Повышение качества урока через использование здоровьесберегающей технологии в процессе обучения
учебно-методический материал по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс)

Лукьянова Екатерина Викторовна

Актуальность темы предопределена тем, что здоровье  – основная ценность человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска

Доклад

на тему:

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающей технологии в процессе обучения.

Выполнила: учитель физической культуры Лукьянова Е.В.

2025 г.

Введение

            Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.

Актуальность темы предопределена тем, что здоровье  – основная ценность человека. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья. Забота о здоровье учащихся - обязанность каждой школы, каждого учителя.   

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающей технологии в процессе обучения.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии — это совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.

Поэтому важно уделять особое внимание здоровьесберегающей технологии, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации. Для этого необходимо:

-      сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

-      научить школьников использовать  полученные знания в повседневной жизни;

-      обучить школьников приемам мобилизации, релаксации и духовного самосовершенствования.

-     формировать ценностное отношение к своему здоровью.

 -    формировать потребность в здоровом образе жизни.

Поставленные задачи решаются через:

1) совершенствование методики проведения урока,

2)  индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися,

3) коррекцию занятий школьников на основе диагностики развития, способностей и природных задатков,

4) мотивацию  школьников к учению.

Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость для укрепления здоровья имеют упражнения, направленные на развитие  выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, туризм, ориентирование), способствующие расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.

            Освобожденным от занятий физической культурой, а также детям, относящимся к подготовительной группе, надо предлагать подготовить доклады и сообщения по ЗОЖ. 

На некоторых уроках использовать вопросы и задания, позволяющие узнать, понимают ли дети основные понятия и правила «здоровьесбережения»:  

На своих уроках уделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если этого не произошло, то я вношу в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого задания делаю реальными и стимулирую учащихся к активной работе. Во время урока я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации, инициативы и творческого самовыражения учеников.

           С ранней весны и до поздней осени занятия, по возможности, провожу на свежем воздухе. Все уроки должны иметь высокую моторную плотность. На уроках использую игровой и соревновательный методы обучения, метод круговой тренировки. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснение сущности двигательного действия, взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов. Материал урока необходимо располагать в строгой логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча, имитационные упражнения – лазанием по канату, прыжковый бег – передачей мяча в парах.

 Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.

  Большое значение имеет эмоциональный климат на уроке, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим).

   Что касается здоровьесбеоежения, то на уроках с соответствующим содержанием надо создавать представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучать самостоятельным занятиям физическими упражнениями с использованием их для досуга и отдыха. Ребята ясно видят связь предмета «Физическая культура» с сохранением их здоровья и нормальным физическим развитием в дальнейшем.

    Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности и работающих с разным контингентом обучающихся. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе. Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса

Систематические занятия физическими упражнениями повышают приспособляемость к жизненным условиям, расширяют функциональные возможности, способствуют оздоровлению организма, формируют санитарно - гигиенические навыки. Особенно важно то, что занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на психику учащихся, мобилизируют их волю, пробуждают к сознательному участию в жизни коллектива, определяют чувство социальной полноценности, способствуют установлению социальных контактов.

Заключение

Здоровьесберегающие технологии, применяемые на занятиях физической культуры и во внеурочной деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, показали, что:

- повышается качество знаний на уроках по физической культуре;

- наметилась устойчивая тенденция улучшения здоровья учащихся;

- увеличивается охват детей, занимающихся различными формами физкультурно-оздоровительной работы;

- повышается уровень физической подготовленности школьников;

- повышается уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;

- повышается уровень мотивации к занятиям физической культурой.

Эффективная организация  физкультурно-оздоровительной работы, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дня спорта, соревнований, олимпиад, походов, турслёт и т. п.).

  Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников,  а также всех педагогов.

Список литературы

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
  2.  Смирнов Н К Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М: Академия, 2009 г.
  3.   Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников. Москва.: ИВЦ Минфина, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности

     Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности.В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление...

Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича

Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время".

К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (с...

"Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время".

К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложнос...