Главные вкладки
Карельские игры
картотека по физкультуре
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.81 КБ | |
| 16.98 КБ | |
| 903.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Неня» (нос)
Цель: воспитание у детей сообразительности и быстроты мышления
Ход игры:
Играющие дети встают или садятся по кругу. В центре трое: 2 игрок и один водящий. Игроки шепчут на ухо игроку имена участников. Водящий вызывает игроков по именам в центр круга, те в свою очередь должны угадать, кто их вызвал. Если угадали- меняются местами, Если же нет, то им показывают с помощью пальцев «длинный нос» и встают в круг. Игра продолжается.
«Ко мне с кольцом»
Цель: развитие быстрого бега с изменением направления.
Ход игры
Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом, зажатым между ладонями, ходит перед сидящими и проводит свои руки между сложенными ладонями играющих детей. Все внимательно следят за его действиями. Незаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину избы и кричит: «Ко мне с кольцом!» Все одновременно встают. Тот, у кого кольцо, бросается к ведущему. Если играющие угадали, у кого кольцо, они прилагают все силы к тому, чтобы помешать обладателю кольца передать его ведущему. Тот, кому удается отобрать кольцо, становится ведущим.
Игра «Ворона на поле» (Варой пеладолла)
Цель: развитие у детей ловкости , быстроты , выносливости.
Ход игры
Выбирается водящий – «хозяин», остальные «вороны». Чертятся (определяются) границы поля. «Хозяин» садится на корточки в центре поля. «Вороны» слетаются на поле и начинают каркать:
«Кар-кар, пеладолла поллеммё, ювя сюёммё» -
«Поле топчем, зерна клюём».
Так повторяют несколько раз. Просыпается «хозяин» и начинает гонять «ворон». «Вороны» улетают за границы поля. Там их трогать нельзя. Если какая-то «ворона» зазевалась, «хозяин» успевает её поймать. Игра продолжается до тех пор, пока «хозяин» не переловит всех «ворон».
«Кислый круг»
Цель: развитие ловкости, выносливости.
Ход игры
Играющие делятся на две группы. В каждой из них выделяют капитана. Капитаны подходят к арбитру, у которого в Куках зажаты две спички – одна короткая, другая подлиннее. Если капитану достается короткая спичка, его команде водить.
В центре поля рисуют большой круг. Играющие заходят внутрь, а водящие остаются снаружи. Задача водящих – «запятнать» мячом стоящих в кругу. Кого коснется мяч, тот выходит из игры. Играющие, конечно стараются поймать мяч, тогда на их счету прибавится «свеча», которая дает право следующий меткий удар по играющим не засчитывать. Поэтому водящие стараются попасть мячом по ногам или по спине играющих детей – так поймать мяч сложнее.
Как только начинается игра, все приходит в непрерывное движение. Мяч перелетает высоко над кругом от одного игрока к другому.
Водящие бегают по внешнему кругу то вправо, то влево, стремясь выбрать выгодную позицию и «запятнать» играющих. И все-таки случается, что на счету играющих скапливается столько «свечей», что отыграть их уже невозможно. Тогда оставляют круг «киснуть» (ассоциация с молоком, которое киснет, если долго стоит). Игра прекращается.
Потом заводят новую игру, оставляя тех же водящих.
Игра «Сеть и рыбы» (Веркко да калат)
Цель: обучение детей действовать по сигналу и согласовывать действия.
Ход игры
Во время игры дети произносят слова:
«Плавай рыбка! Плавай рыбка!
Ты в водице, ай-яй-яй!
Видишь ты большие сети?
Рыбка, рыбка, уплывай!»
После этих слов дети разбегаются, а воспитатель с ребенком, взявшись за руки ловят остальных.
Участники игры делятся на две команды: «рыбы» и «сеть». Сначала «сплетают сеть» - встают в круг и берутся за руки и поднимают их вверх. «Рыбы плавают» - заходят в круг, выходят из круга. Во время игры дети произносят слова:
Плавай, рыбка! Плавай, рыбка!
