Методическая разработка на тему: «Использование технологии Peer-to-Peer. Профориентация на уроках английского языка»
методическая разработка по английскому языку (10 класс)
Методическая разработка на тему: «Использование технологии Peer-to-Peer. Профориентация на уроках английского языка»
Данная методическая разработка отвечает актуальной задаче интеграции профессиональной ориентации в предметное обучение, как того требует приказ Минпросвещения РФ от 31.08.2023 № 650. В контексте уроков английского языка это подразумевает формирование практических навыков, востребованных на современном рынке труда. Автор обоснованно отмечает, что, несмотря на наличие в УМК «Spotlight» и «Starlight» тем, связанных с трудоустройством, такой современный инструмент, как видеовизитка, остается без внимания. Таким образом, представленный урок восполняет этот пробел, предлагая учащимся овладеть актуальным и конкурентным навыком.
Цель и методология. Главной целью является формирование у учащихся 10-х классов умения создавать и презентовать видеовизитку на английском языке. Ключевой методологией выступает технология Peer-to-Peer (P2P), которая реализуется как сквозная образовательная философия. Подход базируется на принципах горизонтального взаимодействия (ученики попеременно являются и учителями, и обучаемыми), коллаборации вместо конкуренции, повышения ответственности за свой результат и результат команды, а также ценности самого процесса совместного поиска решений.
Преимущества P2P для учащихся включают более глубокое усвоение материала через его объяснение другому (Эффект Протеже), развитие soft skills (коммуникация, критическое мышление, обратная связь) и снижение стресса благодаря доверительной атмосфере. Для школы технология способствует созданию сплоченного сообщества и культуры взаимопомощи.
Практическая значимость и апробация. Практическая ценность урока заключается в формировании у учащихся реального навыка для будущего трудоустройства. Работа в формате «равный равному» снимает психологические и языковые барьеры, повышая уверенность учащихся. Разработка прошла успешную апробацию в рамках открытого урока в ГБОУ школа №690 Невского района Санкт-Петербурга, а ее материалы опубликованы на интернет площадках («nsportal.ru», «ВКонтакте»), что свидетельствует о ее готовности к внедрению в массовую практику.
Заключение. Разработка представляет собой целостный и практико-ориентированный продукт, который успешно интегрирует требования по профориентации с развитием предметных и надпредметных компетенций через технологию P2P. Урок готовит учащихся к реальной жизни, вооружая их инструментом для эффективной самопрезентации в профессиональном мире.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 193.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология Peer-to-Peer. Профориентация на уроках английского языка
В настоящее время актуально применять на предметных уроках, в том числе и на уроках иностранного языка, элементы профессиональной ориентации учеников. Согласно приказу Министерства просвещения РФ от 31 августа 2023 г. № 650 «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования»[1] становится ясно, что элементы профориентации должны присутствовать практически на каждом уроке и это необходимое условие для успешного современного урока. В учебных пособиях «Spotlight» и «Starlight» по английскому языку, которые традиционно используют в Российских школах, достаточное внимание уделено темам, которое связаны с профессиями, необходимым навыкам и качествам для определённых профессий, а также составлению резюме, сопроводительного письма потенциальному работодателю и собеседованию с потенциальным работодателем.
Однако, в последние время набирает популярность у потенциальных работодателей такой вид самопрезентации, как видеовизитка. Видеовизитка — это мощный инструмент для получения потенциальной работы, который становится все более популярным при приеме на работу. Это не просто мода, а осознанный шаг, который дает преимущества как соискателю, так и работодателю. Целесообразно провести урок или серию уроков с учениками 10-х классов общеобразовательной школы, где будут освещены этапы работы на видеовизиткой, и итогом этой работы будет создание своей собственной видеовизитки, что безусловно имеет большую практическую значимость.
Для раскрытия данной темы предлагается применить технологию Peer-to-Peer (P2P) обучение — это образовательная технология, в которой ученики обучают и обучаются друг у друга напрямую, без обязательного постоянного участия профессионального преподавателя, учителя в роли основного источника знаний.
Ключевые принципы P2P-обучения:
- Горизонтальная структура: В отличие от традиционной модели "учитель -ученик", в P2P все участники находятся в равной позиции. Они могут попеременно быть и учителем, и учеником.
- Коллаборация, а не конкуренция: Основной упор делается на совместную работу, обмен знаниями и опытом для достижения общей цели.
