека.
- основы техники игры в теннис.
- В области общей физической подготовки:
- освоение комплексов физических упражнений;
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости)
- психологических качеств, в том числе, базирующихся на них способностях, а также их гармоничное сочетание применительно к теннису;
- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма;
- гармоничное физическое развитие.
- В области избранного вида спорта:
- овладение основами техники и тактики в теннисе;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
- развитие специальных физических (двигательных) и психических качеств.
Приложение 1
Нормативы общей физической и специальной физическойподготовки
для общеразвивающих программ обучения по виду спорта «Настольный теннис»
Контрольные упражнения (тесты) | Уро вень оце нки бал лы | ВОЗРАСТ | |||||||||||||||
6-7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 и старше | ||||||||||
Ю | Д | Ю | Д | Ю | Д | Ю | Д | Ю | Д | Ю | Д | Ю | Д | Ю | Д | ||
Бег на 30 м (сек) | 5 | 5,8 | 5,9 | 5,6 | 5,7 | 5,5 | 5,6 | 5,3 | 5,4 | 5,2 | 5,3 | 5,1 | 5,2 | 5,0 | 5,1 | 4,9 | 5,0 |
4 | 5,9 | 6,0 | 5,7 | 5,8 | 5,6 | 5,7 | 5,4 | 5,5 | 5,3 | 5,4 | 5,2 | 5,3 | 5,1 | 5,2 | 5,0 | 5,1 | |
3 | 6,0 | 6,1 | 5,8 | 5,9 | 5,7 | 5,8 | 5,5 | 5,6 | 5,4 | 5,5 | 5,3 | 5,4 | 5,2 | 5,3 | 5,1 | 5,2 | |
2 | 6,1 | 6,2 | 5,9 | 6,0 | 5,8 | 5,8 | 5,6 | 5,7 | 5,5 | 5,6 | 5,4 | 5,5 | 5,2 | 5,4 | 5,2 | 5,3 | |
1 | 6,2 | 6,3 | 6,0 | 6,1 | 5,9 | 5,9 | 5,7 | 5,6 | 5,6 | 5,7 | 5,5 | 5,6 | 5,3 | 5,5 | 5,3 | 5,4 | |
Прыжки через гимнастичес-кую скамейку за 30 сек | 5 | 15 | 15 | 20 | 20 | 25 | 25 | 35 | 30 | 45 | 35 | 50 | 40 | 55 | 45 | 60 | 50 |
4 | 12 | 12 | 18 | 18 | 22 | 22 | 30 | 28 | 40 | 33 | 47 | 37 | 52 | 42 | 57 | 47 | |
3 | 10 | 10 | 15 | 15 | 20 | 20 | 25 | 25 | 35 | 30 | 45 | 35 | 50 | 40 | 55 | 45 | |
2 | 8 | 8 | 12 | 12 | 18 | 18 | 22 | 22 | 30 | 25 | 40 | 33 | 47 | 37 | 52 | 42 | |
1 | 5 | 5 | 10 | 10 | 15 | 15 | 20 | 20 | 25 | 20 | 35 | 30 | 45 | 35 | 50 | 40 | |
Прыжки через скакалку за 30 сек | 5 | 25 | 25 | 30 | 30 | 25 | 25 | ||||||||||
4 | 23 | 23 | 27 | 27 | 22 | 22 | |||||||||||
3 | 20 | 20 | 25 | 25 | 20 | 20 | |||||||||||
2 | 15 | 15 | 23 | 23 | 18 | 18 | |||||||||||
1 | 10 | 10 | 20 | 20 | 15 | 15 | |||||||||||
Прыжки через скакалку за 45 сек | 5 | 57 | 47 | 59 | 49 | 61 | 51 | 55 | 45 | 65 | 55 | ||||||
4 | 56 | 46 | 58 | 48 | 60 | 50 | 52 | 42 | 64 | 54 | |||||||
3 | 55 | 45 | 57 | 47 | 59 | 49 | 50 | 40 | 63 | 53 | |||||||
2 | 54 | 44 | 56 | 46 | 58 | 48 | 47 | 37 | 62 | 52 | |||||||
1 | 53 | 43 | 55 | 45 | 57 | 47 | 45 | 35 | 61 | 51 | |||||||
Прыжок в длину с места (см.) | 5 | 108 | 103 | 120 | 115 | 130 | 125 | 135 | 130 | 170 | 160 | 180 | 170 | 190 | 180 | 210 | 200 |
4 | 105 | 100 | 115 | 110 | 125 | 120 | 130 | 125 | 160 | 150 | 170 | 160 | 180 | 170 | 200 | 190 | |