Ты в водице, ай-яй-яй!
Видишь ты большие сети?
Рыбка, рыбка, уплывай!
Когда слова заканчиваются и «рыбы» в «сети» много, ловцы кричат: «Веркко» (сеть). Поднятые вверх руки опускаются, ловцы сужают круг, стараясь удержать пойманную «рыбу». Можно усложнить игру заданием – ловить определённую рыбу.
Игра «Яной да хука» (Заяц и волк)
Цель: закрепление физических качеств – ловкость, быстрота, сила.
Ход игры
Зайцы убегают после хлопков в ладоши.
Все играющие на время становятся «зайцами». И лишь один из них превращается в «волка». Каждый «заяц» делает себе домик, защиту от «серого» - чертит вокруг себя круг. Если играют на улице зимой, то круг чертят палкой на снегу, а если в зале - мелом.
Один «заяц» обязательно остается без домика. И вот «волк-охотник» хлопает в ладоши. Перепуганный «зайчишка» старается удрать от него, но если «волк» его все же нагоняет, то быстро заскакивает в чей-нибудь домик. Вдвоем там оставаться никак нельзя. Хозяин обязан выскочить «на улицу». «Волк» продолжает погоню уже за ним. И так, пока кто-нибудь не попадет «волку» в лапы. Тогда «заяц» и «волк» меняются ролями — и веселая шумная игра продолжается.
Хиппа (Погоня)
Цель: развитие самостоятельности, быстроты и ловкости движений; закрепление ориентировки в пространстве.
Ход игры
Дотронуться водящему до игрока руками (запятнать), игроку надо ловко опустить веревку.
В игре используется веревка, концы которой крепко связываются. Все берутся за веревку с внешней стороны и растягивают её, образуя круг. Водящий становится в центре. Его задача дотронуться руками до кого-нибудь из игроков, «запятнать». Но сделать это не так просто. Как только он приближается к кому-нибудь, тот отпускает веревку и отступает назад. Остальные натягивают веревку. Водящий бросается к другому игроку, в это время первый быстро хватается за веревку, давая возможность своему товарищу отпустить её и не дать себя «запятнать».
Тот, кого водящий, все- таки «запятнал», становится в центре. Игра продолжается.
Предварительный просмотр:
Карельские считалочки:
- Тара-бара, домой пора –
Ребят кормить, телят поить,
Коров доить.
Тебе водить!
- Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек отвечай!
- Раз – два – три – четыре,
Жили мыши на квартире,
Чай пили, чашки били,
по три денежки платили.
Кто не хочет платить –
тому и водить.
- Плыл у берега пескарик,
Потерял воздушный шарик.
Помоги его найти –
сосчитай до десяти.
- Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела –
Мужу двое, себе трое
И детишкам – по лаптишкам.
- Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Бегал, бегал - не нашёл,
Сам заплакал,
В лес пошёл.
Карельские считалочки:
- Тара-бара, домой пора –
Ребят кормить, телят поить,
Коров доить.
Тебе водить!
- Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек отвечай!
- Раз – два – три – четыре,
Жили мыши на квартире,
Чай пили, чашки били,
по три денежки платили.
Кто не хочет платить –
тому и водить.
- Плыл у берега пескарик,
Потерял воздушный шарик.
Помоги его найти –
сосчитай до десяти.
- Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела –
Мужу двое, себе трое
И детишкам – по лаптишкам.
- Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Бегал, бегал - не нашёл,
Сам заплакал,
В лес пошёл.
Карельские считалочки:
- Тара-бара, домой пора –
Ребят кормить, телят поить,
Коров доить.
Тебе водить!
- Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
«Приходите все на чай!»
Сколько чаек отвечай!
- Раз – два – три – четыре,
Жили мыши на квартире,
Чай пили, чашки били,
по три денежки платили.