- Активность и ответственность: Ученики берут на себя ответственность не только за своё обучение, но и за успех своих товарищей.
- Фокус на процессе: Ценным является не только конечный результат, но и сам процесс обсуждения, объяснения и совместного поиска решений.
Преимущества P2P-обучения
Для учащегося:
- Лучшее понимание: Объясняя материал другому, человек сам начинает понимать его глубже (так называемый Эффект Протеже).
- Развитие "мягких" навыков (Soft Skills): Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, лидерство, умение давать и принимать обратную связь.
- Снижение стресса: Сверстникам часто легче задать «глупый» вопрос, чем учителю.
- Повышение мотивации и вовлеченности.
Для школы:
- Создание сплочённого сообщества: Укрепляются связи между учениками.
- Развитие культуры непрерывного обучения и взаимопомощи.
Peer-to-Peer обучение — это не просто "дать ученикам поговорить", а мощная образовательная философия, которая делает процесс более глубоким, социальным и отвечающим требованиям современного мира, где умение сотрудничать ценится не меньше, чем обладание знаниями. Это переход от пассивного потребления информации к активному её совместному созданию.
На представленном уроке, который проводится согласно календарно-тематическому планированию в 10–х класс, ученики на предварительном этапе знакомятся с объявлением работодателя на должность вожатого в одном из Российских лагерей во время летней международной смены, также отрабатывают лексические единицы. Работают в парах, где в учебный процесс гармонично встраивается технология P2P, ученики обсуждают новый материал согласно технологии ученик – ученик, ведут себя более открыто, не боятся высказать свое мнение, допускать ошибки по грамматике и др. На этом этапе реализуются намеченные учителем задачи и цели.
Рис. 1
Task 1. Feel in: energetic, fluently, team player, unforgettable, room & board, love.
- Do you _______________ working with children?
- It's important to be a _______________ and cooperate with others.
- We offer a competitive salary and free _______________.
- The advertisement promises an _______________ experience in Russia.
- You must be _______________ and creative to keep the children engaged.
- Candidates should be able to speak English _______________.
Task 2. Work in pairs. Think of an advert and answer the questions.
- What are three main requirements for this job?
- What does the camp provide besides the salary?
- What kind of experience can a counselor expect?
- Why do you think the camp is looking for the creative players?
На следующем этапе урока мы предлагаем сгенерировать инструкцию с помощью ИИ для успешного создания видеовизитки и обсудить эту инструкцию в парах. Современные ученики имеют достаточно опыта по производству роликов, коротких видео, reels и др., так как очень часто ведут свои социальные сети. Работа в парах или малых группах будет достаточно эффективна. Ученики могут выступать в роли ученика и учителя одновременно, на равных обмениваться опытом. Учитель мягко координирует и направляет беседу.
How to Record a Quality Video Resume: Technical Tips
1. Preparation
- Team Up: Film with a partner. Ask a friend or family member for help. They can provide feedback, assist with the equipment, and help you get it right on the first try, saving you time.
- Location:
- Quiet: Choose a quiet room with no background noise. Avoid spaces with echo or reverb.
- Background: Use a plain, solid-colored background.
- Lighting: Pick a well-lit spot, for example, by a window during the day Alternatively, add more artificial light.
2. Setup and Equipment
- Camera Orientation: The most important rule – do not shoot vertically. Hold your phone or tablet horizontally.
- Video Quality: Set your device to the highest recording quality. Avoid filters unless you are skilled with them. Poorly used filters can ruin the video quality.
- Audio: Remember that built-in microphones on phones and tablets are generally low quality. You should be heard clearly. If possible, use a lapel microphone or the microphone from a hands-free headset.
- Framing: Shoot in a portrait style. The frame should show your face, neck, torso down to your waist, and a bit of the surroundings. Avoid shooting from a very close distance, like a "selfie."
3. The Recording Process
- Duration: Keep it under 2 minutes. It should be interesting to watch. You can show it to friends or family to gauge their reaction.
- Pauses: After starting the recording, take a short pause (5-6 seconds) before beginning your speech. Before stopping the recording, take another pause (5-6 seconds).
4. Final Steps
Sharing: Upload the video to Google Drive or Yandex Disk. You need to host the video somewhere: send the link, not the file itself.
Благодаря этому тексту, инструкции, ученики познакомятся с новой английской лексикой, но их интуиция и практические знания помогут им интуитивно догадаться о значении слов, не прибегая к дословному переводу. Обсуждение инструкции в парах или малых группах также благоприятно повлияет на результат и задачи и цели, которые учитель ставил на это урок.
