интегрированный урок физической культуры и биологии, 8 класс
методическая разработка по физкультуре (8 класс)
на уроке физкультура присутствуют 2 учителя и по ходу урока идет объяснение по биологии (реакция синтеза) и практическое занятие по физической культуре , спортивные игры в частности "Баскетбол"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Никольская средняя общеобразовательная школа.
Технологическая карта по ФГОС
Методическая разработка интегрированного урока
«Биология и физическая культура»
Номинация конкурса:
Основное образование (8кл)
Выполнила
учитель физической культуры
Ощепкова Л.А.
с.Никольское
2021г.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Время (в мин.) | ||||||||||||
1.Организационный момент. Речевая зарядка. | Дает команду на построение в одну шеренгу. Здравствуйте ребята. Учитель принимает рапорт - Проверяет готовность учеников к уроку (наличие формы и спортивной обуви). | Построение в шеренгу. Приветствие обучающихся, создание эмоционального настроя на урок. Дежурный ученик сдает рапорт учителю о готовности к уроку | Регулятивные: Волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Умение аргументировано высказываться в ситуации общения. Личностные: Готовность преодолеть трудность и мобилизовать себя на выполнение необходимых задач. Формирование ответственного отношения к учению. Формирование потребности в занятиях физической культурой, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки | 3 мин. | ||||||||||||
2.Сообщение темы урока, цели и плана урока | Ребята, вы хотели бы узнать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Тогда попробуйте догадаться, У нас на уроке присутствует учитель биологии, для чего? Слушаем внимательно и заканчиваем последнее предложение. В этом спорте игроки, Ребята, а что такое баскетбол? Правильно – это игра. Вы будите учиться играть в баскетбол. Сегодня мы продолжим занятия с мячом в подвижных играх, где будем отрабатывать элементы баскетбола (передача мяча в парах; то же в движении; при завершении броска мяча по кольцу в движении.) И так, тема нашего урока «Обмен веществ и энергии» | Да Обучающиеся слушают учителя и отгадывают по выбору отвечают на вопрос «баскетбол» (баскетбол – это спортивная игра) Ведение и передача мяча в парах. | Образовательные: Осознание смысла предстоящей деятельности, формулирование познавательной цели. Коммуникативные: Умение участвовать в диалоге по заданной теме. Регулятивные: Активное участие в диалоге с учителем. Личностные: Понимают значение знаний для человека и принимают его. | 2мин. | ||||||||||||
3. Актуализация знаний. | Строевые приемы на месте. Построение и перестроение: - Перестроение из одной шеренги в две. Вначале подается команда: "На первый и второй - расчитайсь!". Затем подается команда: "В две шеренги - стройся!" При обратном перестроении подается команда: "В одну шеренгу - стройся!". Перестроение из одной шеренги в три подается команда: "На первый - третий - расчитайсь!". Затем подается команда: «В три шеренги - стройся!» При обратном перестроении подается команда: «В одну шеренгу - стройся!». - Повороты на месте: «Напра-во!», «Нале-во!», «Кру-гом!»
Размыкание и смыкание: - На вытянутые руки «разом-кнись!». - К направляющему «сом-кнись!». - Сейчас вы стоите в шеренге. А если повернетесь по команде «Класс, направо!», как будет называться ваш строй? - Скажите, с чего начинают спортсмены свою тренировку? Правильно, с разминки. - А кто мне скажет, для чего нужна разминка? Вот и мы сейчас с вами сделаем разминку и подготовим организм к работе. Ходьба и медленный бег. Движение класса в обход по залу: - Команда: «В колонну по одному налево в обход "Шагом- марш!" (движение начинается с левой ноги). - Подается команда: "Бегом - марш!" - Движение по диагонали. Подается команда: "По диагонали - марш! Обращает внимание обучающихся на постановку стопы: приземление должно быть бесшумным, а отталкивание легким - Переход на ходьбу и выполнение упражнений на восстановление дыхания. Перестроения в движении. - Даётся команда: «Через середину в колону по два – марш?» - Комплекс ритмических упражнений. - Перестроение в колонну по одному в движении с подбором баскетбольных мячей | Рассчитываются на 1-2. Задание выполняют по сигналу. По этой команде первые номера делают шаг правой вперёд /раз/ левой влево /два/ и приставляют правую /три/ и возвращаются в исходное положение. Задание выполняют по сигналу. По этой команде первые номера делают шаг правой вперёд /раз/ левой влево /два/ и приставляют правую /три/ вторые номера стоят на месте, а третьи номера делают шаг левой ногой назад/раз/правой в право/два/ и приставляют левую /три/, и возвращаются в исходное положени «Нале - во!». Обучающиеся поворачиваются в сторону левой руки на левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/. «Напра- во!». Обучающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/. «Кру-гом!» Обучающиеся поворачиваются через левое плечо на левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/. Все обучающиеся, за исключением направляющего, поднимают руки в стороны и отходят приставным шагом на указанную дистанцию, после чего опускают руки. Все обучающиеся, за исключением направляющего, приставным шагом, возвращаются в И.П. Обучающиеся отвечают всем классом (колонна). Обучающиеся отвечают всем классом (с разминки) Обучающиеся по выбору отвечают на вопрос (подготовить организм к работе) Выполняют поворот направо и ходьбу по кругу с переходом на легкий бег. Соблюдают дистанцию. Упражнения на восстановление дыхания выполняют самостоятельно. Обучающиеся выполняют команду. Выполняют комплекс упражнений разминки Перестраиваются в колонну по одному в движении с подбором баскетбольных мячей. | 3-4 мин. 5-7 мин. | |||||||||||||
