Повышение качества урока через использование здоровьесберегающей технологии в процессе обучения
учебно-методический материал по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс)
Актуальность темы предопределена тем, что здоровье – основная ценность человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска
Доклад
на тему:
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающей технологии в процессе обучения.
Выполнила: учитель физической культуры Лукьянова Е.В. |
2025 г.
Введение
Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.
Актуальность темы предопределена тем, что здоровье – основная ценность человека. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья. Забота о здоровье учащихся - обязанность каждой школы, каждого учителя.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающей технологии в процессе обучения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья.
Поэтому важно уделять особое внимание здоровьесберегающей технологии, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации. Для этого необходимо:
- сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;
- обучить школьников приемам мобилизации, релаксации и духовного самосовершенствования.
- формировать ценностное отношение к своему здоровью.
- формировать потребность в здоровом образе жизни.
Поставленные задачи решаются через:
1) совершенствование методики проведения урока,
2) индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися,
3) коррекцию занятий школьников на основе диагностики развития, способностей и природных задатков,
4) мотивацию школьников к учению.
Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют, что особую значимость для укрепления здоровья имеют упражнения, направленные на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, туризм, ориентирование), способствующие расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.
Освобожденным от занятий физической культурой, а также детям, относящимся к подготовительной группе, надо предлагать подготовить доклады и сообщения по ЗОЖ.
На некоторых уроках использовать вопросы и задания, позволяющие узнать, понимают ли дети основные понятия и правила «здоровьесбережения»:
На своих уроках уделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если этого не произошло, то я вношу в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого задания делаю реальными и стимулирую учащихся к активной работе. Во время урока я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации, инициативы и творческого самовыражения учеников.
С ранней весны и до поздней осени занятия, по возможности, провожу на свежем воздухе. Все уроки должны иметь высокую моторную плотность. На уроках использую игровой и соревновательный методы обучения, метод круговой тренировки. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснение сущности двигательного действия, взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов. Материал урока необходимо располагать в строгой логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча, имитационные упражнения – лазанием по канату, прыжковый бег – передачей мяча в парах.
Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.
Большое значение имеет эмоциональный климат на уроке, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим).
Что касается здоровьесбеоежения, то на уроках с соответствующим содержанием надо создавать представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучать самостоятельным занятиям физическими упражнениями с использованием их для досуга и отдыха. Ребята ясно видят связь предмета «Физическая культура» с сохранением их здоровья и нормальным физическим развитием в дальнейшем.
Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий, в связи с чем возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации учителей любой специальности и работающих с разным контингентом обучающихся. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе. Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса
Систематические занятия физическими упражнениями повышают приспособляемость к жизненным условиям, расширяют функциональные возможности, способствуют оздоровлению организма, формируют санитарно - гигиенические навыки. Особенно важно то, что занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на психику учащихся, мобилизируют их волю, пробуждают к сознательному участию в жизни коллектива, определяют чувство социальной полноценности, способствуют установлению социальных контактов.
Заключение
Здоровьесберегающие технологии, применяемые на занятиях физической культуры и во внеурочной деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, показали, что:
- повышается качество знаний на уроках по физической культуре;
- наметилась устойчивая тенденция улучшения здоровья учащихся;
- увеличивается охват детей, занимающихся различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
- повышается уровень физической подготовленности школьников;
- повышается уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни;
- повышается уровень мотивации к занятиям физической культурой.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дня спорта, соревнований, олимпиад, походов, турслёт и т. п.).
Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, а также всех педагогов.
Список литературы
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
- Смирнов Н К Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М: Академия, 2009 г.
- Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни младших школьников. Москва.: ИВЦ Минфина, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационно – коммуникационных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время
Новые педагогические технологии и современный урок...

Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности
Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности.В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время"
приложение к опыту работы по данной теме...

Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича
Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Здоровьесберегающие технологии...

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время".
К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (с...

"Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время".
К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложнос...
- Мне нравится (1)