3 | 102 | 90 | 110 | 105 | 120 | 115 | 125 | 120 | 150 | 140 | 160 | 150 | 170 | 160 | 190 | 180 | |
2 | 100 | 80 | 105 | 100 | 115 | 110 | 120 | 115 | 140 | 130 | 150 | 140 | 160 | 150 | 190 | 170 | |
1 | 90 | 70 | 100 | 90 | 110 | 100 | 115 | 110 | 130 | 120 | 140 | 130 | 150 | 140 | 180 | 160 | |
Отжимание от пола (кол-во раз) | 5 | 6 | 6 | 8 | 8 | 15 | 12 | 18 | 15 | 20 | 18 | 22 | 20 | 24 | 20 | 27 | 22 |
4 | 5 | 5 | 7 | 7 | 12 | 10 | 15 | 12 | 18 | 15 | 20 | 18 | 22 | 19 | 26 | 21 | |
3 | 4 | 4 | 6 | 6 | 10 | 9 | 12 | 10 | 15 | 12 | 18 | 15 | 20 | 18 | 25 | 20 | |
2 | 3 | 3 | 5 | 5 | 9 | 8 | 10 | 8 | 13 | 10 | 16 | 13 | 19 | 17 | 22 | 19 | |
1 | 2 | 2 | 4 | 4 | 8 | 7 | 8 | 6 | 11 | 8 | 14 | 11 | 18 | 16 | 21 | 18 | |
Обучающийся считается успешно сдавшим контрольные нормативы по ОФП и СФП: - необходимо набрать не менее 15 баллов.
- Методические обеспечение (рекомендации) для детей и подростков для подготовки к испытаниям в настольном теннисе
Игра в настольный теннис является самой доступной в системе студенческого образования по дисциплине «физическая культура». Она актуальна для создания устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования средств и методов физической культуры в повседневной жизни.
В процессе игры, которая отличается высокой двигательной активностью, формируются у школьников такие важные качества, как быстрота, ловкость, координация, внимание, реакция, глазомер, мышление и др. Напряженность спортивного поединка стремление к преодолению трудностей в борьбе за победу способствуют воспитанию смелости, настойчивости, решительности. При обучении игре в настольный теннис, как и любому другому виду спорта, огромную роль играет физическая подготовка.
Самоконтроль
Любой ребенок, начинавший систематически заниматься физическими упражнениями, должен регулярно наблюдать за состоянием своего организма. Учитель физической культуры обязан привить детям навыки самоконтроля при обучении игре в настольный теннис. Такой самоконтроль поможет правильно регулировать величину нагрузки во время выполнения физических упражнений, оценить результаты самостоятельной тренировки и при необходимости изменять режим тренировки.
Используя самоконтроль, оценивают свое физическое развитие, двигательные качества и функциональные возможности.
При оценке физического развития обращают особое внимание на изменения осанки. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и расположены на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические кривизны позвоночника нормально выражены, грудь слегка выпуклая, живот втянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Известно, что отклонения осанки не только нарушают фигуру человека, но и могут вызвать смещения сердца» крупных сосудов и других внутренних органов с ухудшением их функций.