4. По теме урока | Учитель биологии – «Какую большую тему мы начали изучать на прошлом уроке? -мы узнали, что все химические реакции, которые протекают в нашем организме, делятся на две группы. Какае? - сегодня мы продолжим изучение начатой темы и остановимся более подробно на каких реакциях?.. Почему? - изучая процесс диссимиляции, мы проведем несколько опытов. Прежде чем приступить к ним, вспомним, какие вещества поступают расщепляются в нашем организме? -первый опыт связан с водой. Какова цель данного опыта? Не забудьте, что урок сегодня интегрированный -Сейчас на разминке учитель физической культуры познакомит вас с методикой опыта Учитель физической культуры: -потрогайте свои бицепсы в расслабленном состоянии, обратите на их плотность. - (проводится разминка) Ходьба с заданием, Бег с заданием; Сгибая голень назад, Приставным шагом правым, левым боком; С высоким подниманием бедра; Удерживая мяч между ногами ОРУ на месте Вращение мяча вокруг головы; Вращение мяча вокруг туловища; Передача мяча партнёру с поворотом туловища; Упражнение «восьмёрка» Упражнения с отягощением; Имитация передачи мяча двумя руками от груди; Жим лёжа; выпрыгивание из низкого приседа; поочередные выпады правой и левой ногой; Подскоки со сменой положения ног. Учитель ФК Потрогайте свои мышцы в состоянии расслабления Учитель биологии - почему мышцы стали более плотными после физической работы - какое это имеет значение? Ведь основную часть тканевой жидкости составляет вода, а она не является энергетическим веществом. - только что мы выяснили, какова роль воды, вещества, не являющегося энергетическим, при сокращении мышц. А что мы знаем про органические вещества? -Прежде чем приступить к следующему опыту, ответье на вопрос: «Организм находится в состоянии покоя. Продолжаются ли в рём процессы диссимиляции?» - именно с дыхательной системой и будет связан второй опыт. Цель опыта – выяснить, усиливаются ли процессы диссимиляции при мышечной работе. Попутно постараемся выяснить у какого человека, тренированного или нетренированного, максимальная задержка дыхания до и после нагрузки будет большей. Учитель ФК – объясняет методику проведения опыта. Просит учащихся измерить время задержки дыхания с точностью до 5 сек. Учащимся предлагается задержать дыхание на возможно больший срок в состоянии спокойного вдоха. За тем по команде «Начали!», учащиеся прекращают дыхание через каждые 5сек учитель громко объявляет: 5, 10,15 и т.д. Далее учащиеся выполняют упражнения основной части урока. 1)Передача мяча в парах; тоже в движении; при завершении бросок мяча по кольцу в движении. 2) «Тройка» с забеганием с сопротивлением от середины площадки. 3) Упражнение «2х1» (два нападающих – один защитник). После выполнения упражнений основной части учитель физической культуры снова объявляет время через каждые 5сек. Заполняется таблица (например)
Учитель биологии: Почему после задержки дыхания в состоянии покоя через некоторое время дыхание не произвольно возобновилось? Учитель биологии: В момент задержки дыхания в состоянии покоя в крови уже имелся избыток СО2. После нагрузки он поднялся от уровня 1-го до уровня 2-го. Когда испытуемый прекратил дыхание, содержаниеСО2 в крови накопилась за более короткое время (на пример в таблице – 35сек) У какого человека, тренированного или не тренированного, максимальная задержка дыхания до и после нагрузки будет больше? Наводящие вопросы: экономны ли движения нетренированного человека, работают ли определенные группы мышц или другие – тоже? Учитель биологии: кроме того , из-за поверхностного дыхания кровь плохо очищается от углекислого газа. Вследствие этого к концу физических упражнений содержание кислорода в крови нетренированного человека поднимается значительно выше, чем в крови тренированного. Учитель биологии: Определите для себя свой уровень тренированности при условии, что показатель до 30% - это тренированный человек, а после 30% - недостаточно тренированный Учитель биологии: Дома продумайте какой комплекс упражнений поможет развитию и укреплению дыхательной системы (с учетом своих показателей тренированности). Какой вывод из урока? Учитель физической культуры: Закрепить знания поможет эстафета. Для каждой команды приготовлены конверты с заданиями. В конверте вопрос и три варианта ответа, необходимо выбрать один (правильный ответ приложить к магнитной