Игровые технологии обучения на уроке физической культуры в начальной школе с использованием нестандартного спортивного оборудования
методическая разработка по физкультуре

Шашуев Александр Николаевич

Игровые технологии обучения на уроке физической культуры в начальной школе с использованием нестандартного спортивного оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии обучения на уроке физической культуры в начальной школе с использованием нестандартного спортивного оборудования

В данной статье представлена методика применения игровых технологий, с применением нестандартного спортивного оборудования, и может быть реализована в рамках одного урока физической культуры в начальной школе. Целевой аудиторией выступают учителя физической культуры.

Актуальность данной темы, на мой взгляд, объясняется тем, что как известно, основной целью физического воспитания в школе является, содействие формированию всесторонне развитой личности используя физические упражнения.

Сейчас довольно трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений с одной стороны являются малоподвижный образ жизни современных школьников, а с другой стороны отсутствие желания заниматься спортом, считая его неинтересным и бесполезным занятием. Отсюда вытекают и постоянные пропуски учебных занятий, что негативно сказывается а интеллектуальном и физическом состоянии детей.

В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, и отсутствия у них интереса к занятиям физической культурой и спортом существует необходимость организации урока физической культуры направленного на решение, как оздоровительных задач физического воспитания, так и формирования у учащихся стойкого интереса к занятию физкультурой и спортом, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

Таким образом, основной целью своей работы считаю: создание условий для гармоничного физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников, формирование на положительном эмоциональном фоне урока интереса к занятию физической культурой и спортом.

В многообразии средств физического воспитания школьников особое место, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают подвижные и спортивные игры. Использование в практике на уроках физкультуры игровой деятельности детей позволяет, наиболее эффективно организовать учебное занятие, т.к. в играх могут участвовать дети с различной физической подготовкой. Игровые виды спорта чаще всего подразумевают такие физические упражнения как бег, прыжки. Занятия игровыми видами спорта с ранних лет позволяет усилить костную структуру и мускулатуру и поддерживает тело в тонусе. Кроме того спортивные игры развивают в детях математические навыки, лидерские качества, а так же способствуют воспитанию командного духа в детях. Спорт подразумевает соревнования, а значит победы и поражения. Это ставит игроков в разные жизненные ситуации, такие как успех и неудача. Спорт воспитывает в детях дух соперничества и учит их участию независимо от того заканчивается оно победой или поражением. Применение игровых видов спорта, наибольший эффект принесет в младших классах т.к. игра, позволит охватить, всех учащихся одновременно. Кроме того, целевые спортивные игры формируют навыки игровой деятельности, что в последующем пригодится на занятиях по игровым видам спорта, таким, как, например волейбол, баскетбол и др.

Ключевой идей урока с одной стороны, выступает сама ситуация игры, которая увлекает детей, формирует командный дух, сопереживание, развивает спортивные навыки, а с другой стороны применение нестандартного спортивного оборудования, которое, кстати дети могут заранее подготовить и самостоятельно, вызывает у них чувство интереса к уроку, ожидания результатов.

В рамках данной методической разработки педагоги познакомятся с опытом совместного применения игровых форм обучения и использования нестандартного спортивного оборудования.

Данный опыт предполагает:

- повышение профессиональной подготовки к реализации требований федерального государственного образовательного стандарта для начальной школы:

- формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД с помощью нестандартных средств обучения;

- наличие методической подготовки педагога, при организации совместной работы учителя и учеников как на уроке, так и при подготовке к проведению занятия.

Данный материал ориентирован на следующие образовательные результаты обучающихся:

1. Личностные:

- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей;

- формирование способности мобилизовать свои личностные и физические качества;

- освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2. Метопредметные:

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование цели;

- умение определять понятия, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- взаимодействие в команде, ориентация на партнера;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Регулятивные УУД:

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и игровой деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- планирование общей цели и путей ее достижения;

3. Предметные:

- освоение способов двигательной деятельности;

- выполнение комплексов упражнений в игре, соревновании;

- измерение показателей физического развития;

Данный методический материал поможет обучающимся в процессе игрой деятельности почувствовать себя единой командой, сформировать у них чувство ответственности за своего товарища и интерес к занятию физической культурой. Задача учителя на данном уроке организовать такие виды деятельности, которая предполагает развитие и совершенствование физических качеств обучающихся, формирует у них интерес, способствует всестороннему развитию личности.

Основная дидактическая задача данной учебной ситуации – развитие и совершенствование физических способностей, а так же интереса к занятию физической культурой через игровые формы обучения с применением нестандартного спортивного оборудования.

Используемое дидактическое средство: Игра

Применение игровых видов деятельности на уроках физической культуры в начальной школе обеспечивает организацию комфортных условий погружения учащихся в предметную область, активизацию познавательную деятельность, формирование у обучающихся личной ответственности за результаты работы, оценивание значимости изучаемого учебного материала.