Двигательные или физические качества физкультурников (силу, быстроту, выносливость и гибкость) оценивают с помощью различных упражнений, называемых контрольными. Такие упражнения обычно объединяются в комплексы. Например, наиболее известен Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО), который известен в нашей стране с 1931 года. Способность совершать двигательные действия в минимальное для данных условий время называется быстротой, которая проявляется обычно в сочетании с силой мыши. Так результаты в прыжках в длину с места и с
разбега, в беге на короткие дистанции характеризуют скоростно-силовые качестве "спортсменов. Быстрота и скоростно-силовые качества развивается с помощью прыжков, быстрого бега и других упражнений, выполняемых в быстром темпе. Одним из наиболее важных двигательных качеств человека является выносливость, определяемая как способность к длительному действию (движению) без снижения его эффективности. Иначе говоря, это способность противостоять утомлению, поддерживать высокую работоспособность. Следует отметить, что хорошо развитая физическая выносливость тесно связана с умственной работоспособностью. Для развития выносливости необходимо длительное выполнение упражнений до утомления и на фоне
утомления, используя равномерный и повторные метода тренировки. К числу физических качеств относят гибкость - способность выполнять движения с больше? амплитудой, обусловленной полезностью в суставах, которая зависит от величины суставных поверхностей, эластичности мышц, связок, сухожилий. Так, гибкость позвоночника в хорошем состоянии, если вы можете, не сгибая ног, положить ладони на пол. Плечевые и локтевые суставы - если сможете соединить кисти за спиной на лопатках (один локоть сверху за головой, другой внизу на пояснице). Коленный и тазобедренный суставы - если сможете глубоко присесть на пятки, не отрывая их от пола. Для самоконтроля достаточно оценивать сдвиги в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Например, при систематических и правильно организованных занятиях частота пульса в покое имеет тенденцию к снижение. А повышение частоты часто связано с перегрузками, утомлением, болезнью. Пульс в покое измеряется утром после сна, не вставая с постели, и его величина 50-60 ударов в минуту свидетельствуют о нормальном состоянии сердечно-сосудистой системы. В условиях физических нагрузок частота пульса увеличиваем до 200 в I мин. Однако, при небольших нагрузках учащение пульса тем меньше, чем выше физическая подготовленность человека. На этом положении основаны почти все функциональные пробы с измерением пульса при физических нагрузках.
Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики
- Исходное положение (и. п.)- основная стойка (о. с.). С шагом одной ноги вперёд, другая на носке сзади, руки вверх- в стороны, прогнуться. То же можно выполнять сидя.
- И. п.- то же. Руки вытянуть вперёд, с силой развести их в стороны. То же можно выполнять сидя.
- И. п. О. с. Подтягивание колен к груди (попеременно).
- И. п. о. с. Наклоны туловища вперёд, ноги прямые.
- И. п.- упор лёжа. Сгибание и разгибание рук в упоре.
- И. п. о. с. Приседания на одной или обеих ногах.
- И. п. о. с. Повороты туловища в стороны.
- И. п. - лёжа на спине. Поднимание ног или туловища.
- И. п. о. с. Наклоны туловища в стороны, то же с выпадом в сторону.
- Бег и ходьба.
- Расслабление мышц или упражнения на координацию.
- Ходьба и восстановление дыхания.
Упражнения для развития основных физических качеств и опорно-двигательного аппарата
Комплекс ГТО рекомендует включать в двигательный режим следующие упражнения:
- прыжки со скакалкой;
- подтягивания;
- сгибания и разгибания рук;
- поднимание прямых ног или туловища;
- наклоны вперёд;
- упражнения для развития силы (упражнения с гантелями разного веса);
- ходьба и бег для развития выносливости;
- бег на лыжах;
- метание;
- плавание;
- стрельба;
- туристический поход.
Соревнования и спортивные игры
Многократные систематические соревнования повышают уровень общей тренированности, полезно участие в соревнованиях как в личном так и в парном зачёте.
Полезные советы ^ Делать утреннюю гимнастику.
