интегрированный урок физической культуры и биологии, 8 класс
методическая разработка по физкультуре (8 класс)

Ощепкова Любовь Андреевна

на уроке физкультура присутствуют 2 учителя и по ходу урока идет объяснение по биологии  (реакция синтеза) и практическое занятие по физической культуре , спортивные игры в частности "Баскетбол"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Никольская  средняя общеобразовательная  школа.

Технологическая  карта по ФГОС

Методическая разработка интегрированного урока

«Биология и физическая культура»

Номинация конкурса:

Основное образование (8кл)

Выполнила

 учитель физической культуры

Ощепкова Л.А.

        с.Никольское

2021г.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Время

(в мин.)

1.Организационный момент.

Речевая зарядка.

Дает команду на построение в одну шеренгу.

Здравствуйте ребята.

Учитель принимает рапорт

- Проверяет готовность учеников к уроку (наличие формы и спортивной обуви).

Построение в шеренгу. Приветствие обучающихся, создание   эмоционального настроя на урок.

Дежурный ученик сдает рапорт учителю о готовности к уроку

Регулятивные:

 Волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Умение аргументировано

высказываться в ситуации общения.

Личностные: 

Готовность преодолеть трудность и мобилизовать себя на выполнение необходимых задач.

Формирование ответственного отношения к учению. Формирование потребности в занятиях физической культурой, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

3 мин.

2.Сообщение темы урока, цели и плана урока

Ребята, вы хотели бы узнать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Тогда попробуйте догадаться,

У нас на уроке присутствует учитель биологии, для чего?

Слушаем внимательно и заканчиваем последнее предложение.

  В этом спорте игроки,
 Все ловки и высоки.
 Любят в мяч они играть
,
 И в кольцо его кидать.
 Мячик звонко бьет об пол,
 Значит, это... (
баскетбол!)

Ребята, а что такое баскетбол?

Правильно – это игра. Вы будите учиться играть в баскетбол.                                                                 Сегодня мы продолжим занятия с мячом в подвижных играх, где будем отрабатывать элементы баскетбола (передача  мяча в парах; то же в движении; при завершении броска мяча по кольцу в движении.)                                                                                                         И так, тема нашего урока

 «Обмен веществ и энергии»

Да

Обучающиеся слушают учителя и отгадывают

по выбору  отвечают на вопрос

«баскетбол»

(баскетбол – это спортивная игра)        

Ведение и передача мяча в парах.

Образовательные:  

Осознание смысла предстоящей деятельности, формулирование познавательной цели. Коммуникативные:                  Умение участвовать в диалоге по заданной теме.

Регулятивные:

Активное участие в диалоге с учителем.

Личностные:                     Понимают значение знаний для человека и принимают его.

2мин.

3. Актуализация знаний.

Строевые приемы на месте.

Построение и перестроение:                                                         - Перестроение из одной шеренги в две.

Вначале подается команда: "На первый и  второй - расчитайсь!". Затем подается команда: "В две шеренги - стройся!"

При обратном перестроении подается команда: "В одну шеренгу - стройся!".

Перестроение  из одной шеренги в три

подается команда: "На первый  -  третий  - расчитайсь!".

Затем подается команда: «В три шеренги - стройся!»

При обратном перестроении подается команда: «В одну шеренгу - стройся!».

-  Повороты на месте: «Напра-во!», «Нале-во!», «Кру-гом!»

  

 

Размыкание и смыкание:

- На вытянутые руки «разом-кнись!». 

-  К направляющему «сом-кнись!».

 - Сейчас вы стоите в шеренге. А если повернетесь по команде «Класс, направо!», как будет называться ваш строй?

- Скажите, с чего начинают спортсмены свою тренировку? Правильно, с разминки.

- А кто мне скажет, для чего нужна разминка?

Вот и мы сейчас с вами сделаем разминку и подготовим организм к работе.

Ходьба и медленный бег.

