Подготовка гимнастов на начальном и учебно-тренировочном этапе в условиях образовательного учреждения
методическая разработка по физкультуре

Рахманова Наталья Владимировна

Методическая разработка посвящена подготовке гимнастов на начальном и учебно-тренировочном этапах в условиях образовательного учреждения. В работе обоснована необходимость системного педагогического подхода к формированию технической подготовленности гимнастов с учётом сочетания учебного процесса и спортивной тренировки. Рассматриваются особенности организации подготовки на различных этапах обучения, раскрывается роль подводящих и специально-подготовительных упражнений в освоении техники гимнастических элементов. Представлены примеры упражнений по основным гимнастическим снарядам, типичные технические ошибки и методика их коррекции. Материалы разработки ориентированы на тренеров-преподавателей спортивной гимнастики и могут быть использованы в учебно-тренировочной и соревновательной практике образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Подготовка гимнастов на начальном и учебно-тренировочном этапе в условиях образовательного учреждения

(на основе использования подводящих и специально-подготовительных упражнений)

Автор:
 Рахманова Наталья Владимировна
тренер-преподаватель по спортивной гимнастике
ГБПОУ «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 1 (техникум)»
Департамента спорта города Москвы


1. Введение

Спортивная гимнастика относится к видам спорта с высокой координационной сложностью и предъявляет повышенные требования к уровню технической подготовленности спортсменов. В условиях образовательного учреждения подготовка гимнастов к соревновательной деятельности должна строиться на основе системного педагогического подхода, обеспечивающего не только достижение спортивных результатов, но и сохранение здоровья, формирование устойчивой мотивации и гармоничное развитие личности обучающихся.

Особую значимость в данном процессе имеет формирование технической базы гимнаста на этапах начальной и учебно-тренировочной подготовки. Качество освоения техники на этих этапах во многом определяет успешность дальнейшего спортивного совершенствования и готовность к соревновательной деятельности.


2. Актуальность методической разработки

Актуальность данной методической разработки обусловлена:

  • возрастанием требований к техническому уровню исполнения гимнастических упражнений на соревнованиях;
  • необходимостью поэтапной и безопасной подготовки гимнастов в условиях образовательного учреждения;
  • потребностью в профилактике травматизма и предупреждении закрепления технических ошибок;
  • необходимостью сочетания учебного процесса и спортивной подготовки.

Рациональное использование подводящих и специально-подготовительных упражнений позволяет обеспечить методически грамотную подготовку гимнастов к соревновательной деятельности.


3. Цель и задачи методической разработки

Цель:
 Обоснование методических подходов к подготовке гимнастов к соревновательной деятельности в условиях образовательного учреждения посредством использования подводящих и специально-подготовительных упражнений.

Задачи:

  • раскрыть особенности подготовки гимнастов на этапах начальной и учебно-тренировочной подготовки;
  • определить роль подводящих и специально-подготовительных упражнений в формировании техники;
  • представить примеры упражнений по снарядам;
  • рассмотреть типичные технические ошибки и способы их коррекции.

4. Методические особенности подготовки гимнастов на различных этапах

4.1. Этап начальной подготовки

Этап начальной подготовки является фундаментальным и направлен на:

  • формирование правильных исходных положений;
  • развитие общей координации, гибкости и подвижности;
  • освоение базовых гимнастических элементов.

На данном этапе преобладают подводящие упражнения, выполняемые в облегченных условиях, с обязательным использованием показа и словесных пояснений. Особое внимание уделяется формированию правильных двигательных ощущений и интереса к занятиям.

4.2. Учебно-тренировочный этап

На учебно-тренировочном этапе осуществляется:

  • совершенствование техники базовых элементов;
  • развитие устойчивых двигательных навыков;
  • подготовка к выполнению связок и комбинаций.

Возрастает доля специально-подготовительных упражнений, увеличивается объем и интенсивность тренировочной нагрузки, формируется готовность к соревновательной деятельности.


5. Роль подводящих и специально-подготовительных упражнений

5.1. Подводящие упражнения

Подводящие упражнения используются для поэтапного освоения сложных гимнастических элементов и направлены на разучивание отдельных фаз движения.

Основные задачи подводящих упражнений:

  • поэтапное освоение техники;
  • снижение риска травматизма;
  • формирование правильных двигательных ощущений.

