Программа ДОП образования "Турист"
рабочая программа по физкультуре
Актуальность программы: Физкультурно-спортивная деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению природных особенностей нашей Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Воспитание молодого поколения в духе патриотизма – это первоочередная задача современного образования. Беда современности – растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребёнок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идёт и массовое ухудшение здоровья детей – слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Агаповского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение Наровчатская средняя общеобразовательная школа
МОУ «Наровчатская СОШ»
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Турист»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год
Год разработки программы: 2025 г.
Автор-составитель:
Учитель физической культуры
Лукьянова М.П.
п. Наровчатка, 2025 г.
Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» 3
1.3.1. Учебный план 1 год обучения 12
1.4. Планируемые результаты 14
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 16
2.1. Календарный учебный график 16
2.2. Условия реализации программы 17
2.5. Методические материалы 18
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
- Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р.
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания, 2021 год);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015г. Министерство образования и науки РФ.
Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Турист» относится к физкультурно-спортивной направленности.
Уровень освоения содержания образования 1 год
Актуальность программы: Физкультурно-спортивная деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению природных особенностей нашей Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Воспитание молодого поколения в духе патриотизма – это первоочередная задача современного образования. Беда современности – растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребёнок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идёт и массовое ухудшение здоровья детей – слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения.
Активизировать познавательную деятельность молодёжи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически – вот ещё важнейшие задачи современного образования.
Программа позволяет реализовать все эти задачи в полном объёме через соревнования на различных дистанциях, спортивные маршруты, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны. В походе турист имеет возможность вплотную наблюдать жизнь различных экосистем. Занимаясь пешеходным туризмом, ребенок знакомится с природой равнин и среднегорья, путешествуя на байдарках, он вплотную сталкивается с жизнью водоемов и на практике знакомится с некоторыми законами гидродинамики. Отправляясь зимой на лыжах в поход, ребенок получает возможность изучить жизнь экосистем в холодное время года и так далее.
Таким образом, многопрофильность программы, связанная с разделами краеведения и экологии, является одним из средств, позволяющих реализовать основные цели программы.
Отличительные особенности программы. Программа предусматривает приобретение учащимися начальных знаний о своём крае; технике и тактике туризма; ведения краеведческих наблюдений и исследований; необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму.
Педагогическая целесообразность. Туризм – один из наиболее массовых видов спорта. Тысячи туристов ежегодно выходят на свои маршруты, проводятся многочисленные спортивные соревнования по группе дисциплин «Дистанция». Туризм сегодня не только самый массовый вид, но и один из наиболее дорогостоящих видов спорта и все же люди находят необходимые средства и способы хотя бы на неделю-две выйти из города и окунуться в чарующий мир первозданной природы. Но там же и подстерегают опасности, от которых нас отучил комфорт. Не только путешественник, любой человек может оказаться в экстремальной ситуации, например, заблудиться в лесу.
Экстремальность ситуации – понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстремальной для городского жителя и обыденной для спортсмена-туриста, и наоборот. Поэтому можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку природа беспристрастна и ведёт себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного городского жителя может стать экстремальным даже поход за грибами в пригородный лесопарк, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: техногенные и стихийные обстоятельства, резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, укус змеи, травма и т.п.
К сожалению, современное узкоспециальное и теократизированное образование в большинстве случаев не даёт ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 11-17 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Возрастные особенности обучающихся
Возрастные особенности детей 11-17 лет.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью 17 человек, не имеющих противопоказаний по медицинским показателям, способным выдерживать физические нагрузки и интересующихся туризмом, для одаренных детей, для детей с ОВЗ, для детей группы риска.
В течение учебного года могут быть приняты учащиеся по результатам собеседования.
Объем программы: 136 часов.