Движение класса в обход по залу: 

- Команда: «В колонну по одному налево в обход

"Шагом- марш!" (движение начинается с левой ноги). 

- Подается команда: "Бегом - марш!"

- Движение по диагонали. Подается команда: "По диагонали - марш!

Обращает внимание обучающихся на постановку стопы: приземление должно быть бесшумным, а отталкивание легким

- Переход на ходьбу и выполнение упражнений на восстановление дыхания.

Перестроения в движении.

- Даётся команда: «Через середину в колону по два – марш?»

- Комплекс ритмических упражнений.

- Перестроение в колонну по одному в движении с подбором баскетбольных мячей

Рассчитываются

 на 1-2.

Задание выполняют по сигналу. По этой команде первые номера делают шаг правой вперёд  /раз/ левой влево  /два/ и приставляют правую /три/ и возвращаются в исходное положение. 

Задание выполняют по сигналу. По этой команде первые номера  делают шаг правой вперёд  /раз/ левой влево  /два/ и приставляют правую /три/  вторые номера стоят на месте, а третьи номера делают шаг левой ногой назад/раз/правой в право/два/ и приставляют левую /три/,

и возвращаются в исходное положени

«Нале - во!». Обучающиеся поворачиваются в сторону левой руки на левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.

 «Напра- во!». Обучающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/.

«Кру-гом!»

Обучающиеся поворачиваются через левое плечо на левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.

Все обучающиеся, за исключением направляющего, поднимают руки в стороны и отходят приставным шагом на указанную дистанцию, после чего опускают руки.

Все обучающиеся, за исключением  направляющего,

приставным шагом, возвращаются в И.П. 

Обучающиеся отвечают всем классом (колонна).

Обучающиеся отвечают всем классом (с разминки)

Обучающиеся по выбору  отвечают на вопрос (подготовить организм к  работе)

Выполняют поворот направо и ходьбу по кругу с переходом на легкий бег.

Соблюдают дистанцию.

Упражнения на восстановление дыхания выполняют самостоятельно.

Обучающиеся выполняют команду.

Выполняют комплекс упражнений разминки

Перестраиваются в колонну по одному в движении с подбором баскетбольных мячей.

3-4 мин.

5-7 мин.

4. По теме урока

Учитель биологии –

«Какую большую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

-мы узнали, что все химические реакции, которые протекают в нашем организме, делятся на две группы.   Какае?

- сегодня мы продолжим изучение начатой темы и остановимся более подробно на каких реакциях?.. Почему?

- изучая процесс диссимиляции, мы проведем несколько опытов. Прежде чем приступить к ним, вспомним, какие вещества поступают расщепляются в нашем организме?

-первый опыт связан с водой. Какова цель данного опыта? Не забудьте, что урок сегодня интегрированный

-Сейчас на разминке учитель физической культуры познакомит вас с методикой опыта

Учитель физической культуры:

-потрогайте свои бицепсы в расслабленном состоянии, обратите на их плотность.

- (проводится  разминка)

Ходьба с заданием,

Бег с заданием;

Сгибая голень назад,

Приставным шагом правым, левым боком;

С высоким подниманием бедра;

Удерживая мяч между ногами

ОРУ на месте

Вращение мяча вокруг головы;

Вращение мяча вокруг туловища;

Передача мяча партнёру с поворотом туловища;

Упражнение «восьмёрка»

Упражнения с отягощением;

Имитация передачи мяча двумя руками от груди;

Жим лёжа; выпрыгивание из низкого приседа; поочередные выпады правой и левой ногой;

Подскоки со сменой положения ног.

Учитель ФК

Потрогайте свои мышцы в состоянии расслабления

Учитель биологии

- почему мышцы стали более плотными после физической работы

- какое это имеет значение? Ведь основную часть тканевой жидкости составляет вода, а она не является энергетическим веществом.

- только что мы выяснили, какова роль воды, вещества,  не являющегося энергетическим, при сокращении мышц.

А что мы знаем про органические вещества?