Однако насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем невозможно, для этого нужны определенные стимулы, мотивы. Таким стимулом выступает использование нестандартного оборудования, инвентаря.

Преимущества нестандартного оборудования:

  1. Не требуют больших материальных затрат;
  2. Безопасны;
  3. Можно подключить детей к их изготовлению на уроках технологии;
  4. Связь с жизнью;
  5. Дети сами могут найти применение, придумать упражнение, инвентарь, т.е. способствует творческому мышлению;
  6. Обеспечение этим инвентарем каждого занимающегося;
  7. Большая пропускная способность;
  8. Бережное отношение к инвентарю.

Используемый прием: ситуативная рефлексия, которая проводится сразу по заполнению обучающимися итоговых таблиц игры и предназначена для выявления непосредственной включенности обучающихся в проблему, осмысление ее, анализ полученных данных. Интерес для обучающихся состоит в том, что они заранее не знают какие упражнения будут выполнятся с данными снарядами. Отсюда и вытекает интерес к данным занятиям.

Предложенный метод может быть применён, как для целого ряда уроков по физической культуре, так и в качестве внеклассного мероприятия. С помощью данного метода можно проводить занятия на закрепление изученного материала, а также проводить контроль полученных навыков. В рамках учебного плана по дисциплине «Физическая культура» данный маршрут можно использовать на уроке: «Легкая атлетика», «Подвижные игры», «Подвижные игры с баскетболом».

На уроке применяются следующие виды деятельности обучающихся:

- работа в команде;

- индивидуальная работа;

- дискуссия (обсуждение результатов игры

- практическая деятельность (совместное подготовка к проведению игры).

Практическая реализации потребует от педагога:

во-первых, знание требований Федерального государственного образовательного стандарта;

во-вторых, наличие навыков планирования процесса обучения, воспитания и оздоровления учащихся, организации разнообразных видов самостоятельной физкультурной деятельности учащегося;

в-третьих, наличие знаний о закономерностях физического, психического развития учащихся, а также самосовершенствования на протяжении всей трудовой деятельности детей разных возрастных категорий;

в-четвертых, знание и владение специфическими особенностями деятельности учителя физической культуры, таких как: правильный выбор места в зале или на площадке, владение техникой физических упражнений, приемами помощи и страховки, ремонтом и изготовлением спортивного инвентаря, подготовкой площадок, дорожек и др.

в-пятых, наличие знании предметов медико-биологического цикла - анатомии, физиологии, гигиены, ЛФК. Эти знания дают возможность учителю грамотно пользоваться физическими упражнениями с учетом пола, возраста, подготовленности, уровня здоровья учеников;

в-шестых, осуществление своевременного контроля за деятельностью обучающихся.

Дополнительные навыки преподавателя: совместная работа с коллегами и обучающимися:

В рабочую группу могут войти учителя начальных классов, а также сами ученики.

Учителя начальных классов могут принять участие как в подготовительной работе, так и в процессе работе с обучающимися на уроке физической культуры. Ученики же в свою очередь, своими руками могут самостоятельно подготовить заранее спланированное учителем физической культуры нестандартное спортивное оборудование.

Требования, предъявляемые к обучающимся:

во-первых, наличие специальной спортивной формы одежды;

во-вторых, соблюдение и выполнение на уроке всех требования учителя, соблюдение техники безопасности;

в-третьих, наличие знаний и умений выполнения различных физических упражнений.

Сочетание выбранной темы с учебным планом дисциплины

«Физическая культура»

С помощью данного метода можно проводить занятия на закрепление изученного материала, а также проводить контроль полученных навыков. В рамках учебного плана по дисциплине «Физическая культура» данный материал можно использовать на уроке: «Легкая атлетика», «Подвижные игры», «Подвижные игры с баскетболом».

Шаги, необходимые для достижения планируемых результатов обучения.

Этап 1.

Подготовительная часть (10 мин.).

Построение, сообщение задачи урока, разминка. Восстановление дыхания.

Этап 2.

Основная часть (25 мин.).

Перед проведением подвижных игр, необходимо разделить весь класс на 4 команды (в среднем по 5-6 человек). Каждая команда будет проходить отдельные игровые этапы, что позволяет учителю более осуществлять контроль за дисциплиной на уроке, а так же правильностью выполнения заданий.

Игра «Меткие охотники»

Игра на развитие меткости, быстроты реакции и гибкости. Школьники бегают по площадке. Предварительно по углам площадки становятся охотники. Их число зависит от общего количества детей. Каждый охотник держит в руках мяч. В качестве мяча в данной игре выступает самодельный шарик из бумаги и скотча диаметром 8-10 сантиметров, заранее подготовленный детьми дома. Когда ведущий дает команду «Стоп!», все бегающие дети замирают. Цель охотника — попасть мячом в «добычу». Если он попал, то охотник и «добыча» меняются местами. При этом соблюдается условие: участники могут уклоняться от мяча, но не могут двигаться с места.