Форма обучения: очная
Методы обучения:
МОУ «Наровчатская СОШ»
Тип занятий:
- подача нового материала
- закрепление знаний и навыков
- применение знаний и навыков
Формы проведения занятий лекция, беседа, мастер класс, экскурсия, защита проектов.
Срок освоения программы: 1 года.
Режим занятий. Теоретические занятия проводятся 4 часа в неделю: 2 раза по 2 часа, 1 академический час - 40 минут, с 10-минутным перерывом.
При проведении практических занятий на местности в пределах населенного пункта занятие может быть продлено до 6 часов. При проведении практических занятий вне населенного пункта и учебно-тренировочных выходов продолжительность занятий считается 6 часов за одни сутки нахождения вне населенного пункта.
Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся и их родителей, а также возможностей учреждения.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы:
1.2. Формирование знаний, умений и навыков в виде спорта - Туризм; физическое и духовное развитие личности.
Задачи программы:
Образовательные
- изучение культуры и природы России через туристские маршруты, посещение памятников истории и природы;
- пропаганда туристско-спортивной и туристско-краеведческой деятельности;
- пропаганда здорового образа жизни через занятия спортом;
- участие в туристских соревнованиях, проводимых районом, краем.
Метапредметные
- формирование из числа старших и наиболее опытных обучающихся инструкторского звена, помогающего в реализации данной программы;
- привлечение наиболее опытных выпускников к работе в должности педагога.
Личностные
- способствовать развитию самостоятельности у учащихся;
- воспитание в ребенке любви к окружающему миру и родной стране.
Обучающие:
- формирование системы знаний, необходимых организатору туристско-спортивной работы;
- обучение навыкам и умению сбора краеведческой информации,
- формирование банка данных о местах туристских маршрутов через ведение записей краеведческих наблюдений, воспоминаний старожилов, ветеранов;
Воспитательные:
- воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;
- выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;
Развивающие:
- развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;
- развитие интереса к изучаемым дисциплинам;
- формирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в природной среде, судейства туристско-спортивных мероприятий.
1.3. Содержание программы
Раздел 1. Азбука туризма
Теория. Введение в туризм. Виды туризма. Последовательность подготовки путешествия: знакомство с районом, принципы формирования туристской группы, изучение отчетов других групп, план-график похода, нормы скорости, классифицирование туристских походов по сложности. Стратегия и тактика туристских походов. Схемы построения маршрутов. Законы туристов (туристская этика). Кодекс путешественника. Права и обязанности руководителя и участников, основные туристские обязанности. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. Определение узла, требования к узлам, группы узлов по назначению. Основные туристские узлы; достоинства и недостатки различных узлов. Международный свод сигналов бедствия, способы подачи сигналов в различных ситуациях, наземные сигналы для самолета (вертолета), недопустимость ложных сигналов, действия при получении сигнала бедствия. Привал и бивак в походе. Основные требования к местам привала и бивака. Периодичность привалов в зависимости от условий похода. Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках.
Практика. Разработка маршрутов похода. Изучение, отработка и закрепление навыков вязания основных туристских узлов. Практические тренировки по транспортировке пострадавшего, отработка навыков оперативного выкладывания наземных сигналов. Отработка навыков по разведению костра в различных климатических условиях, организация бивачных работ, дежурство на биваке, самостоятельное изготовление временных укрытий в различное время года.
Задания стартового уровня:
Разработка маршрута при помощи педагога
Задания базового уровня:
Разработка маршрута с использованием методических карточек, самостоятельное изготовление временных укрытий в различное время года.
Задания продвинутого уровня:
Самостоятельная разработка маршрута по заданным параметрам, самостоятельное изготовление временных укрытий в различное время года.
Форма контроля: сдача контрольных нормативов.
