Воспитательная программа "Карельская семья"
рабочая программа по теме

Уткина Лариса Геннадьевна

Воспитательная программа для воспитанников детского дома. Программа получили грантовую поддержку благотворительного фонда "Наше завтра" г. С-Пб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grant_proekt.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Олонецкий детский дом (смешанный)»

Воспитательная программа

   «Karjalan pereh» (карельская семья).

  Руководитель программы:

  Воспитатель Олонецкого детского дома  

Уткина Лариса Геннадьевна.

                                                               2011 год

Пояснительная записка.

"Величие народа не измеряется его численностью,

                                                                как величие человека не измеряется его ростом,

                                                                единственной мерой служит его умственное развитие

                                                                 и его нравственный уровень".

                                                                                                                                   Виктор Гюго

Виктор Гюго, когда писал эти строки, наверное, не предполагал, что их с большой точностью можно отнести к карельскому народу - создателю древних наскальных рисунков-петроглифов, каменных лабиринтов, знаменитого эпоса "Калевала".
Бесписьменный народ сформировал, - не только сформулировал, но и следовал им в течение тысячелетий! - такие нравственные заповеди народного мировоззрения, соблюдение которых непосильно большинству наших современников. Заповеди излагались в виде сказаний в стихотворной форме и пелись в дни народных собраний.

  Самобытность карельского народа проявляется не только в его культуре, ученые с уважением сообщают тот факт, что "карелы сохранили в своем антропологическом типе наиболее древние черты".Среди множества составляющих культурной картины карелов особо стоит отметить свадебную обрядность и семейные традиции.  Семья имела в жизни карелов огромное значение. Ценность семьи, в том числе ее экономическая целесообразность, выражена в карельских пословицах: «Жизнь одинокого, что пасмурный день»; «Семейный котел гуще кипит».Также, ценность семьи видна в том, что слишком ранние браки не приветствовались,а на протяжении веков наблюдалась устойчивость больших семей (по данным Всероссийской переписи 1897 г. средний размер семьи в Олонецкой губернии составлял 5,4 чел., сохранялись большие неразделенные семьи, состоявшие из трех–четырех поколений родственников и доходившие численно до 20—25, а иногда и 40 человек.).

В результате самых различных социальных факторов в обществе возникала социальная апатия и безразличие к собственной этнической судьбе.Как побороть это безразличие? Нужно повышать значимость этнокультурной среды в целом. Главную роль в поддержании этнической идентичности сейчас играет система этнических ценностей: этническая символика, мифология, традиции и обычаи, праздники и в первую очередь, конечно, родной язык, интерес к своим историческим корням. В школах дети, конечно, изучают историю Карелии, а в некоторых даже изучается карельский язык, но всё же в основном,  этническая идентификация проходит в семье. Самые лучшие семейные традиции до сих пор передаются из поколения в поколение. У нас в Олонецком районе есть много таких карельских семей, и даже целые деревни сохраняют старинный карельский уклад.

А как быть детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа? Ведь у многих из них один или оба родителя были карелами.  Где лучше узнать, как растёт цветок: в поле или из книжек? Этот риторический вопрос показывает, что лучше всего узнать о жизни и традициях карелов у самих карелов, а не из книг и музейных выставок.

Цель программы:  приобщение детей, воспитывающихся в детских домах, к этнической культуре и семейным традициям родного края через непосредственное общение с семьями карелов.

Задачи:

  1. Изучение самобытности карельской культуры и семейных традиций.
  2. Знакомство с благоустройством и жизнедеятельностью карельских семей.
  3. Организация  мероприятий, способствующих непосредственному общению с карельскими семьями.
  4. Формирование навыков ведения домашнего хозяйства, основанных на карельских ремёслах.
  5. Организация условий для воспитания желания оказывать шефскую помощь престарелым и одиноким карелам, проживающим в деревнях.

Содержание и способы деятельности:

Этапы проекта:

  1. Планирование работы.
  2. Организация взаимодействия с органами местного самоуправления и волостными управлениями.
  3. Сбор информации о карелах, проживающих на территории Олонецкого района.
  4. Знакомство с самобытностью карельской культуры и семейных традиций  через организацию занятий, творческих мастерских и мастер-классов.
  5. Организация мероприятий по непосредственному общению детей с карельскими семьями и оказанию шефской помощи.
  6. Подведение итогов.

