Методическая разработка по теме: использование современных технических и информационных средств обучения на уроках географии.
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

 

Аннотация.

Методическая разработка посвящается вопросам применения современных информационных  технологий  на уроках географии в учебных заведениях среднего профессионального образования. Автор уверен в том, что применение новых достижений в этой области, будет способствовать наглядности предмета, повышению интереса к географии и развитию навыков учащихся для самостоятельной работы, и получения разнообразной информации по данному предмету. Работа может быть полезной для преподавателей географии в системе среднего профессионального образования, а также учителей работающих  в десятых - одиннадцатых классах средней школы.

 

Содержание

 

1. Введение. Возможности использования интернета для проведения уроков географии.

2.Основная часть.

А.) Необходимое оборудование.

Б.) Поиск информации в интернете

В.) Наглядность материалов. Графики и диаграммы из интернета.

Г.) Возможности для творческой работы учащихся.

Д. Использование компьютерной программы Google Планета Земля.

3.Заключение.

4.Использованные источники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx14.68 КБ
Файл poisk_informacii_v_internete.docx19.38 КБ
Файл vikipediya.docx12.72 КБ

Предварительный просмотр:

1.Введение. Возможности использования интернета для проведения уроков географии.

Интернет стал одним из самых важных атрибутов современности. «Глобальная паутина» таит в себе бесчисленные возможности, которые могут быть использованы преподавателем в учебном процессе.  

При изучении курса «География» в системе среднего профессионального образования применять Интернет можно практически на каждом уроке,  с оговоркой, что используемая информация будет заранее проверена преподавателем.  Глобальная сеть является всесторонним отражением современного мира,  поэтому одной из задач преподавателя является тщательный  отбор  материалов  с целью отсева экстремистской, порнографической,  или заведомо ложной информации.  Предварительный отбор также позволит сэкономить дефицитное время урока.  

Главными достоинствами применения Интернета на уроках географии являются:

А) быстрый поиск самой различной информации.

Б) наглядность графических материалов: во всемирной сети встречаются самые различные графики и диаграммы.

В) изобилие картографического материала различной тематики: карты физические, исторические, тематические и комплексные.

Г) высокая образность фотографических изображений. Иногда лучше один раз показать фотографии, чем долго рассказывать о каких-то странах.

Д) подробнейшие справочные материалы по каждому государству, особенности его населения и экономики, а также флаги и гербы всех стран.

Е) художественная литература, которая может использоваться для усиления межпредметных  связей  и образного раскрытия темы.

Ж) наличие специальных программ, так или иначе связанных с географией

З) материалы аэрокосмической съемки, которые позволяют оценить масштаб объекта или явления.

И) Специальные сайты, посвященные географии различных мест; туристические, экологические, исторические, экономические.

Обучающиеся могут и должны  использовать интернет и дома. Это позволит развить навыки самостоятельного поиска полезной информации, которой студент может обмениваться с преподавателем. Я, например, давно использую электронную почту для проверки работ и презентаций, созданных учащимися. Лучшие презентации можно показать на уроках; они послужат закреплению полученных знаний. 

В случае, когда в учебном заведении отсутствует быстрое соединение с интернетом, все материалы должны быть записаны на электронные носители, или жесткий диск компьютера заранее.

Необходимое оборудование.

Для применения современных информационных технологий   на уроке географии необходимо иметь определенный минимум технического оснащения. Обычно для этого применяется достаточно быстрый компьютер и интерактивная доска в сочетании с проектором.

При правильной эксплуатации время нормальной работы газоразрядных ламп мультимедийного проектора ограничено 1000-2000 часами.

Интерактивная доска тоже имеет определенные недостатки; она нуждается в калибровке, кроме того, при недостаточном затемнении помещения изображение на ней выглядит недостаточно ярким. Между тем шестидесяти пяти дюймовая (165 сантиметров) жидкокристаллическая панель, повешенная на стену,  лишена вышеперечисленных недостатков, кроме того, она не загромождает аудиторию. В последних моделях  ЖК - телевизоров срок службы составляет свыше 60000 часов. Это может оказаться решающим фактором при ограниченном финансировании учебных заведений во время реформы образования.