Кто не хочет платить –
тому и водить.
- Плыл у берега пескарик,
Потерял воздушный шарик.
Помоги его найти –
сосчитай до десяти.
- Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела –
Мужу двое, себе трое
И детишкам – по лаптишкам.
- Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Бегал, бегал - не нашёл,
Сам заплакал,
В лес пошёл.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К арельские подвижные игры По содержанию Карельские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. В Карельских играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками . Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Водящего выбирают считалкой. Считалка – это древнее заклинание, которое раньше позволяло распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать водящего, распределить роли весело, без обмана и обид. Тара – бара, домой пора – Ребят кормить, телят поить, Коров доить, тебе водить !
Карельские подвижные игры малой интенсивности «Неня» (нос) Цель: воспитание у детей сообразительности и быстроты мышления Ход игры: Играющие встают или садятся по кругу. В центре трое: 2 игрок и один водящий. Игроки шепчут на ухо игроку имена участников. Водящий вызывает игроков по именам в центр круга, те в свою очередь должны угадать кто их вызвал. Если угадали- меняются местами, Если же нет, то им показывают с помощью пальцев «длинный нос » и встают в круг. Игра продолжается.
Карельские подвижные игры средней интенсивности «Ко мне с кольцом» Цель: развитие быстрого бега с изменением направления. Ход игры Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом, зажатым между ладонями, ходит перед сидящими и проводит свои руки между сложенными ладонями играющих. Все внимательно следят за его действиями. Незаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину избы и кричит: «Ко мне с кольцом!» Все одновременно встают. Тот, у кого кольцо, бросается к ведущему. Если играющие угадали, у кого кольцо, они прилагают все силы к тому, чтобы помешать обладателю кольца передать его ведущему. Тот, кому удается отобрать кольцо, становится ведущим.
Карельские подвижные игры высокой интенсивности Игра «Ворона на поле» ( Варой пеладолла ) Цель: развитие у детей ловкости , быстроты , выносливости. Ход игры Выбирается водящий – «хозяин», остальные «вороны». Чертятся (определяются) границы поля. «Хозяин» садится на корточки в центре поля. «Вороны» слетаются на поле и начинают каркать: « Кар-кар, пеладолла поллеммё , ювя сюёммё » - « Поле топчем, зерна клюём» . Так повторяют несколько раз. Просыпается «хозяин» и начинает гонять «ворон». «Вороны» улетают за границы поля. Там их трогать нельзя. Если какая-то «ворона» зазевалась, «хозяин» успевает её поймать. Игра продолжается до тех пор, пока «хозяин» не переловит всех «ворон».
Карельские подвижные игры с высокой интенсивностью «Кислый круг» Цель: развитие ловкости , выносливости. Ход игры Играющие делятся на две группы. В каждой из них выделяют капитана. Капитаны подходят к арбитру, у которого в Куках зажаты две спички – одна короткая, другая подлиннее. Если капитану достается короткая спичка, его команде водить. В центре поля рисуют большой круг. Играющие заходят внутрь, а водящие остаются снаружи. Задача водящих – «запятнать» мячом стоящих в кругу. Кого коснется мяч, тот выходит из игры. Играющие, конечно стараются поймать мяч, тогда на их счету прибавится «свеча», которая дает право следующий меткий удар по играющим не засчитывать. Поэтому водящие стараются попасть мячом по ногам или по спине играющих – так поймать мяч сложнее. Как только начинается игра, все приходит в непрерывное движение. Мяч перелетает высоко над кругом от одного игрока к другому. Водящие бегают по внешнему кругу то вправо, то влево, стремясь выбрать выгодную позицию и «запятнать» играющих. И все-таки случается, что на счету играющих скапливается столько «свечей», что отыграть их уже невозможно. Тогда оставляют круг «киснуть» (ассоциация с молоком, которое киснет, если долго стоит). Игра прекращается. Потом заводят новую игру, оставляя тех же водящих.