  Участники проекта: дети – воспитанники детского дома, педагоги детского дома, карельские семьи, проживающие в Олонецком районе.

   План реализации проекта:

№ п.п.

Мероприятия

Участники

Сроки

1

Составление плана работы.

Руководитель проекта, руководитель учреждения и педагоги

Август 2011 г.

2

Организация взаимодействия с органами местного самоуправления и волостными управлениями, сбор информации о карелах, проживающих на территории Олонецкого района:

  1. Посещение ЗАГСа, архива
  2. Посещение библиотеки

- Руководитель проекта и группа детей.

Сентябрь 2011 г.

  1. Работа с волостными управлениями: установление конкретных семей карелов и семей (одиноких, престарелых), нуждающихся в помощи.

- Руководитель проекта, группа детей, управляющие волостей Олонецкого района и городского поселения

Сентябрь 2011 г.

3

Оформление карельской горницы.

- Руководитель проекта, педагоги и группа детей.

Сентябрь-октябрь 2011 г.

4

Организация и проведение занятий в мастерской домашних ремёсел «Karjalanpoimicuine».

- Руководитель проекта, педагоги, группа детей

Октябрь – апрель 2011 г.

5

Проведение мастер-классов.

- Руководитель проекта, приглашенные мастера и группа детей

Октябрь – апрель 2011 г.

6

«Традиции карельских семей» - воспитательные мероприятия по ознакомлению с культурой и традициями карелов.

- Руководитель проекта, педагоги и группа детей.

Октябрь – апрель 2011 г.

7

«Семья принимает гостей» - организация посещения семей карелов детьми детского дома.

- Руководитель проекта, педагоги, группа детей, представители карельских семей.

Ноябрь – апрель 2011 г.

8

Организация шефской помощи семьям карелов.

- Руководитель проекта, педагоги, группа детей, представители карельских семей.

Ноябрь – апрель 2011 г.

9

Составление генокарт детей

- Руководитель проекта и группа детей.

В течение года

10

Мероприятия по подведению итогов

- Руководитель проекта и группа детей.

Декабрь 2011 г., май 2011г.

Примерный план работы:

Месяц

Мероприятия

Форма проведения

Примечания

сентябрь

«Карелы в Олонецком районе»

экскурсия

«Поиск материалов о карельских семьях, семейных традициях»

Самостоятельная исследовательская деятельность

Под руководством педагогов

«Карельские традиции»

Презентация творческих работ и рефератов

«Посещение Олонецкого краеведческого музея»

Экскурсия

октябрь

«Свадебные обряды»

Комплексное занятие с просмотром фильма

Занятие в мастерской домашних ремёсел «Karjalanpoimicuine».

Тема: «Kazipaikaine»(носовой платочек)-карельская вышивка

Занятие-практикум

Секреты карельской кухни

Тема: «Супы и супчики»

Занятие-практикум

«Если ты в гостях…»

Игровой тренинг

Ноябрь

«Внутрисемейные отношения»

Занятие-тренинг

Занятие в мастерской домашних ремёсел «Karjalanpoimicuine».

Тема: «Karjalanelostus»(карельская игрушка)

Занятие-практикум

Секреты карельской кухни

Тема: «Блюда из лесных даров»

Занятие-практикум

«Семья принимает гостей»

Поход в гости, социальная проба

Декабрь

«Kodiruovot»(ведение домашнего хозяйства)

Комплексное занятие

Занятие в мастерской домашних ремёсел «Karjalanpoimicuine».

Тема: «Домашние помощники»

Занятие-практикум

Секреты карельской кухни

Тема: «Каша с грибами»

Занятие-практикум

 «Обработка шерсти»

Мастер-класс

Январь

Посещение ресторана карельской кухни в г. Петорзаводске

Развлечение

Посещение Карельского краеведческого музея

Экскурсия

«Karjalantalvi» (карельская зима)

Выставка творческих работ

Промежуточное итоговое мероприятие

«Карельские посиделки»

Игровое развлечение

Февраль

«Воспитание детей в карельских семьях»

Беседа+игровой тренинг

Занятие в мастерской домашних ремёсел «Karjalanpoimicuine».

