Система профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного учреждения
учебно-методический материал (9 класс)

Пашинова Оксана Николаевна

 

Система профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного учреждения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Система профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного учреждения

Эффективная организация профориентационной работы и предпрофессиональной подготовки в образовательной организации, реализующей АООП для детей с ОВЗ, требует системного подхода к данной проблеме, особого внимания всех педагогов и хорошего ресурсного обеспечения.

В образовательном учреждении разработана программа профориентации обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, в которой ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей обучающихся к труду.

Цель программы - профориентационная подготовка воспитанников с учетом психофизических возможностей, возрастных и индивидуально-типологических особенностей.

Задачи:

  • воспитать уважительное отношение к труду, к людям труда, понимание значения труда в жизни человека;
  • создать условия для овладения общей ориентировки в мире профессий и начальных навыков профессионального труда;
  • сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение адекватно оценивать личностные возможности, представления о жизненных ценностях;
  • повысить уровень осведомленности о содержании деятельности профессий нашего региона путем проведения программных мероприятий.

Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся овладеют базовыми знаниями о многообразии мира профессий;
  • осознанно подойдут к выбору профессии и построению жизненного маршрута;
  • научатся сопоставлять личностные психофизические качества с требованиями выбираемой профессии;
  • получат профессиональное образование и в дальнейшем трудоустроятся.

Механизмы реализации программы:

#1059;частие в мероприятиях профориентационной направленности с целью реализации программы по профориентации с учетом основных задач.

#1042;ключение всех участников образовательного процесса в реализацию программы по профориентации.

#1042;ыявление и анализ приоритетных направлений профориентационной работы, обсуждение промежуточных результатов выполнения программы по профориентации на заседаниях методических объединений, Методического совета, общешкольных и классных родительских собраний, в средствах школьной информации.

#1052;ониторинг системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.

5.Общая координация и реализация программы

Направления работы:

Внутришкольная работа

  • Диагностическая и аналитическая деятельность
  • Мониторинг рынка труда Волгоградской области по выявлению востребованных профессий для лиц с инвалидностью и ОВЗ
  • Мониторинг профессиональных предпочтений обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
  • Мониторинг профессиональных предпочтений обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
  • Мониторинг выбора профессий лицами с инвалидностью и ОВЗ
  • Мониторинг качества профориентационной работы в образовательной организации.
  • Организационно-методическая деятельность
  • Организация и проведение методических семинаров-практикумов
  • Организация и проведение вебинаров
  • Организация и проведение ежегодных творческих конкурсов и конкурсов профмастерства
  • Разработка эффективных практик предпрофессиональной
  • Консультационная деятельность
  • Консультирование педагогов, занимающихся предпрофессиональной подготовкой детей-инвалидов и детей с ОВЗ специалистами ОУ
  • Консультирование родителей обучающихся, имеющих ограничения в здоровье по вопросам профориентации
  • Субъектно-ориентированное профконсультирование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Сетевое взаимодействие.

  • Сетевое взаимодействие по предпрофессиональному сопровождению

  • Сотрудничество с другими ОУ по вопросам профориентации
  • Сотрудничество со специалистами комитета по труду и занятости населения
  • Взаимодействие со специалистами ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ в системе профессионального образования
  • Сотрудничество со специалистами комитета здравоохранения
  • Взаимодействие со специалистами учреждений среднего профессионального.

Профориентационной работа подразделяется на:

- внутришкольную работу;

- сетевое взаимодействие;

- содействие трудоустройству.

Внутришкольная работа по профессиональной ориентации это, в первую очередь:

- поэтапная профориентация;

- профильность в обучении;

- внеурочная и внеклассная деятельность по профориентации и предпрофессиональной подготовке;

- дополнительное образование;

-психолого-педагогическое сопровождение;

- социально-педагогическое сопровождение;

-работа с родителями

Профориентационная работа подразумевает многолетнюю поэтапную деятельность в содружестве всего педагогического коллектива.

Этапы профориентационной работы:

Первый этап (1-4классы) – пропедевтический:

Цель этапа: формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий.

На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Неотъемлемой часть работы на данном этапе являются экскурсии, различные творческие конкурсы профориентационной направленности.

Занятия по профпросвещению проводят учителя начальных классов.

Второй этап (5-7 классы) – поисково-зондирующий.