доске) Этапы эстафеты - Жонглирование двумя мячами - Жонглирование тремя мячами - Ведение двумя руками двух мячей - Бег, удерживая мяч между ног -Броски мяча вперёд из-за спины. - Ведение мяча в полном приседе. Учитель физической культуры: Моё предложениее – провести взаимопроверку. Сделать выводы. На этом занятие закончино | «Обмен веществ и энергии» - реакция синтеза; реакция расщепления. Иначе они называются «ассимиляция» и «диссимиляция». - на реакциях расщепления, так как в результате диссимеляции высвобождается энергия, которая идёт на нужды нашего организма, на любую работу – и умственную, и физическую. -в пищевых продуктах содержатся белки, жиры, углеводы. Это органические вещества. Из неорганических – вода и минеральные соли - определить значение воды при мышечном сокращении. - мышцы мягкие Соблюдают дистанцию Дыхание носовое, Соблюдают дистанцию, Строй не нарушают Развивают координацию Учащиеся выполняют упражнения Теперь мышцы на ощупь более плотные. Это потому, что проницаемость капилляров увеличилась и тканевой жидкости в мышцах стало больше Усиление обмена веществ в мышце приводит к значительному расходу воды. Вода подводит к мышцам питательные вещества и кислород, уносит продукты распада, участвует в промежуточных реакциях. Поэтому мышцы стали плотнее. - органические вещества распадаются до неорганических в клетках организма с освобождением энергии, которую клетки используют в процессе жизнедеятельности -да, в состоянии покоя работают сердце, желудок, почки и другие внутренние органы, происходят дыхательные движения. Учащиеся запоминают своё время (чтобы занести данные в таблицу). Учащиеся определяют время задерживания дыхания в состоянии покоя. Учащиеся выполняют упражнения основной части урока Учащиеся задерживают дыхание и запоминают цифру (первую, услышанную после возобновления дыхания). Далее учащиеся работают с учителем биологии. Ответ учащихся – Лёгочная вентиляция прекратилась, ро процессы диссимиляции в тканях не прекращаются. Распад и окисление в клетках продолжают идти. В результате диссимиляции в крови поступает СО2; он гуморально действует на дыхательный центр. Избыток углекислого газа выводится из организма. Ответ учащихся: Движения нетренированного человека не экономны, в них участвуют помимо тех мышц, от которых зависит успех действия, и те, которые с данной нагрузкой не связаны. Ответ учащихся: У тренированного человека после работы в крови накапливается меньше кислорода, чем у нетренированного после такой же работы, и он может задержать дыхание на большее время. Учащихся определяют уровень тренированности. В состоянии покоя, в момент нагрузки процессы диссимиляции продолжаются (и протекают с учетом тренированности) Ответ учащихся: Чем больше тренирован человек, тем интенсивнее диссимиляция. (конверты с вопросами в приложении) Учащиеся разделены на 1-2 и построены в две команды и выполняют эстафеты. Команды проверяют правильные ответы. И делают выводы | 27 мин. – 25мин. 3-5 мин. |
Приложение №1
Конверт 1.
Совокупность реакции расщепления называется:
(ассимиляция, диссимиляция, метаболизм)
Конверт 2
Совокупность реакции синтеза в организме называется:
(ассимиляция, диссимиляция, метаболизм)
Конверт 3.
В ходе диссимиляции:
(энергия поглощается, энергия выделяется)
Конверт 4.
Тренированный человек задерживает дыхание
( на большее время, на меньшее время)
Конверт 5
Процессы ассимиляции, диссимиляции в организме:
(идут одновременно, идут поочередно).
Конверт 6.
Диссимиляция осуществляется:
(только в момент работы, только в момент покоя, и в покое и при работе)
Литература.
- Биология 8кл – Просвещение 1998г.
- «Дыхание по Сметанкину»
- Журнал физическая культура в школе № 5 – 8, 1999г
- Теория и методика физического воспитания; учебное пособие- Б.М. Шиян.: Просвещение, 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ интегрированного урока физической культуры и культуры народов РС(Я) с агрокомпонентом по теме «Игры детей аласа».
"Игры детей алааса" - путешествие по аласу...
Виноградова С.Ю., Копылова М.Н. Интегрированный урок физической культуры и английского языка в 4 классе по теме "Развитие физических качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. "
Цель урока: реализация приобретённых знаний и развитие речевых умений и навыков, в том числе в игровой форме. Формирование у учащихся интереса к спорту, к Олимпийским играм. Задачи урока: Об...

Интегрированный урок физической культуры в 7 классе МБОУ «Средняя школа №25» города Смоленска
Тема: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы"Учитель: О.А. ТоросянДата проведения:Место проведения: спортивный зал МБОУ «СШ №25...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразием инновационной деятельности образовательных организаций. Использование новых информационных и педагогических техн...

Интегрированный урок (физическая культура + биология)
Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц....

Интегрированный урок физической культуры в 8 классе
Значение физических упражнений для развития сердечно - сосулистой системы...