Тема: «Плетение из бересты»

Занятие-практикум

 «Заготовка материала для плетения корзин»

Мастер-класс

«Семья принимает гостей»

Поход в гости, социальная проба

Март

«Воспитание детей в карельских семьях»

«Корзина мнений»

Занятие в мастерской домашних ремёсел «Karjalanpoimicuine».

Тема: «Передник для мамы»

Занятие-практикум

«Секреты карельской кухни»

Тема: «Карельская выпечка»

Занятие-практикум

 «Что ты знаешь о карелах?»

Самостоятельная исследовательская деятельность

Апрель

«Мои корни»

Комплексное занятие

Составление генокарт

«Что ты знаешь  о карелах?»

Презентация творческих работ

Занятие в мастерской домашних ремёсел «Karjalanpoimicuine».

Тема: «Карельские узоры»

Занятие-практикум

 «Плетение корзин»

Мастер-класс

«Семья принимает гостей»

Поход в гости, социальная проба

Май

Посещение музея-заповедника «Кижи»

Экскурсия

Поездки по деревням с целью оказания шефской помощи семьям.

Встреча с интересными людьми, трудовой десант

«Terveh,karjalaine!»

Игра по станциям

Итоговое мероприятие

«Karjalanpereh»(карельская семья) – праздник, посвященный дню семьи.

Развлечение – встреча с семьями карелов

Итоговое мероприятие

Бюджет программы:

№п.п.

Наименование статей расходов

Расчет-обоснование стоимости

Запрашиваемое финансирование по проекту

1

Оплата труда

1.1

Оплата труда привлеченных лиц

2x5000=10000руб

10000руб

2

Транспортные расходы

2.1

Поездки по району

300x5=1500руб

1500руб

2.2

Поездки в г. Петрозаводск

1000x3=3000руб

3000 руб

3

Входные билеты для посещения музеев

150x10=1500 руб

1500 руб

4.

Материалы для изготовления подарков, сувениров и прикладного творчества

5500руб

5500 руб.

5.

Призовой фонд

5x1200=6000 руб

6000 руб.

6.

Организация поездки в ресторан карельской кухни

1000x12=24000 руб

12000 руб

7.

Организация экскурсионной поездки в музей заповедник «Кижи»

2250x10=22500руб

22500руб

8.

Оснащение карельской горницы

10000 руб

10000руб

Итого по проекту

72000 руб

72000руб

По проекту во взаимодействие с детьми вовлечены: администрация местного самоуправления, Общество Олонецких карелов, местные мастера и умельцы для проведения мастер-классов, семьи карелов, проживающих в Олонецком районе.

Степень вовлеченности в проект у детей разная. Часть детей на уровне восприятия и усвоения полученного опыта(младший возраст), и большая часть детей на уровне совместной реализации проекта.

Ожидаемый результат:

  1. Осознание детьми своих этнических корней с приобщением к этнокультурным и семейным ценностям.
  2. Закрепление навыков взаимодействия с социумом и навыков культурного поведения.
  3. Установление связей с семьями карелов.
  4. Развитие творческих способностей и навыков ведения домашнего хозяйства.

Развитие программы:

  1. В качестве развития проекта можно рассматривать организацию поездки в Тверскую область с целью знакомства с тверскими карелами.
  2. На базе отдыха детского дома проводить летние профильные лагеря.
  3. В будущем учебном году продолжить работу по этой тематике.

Воспитательная программа по своим целям и содержанию нова для нашего региона и имеет в своей перспективе потенциал для организации передачи детей в приёмные семьи.

На основе этой воспитательной программы есть возможность создать адаптированную программу для других образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Цель: способствовать формированию у педагогов потребности и умения строить отношения с учащимися и их родителями на основе личностно ориентированного подхода. З а д а ч и: – проанализировать со...

"Воспитательный потенциал семьи" родительское собрание

Выступление предназначено для общешкольного родительского собрания. Предусмотрена предварительная работа по созданию выставки творческих работ"Мир семейных увлечений", где показаны будут результа...

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Программа воспитательной работы "Семья"

Положения, программы, приказы... по воспитательной работе школы...

Воспитательная программа "Семь равных Я"

Программа «СЕМЬ РАВНЫХ Я»Программа, направленная на формирование ценности семьи, ответственного родительства, выработку норм поведения в различных ситуациях семейной жизни, навыков домашнего труда в Х...

Интеграция воспитательных усилий семьи и школы

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в...