При проведении уроков в паре с ЖК- панелью может использоваться не только компьютер. В последнее время мне приходилось работать с электронным устройством   фирмы  ICONBIT.  При невысокой стоимости, этот небольшой мультимедийный плеер способен работать с интернетом и хранить на жестком диске до одного терабайта информации. Прибор снабжен инфракрасным пультом, что позволяет преподавателю быть мобильным во время проведения урока. Наличие двух USB – разъемов позволяет показывать презентации, сделанные учащимися.

Итак, для работы с интернет - материалами на уроке географии может использоваться минимум оборудования:

А) Плазменная или ЖК-панель (лучше большого размера); можно использовать интерактивную доску с проектором.

Б) Компьютер, обладающий хорошей скоростью и достаточной (не менее двух гигабайт) памятью, или мультимедийное устройство.

В) Акустические колонки для компьютера (2х2 ватта достаточно).



Предварительный просмотр:

Поиск информации в интернете.

  • Как искать информацию в интернете, если вы не знаете адреса? Да, очень просто; для поиска в глобальной сети существуют определенные программы, или так называемые поисковые механизмы,  как правило, уже встроенные в интернет-браузер. По данным Википедии самые известные поисковые механизмы это:

Достаточно набрать в строке поиска нужное слово и в окне браузера появятся варианты сайтов, которые содержат ваш запрос. Допустим, что нужно найти графический материал нужного вам  раздела  по географии. Для примера возьмем географическую карту рождаемости в странах мира. Пишем в поисковой строке (я предпочитаю поисковую машину Google): карта рождаемости в странах мира: 

Нажимаем слово :  Картинки (на рисунке два слово указано стрелкой)

Результат: Возникает множество изображений:  Выбираем подходящее:

"Карта рождаемости населения в странах мира".

Безусловно, что эта карта является результатом случайного поиска. Она напечатана в Живом журнале частными лицами, и определить, подходит ли данный материал для урока, может только учитель.

Идем дальше. Нам нужны интернет адреса специализированных сайтов по географии?   Графа  «поиск».  Пишем: «сайты географические».

Некоторые результаты поиска:

 География - класс, урокибилетыответытестыэкономическая география, страны, тестирование по географии, география мира, география России, ЕГЭ 2006, физическая география, курсовая,  учебники, карты по географии.

    ● rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля. - Раздел "Энциклопедия" - это "Малая географическая энциклопедия" (Физическая география, Страноведение, Экономическая география". Есть раздел "Учителям". 

  ● geo.1september.ru  - сайт "Я иду на урок географии"  Статьи по разделам: Землеведение (136); География материков, океанов, стран (41); География России (446); Экономическая и социальная география мира (381).

  ● geo.1september.ru - газета "География" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал) 

 ● georus.by.ru - "География России". Данные о каждом субъекте Российской Федерации.  Сведения о регионах.

  ● geo.historic.ru - географический on-line справочник "Страны мира".  Сведения по всем странам мира.  Физическая карта. Справочные данные. Часовые пояса.

  ● afromberg.narod.ru - сайт учителя Географии Фромберга А.Э. 6 - 10кл. Программы, Поурочное планирование (учителям), Электронные уроки (частично), Практические работы, Справочные материалы, Экзамены (9кл., 11кл., ЕГЭ), Подготовка в Вузы.  

 ● geografia.ru - География.ру - клуб путешествий. Путешествия по всему миру, географическое общество, экзотические страны мира, увлекательные путешествия, интересные рассказы, фотоальбомы и др. 

 ● nature.worldstreasure.com  - "Чудеса природы"  Иллюстрированные и классифицированные по географическому расположению материалы о природных явлениях. (фото + текст, неплохой сайт, чтобы просто отдохнуть и узнать интересные факты). 

  ● basni.narod.ru  "Странник" - справочник стран мира. Краткая характеристика всех стран мира. Сведения о географическом положении, государственном устройстве, населении, истории и экономике каждой из стран. Изображение национальной символики

     ● terrus.ru   "Территориальное устройство России" - Справочник-каталог "Вся Россия" по экономическим районам.  

