Мастер-класс на тему: "Методы и приёмы работы на уроке физической культуры по формированию функциональной грамотности"
учебно-методический материал по физкультуре

Лукьянова Екатерина Викторовна

Обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на уроках физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Методы и приёмы работы на уроке физической культуры по формированию функциональной грамотности»

Форма проведения: мастер-класс

Участники: педагоги

Место проведения: база МКОУ СОШ № 2 г. Тайшет

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на уроках физической культуры.

Задачи:

- продемонстрировать коллегам эффективные методы и приемы работы по развитию функциональной грамотности на уроке физической культуры;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы на деятельностной основе (работа в группах)

Основные этапы мастер-класса:

  1. Мотивация учения.

Вступительное слово учителя физической культуры. Актуализация знаний. Постановка педагогической проблемы.

  1. Практическая часть.

Математические расчеты при измерении пульса за 1 минуту

Комплекс ОРУ на 32 счёта

Упражнение «Перекинь мяч»

Оценка работоспособности сердечно-сосудистой системы с помощью индекса Руфье.

  1. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия.

Ход мероприятия:

1. Мотивация

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мастер-класс будет посвящен актуальной теме современного образования.

Скажите пожалуйста, говоря современным языком, как называется умение применять знания в жизни? («функциональная грамотность школьников»).

Эпиграфом к нашему мастер-классу будут замечательные слова Яна Аммоса Каменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся».

Актуализация прежних знаний

Прежде чем перейти к приёмам, которые способствуют формированию функциональной грамотности, давайте с вами немного порассуждаем и вспомним некоторые теоретические моменты.

Так вот, когда мы начали углубляться в эту тему, возникало множество вопросов: А, разве функциональная грамотность − это то, что только что возникло? Неужели, раньше не было ее, или люди просто не понимали для чего она?

  1. «Когда впервые появился термин «функциональная грамотность?» (был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году, 66 лет назад)
  2. «Верно ли что компонентами функциональной грамотности является читательская, естественная, математическая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции?»
  3. «Верно ли что, чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо им предложить нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни»

И мы понимаем, что всё новое – это хорошо забытое старое. Только вслушайтесь в эту цифру 66 лет назад. Так почему снова начали говорить о ней?

Какие виды функциональной грамотности, применяются на уроках физической культуры?

Читательская грамотность: применяется на всех этапах обучения (1-11 классы)

- исторические сведения

-правила техники безопасности

-правила игр, соревнований

-техника упражнений

(опрос в конце урока, творческие задания на дом (буклеты), тесты, проекты, рефераты) особенно для групп специальной подготовки)

Математическая грамотность:

-математические расчеты при измерении пульса за 1 мин.,

-выполнение комплексов упражнений на 32 счета

-построение, расчеты разными способами

-знание единиц измерения по контрольным нормам (минуты, секунды, сантиметры и т.д.)

-умение работать с таблицами, формулами.

Естественно- научная грамотность:

- определение интенсивности нагрузки по пульсу

-знание строение тела (на какие группы мышц выполняются упражнения

-виды упражнений, влияющие на изменение пульса (ходьба -бег, упражнения в статике- в движении)

- влияние упражнений на формирование тела их подбор

-умение распознавать, анализировать и применять (при выполнении техники сложных упражнений)

Постановка педагогической проблемы

«Формирование функциональной грамотности — это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения». Используя данные формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельною, творчески мыслящую личность.

Задача формирования функциональной грамотности включена в обновлённый стандарт основного общего образования «Приказ № 287, ФГОС, III, ;. Это задача учителей всех предметов, в том числе учителей физической культуры. Читая новый ФГОС, возникают вопросы: Какие внести изменеия в структуру урока физической культуры? Как проводить урок так, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, достигая желаемых целей и результатов? Физическая культура – это не умственный предмет, где деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность, а, в первую очередь, двигательный.

В своём мастер-классе мы покажем несколько приёмов работы на уроках физической культуры, используемых нами, которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.

2. Практическая часть

1) Математические расчеты при измерении пульса за 1 минуту

Прежде всего, нужно знать свой пульс в покое. Чтобы найти пульс, положите указательный или средний палец на внутреннюю сторону запястья и слегка прижмите его к артерии. Почувствовав пульс и воспользовавшись часами, подсчитайте количество пульсаций за 15. Умножив полученную цифру на 4, получите свой пульс. Если у мужчин он реже 50 ударов в минуту – отлично, реже 65 – хорошо, 65-75 – посредственно, чаще 75 – плохо. У женщин и юношей эти показатели увеличьте примерно на 5 ударов.