- Необходимо заниматься систематически самостоятельными занятиями и чем раньше, тем лучше.
- Проявлять волю и последовательность в освоении материала.
- Вести график ведения тренировок и их результативности.
- Увеличивать уровень нагрузки в соответствие с состоянием здоровья от лёгких к более интенсивным.
- Советоваться с педагогом и врачом по всем возникающим вопросам.
- Чаще участвовать во всех соревнованиях и спортивных играх.
- Подготовившись можно смело сдавать нормы ГТО на спортивных сооружениях.
Методические рекомендации по выполнению видов испытаний (тестов) в настольном теннисе.
- Бег на 30м
Бег проводится по дорожкам стадиона или на любой ровной площадке с твёрдым покрытием. Бег на 30м выполняется с высокого старта. Участники стартуют по 1человеку.
- Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе для горизонтальных прыжков. Участник принимает исходное положение (далее- ИП): ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией отталкивания. Одновременным толчком двух ног выполняется прыжок вперёд. Мах руками разрешён.
Измерение производится по перпендикулярной прямой от места отталкивания до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.
Участнику предоставляются три попытки. В зачёт идёт лучший результат. Ошибки:
заступ за линию отталкивания или касание её; выполнение отталкивания с предварительного подскока; отталкивание ногами разновременно.
- Прыжки со скакалкой Исходное положение для прыжков Встать прямо.
Скакалку закинуть за спину.
Взгляд направить перед собой.
Слегка согнуть руки в локтях.
Кисти отвести на 15-20 см. от бёдер.
Находясь в исходном положении, начать вращать скакалку.
Приземление должно быть мягким, с акцентом на подушечки стоп (передняя часть подошвы стопы). В базовой технике прыжка на обе ноги , пятки не должны касаться пола . Высоко подпрыгивать тоже не стоит. Отрыва буквально на пару сантиметров от поверхности будет достаточно, чтобы не мешать вращению скакалки.
- Прыжки боком через скамейку
Прыжки через гимнастическую скамейку (прямо, правым/левым боком).
В тренировочном зале для этого упражнения используется стандартная гимнастическая скамейка высотой от 30 до 40 см и длиной до 5 м. Скамейку можно заменить натянутой на той же высоте (30-40 см.) веревкой. Стать у одного конца скамейки, ноги вместе. Не раздвигая ног (стопы прижаты друг к другу), двигаться зигзагом вперед прыжками, перепрыгивая через скамейку с одной ее стороны другую.
Аналогично, только стать лицом перед скамейкой, туловище параллельно скамейке. Двигаться делая прыжки через скамейку лицом/спиной вперед, оставляя туловище параллельным скамейке. Сделать одним/другим боком.
- Челночный бег 3x10 м
Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твёрдым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10м прочерчиваются две параллельные линии «Старт» и «Финиш». Участник, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) участник бежит до финишной линии, касается линии рукой, возвращается к линии старта, касается её и преодолевает последний отрезок без касания линии финиша рукой. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш».
Методические рекомендации для педагогов и тренеров-
преподавателей по организации проведения испытаний (тестов) по настольному теннису.
На этапе начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием, главным образом средств ОФП, освоение технических элементов и навыков. Также в качестве критерия оценки деятельности на этапе начальной спортивной подготовки используются следующие показатели: стабильность состава занимающихся; динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся; уровень освоения основ техники видов спорта, навыков, гигиены и самоконтроля.
Содержание контрольно-переводного процесса включает в себя следующие требования:
- Ответить на вопросы по теории настольного тенниса (пройденный материал).
- Сдать нормативы по физической и технической подготовке.
- Принять участие во внутриклубных соревнованиях.
- Принять участие в 2-3-х соревнованиях вне клуба, сыграть не менее 20 встреч.