Применение в данной игре самодельных шаров, позволяет с одной стороны привлечь учеников к подготовке и проведению самой игры, сформировать у них интерес к уроку, а с другой стороны, избежать возможные условия травматизма на уроке, при использовании обычных спортивных мячей для метания.

Эстафета на развитие ловкости.

Инвентарь: деревянные бруски; куски линолеума; автопокрышки.

Продвигаясь вперед ученик должен попадать в разложенные на земле ориентиры (кочки). Преодолев это препятствие, возвращается бегом на начало эстафеты.

Дозировка: от 2 до 4 раз.

Применение данной эстафеты позволяет учащимся усовершенствовать навыки координации движения, ловкости. А общедоступность и применение большого количества данных видов спортивных снарядов, позволяет одновременно проводить данную эстафету практически со всем классом.

Эстафета с упражнениями на развитие координации.

Инвентарь: скамейка со скобами на одном из концов.

Край скамейки закрепляем на нужной высоте за перекладину гимнастической лестницы. Наклонная скамейка многофункциональна: можно укреплять мышцы живота, рук, ног, развивать ловкость, координацию.

а) подъем на четвереньках

б) подъем на коленях

в) подъем правым боком в упоре присев

г) левым боком стоя плюс отягощения

д) обычный подъем

е) подъем на четвереньках животом вверх

Дозировка: от 2 до 4 повторений.

Данный комплекс упражнений позволяет учащимся усовершенствовать свои физические качества. Количество правильно выполненных упражнений каждым учеником будет суммироваться в общекомандный результат.

"Классики "Неделя"

На подходящей площадке мелом расчерчивается квадрат/прямоугольник, можно использовать заранее подготовленный детьми плакат-шаблон с названием дней недели.

Этот квадрат разбивается на "классы" (дни недели)

Задачи: Развивать мышцы нижних конечностей, координацию, крупной моторики, ловкость, меткость, внимание, выносливость, формирование навыков различных видов прыжков. Закреплять дни недели.

1. прыжки с двух ног по дням недели, прыгать на следующий день из того положения в которое приземлились. (2-4 повторения)

2. с продвижением вперед по кругу с понедельника по пятницу прыгать на 2 ногах, а в субботу на правой ноге и в воскресенье на левой ноге. 2-4 повторения

3. С продвижением вперед по кругу в понедельник прыгать с 2 ног; вторник с поворотом на 90 градусов в право, среда прыгать с 2 ног, четверг с поворотом на 90 градусов влево, пятница прыжком в упор присев, суббота прыжок ноги врозь, воскресенье прыжок ноги скрестно правая впереди. 2-4 повторения

Данный вид игры позволяет школьникам усовершенствовать свои навыки в прыжках, повторить основные виды исходных положений при выполнении различных видов прыжков, развивает координацию движения. Нестандартным спортивным оборудованием в данном случае выступает плакат-шаблон с названием дней недели, так же заранее подготовленный учениками и учителем совместно.

Этап 3.

Заключительная часть (5 мин)

Построение. Подведение итогов урока. Выход из спортивного зала.

Ресурсы, необходимые для реализации. 4. Ресурсы

Технические средства или ресурсы.

Для работы необходимы:

- Инвентарь: бумажные мячи, деревянные бруски, куски линолеума, автопокрышки, гимнастические лестницы, скамейка со скобами на одном из концов, плакат-шаблон с названием дней недели, мел, плакат «итоговая таблица» в которой учитель фиксирует результаты выполнения игры всеми командами, шариковые ручки.

Для наиболее эффективного применения данного метода на практике, на мой взгляд, возможно изменение основных предложенных игровых видов деятельности, применение новых видов игр, например с элементами волейбола или баскетбола. Так же возможно применение и других видов нестандартного спортивного оборудования, таких как: фитбольные мячи, гимнастические пуфики-кубики, пластиковые бутылки, наполненные водой, бельевые веревки и др. тимизированетодический

Применение в учебной деятельности данной методики позволит не только закрепить основные двигательные навыки, но и заложит у детей интерес к занятию физической культурой и спортом.

Приложение

C:\Users\Александр\Desktop\конкурс\

Рис.1 Плакат-шаблон для проведения игры "Классики "Неделя"

C:\Users\Александр\Desktop\конкурс\

Рис. 2 Мячи из бумаги для проведения игры «Меткие охотники»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподование игровых видов спорта на уроках физической культуры в начальной школе

Научить ребенка использовать игровые приемы постоянно меняющихся условий...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Практическое применение игровых технологий на уроках  физической культуры в начальной школе....

Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС

выступление на методическом объединении учебного комплексадоклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Применеие игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе...

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе в рамках введения ФГОС»

Игра способствует улучшению качества восприятия, памяти, воображения и мышления. Помимо этого, игра создает на уроках благоприятный эмоциональный фон, повышает интерес к предмету и способствует развит...