2) Подвижные задания на уроках физической культуры для развития креативного мышления

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2-5 минут

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, учитель просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
  2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
  3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

3) Комплекс ОРУ на 32 счёта

Комплекс упражнений№1 на 32 счета по физической культуре.

Стойка ноги врозь, руки на поясе, исходное положение принять,

упражнение на 32 счета с наклона головы вперед начинай.

#1059;пражнение: на 1-наклон головы вперед, на 2-назад, на 3- в лево, на 4-в право; на 5-8 повторить тоже самое.

#1059;пражнение: левая рука наверху, правая внизу на 9-10рывки руками, на11-12 смена положения рук.

#1059;пражнение: руки перед грудью согнув в локтевом суставе, на 13-14 рывок руками перед грудью, на 15-16 поворот корпуса в лево, руки выпрямить в локтевом суставе (2рывка), на 17-18 руки перед грудью согнув в локтевом суставе сделать два рывка, 19-20 поворот корпуса в право(2 рывка).

#1059;пражнение: круговые повороты руками вперед на21-22, назад тоже самое на23-24.

#1059;пражнение: два наклон туловище в лево, правая рука наверху отводится за голову, на счет25-26, на27-28 тоже самое в другую сторону.

6 Упражнение: на 29- наклон туловище вперед, руками касаемся пола, ноги в коленях не сгибать.

#1059;пражнение: на 30- ноги одновременно скидаваются назад, руки ставятся перед собой.

#1059;пражнение: на 31- присед, на 32 исходное положение.

4) Оценка работоспособности сердечно-сосудистой системы с помощью индекса Руфье.

Оценку работоспособности сердечно-сосудистой системы можно провести с помощью индекса Руфье:

Формула для расчёта индекса Руфье:

Индекс Руфье = (4 (P1 + P2 + P3) − 200) / 10.

В формуле:

  • P1 — число сердечных сокращений за 15 секунд у человека, находящегося не менее 5 минут в положении сидя;
  • P2 — число сердечных сокращений у человека в положении сидя в первые 15 секунд после выполнения 30 приседаний за 45 секунд;
  • P3 — число сердечных сокращений за последние 15 секунд с первой минуты отдыха в положении сидя после 30 приседаний.

Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15:

  • меньше 3 — хорошая работоспособность;
  • 3–6 — средняя;
  • 7–9 — удовлетворительная;
  • 10–14 — плохая (средняя сердечная недостаточность);
  • 15 и выше – сердечная недостаточность.

3. Подведение итогов мастер-класса

Таким образом, мы пришли к выводу: «функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней». А основы функциональной грамотности мы должны закладывать уже в начальной школе. Выполняя, продемонстрированные, несложные задания, педагог составляет пазл компоненты функциональной грамотности, т.е., получает продукт совместной деятельности. Наше выступление хотелось бы закончить высказыванием великого историка Василия Осиповича Ключевского:

«Любите то, что преподаете, и любите тех, кому преподаете»

Рефлексия

У каждого в руках две бабочки: зелёная и жёлтая. Если понравился мастер-класс, это было актуально, полезно, интересно и продемонстрированные приёмы будут использоваться вами в вашей работе - возьмите зелёную бабочку. Ну, а если это вас совсем не тронуло - желтую бабочку.

зеленая бабочка: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках

Список использованных источников

1. Ключевский, Василий Осипович — Википедия ()

2. - Образовательный портал «УЧЕБА»

3. #1062;ентральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту.

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” ()

5. #1058;вой олимпийский учебник. [Электронный ресурс] — Электрон.дан. — М.: Советский спорт, 2014. — 224 с. — Режим доступа: .

6. Курс для учителей физической культуры о формировании функциональной грамотности — Аттестатика ().

7. С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков – Учебник для общеобразовательных учебных заведений: Основы безопасности жизнедеятельности. – Дрофа; ДиК, 2000. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология проблемного обучения на уроках химии с элементами формирования функциональной грамотности"

ВВЕДЕНИЕПроблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительн...

РОЛЬ АУДИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается аудирование как функциональное умениепри формировании функциональной грамотности обучающихся иподнимается вопрос важности развития данного умения на урокаханглийского языка.Кл...

Мастер-класс «Шестиугольное обучение» как один из приемов технологии развития критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»....

Технологическая карта урока английского языка по формированию функциональной грамотности по теме "What\'s for pudding?"

Разработка урока английского языка в 4 классе по теме "Что на десерт?", учебник Spotllight...