Оценивание уровня подготовленности юных спортсменов производится по 10- бальной шкале, специально разработанной для внутриклубного использования, где 2 балла и меньше - низкий уровень;
3-4 балла - ниже среднего;
от 5-7 баллов - средний уровень; от 8 - 9 баллов - выше среднего;
10 баллов и больше - высокий уровень. Подробно шкала оценивания уровня физической подготовленности представлено таблицей в Приложении 3.
Тестирование по ОФП проводится 2 раза в год: в начале и в конце учебного года. Перед тестированием проводится разминка. 1. Бег боком вокруг стола: выполняется от линии, которая является продолжением левой кромки стола, сначала по часовой стрелке, за тем - против часовой стрелки 2 раза, т. е. всего четыре круга. В случае умышленного касания стола результат не засчитывается.
- Отжимания в упоре от стола: исходное положение - упор в край стола, при этом четыре пальца лежат на столе, а большой - снизу, руки разведены на ширину плеч, ноги выпрямлены, между плечом и телом угол 90°. По сигналу спортсмен начинает отжимания, каждый раз касаясь грудью кромки стола. Считается количество отжиманий за 1 мин. Судья следит за тем, чтобы руки находились на установленной ширине. Для того чтобы избежать травмы при возможном падении спортсмена на стол, его кромка закрывается
мягким материалом.
- Прыжки со скакалкой одинарные: по сигналу судья включает секундомер, а спортсмен начинает прыжки. Считаются одинарные прыжки (1 оборот скакалки при 1 подскоке).
Считается количество тех или иных прыжков за 45 с. Упражнение выполняется максимум 2 раза с перерывом 2 мин. В зачет идет лучший результат.
- Прыжки в длину с места: прыжки выполняются с линии прыжка по 2 раза. В зачет идет лучший результат. Длина прыжка измеряется от линии прыжка до ближайшей точки проекции любой части тела на поверхности.
Бег на дистанцию 30 м проводится на ровной площадке по 1человеку с высокого старта.
Приложение №2
Зачётный лист выполнения испытаний по физической подготовке
Вид испытания | Бег на 30 м с высокого старта (сек) (быстрота) | Прыжок в длину с места (см) (скоростно силовая) | Прыжок с места вверх (см) (скоростно силовая) | Прыжок боком толчком двумя ногами через скамейку (координация) | Прыжки со скакалкой (координация) |
Результат | |||||
Дата |
Зачётный лист выполнения испытаний по технической подготовке
Вид Испы - тания | Накат справа по диагонали | Накат слева по диагонали | Накат слева и справа поочерёдно | Накат слева и справа в один угол | Подрезка справа и слева в любом направлении | Подача справа и слева с поступатель-ным вращением мяча | Подача справа и слева с обратным вращением мяча | Подача справа и слева с боковым вращением мяча |
Результат | ||||||||
Дата |
Вид Испыта ния | Подача справа и слева с обманным движением руки | Топ-спин справа по подставке справа | Топ-спин справа по подрезке справа | Топ-спин слева по подставке | Топ-спин слева по подрезке слева |
Результат | |||||
Дата |
Приложение №3
Блиц вопросы и ответы по правилам настольного тенниса:
Если мяч у противника вылетает за пределы стола, не задев его, а я его беру и ошибаюсь. Кому будет засчитано очко?
Если ваш удар был совершен за столом, то не важно взяли ли вы его или нет, противник уже ошибся, не попав на стол. Очко выиграете вы.
Если я отбил мяч второй неигровой рукой и выиграл очко, оно будет засчитано?
Нет, это будет считаться проигрышем. Допускается неявное касание, когда мяч отбивается пальцами игровой руки или кистью.
Можно ли при ударе по высокому мячу «свече» заходить и бить с края стола?
Да можно, передвижение доступно у стола с любой позиции.
При отбитии мною мяча, он попадает в торец стола, будет ли это считаться за выигрыш?
Нет, попадание в торец считается как аут. Засчитывается только, когда мячик касается угла стола.