Примеры подводящих упражнений:

  • удержание исходных положений (упор присев, упор лёжа, вис);
  • перекаты вперед и назад с акцентом на группировку;
  • маховые движения ногами и руками у гимнастической стенки;
  • выполнение элементов на пониженных снарядах;
  • прыжки с фиксацией положения тела в фазе полета.

5.2. Специально-подготовительные упражнения

Специально-подготовительные упражнения занимают промежуточное положение между общей физической и технической подготовкой и направлены на развитие физических качеств, необходимых для выполнения гимнастических элементов.

Примеры специально-подготовительных упражнений:

  • подтягивания и отжимания в различных режимах;
  • удержание угла в упоре, стойки у стены;
  • упражнения на гибкость позвоночника и плечевых суставов (мосты, прогибы);
  • упражнения на развитие координации и равновесия;
  • имитация фаз соревновательных элементов.

6. Примеры упражнений по снарядам

6.1. Вольные упражнения

Подводящие: перекаты, перевороты боком, стойка на лопатках.
Специально-подготовительные: статические удержания, прыжковые серии, упражнения на гибкость.

6.2. Перекладина / брусья

Подводящие: висы, махи с ограниченной амплитудой, переходы из виса в упор.
Специально-подготовительные: подтягивания, удержания упора, маховые упражнения.

6.3. Опорный прыжок

Подводящие: разбег, прыжки через скамейку, отталкивания от мягких опор.
Специально-подготовительные: прыжки с опорой на руки, упражнения на взрывную силу ног.


7. Типичные технические ошибки и их коррекция

Таблица 1. Типичные технические ошибки и способы их коррекции

Техническая ошибка

Возможная причина

Средства коррекции

Нарушение исходного положения

Недостаточный контроль тела

Удержание исходных положений, повторный показ

Недостаточная амплитуда

Ограниченная гибкость

Упражнения на гибкость, СПУ

Несогласованность фаз

Слабая координация

Выполнение в замедленном темпе

Потеря равновесия

Недостаточная стабилизация

Упражнения на баланс

Страх выполнения

Психологическая неготовность

Облегченные условия, подстраховка


8. Методика коррекции технических ошибок

Коррекция ошибок осуществляется комплексно и включает:

  • индивидуальные педагогические указания;
  • повторный показ и видеоанализ;
  • возврат к подводящим упражнениям;
  • временное снижение сложности элементов.

Своевременная коррекция позволяет предотвратить закрепление ошибок и повысить качество подготовки к соревнованиям.


9. Заключение

Подготовка гимнастов к соревновательной деятельности в условиях образовательного учреждения должна строиться на основе системного педагогического подхода. Использование подводящих и специально-подготовительных упражнений обеспечивает поэтапное и безопасное формирование техники, способствует коррекции ошибок и созданию прочной основы для дальнейшего спортивного совершенствования.


10. Практическая значимость

Материалы данной методической разработки могут быть использованы:

  • тренерами-преподавателями спортивной гимнастики;
  • в учебно-тренировочном процессе образовательных учреждений;
  • при подготовке к соревнованиям различного уровня;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Футбол" начальной и учебно-тренировочной подготовки

Адаптированная   программа по футболу  для  групп начальной  и  учебно- тренировочной подготовки....

Образовательная программа физкультурно - спортивной направленности «Баскетбол» (этап начальной и учебно-тренировочной подготовки) для дополнительного образования детей)

Программа позволяет последовательно решать задачи подготовить юных баскетболистов, формируя у учащихся целостное представление о баскетболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспосо...

Тема самообразования "«Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреждения дополнительного образования»

Работая над выбором темы самообразования, я решила остановиться на теме «Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреж...

Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения

В связи с современными требованиями государства и об­щества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогиче...

Система профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного учреждения

Система профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного учреждения...

Формирование технической базы гимнаста на этапе начальной и учебно-тренировочной подготовки

Методическая работа посвящена проблеме формирования технической базы гимнаста на этапах начальной и учебно-тренировочной подготовки. Рассматривается значение раннего и целенаправленного обучения техни...

Подготовка гимнастов в условиях образовательного учреждения

В данной презентации раскрывается специфика подготовки спортсменов-гимнастов в условиях интегрированного образовательного учреждения на примере ГБПОУ «МССУОР № 1». Рассматривается системны...