Раздел 2 Ориентирование и топография
Теория. Понятие местности, понятие рельефа, местные предметы, типовые формы рельефа, как-то: гора, хребет, котловина, лощина, седловина, основные разновидности местности: равнинная, холмистая, горная, лесистая, болотистая, лесисто-болотистая, пустынная. Понятие ориентирования, необходимость ориентирования, виды топографических материалов, как-то: карта, план, кроки, абрис, аэрофотосъемка. Типы карт: общегеографические, топографические, специальные. Масштаб, масштабность карт: мелко-, средне-, крупномасштабные. Определение масштаба, номенклатура, старение карт, генерализация карт. Содержание карты: топографические знаки, масштабы, рамка, за рамочное оформление, поле карты, сетка, магнитное склонение, шкала заложении, условные знаки, топографические знаки. Виды знаков: линейные, фигурные, площадные, пояснительные; масштабные и внемасштабные знаки. Группы знаков: дороги, населенные пункты, гидрография, растительность, рельеф, пояснительные и специальные знаки. Сущность ориентирования, из чего складывается ориентирование, подготовка к ориентированию, стороны горизонта, азимут, отличие азимута от угла, азимутальное кольцо, средства и условия для ориентирования, измерение азимутов, способы ориентирования в пространстве: по компасу, по звездам, по Солнцу, по Луне, по местным предметам. Ориентирование во времени, определение расстояний. История и устройство компаса, виды компасов, задачи, решаемые с помощью компаса: метод засечек, метод обратных засечек, определение точки стояния, ориентирование во времени. Прокладка маршрута, составление плана-графика движения, высотная диаграмма маршрута, коэффициент перепада высот, дежурные проводники, протокол движения. Виды и правила разведки на маршруте. Описание местности (техническое описание маршрута), действия при потере ориентировки, съемка местности (составление плана местности). Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение; заложение, отметка, Берг штрих. Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение крутизны склонов.
План и карта. Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Что такое топографическая схема, кроки, маршрутная лента, обзорная карта. Обязанности топографа тур группы. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению. Условия ориентирования в походе на открытой и закрытой местности (при потере обзора), при наличии и отсутствии карт, на местности бедной и богатой ориентирами. Способы и приемы ориентирования в различных условиях летом и зимой. Обязанности проводников и разведчиков. Магнитные свойства. Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования в туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный,
Практика. Прокладка маршрута. Разведка маршрута. Действия при потере ориентирования. Ориентирование на маршруте, исполнение обязанностей дежурного проводника.
Задания стартового уровня:
Прокладка маршрута при помощи педагога.
Задания базового уровня:
Самостоятельная прокладка маршрута. Разведка маршрута. Действия при потере ориентирования
Задания продвинутого уровня:
Самостоятельная прокладка маршрута. Самостоятельная разведка маршрута. Действия при потере ориентирования. Ориентирование на маршруте, исполнение обязанностей дежурного проводника.
Форма контроля: зачетная работа.
Раздел 3 Основы гигиены туризма
Теория. Личная гигиена туриста, обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода, гигиенические требования к постели, одежде и посуде туриста. Виды травм. Назначение и состав походной аптечки. Оказание первой помощи при различных травмах.
Практика. Оказание первой помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего.
Раздел 4 Организация питания в походе
Теория. Оценка энергозатрат. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы. Их соотношение в суточном рационе в зависимости от условий похода. Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. Требования к разнообразию питания в походе и к весу продуктов. Составление меню и раскладка продуктов. Учет расхода продуктов. Способы термообработки пищи, достоинства и недостатки каждого из них. Хранение продуктов в пути. Способы расфасовки продуктов, их преимущества и недостатки.
Практика. Разработка пищевой раскладки на поход выходного дня; подготовка продуктов к транспортировке.
Форма контроля: составление пищевой раскладки.
Раздел 5 Туристское снаряжение
Теория. Групповое и личное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске, непромокаемость. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету. Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака. Ремонтный набор, его комплектация.
Практика. Укладка рюкзака. Постановка палатки. Ремонт снаряжения.
Задания стартового уровня:
Установка палатки с помощью педагога.