    ● geography.about.com  ( Перевод ) раздел Geography ( География )

   

    ● geography.about.com/library/maps  ( Перевод ) World Atlas and World Maps ( Всемирные атласы и карты ) - Алфавитный список стран и материков. Выбираем страну - переход на след. страницу - здесь подборки материалов, причем наиболее интересное - это первые позиции в разделах "Карты" и "География и данные" - приведено много информации по разделам: география, люди, правительство, экономика, средства связи, транспорт и др.

      - В левой колонке можно также перейти в разделам: Коллекция географических тестов ( Очень много! Рекомендую попробовать); Столицы; Крупнейшие города и пр.

● geographic.org  ( Перевод )  Geographic.org - Geography, climate, countries, Maps, Flags. Здесь наиболее информативен раздел Countries ( Страны ), и по этой ссылке мы попадаем на сайт theodora.com  ( Перевод ) Countries of the World (данные из статистического управления ООН и др. источников) - история, география, экономика и др. (очень много информации по каждой стране). Кроме этого, на основном сайте есть еще разделы Maps (Карты), Climate (Климат), People (Население), Flags (Флаги) и др.



Предварительный просмотр:

Википедия

Неоценимым значением обладает Википедия, многоязычная, непрерывно совершенствующаяся энциклопедия интернета.  Начальная страница (http://ru.wikipedia.org) .  Википедия содержит тысячи различных статей, схем, графиков и фотографий по разделам географии. Здесь есть сведения по каждой стране мира.

Любопытные географические сведения можно найти и на сайте Центрального разведывательного управления США  (https://www.cia.gov) Браузер автоматически переводит материалы на русский язык

В интернете множество самых различных карт. Исторические, тематические, физические карты являются неотъемлемой чертой такой науки, как география. Карты, взятые во «всемирной паутине», могут быть оценены по-разному, некоторые из них не очень хорошо выполнены, или имеют узкопрофессиональный интерес, но среди них можно найти очень интересные и полезные для работы преподавателя. Такова политическая карта мира расположенная на сайте: http://www.google.ru/ 

Размеры этой карты замечательно укладываются в пропорции современных ЖК- панелей; это позволяет демонстрировать материалы на полном экране.

При размере в 1, 7 мегабайта карта дает возможность большого увеличения без потери четкости, что позволяет использовать ее почти на всех уроках наряду со специальными тематическими картами.

Творческая работа учащихся.

Выше я уже писал, что в интернете  имеется множество интересных географических карт, в том числе имеются и контурные карты, или так называемые «бланковки». Равнопромежуточная проекция  (NASA) для  карты мира используется  в Википедии чаще всего.  Бланковка карты в этой проекции  открывает для учащихся богатые возможности самостоятельной работы. Бесплатно скачивая такую карту из интернета, обучающиеся получают замечательную возможность для  практической работы.  Границы на «бланковке» выполнены так безукоризненно, что заливка стран цветом даже при помощи такой простой программы, как « Paint»,  выполняется без ошибок; вместо раскрашивания площадей карандашами, ученик имеет возможности настоящей творческой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Использование наглядности на уроках трудового обучения (4,5 класс) в условиях вспомогательной школы»

«Использование наглядности на уроках трудового обучения (4,5 класс) в условиях вспомогательной школы»...

Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".

Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....

Методическая разработка на тему «Использование технологии уровневой дифференциации обучения при формировании у школьников способов самостоятельной работы при решении физических задач»

Материалы на областной конкурс «Мастерская управленческого и педагогического опыта: дифференциация обучения в основной школе»...

Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»

Методическая разработка на тему:«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»      Проектная деятельнос...

Методическая разработка на тему: «Использование информационных технологий в обучении китайскому языку»

Методическая разработка на тему: «Использование информационных технологий в обучении китайскому языку»...

Методическая разработка на тему "Использование игр для развития творческих способностей на уроке иностранного языка"

В работе описана важность использования игр на уроке иностранного языка для развития творческих способностей. В качестве примера приведены различныые варианты игр...

Методическая разработка на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках географии"

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья  за период обучения в школе, сформировать у него необхо...


 

Комментарии

Аврамченко Клавдия Семёновна

Полезная информация. Спасибо. Мне предстоит творческий отчет по похожей теме- воспользуюсь.