Мастер-класс на тему: "Методы и приёмы работы на уроке физической культуры по формированию функциональной грамотности"
учебно-методический материал по физкультуре
Обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на уроках физической культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Методы и приёмы работы на уроке физической культуры по формированию функциональной грамотности»
Форма проведения: мастер-класс
Участники: педагоги
Место проведения: база МКОУ СОШ № 2 г. Тайшет
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на уроках физической культуры.
Задачи:
- продемонстрировать коллегам эффективные методы и приемы работы по развитию функциональной грамотности на уроке физической культуры;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы на деятельностной основе (работа в группах)
Основные этапы мастер-класса:
- Мотивация учения.
Вступительное слово учителя физической культуры. Актуализация знаний. Постановка педагогической проблемы.
- Практическая часть.
Математические расчеты при измерении пульса за 1 минуту
Комплекс ОРУ на 32 счёта
Упражнение «Перекинь мяч»
Оценка работоспособности сердечно-сосудистой системы с помощью индекса Руфье.
- Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия.
Ход мероприятия:
1. Мотивация
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мастер-класс будет посвящен актуальной теме современного образования.
Скажите пожалуйста, говоря современным языком, как называется умение применять знания в жизни? («функциональная грамотность школьников»).
Эпиграфом к нашему мастер-классу будут замечательные слова Яна Аммоса Каменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся».
Актуализация прежних знаний
Прежде чем перейти к приёмам, которые способствуют формированию функциональной грамотности, давайте с вами немного порассуждаем и вспомним некоторые теоретические моменты.
Так вот, когда мы начали углубляться в эту тему, возникало множество вопросов: А, разве функциональная грамотность − это то, что только что возникло? Неужели, раньше не было ее, или люди просто не понимали для чего она?
- «Когда впервые появился термин «функциональная грамотность?» (был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году, 66 лет назад)
- «Верно ли что компонентами функциональной грамотности является читательская, естественная, математическая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции?»
- «Верно ли что, чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо им предложить нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни»
И мы понимаем, что всё новое – это хорошо забытое старое. Только вслушайтесь в эту цифру 66 лет назад. Так почему снова начали говорить о ней?
Какие виды функциональной грамотности, применяются на уроках физической культуры?
Читательская грамотность: применяется на всех этапах обучения (1-11 классы)
- исторические сведения
-правила техники безопасности
-правила игр, соревнований
-техника упражнений
(опрос в конце урока, творческие задания на дом (буклеты), тесты, проекты, рефераты) особенно для групп специальной подготовки)
Математическая грамотность:
-математические расчеты при измерении пульса за 1 мин.,
-выполнение комплексов упражнений на 32 счета
-построение, расчеты разными способами
-знание единиц измерения по контрольным нормам (минуты, секунды, сантиметры и т.д.)
-умение работать с таблицами, формулами.
Естественно- научная грамотность:
- определение интенсивности нагрузки по пульсу
-знание строение тела (на какие группы мышц выполняются упражнения
-виды упражнений, влияющие на изменение пульса (ходьба -бег, упражнения в статике- в движении)
- влияние упражнений на формирование тела их подбор
-умение распознавать, анализировать и применять (при выполнении техники сложных упражнений)
Постановка педагогической проблемы
«Формирование функциональной грамотности — это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения». Используя данные формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельною, творчески мыслящую личность.
Задача формирования функциональной грамотности включена в обновлённый стандарт основного общего образования «Приказ № 287, ФГОС, III, ;. Это задача учителей всех предметов, в том числе учителей физической культуры. Читая новый ФГОС, возникают вопросы: Какие внести изменеия в структуру урока физической культуры? Как проводить урок так, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, достигая желаемых целей и результатов? Физическая культура – это не умственный предмет, где деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность, а, в первую очередь, двигательный.
В своём мастер-классе мы покажем несколько приёмов работы на уроках физической культуры, используемых нами, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.
2. Практическая часть
1) Математические расчеты при измерении пульса за 1 минуту
Прежде всего, нужно знать свой пульс в покое. Чтобы найти пульс, положите указательный или средний палец на внутреннюю сторону запястья и слегка прижмите его к артерии. Почувствовав пульс и воспользовавшись часами, подсчитайте количество пульсаций за 15. Умножив полученную цифру на 4, получите свой пульс. Если у мужчин он реже 50 ударов в минуту – отлично, реже 65 – хорошо, 65-75 – посредственно, чаще 75 – плохо. У женщин и юношей эти показатели увеличьте примерно на 5 ударов.