Задания базового уровня:
Установка палатки по инструкции.
Задания продвинутого уровня:
Самостоятельная установка палатки. Самостоятельный ремонт снаряжения.
Раздел 6 Экологическая подготовка
Теория. Законы об охране природы, охоте, рыболовстве. Памятники природы, заказники, заповедники, национальные парки. Особенности совершения туристских походов в природоохранных зонах. Красная книга природы. Исчезающие виды растений и животных родного края. Формы экологической работы в туристском походе.
Практика. Изучение экологического состояния района похода; экологическая работа на маршруте.
Раздел 7 Краеведческая деятельность
Теория. Формы краеведческой деятельности туристов. Виды походных краеведческих заданий. Методика выполнения походных краеведческих заданий. Знакомство с природой, историей, культурой родного края. География России. Знакомство с основными туристскими районами страны.
Практика. Работа над походными краеведческими заданиями; изучение районов предстоящих походов.
Форма контроля: тестирование.
Раздел 8 Специальная подготовка
Теория. Туристские соревнования. Правила проведения туристских соревнований, виды соревнований. Спортивные разряды.
Практика. Технические этапы: подъем по склону, спуск по склону, параллельные перилла, навесная переправа, траверс, скалодром, вертикальный маятник, горизонтальный маятник. Прохождение технических этапов лично, в связке и группой.
Задания стартового уровня:
Выполнение задания при помощи педагога.
Задания базового уровня:
Выполнение задания с подсказками педагога.
Задания продвинутого уровня:
Выполнение заданий самостоятельно без помощи педагога.
Форма контроля: сдача контрольных нормативов.
Раздел 9 Физическая подготовка
Теория. Значение физической подготовки для туриста.
Практика. Общая физическая подготовка. Упражнения для плечевого пояса. Упражнения на пресс. Упражнения для ног. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития выносливости. Упражнения для развития ловкости и координации. Подвижные игры для развития ловкости и координации.
Задания стартового уровня:
Выполнение 1-2 упражнений по общей физической подготовке.
Задания базового уровня:
Частичное выполнение норм по общей физической подготовке.
Задания продвинутого уровня:
Выполнение всех норм по общей физической подготовке.
Форма контроля: сдача контрольных нормативов.
1.3.1. Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Азбука туризма | 40 | 14 | 24 | Сдача контрольных нормативов Беседа практическое занятие |
1.1 | Введение в туризм | 1 | 1 | ||
1.2 | История развития туризма в России | 1 | 1 | ||
1.3 | Виды туризма | 1 | 1 | ||
1.4 | Этика туризма.3аконы туристов. | 1 | 1 | ||
1.5 | Этапы подготовки туристского путешествия. Стратегия и тактика походов | 4 | 2 | 2 | |
1.6 | Основные туристские обязанности | 2 | 2 | ||
1.7 | Назначение, виды и техника вязания туристских узлов | 4 | 2 | 2 | |
1.8 | Безопасность туризма | 8 | 2 | 6 | |
1.9 | Туристские биваки | 18 | 2 | 14 | |
2 | Ориентирование и топография | 9 | 6 | 4 | Контрольная работа |
2.1 | Местность, основные понятия и определения. | 1 | 2 | ||
2.2 | Топографическая карта | 2 | 2 | ||
2.3 | Основы ориентирования | 2 | 2 | ||
2.4 | Работа с компасом и картой | 2 | 2 | ||
2.5 | Ориентирование на маршруте | 2 | 2 | ||
3 | Основы гигиены туриста | 6 | 4 | 2 | Беседа Доклады |
3.1 | Гигиена туриста | 1 | 1 | ||
3.2 | Основные виды травм | 1 | 1 | ||
3.3 | Походная, групповая и личная аптечки. | 1 | 1 | ||
3.4 | Оказание первой помощи в различных случаях | 3 | 1 | 2 | |
4 | Организация питания в походе | 8 | 4 | 4 | Составление пищевой раскладки Практическое занятие |
4.1 | Пищевая раскладка и ее составление. Требования к раскладке. | 4 | 2 | 2 | |
4.2 | Подготовка, транспортировка и хранение продуктов в походе | 4 | 2 | 2 | |
5 | Туристское снаряжение | 5 | 4 | 2 | Осуждение снаряжения |
5.1 | Туристское снаряжение и требования к нему | 2 | 2 | ||