Я сыграл из дальней зоны, и мячик пролетел мимо сетки с краю и попал на половину стола. Выиграл ли я очко?
Правила настольного тенниса разрешают играть мимо сетки. И такие ситуации случаются, когда играют по далеко улетевшим мячам. Главное попасть на стол.
Имеет ли право подающий на переподачу?
Подающий игрок перепадает подачу: по требованию судьи; ему помешал подать сторонний человек; мяч при подаче коснулся сетки; стола коснулся второй мяч или любая другая помеха.
#1063;то такое «зона» на столе? И зачем она нужна?
Зоны их две и они представлены делением тонкой белой линией половинки стола. Зона используется во время парной игры, когда подача идет только в правую зону противникам. Если при подаче в парной игре, мяч не попадает в зону, то вам засчитывается проигрыш очка.
Переигрывается ли подача, если мяч задел края стола со стороны противника?
Нет, такая подача не переигрывается.
Переигрывается ли подача, если мяч коснулся сетки, но не коснулся стороны противника?
Нет, такая подача не переигрывается и вам засчитывается проигрыш.
Можно ли перепадать подачу, если я промахнулся, но не касался мяча?
Нет, это будет считаться проигрышным мячом.
Я сыграл мяч ручкой ракетки, это считается за проигрыш очка?
Нет, не считается.
Можно ли подбрасывать мячик при подаче несколько раз?
Нет нельзя, это считается проигрышем очка.
Можно ли стучать мячиком по столу перед подачей?
Нет нельзя.
Следует ли переиграть очко, если при розыгрыше мячик коснулся потолка?
Нет, это считается проигрышем. Мяч во время розыгрыша не должен касаться других посторонних предметов.
Я подал подачу, и мячик коснулся у противника его стола два раза, после чего он отбил его. Выиграл ли я очко?
Да, потому что, мячик должен коснуться только один раз половинки стола противника.
Куда можно подавать подачи?
Подавать можно в любое место стола. При игре в паре, необходимо подавать только в правый квадрат, который называется «зоной». Нарушение «зоны», наказывается проигрышем очка.
Что делать судье если неиграющий игрок мешает проведению соревнований, ведет себя не спортивно?
Сделать первое предупреждение, наказать дисквалификацией на одну игру, игровой день или удалить с турнира.
Как выбрать, кто первый подает подачу?
На турнирах либо бросается монетка, либо один из игроков берет в руки мяч, разводит руки под столом, держа в одной из них мяч. И просит соперника угадать, в какой руке у него находится мяч. Если противник угадывает, его первые подачи, если нет то ваши.
На какую высоту надо подбрасывать мячик при подаче?
Необходимо подбросить мячик открытой ладонью на высоту более 16 см.
Зачем меняются сторонами при счете 5:3?
Это случается в середине решающей партии, например по партиям счет 3:3, и чтобы все были в равных условиях в ключевой партии, меняются местами в ее середине.
Можно лечь на стол животом, если я не могу достать мяч, упавший близко к сетке?
Да можно коснуться животом или ногой, но при этом стол не должен сдвинуться.
Можно ли при подбрасывании мяча делать движение ногами для более сильного вращения?
Нет, во время подачи нельзя перемещаться.
Если при ударе мячик попадает в боковую стойку у сетки, а потом касается половинки стола противника, это считается за аут?
Нет, стойки сетки тоже считаются как элементы сетки и мяч может от них играться.
Планируемые результаты
В результате обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Настольный теннис», обучающийся должен:
Личностные результаты
- владеть культурой поведения;
- иметь адекватные моральные и волевые качества;
- владеть самоконтролем;
- развить адаптацию к жизни в обществе.
Метапредметные результаты
- иметь потребность к ведению здорового образа жизни и
укреплению здоровья;
- иметь чувство ответственности и самостоятельности,
- владеть способностью к эффективному взаимодействию,
- иметь мотивацию к занятиям пулевой стрельбой.