-Прежде чем приступить к следующему опыту, ответье на вопрос: «Организм находится в состоянии покоя. Продолжаются ли в рём процессы диссимиляции?»

- именно с дыхательной системой и будет связан второй опыт. Цель опыта – выяснить, усиливаются ли процессы диссимиляции при мышечной работе. Попутно постараемся выяснить у какого человека,  тренированного  или нетренированного, максимальная задержка дыхания до и после нагрузки будет большей.

Учитель ФК – объясняет методику проведения опыта. Просит учащихся  измерить время задержки дыхания с точностью до 5 сек. Учащимся предлагается задержать дыхание на возможно больший срок в состоянии спокойного вдоха.

За тем по  команде «Начали!», учащиеся  прекращают дыхание через  каждые 5сек учитель громко объявляет:  5, 10,15  и т.д.

Далее учащиеся выполняют упражнения основной части урока.

  1)Передача мяча в парах;  тоже в движении;  при завершении бросок мяча по кольцу в движении.

2) «Тройка» с забеганием с сопротивлением от середины площадки.

3) Упражнение «2х1» (два нападающих – один защитник).

     После выполнения упражнений основной части  учитель физической культуры снова объявляет время через каждые 5сек.

Заполняется   таблица (например)

Максимальная задержка дыхания в состочнии покоя (сек)

Максимальная задержка дыхания после нагрузки, (сек)

разница

Изменение продолжительности задержки, %

45

35

10

10х10045

=22

45

15

30

30х10045

=67

Учитель биологии:  

Почему после задержки дыхания в состоянии покоя через некоторое время дыхание не произвольно возобновилось?

Учитель биологии:

В момент задержки дыхания в состоянии покоя в крови уже имелся избыток СО2.  После нагрузки он поднялся от уровня 1-го до уровня 2-го. Когда испытуемый прекратил дыхание, содержаниеСО2 в крови накопилась  за более короткое время (на пример в таблице – 35сек)

У какого человека, тренированного или не тренированного, максимальная задержка дыхания до и после нагрузки будет больше?

Наводящие вопросы: экономны ли движения нетренированного человека, работают ли определенные группы мышц или другие – тоже?

Учитель биологии:

кроме того , из-за поверхностного дыхания кровь плохо очищается от углекислого газа. Вследствие этого к концу физических упражнений содержание кислорода в крови нетренированного человека поднимается значительно выше, чем в  крови тренированного.

Учитель биологии:

Определите для себя свой уровень тренированности при условии, что показатель до 30% - это тренированный человек, а после 30% - недостаточно тренированный

Учитель биологии:

Дома продумайте какой комплекс упражнений поможет развитию и укреплению дыхательной системы (с учетом своих показателей тренированности).

Какой вывод из урока?

Учитель физической культуры:

Закрепить знания поможет

эстафета. Для каждой команды приготовлены конверты с заданиями. В конверте вопрос и три варианта ответа, необходимо выбрать один (правильный ответ приложить к магнитной доске)

Этапы эстафеты

- Жонглирование двумя мячами

- Жонглирование тремя мячами

- Ведение двумя руками двух мячей

- Бег, удерживая мяч между ног

-Броски мяча вперёд из-за спины.

- Ведение мяча в полном приседе.

Учитель  физической культуры:

Моё предложениее – провести взаимопроверку. Сделать выводы.

На этом занятие закончино

«Обмен  веществ и энергии»

- реакция синтеза; реакция расщепления. Иначе они называются «ассимиляция» и «диссимиляция».

- на реакциях расщепления, так как в результате диссимеляции высвобождается энергия, которая идёт на нужды нашего организма, на любую работу – и умственную, и физическую.

-в пищевых продуктах содержатся белки, жиры, углеводы. Это органические вещества. Из неорганических – вода и минеральные соли

- определить значение воды при мышечном сокращении.

- мышцы мягкие

Соблюдают дистанцию

Дыхание носовое,

Соблюдают дистанцию,

Строй не нарушают

Развивают координацию

Учащиеся выполняют упражнения

Теперь мышцы на ощупь более плотные.