5.2 | Уход за снаряжением и его ремонт | 3 | 2 | 2 | |
6 | Экологическая подготовка | 6 | 4 | 2 | Беседа |
6.1 | Охрана природы и значение окружающей среды для человека | 2 | 2 | ||
6.2 | Экологическая работа в туристском походе | 4 | 2 | 2 | |
7 | Краеведческая деятельность | 6 | 4 | 2 | Беседа Опрос |
7.1 | Краеведческая деятельность и ее значение в развитии личности. | 1 | 1 | ||
7.2 | Краеведческая работа в туристском походе | 1 | 1 | ||
7.3 | Туристские возможности родного края | 1 | 1 | ||
7.4 | Обзор туристских районов России. | 1 | 1 | ||
7.5 | Работа над краеведческими заданиями, изучение районов походов. | 2 | 2 | ||
8 | Специальная подготовка | 30 | 2 | 32 | Сдача контрольных нормативов |
8.1 | Туристские соревнования, их виды и значение в подготовке туриста. | 1 | 1 | ||
8.2 | Разрядные требования по спортивному туризму | 1 | 1 | ||
8.3 | Технические этапы и способы их преодоления | 28 | 32 | ||
9 | Физическая подготовка | 26 | 2 | 24 | Сдача контрольных нормативов |
9.1 | Значение физической подготовки для туриста | 2 | 2 | ||
9.2 | Общефизическая подготовка туриста | 24 | 24 | ||
Итого | 136 | 50 | 94 | ||
1.4. Планируемые результаты
Формируя у обучающихся, простейшие туристско-краеведческие умения и навыки, развивая способности и творческий потенциал, через приобщение к истории своего края, людям, живущим в нем, посредством формирования навыков поисково-исследовательской работы, обучающиеся, по завершению обучения должны знать:
предметные результаты:
- основные разделы краеведения, как о предмета исторического и культурного развития общества;
- теоретические вопросы топографии и ориентирования;
- специальные вопросы по доврачебной медицинской помощи;
- навыки личной гигиены туриста;
уметь:
- ориентироваться на местности.
- применять туристическое снаряжение.
У обучающихся в результате обучения по программе будут сформированы
личностные результаты:
- основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- умения и навыки ведения диалога с другими людьми, разного возраста, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- уважительное, бережное отношения к историческому наследию своей малой родины, её истории, культуре, природе;
- уважительное отношение к окружающим людям, общепринятые нормы поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
- умение анализировать своё поведение и умение принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты. Должны быть развиты:
- умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- воображение, память, мышление, речь, внимательность, логика и т.д.;
- кругозор и мировоззрение обучающихся;
навыки экскурсионной деятельности на базе краеведческого материала и достопримечательностей края.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Группа | Год обучения номер группы | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Нерабочие, праздничные дни | Сроки проведения промежуточной аттестации |
1 | 1 | 2025-2026 уч.г. | 01.09. 2025 г. | 25.05. 2026 | 34 | 136 | 136 | с 31 декабря по 9 января, с 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая, | Периодичность текущего контроля успеваемости обучающихся осуществляется с учетом видов учебных занятий и объема учебной нагрузки в пределах соответствующей программы. 18.12-20.12.2025 18.05-22.05.2026 |
2.2 Условия реализации программы
Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
2.3 Формы аттестации
Формы проведения контроля обучающихся определяются педагогом в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой. В зависимости от направленности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ формами контроля могут быть:
- открытые занятия;
- презентации и проекты обучающихся;
- участие в семинарах, конференциях;
- участие в соревнованиях;
- участие в отчетных экскурсиях, экспедициях;
- участие в отчетных турпоходах;
- тестирование и др.