Цель этапа: формирование у учащихся профессиональных предпочтений, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

На этом этапе учащиеся включаются в деятельность, связанную с профилем дальнейшего обучения. Именно на этом этапе учащиеся могут попробовать себя в разных профилях трудового обучения. К концу периода они должны остановиться в своем выборе.

Третий этап (8-9 классы) – активно-поисковый этап.

На этом этапе начинается предпрофессиональная подготовка учащихся. Поэтому цель третьего этапа профориентационной работы - помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников 9-го класса

В результате профориентационной работы у учащихся сформировываются умения, необходимые для профессионального выбора, на базе учреждения проводятся профессиональные пробы. К концу периода учащиеся определяются с выбором дальнейшей образовательной траектории(остаться в школе или продолжить обучение в учреждении профессионального образования)

Активно-поисковый этап отличается интенсивной информационно-просветительской работой: это и первое знакомство с учебными заведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда. По окончании 9 класса часть выпускников школы-интерната готовы к получению начального профессионального образования в условиях специальных групп профессиональных училищ. В то же время практика показывает, что многие подростки без специальной подготовки не могут перейти к новым для них условиям и требованиям обучения.

Последний этап профориентационной работы– профессиональное определение учащихся. Четвёртый этап охватывает учеников 10-11 классов. Цель этапа: подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. Этот этап направлен на углубленную предпрофессиональную подготовку.

Направление внутришкольной работы - профильность в обучении

Организация профилей трудового обучения, доступных для детей с ОВЗ:

- слесарное дело;

-столярное дело;

-штукатурно-малярное дело;

-цветоводство и декоративное садоводство ;

-швейное дело.

У каждого профиля трудового обучения есть своя оборудованная мастерская.

Направление внутришкольной работы - внеурочная и внеклассная деятельность по профориентации и предпрофессиональной подготовке.

Это целая система мероприятий профориентационной направленности. Работа всех методических объединений по вопросам профориентации. По годовому плану работы образовательного учреждения каждое МО проводит тематическую декаду или неделю для обучающихся. Во время этой декады проводятся внеклассные и общешкольные мероприятия. Ежегодными декадами профориентационной направленности являются декады учителей трудового обучения. В это время учителями трудового обучения проводится ежегодный школьный конкурс «Лучший по профессии». Этот конкурс выявляет лучшего в каждом из профилей трудового обучения.

Направление внутришкольной работы - дополнительное образование.

Функционирование в ОУ кружков, имеющих профориентационную направленность:

- «Мастерская чудес» (для обучающихся начальных классов и классов со ССД)

- «Волшебный лоскуток» (для обучающихся 5-11 классов)

- «Столярное дело» (для обучающихся 5-11 классов)

- «Умелые ручки» (для обучающихся 5-10 классов)

Таким образом, кружковой работой с профориентационной направленностью охвачены учащиеся с 1 по 11 классы школы и ученики классов со сложной структурой дефекта.

Направление внутришкольной работы психологическое сопровождение.

Это работа социального педагога, педагога – психолога профориентационной направленности. Работа начинается с первого класса и продолжается на всех этапах. Организовывается психологическое сопровождение учащихся в соответствии с предполагаемой сферой их будущей профессиональной деятельности.

Основные методы работы:

Информационно - просветительские методы:

-методы наблюдения;

-использование различных игровых ситуаций моделирования различных аспектов профессиональной деятельности;

-психофизиологические обследования.

Тренинговые (активные) методы:

-тренинги (направленные на развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановку целей, формирование уверенности в собственных силах и т.п.);

Консультационные методы:

-индивидуальные и групповые профконсультации (подводят учащихся к осознанному выбору профессии, ведутся в течение всего периода школьного обучения).

Направление внутришкольной работысоциально-педагогическое направление.

Методы работы по профориентации социального педагога:

  • Социологический опрос обучающихся, воспитанников;
  • Профориентационная диагностика;
  • Индивидуальные профконсультации с обучающимися 8-11 классов ;
  • Индивидуальные профконсультации с родителями выпускников;
  • Профессиональное просвещение.

Формы работы:

  • Классные часы: беседы о профессиях;
  • Тематические занятия;
  • Профориентационные игры, конкурсы, викторины и т.д.;
  • Экскурсии на предприятия и организации города
  • Экскурсии в организации среднего профессионального образования, «День открытых дверей»;
  • Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы о профессиях;
  • Организация и проведение встреч со специалистами различных профессий;
  • Встречи с выпускниками школы-интерната.

Направление профориентационной внутришкольной работы - работа с родителями.

Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации обучающихся. Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Именно родители могут в большей мере помочь своим детям определить их возможности и интересы к определенной профессии. Однако не всегда родители знают и объективно оценивают возможности и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения обучающихся во многих случаях не совпадают.

Главная цель работы школы по профориентации с родителями обучающихся с ОВЗ - оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.

Формы профориентационной работы с родителями обучающихся с ОВЗ весьма разнообразны:

Тематические общешкольные родительские собрания (ежегодно традиционно проводятся в мае)

Тематические классные собрания (классные родительские собрания профориентационной направленности проводятся 1 раз в год с 1-8 класс, 2 раза в год с 9 по 11 класс)

Классные часы с привлечением родителей

Родительские лектории по вопросам профориентации.

Проводить лектории с родителями могут не только классные руководители, но и социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник школы, а также приглашенные специалисты.

Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессий. (Темы, по которым школа оказывает консультации «Как помочь подростку выбрать профессию?», «Темперамент и профессия», «Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля трудового обучения», «Анализ рынка труда и востребованности профессий в городе, в районе», «Медицинские аспекты при выборе профессии».

Анкетирование родителей обучающихся поможет выявить отношение родителей к профессиональному самоопределению их ребенка, степень влияния родителей на процесс профессионального выбора обучающихся. Благодаря анкетированию можно будет корректировать поведение родителей и обучающихся в плане выбора будущей профессии.

Информирование родителей (оформление информационного стенда по профориентации, выставки, знакомство с сайтами учреждений профессионального образования региона, выпуск буклетов для родителей и т.д.)

Одной из форм интеграции общего, дополнительного, профессионального образования, взаимодействия различных ведомств, а также социального партнерства является сетевое взаимодействие. Это следующее направление в работе по профориентации и предпрофессиональной подготовке учащихся школы.

1 направление – сотрудничество с другими общеобразовательными учреждениями по вопросам профориентации

2 направление – взаимодействие с учреждениями профессионального образования

Работа с учреждениями профессионального образования по профессиональному просвещению учащихся ведется через:

- экскурсии, беседы;

- посещения дней открытых дверей;

-проведение совместных родительских собраний.

3 направление –сотрудничество с центром занятости населения в районе.

- экскурсии в центр занятости и посещение школы специалистами центра

Позволяют познакомиться с условиями и организацией труда, приема на работу, заработной платой. Знакомство со стратегией трудоустройства на рынке труда помогает сформировать у школьников смысл выбора профессии, выработать умения соотносить представления с их реальными возможностями.

4 направление в системе сетевого взаимодействия – связь с предприятиями и организациями, которые в будущем возьмут на работу обучающихся с ОВЗ.

В работе по этому направлению самыми эффективными формами работы являются экскурсии на предприятия города и района;

Беседы со специалистами, рабочими тех профессий, которые интересны ребятам и теми, что востребованы на рынке труда.

Сетевое взаимодействие позволяет привлечь кадры и различные учреждения для совместной работы на третьем и четвертом этапах профориентационной работы с учащимися 8-11 классов).

Содействие трудоустройству.

Среди выпускников школы есть те, которые после окончания школы сразу приступают к трудовой деятельности. Чаще всего это происходит из-за трудной материальной ситуации, сложившейся в семье ученика. Задача школы в данном случае подготовить выпускника: познакомить с рынком труда в районе, познакомить со специалистами центра занятости, в который ему придется обращаться, психологически настроить на новую ступень в его жизни.

Описание методов учета поступления выпускников образовательных организаций в организации среднего профессионального.

  • Прогноз распределения выпускников
  • Мониторинг поступления выпускников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дорожная карта» по курсу «Система профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Название мероприятияРешаемые задачиСроки проведенияОтветственныеОжидаемый результат1Разработка и утверждение плана-графика («дорожной карты») по обеспечению реализации образования воспитан...

Система профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Система профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образованияЦели:•оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся;•открыть перед юн...

Результаты коррекционной диагностики обучающихся с ТНР в условиях образовательного учреждения

Выступление учителя-логопеда на общешкольном родительском собрании по результатам диагностики на конец учебного года в сравнении с входным мониторингом в начале учебного года обучающихся начальных кла...

Результаты коррекционной диагностики обучающихся с ТНР в условиях образовательного учреждения

Выступление учителя-логопеда на общешкольном родительском собрании на конец учебного года по результатам мониторинга обучающихся начальных классов с ТНР (без реальных данных, в качестве шаблона)...

Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....