Это  потому,  что проницаемость капилляров увеличилась и тканевой жидкости в мышцах стало больше

Усиление обмена веществ в мышце приводит к значительному расходу воды. Вода подводит к мышцам питательные вещества и кислород, уносит продукты распада, участвует в промежуточных реакциях. Поэтому мышцы стали плотнее.

- органические вещества распадаются до неорганических в клетках организма с освобождением энергии, которую клетки используют в процессе жизнедеятельности

-да, в состоянии покоя работают сердце, желудок, почки и другие внутренние органы,  происходят дыхательные движения.

Учащиеся запоминают  своё время (чтобы занести данные в таблицу).  Учащиеся определяют время задерживания дыхания в состоянии покоя.

Учащиеся выполняют упражнения основной части урока

Учащиеся задерживают дыхание и запоминают цифру (первую,  услышанную после возобновления дыхания).

   Далее  учащиеся работают с учителем биологии.

Ответ учащихся – Лёгочная вентиляция прекратилась, ро процессы диссимиляции в тканях не прекращаются. Распад и окисление в клетках продолжают идти.  В результате диссимиляции в крови поступает  СО2;  он гуморально  действует на дыхательный центр.  Избыток  углекислого газа выводится из организма.

Ответ учащихся:

Движения нетренированного человека не экономны, в них участвуют помимо тех мышц, от которых зависит успех действия, и те, которые с данной нагрузкой не связаны.

Ответ учащихся:

У тренированного человека после работы в крови накапливается меньше кислорода,  чем у нетренированного после такой  же работы, и он может задержать дыхание на большее время.

Учащихся определяют уровень тренированности. В состоянии покоя, в момент нагрузки процессы  диссимиляции продолжаются (и протекают с учетом тренированности)

Ответ учащихся:

Чем больше тренирован человек, тем интенсивнее диссимиляция.

(конверты с вопросами в приложении)

Учащиеся разделены на 1-2 и построены в две команды и выполняют эстафеты.

Команды проверяют правильные ответы. И делают выводы

27 мин. – 25мин.

3-5 мин.

Приложение №1

Конверт 1.

Совокупность реакции расщепления называется:

(ассимиляция, диссимиляция, метаболизм)

Конверт 2

Совокупность реакции синтеза в организме называется:

        (ассимиляция, диссимиляция, метаболизм)

Конверт 3.

В ходе диссимиляции:

(энергия поглощается,  энергия выделяется)

Конверт 4.

Тренированный человек задерживает дыхание

( на большее время, на меньшее время)

Конверт 5

Процессы ассимиляции, диссимиляции в организме:      

(идут одновременно,  идут поочередно).

Конверт 6.

Диссимиляция осуществляется:

(только в момент работы,  только в момент покоя, и в покое и при работе)

Литература.

  1. Биология 8кл – Просвещение 1998г.
  2. «Дыхание по Сметанкину»
  3. Журнал физическая культура в школе № 5 – 8,  1999г
  4. Теория и методика физического воспитания; учебное пособие- Б.М. Шиян.: Просвещение, 1988г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виноградова С.Ю., Копылова М.Н. Интегрированный урок физической культуры и английского языка в 4 классе по теме "Развитие физических качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. "

Цель урока: реализация приобретённых знаний и развитие речевых умений и навыков, в том числе в игровой форме. Формирование у учащихся интереса к спорту, к Олимпийским играм. Задачи урока: Об...

Интегрированный урок физической культуры в 7 классе МБОУ «Средняя школа №25» города Смоленска

Тема: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы"Учитель: О.А. ТоросянДата проведения:Место проведения: спортивный зал МБОУ «СШ №25...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразием инновационной деятельности образовательных организаций. Использование новых информационных и педагогических техн...

Интегрированный урок (физическая культура + биология)

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц....

Интегрированный урок физической культуры в 8 классе

Значение физических упражнений для развития сердечно - сосулистой системы...