2.4 Оценочные материалы
Оценка результатов освоения программы основана на методе сравнительного анализа: сравнение настоящих и предыдущих результатов обучающегося, сравнение результатов одних обучающихся с результатами других. Осуществляется следующими способами:
1. Входной контроль. Проводится в форме собеседования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.
2. Текущий контроль. Проводится в форме собеседования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.
3. Итоговый контроль. Проводится в конце учебного года в виде однодневных и двухдневных походов с привлечением участия в походах родителей. Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по ориентированию, технике туризма и быта у учащихся.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Грамота, диплом, журнал посещаемости, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат).
№ | Наименование раздела, темы | Дидактические и методические материалы |
1 | Краеведение | Памятки, мультимедийные материалы. Приобретение знаний географии, биологии и истории своей малой Родины. Познание краеведения Агаповского края по средствам запланированных экскурсионных маршрутов: экскурсий, туристических походов, путешествий и экспедиций в местные музеи, по Агаповскому района. Изучение и охрана памятников истории и культуры. |
2 | Туризм | Памятки, инструкции, схемы, мультимедийные материалы. Понятия о видах туризма, правилах выполнения основных технических приемов туризма. Снаряжение туриста. Знание основ технических приемов туризма: выбор места для привала, умений разводить костер, ставить палатку, готовить на костре пищу и т.д. |
3 | Спортивное ориентирование | Памятки, инструкции, схемы, мультимедийные материалы. Правила соревнований по туристскому ориентированию. Права и обязанности участников соревнований. Подготовка к старту. Действия спортсмена по трассе, на финише и после его прохождения. |
4 | Основы безопасности жизнедеятельности
| Памятки, инструкции, схемы, мультимедийные материалы. Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Правила поведения у водоемов. Поведение во время различных природных явлений. Правила пожарной безопасности при обращении с огнем (костром), действия при обнаружении не затушенных костров (сильного задымления) в лесу. Требования безопасности при выполнении природоохранных мероприятий (утилизация мусора, бытовых отходов). |
5 | Физическая культура Пропорциональное управление Алгоритмы и программы прохождения препятствий | Укрепление здоровья учащихся. Развитие и совершенствование двигательных и физических качеств: выносливости, координации, быстроты реакции по средствам физических, легкоатлетических и гимнастических упражнений; подводящих и спортивных игр. Воспитание силы духа и стремления к самосовершенствованию через преодоление трудностей на местности. |
6 | Медицина | Овладение знаниями оказания первой доврачебной медицинской помощи при ранах, порезах, ссадинах, ушибах, мозолях, растяжениях, вывихах; требованиями к материалам для обработки ран и наложения повязок. Иммобилизация, транспортировка пострадавшего. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок, жгутов и шин. Состав походной аптечки. Гигиена туриста. Общие и личные гигиенические требования в походе. |
7 | Творчество | Разучивание туристических песен. Туристический быт. Разучивание костровых и бардовских песен и их исполнение у костра. Игры и песни в пути и на привале. Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения краеведческих, исследовательских заданий. Фотоаппараты, видеокамера в туристской группе. Изготовление рисунков и газет на туристскую тему. |
Для успешного усвоения учащимися данной программы педагогом должны быть подготовлены необходимый дидактический материал, методическая литература, позволяющие доступно и интересно объяснять темы по краеведению, топографии, истории спортивного туризма, основам гигиены.
Для проведения теоретических занятий необходимы: комплект топографических карт, карты региона, фотографии и слайды туристских объектов, грибов, животных, птиц.
Для практических занятий по туризму необходимы: палатки, компасы, рюкзаки, репшнуры для вязания туристских узлов, страховочные системы, карабины, зажимы, ФСУ, каски, основные верёвки, мячи, гантели, скакалки.
Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию
№ | Наименование | Единица измерения | Количество |
Для всех дисциплин группы дисциплин «Дистанция» | |||
1 | Верёвка ø 10 мм (статика) для постановки этапов | метр | 1 |
2 | Карабин альпинистский с муфтой | штук | 4 |
3 | Верёвка ø от 6 мм (статика) для постановки этапов | метр | 1 |
4 | Зажим для подъёма по верёвке | штук | 4 |
5 | Секундомер электронный | штук | 1 |
6 | Электромегафон | комплект | 1 |
7 | Рулетка, 10м | штук | 1 |
8 | Рулетка, 30м | штук | 1 |
9 | Мат гимнастический | штук | 6 |
10 | Стенка гимнастическая | штук | 9 |
11 | Скамейка гимнастическая | штук | 6 |
12 | Палка гимнастическая | штук | 8 |
13 | Мяч баскетбольный | штук | 10 |
14 | Мяч волейбольный | штук | 2 |
15 | Мяч набивной (медицин бол) от 1 до 3 кг | комплект | 3 |
16 | Мяч футбольный | штук | 1 |
Таблица Excel
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Наименование мероприятия по программе воспитания | Дата проведения | Форма проведения мероприятия | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
2.7. Список литературы
Список литературы для педагогов
Бардин, Г.З. Азбука туризма Г.З. Бардин. — Москва: Просвещение, - 1981.- 205 с. Ганопольский, В.И.Уроки туризма В.И. Ганопольский. — Мн.: НМЦентр, - 1998. — 216 с. Кодыш, Э.Н. Соревнования туристов Э.Н. Кодыш. - Москва: Физкультура и спорт, - 1990. – 126 с. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризмЮ.С. Константинов. - Москва: Юрайт, - 2017. – 45 с. Куприн, А. М. Занимательно об ориентировании А. М. Куприн. – Москва: ДОСААФ, - 2002. –25 с. Лесогор, Н. А., Толстой, Л. А., Толстая, В. В. Питание туристов в походе. Н.А. Лесогор, Л.А. Толстой, В.В. Толстая. – Москва: Пищевая промышленность, 1980. – 96 с. Самохин, Ю.С., Самохина, Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере Ю.С. Самохин, Т.А. Самохина. – Москва: Педагогическое общество России, - 2003. – 82 с. Смирнов, Д.В. Методологические основы построения технологий дополнительного образования на этапе начальной туристско-спортивной подготовки [В.Д. Чепик, Д.В. Смирнов, // Доп. образование. – 2001. – № 11 (25). – С. 17-20. (0,9 п.л.); авт. не разделено.
Список литературы для обучающихся
Клименко, А.И. Карта и компас - мои друзья А.И. Клименко. - Москва: Детская литература, - 1975. –156 с. Кодыш, Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. Э.Н. Кодыш. - Москва: Физкультура и спорт, - 1990. – 126 с. Константинова, Ю.С. Туристская игротека. Ю.С. Константинова. – Москва: Гуманитарный издательский центр, - 2000. – 112 с. Куликов, B.M., Константинов, Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии B.M. Куликов, Ю.С. Константинов. – Москва: ЦДЮТур, - 2001. — 72 с.илл. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. В.Ю. Попчиковский. – Москва: Профиздат, - 2003. – 224 с.
Список интернет-ресурсов
Академия детско-юношеского туризма и краеведения" http://madut.narod.ru/new.html Официальный сайт Министерства молодежной политики, спорта и туризма РФ. http://minstm.gov.ru/ Официальный сайт Туристско-спортивного союза России http://www.tssr.ru/ Официальный сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения http://www.turcentrrf.ru/ Официальный сайт, посвященный спортивному туризму всех видов в Москве и России http://tmmoscow.ru/ , а также дидактические материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