Карельские подвижные игры с правилами (сюжетные ) Игра «Сеть и рыбы» ( Веркко да калат ) Цель : обучение детей действовать по сигналу и согласовывать действия. Ход игры Во время игры дети произносят слова: «Плавай рыбка! Плавай рыбка! Ты в водице, ай-яй-яй ! Видишь ты большие сети? Рыбка, рыбка, уплывай !» После этих слов дети разбегаются, а воспитатель с ребенком, взявшись за руки ловят остальных. Участники игры делятся на две команды: «рыбы» и «сеть». Сначала «сплетают сеть» - встают в круг и берутся за руки и поднимают их вверх. «Рыбы плавают» - заходят в круг, выходят из круга. Во время игры дети произносят слова: Плавай , рыбка! Плавай, рыбка! Ты в водице, ай-яй-яй ! Видишь ты большие сети? Рыбка, рыбка, уплывай! Когда слова заканчиваются и «рыбы» в «сети» много, ловцы кричат: « Веркко » (сеть). Поднятые вверх руки опускаются, ловцы сужают круг, стараясь удержать пойманную «рыбу». Можно усложнить игру заданием – ловить определённую рыбу.
Карельские подвижные игры с правилами (сюжетные ) Игра «Яной да хука» (Заяц и волк ) Цель: закрепление физических качеств – ловкость, быстрота, сила. Ход игры Зайцы убегают после хлопков в ладоши. Все играющие на время становятся «зайцами». И лишь один из них превращается в «волка». Каждый «заяц» делает себе домик, защиту от « серого » - чертит вокруг себя круг. Если играют на улице зимой, то круг чертят палкой на снегу, а если в зале - мелом . Один «заяц» обязательно остается без домика. И вот «волк-охотник» хлопает в ладоши. Перепуганный «зайчишка» старается удрать от него, но если «волк» его все же нагоняет, то быстро заскакивает в чей-нибудь домик. Вдвоем там оставаться никак нельзя. Хозяин обязан выскочить «на улицу ». «Волк» продолжает погоню уже за ним. И так, пока кто-нибудь не попадет «волку» в лапы. Тогда «заяц» и «волк» меняются ролями — и веселая шумная игра продолжается .
Карельские подвижные игры с правилами (бессюжетные ) Хиппа (Погоня ) Цель: развитие самостоятельности , быстроты и ловкости движений; закрепление ориентировки в пространстве. Ход игры Дотронуться водящему до игрока руками (запятнать), игроку надо ловко опустить веревку. В игре используется веревка, концы которой крепко связываются. Все берутся за веревку с внешней стороны и растягивают её, образуя круг. Водящий становится в центре. Его задача дотронуться руками до кого-нибудь из игроков, «запятнать». Но сделать это не так просто. Как только он приближается к кому-нибудь, тот отпускает веревку и отступает назад. Остальные натягивают веревку. Водящий бросается к другому игроку, в это время первый быстро хватается за веревку, давая возможность своему товарищу отпустить её и не дать себя «запятнать». Тот, кого водящий, все- таки «запятнал», становится в центре. Игра продолжается .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачётная работа. Традиционная карельская вышивка.8 класс.
8 класс Зачётная работа по модулю «Потенциал предмета для формирования ключевых...

Классный час "Карельское поморье"
К огромному сожалению, мне пришлось удалить поморские народные песни,так как вес работы был более 3МБ...
Презентация "Карельская роспись"
Презентация "Карельская роспись" к уроку ИЗО (народные промыслы)...

Воспитательная программа "Карельская семья"
Воспитательная программа для воспитанников детского дома. Программа получили грантовую поддержку благотворительного фонда "Наше завтра" г. С-Пб....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Карельская народная игра «Кююккя»»
Материал предназначен для проведения внеклассной работы с учащимися 5-х классов посредством карельской народной игры «Кююккя»....