2) Подвижные задания на уроках физической культуры для развития креативного мышления
Упражнение «Перекинь мяч»
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Материалы: мяч.
Время: 2-5 минут
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, учитель просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
- Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
- Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
- Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
3) Комплекс ОРУ на 32 счёта
Комплекс упражнений№1 на 32 счета по физической культуре.
Стойка ноги врозь, руки на поясе, исходное положение принять,
упражнение на 32 счета с наклона головы вперед начинай.
#1059;пражнение: на 1-наклон головы вперед, на 2-назад, на 3- в лево, на 4-в право; на 5-8 повторить тоже самое.
#1059;пражнение: левая рука наверху, правая внизу на 9-10рывки руками, на11-12 смена положения рук.
#1059;пражнение: руки перед грудью согнув в локтевом суставе, на 13-14 рывок руками перед грудью, на 15-16 поворот корпуса в лево, руки выпрямить в локтевом суставе (2рывка), на 17-18 руки перед грудью согнув в локтевом суставе сделать два рывка, 19-20 поворот корпуса в право(2 рывка).
#1059;пражнение: круговые повороты руками вперед на21-22, назад тоже самое на23-24.
#1059;пражнение: два наклон туловище в лево, правая рука наверху отводится за голову, на счет25-26, на27-28 тоже самое в другую сторону.
6 Упражнение: на 29- наклон туловище вперед, руками касаемся пола, ноги в коленях не сгибать.
#1059;пражнение: на 30- ноги одновременно скидаваются назад, руки ставятся перед собой.
#1059;пражнение: на 31- присед, на 32 исходное положение.
4) Оценка работоспособности сердечно-сосудистой системы с помощью индекса Руфье.
Оценку работоспособности сердечно-сосудистой системы можно провести с помощью индекса Руфье:
Формула для расчёта индекса Руфье:
Индекс Руфье = (4 ∗ (P1 + P2 + P3) − 200) / 10.
В формуле:
- P1 — число сердечных сокращений за 15 секунд у человека, находящегося не менее 5 минут в положении сидя;
- P2 — число сердечных сокращений у человека в положении сидя в первые 15 секунд после выполнения 30 приседаний за 45 секунд;
- P3 — число сердечных сокращений за последние 15 секунд с первой минуты отдыха в положении сидя после 30 приседаний.
Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15:
- меньше 3 — хорошая работоспособность;
- 3–6 — средняя;
- 7–9 — удовлетворительная;
- 10–14 — плохая (средняя сердечная недостаточность);
- 15 и выше – сердечная недостаточность.
3. Подведение итогов мастер-класса
Таким образом, мы пришли к выводу: «функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней». А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе. Выполняя, продемонстрированные, несложные задания, педагог составляет пазл компоненты функциональной грамотности, т.е., получает продукт совместной деятельности. Наше выступление хотелось бы закончить высказыванием великого историка Василия Осиповича Ключевского:
«Любите то, что преподаете, и любите тех, кому преподаете»
Рефлексия
У каждого в руках две бабочки: зелёная и жёлтая. Если понравился мастер-класс, это было актуально, полезно, интересно и продемонстрированные приёмы будут использоваться вами в вашей работе - возьмите зелёную бабочку. Ну, а если это вас совсем не тронуло - желтую бабочку.
Список использованных источников
1. Ключевский, Василий Осипович — Википедия ()
2. - Образовательный портал «УЧЕБА»
3. #1062;ентральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту.
5. #1058;вой олимпийский учебник. [Электронный ресурс] — Электрон.дан. — М.: Советский спорт, 2014. — 224 с. — Режим доступа: .
6. Курс для учителей физической культуры о формировании функциональной грамотности — Аттестатика ().
7. С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков – Учебник для общеобразовательных учебных заведений: Основы безопасности жизнедеятельности. – Дрофа; ДиК, 2000. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология проблемного обучения на уроках химии с элементами формирования функциональной грамотности"
ВВЕДЕНИЕПроблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительн...

скринкаст "Роль урока иностранного языка в формировании функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования"
https://drive.google.com/file/d/1DCiv4esTNs83SvH1_M_hleaTv56zXJ_z/view...
РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье рассматривается аудирование как функциональное умениепри формировании функциональной грамотности обучающихся иподнимается вопрос важности развития данного умения на урокаханглийского языка.Кл...
РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья...

Мастер-класс «Шестиугольное обучение» как один из приемов технологии развития критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»
Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»....

Технологическая карта урока английского языка по формированию функциональной грамотности по теме "What\'s for pudding?"
Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Что на десерт?", учебник Spotllight...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-8 КЛАССАХ...