Предметные результаты
- владеть навыками общей и частной гигиены;
- приобрести теоретические знания о пулевой стрельбе;
- развить физические качества;
- уметь выполнять комплексы общеразвивающих упражнений под руководством тренера-преподавателя и самостоятельно.
- освоить технику выполнения специальных упражнений, элементов в пулевой стрельбе;
- знать тактику игры в настольный теннис по упрощённым правилам. Результаты освоения Программы являются основными показателями развития личностных характеристик обучающегося. По итогам реализации программы ожидаемый результат соотносится с целью и задачами обучения, развития, воспитания, в том числе ожидаемым результатом является переход обучающихся на дополнительную предпрофессиональную программу при успешном прохождении итоговой аттестации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Амелин, А. Н. Современный настольный теннис / А. Н. Амелин. - М.: ФиС, 1982.
- Амелин, А. Н. Настольный теннис (Азбука спорта) / А. Н. Амелин, В. А. Пашинин. - М.: ФиС, 1999.
- Байгулов, Ю. П. Основы настольного тенниса / Ю. П. Байгулов, А. Н. Романин. - М.: ФиС,1979.
- Байгулов, Ю. П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра / Ю. П. Байгулов. - М.: ФиС, 2000.
- Балайшите, Л. От семи до... (Твой первый старт) / Л. Балайшите. - М.: ФиС, 1984.
- Барчукова, Г. В Современные подходы к формированию технико - тактического мастерства игроков в настольный теннис / Г. В. Барчукова. - М.: РГАФК, 1997.
- Барчукова, Г. В. Игра, доступная всем / Г. В. Барчукова, С. Д. Шпрах. — М. : Знание, 1991.
- Барчукова, Г. В. Настольный теннис (спорт для всех) / Г. В. Барчукова. - М. :ФиС, 1990.
- Барчукова, Г. В. Учись играть в настольный теннис / Г. В. Барчукова. - М. : Советский спорт, 1989.
- Барчукова, Г. В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный теннис / Г. В. Барчукова. - М.: ГЦОЛИФК, 1984.
- Серова Л. К. Содержание спортивной подготовки в настольном теннисе. Курс лекций / Л. К. Серова. - СПб., 2001.
- Старожилец А. А. Формулы успеха: Подготовка спортсмена // Настольный теннис. — 1993. — № 1.
- Усмангалиев М.Ж. Методические особенности совершенствования точности и быстроты двигательных действий в настольном теннисе: Автореф. дис.... канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. — М., 1991.
- Фомичев А. С. Соревновательные и тренировочные нагрузки в подготовке высококвалифицированных игроков в настольный теннис: Дис магистра физ. культуры / РГ АФК.
Перечень интернет ресурсов:
- Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации // http: //www. minsport. gov. га/
- Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ //
- Библиотека международной спортивной информации //
- Виртуальный ресурс ФизкультУРА //
- Методическая служба //
- Официальный сайт Министерства физической культуры и спорта Краснодарского края //
- Правовая информация //
- Министерство образования и науки РФ //
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «СПОРТИВНАЯ ПЛАНЕТА «ОЛИМП»
Программа разработана на основании дополнительных общеобразовательных программ «Фитнес для детей», автор Резвова В.В., педагог дополнительного образования, программа «Развитие», автор Казак С.А., педа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры»
Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Пауэрлифтинг (спортивная дисциплина - жим)"
Прорамма по пауэрлифтингу (дисцилина - жим) для ДЮСШ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»
Программа «Настольный теннис» рассчитана на три года обучения, относится к физкультурно – спортивной направленности. Настольный теннис доступен всем. Играют в него как в закрытых пом...
Программа ШСК «Движение» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности Возраст учащихся 12-17 лет
нотация Занятия волейболом в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных двигат...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по курсу "Настольный теннис"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по курсу "Настольный теннис"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Учись играть в настольный теннис» (базовый уровень)
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, игровую деятельность, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.Целесообразность настоящей программы заключа...