На 3 этапе урока мы предлагаем показать готовую видео визитку https://disk.yandex.ru/i/UidB-Efm-lFEZA и поставить учеников на место работодателя, отвечая на вопросы:
Task 3. Watch the video and answer the questions.
- Did you like the candidate? Yes or No? Why?
- What are the pros and cons of the candidate?
- Did the candidate feel confident and comfortable on camera?
- Does the candidate possess sufficient skills and abilities for this position?
- Did the video shoot correctly? Did the camera hold vertically or horizontally? Were there any background noises? Was the lighting set up correctly?
На 4 этапе согласно плану, целям и задачам урока ученикам нужно составить монологическое высказывание объемом 100-150 слов кандидата на должность вожатого в летнем лагере во время международной смены. Пример монологического высказывания:
My name is Alex. I am 16 years old. My hometown is Saint Petersburg. Thank you for this opportunity.
From the moment, I saw your ad, I know it will be a perfect role for me. I have a genuine passion for working with children, spent two summers as a volunteer teaching assistant, where I developed skills in activity planning, and group management.
I am an energetic and creative team player, always ready to bring new ideas for games and arts projects. Fluent in English, I'm also a great communicator and a quick learner, eager to bridge cultural gaps. The chance to be a positive influence in an international setting is incredibly motivating to me.
I am confident and I can contribute to a safe, fun, and memorable summer for every child at your camp. Thank you for your time and attention.
Для проверки монологического высказывание предполагается привлекать учеников с высокими ризалитами по иностранному языку, под руководством учителя. Учебная технология P2P, «равный к равному» позволит избежать стрессовой ситуации и сосредоточиться на результате.
На 5 этапе рефлексии обсуждается и анализируется самостоятельно полученные умения, навыки, знания и практическую значимость урока. Ученики заполняют таблицу и отвечают на вопросы. Делаться своими результатами с учителем и другими учениками.
Now I know…
Question/Statement | Answer |
A video resume is a modern tool for job a candidate. | Yes / No / I don't know |
Technical requirements for creating a video resume. | Yes / No / I don't know |
Content: What to talk about. | Yes / No / I don't know |
Structure: How to organize your speech. | Yes / No / I don't know |
Delivery: How to speak and present yourself. | Yes / No / I don't know |
В качестве домашнего задания ученики получают задание создать видеовизитку, ролик продолжительностью не более 2-х минут. В качестве операторов ученикам рекомендовано использовать своих одноклассников и друзей. Данное домашнее задание поможет укрепить связи среди учеников, взаимопомощь, взаимовыручку и процесс беспрерывного взаимообучения.
Можно выделить следующую практическую значимость урока проведенному по методу Peer-to-Peer. Во время урока снимаются некоторые психологические барьеры, так как многие задания предполагают работу ученик-ученик, где учитель больше выступает модератором, а не строгим «оценщиком» знаний. Этими знаниями и умениями ученики смогут воспользоваться при поиске реальной работы. Также укрепляются связи между учениками, умение работать в команде и обучать друг друга.
Материал по теме методической работы опубликован на сайте педагогического сообщества https://nsportal.ru/user/1432358 , https://nsportal.ru/belyakova-irina-gennadevna , в социальной сети ВКонтакте на страничке школы ГБОУ школа№690 Невского района Санкт-Петербурга https://vk.com/wall-153323248_8065 . Во время недели английского языке проведен открытый урок, на котором был апробирован материал методической разработки.
Список литературы
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.08.2023 № 650 "Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования" http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310050012?ysclid=mia54idg4s758886527
2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резпкина // Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. — М., Генезис, 2005.
3. Франс Й. «Ты можешь больше, чем ты думаешь /What Are You Really Good At? / Й. Франсай // М., Манн, Иванов и Фербер, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Введение и первичное закрепление новой лексики на уроках английского языка»
Методическая разработка посвящена использованию лексических упражнений и игр на уроках английского языка....
Методическая разработка на тему «Использование технологии уровневой дифференциации обучения при формировании у школьников способов самостоятельной работы при решении физических задач»
Материалы на областной конкурс «Мастерская управленческого и педагогического опыта: дифференциация обучения в основной школе»...

Статья по теме "Использование интерактивных методов обучения при проведении интегрированных уроков английского языка".
Использование интерактивных методов обучения при проведении интегрированных уроков английского языка....

Статья по теме "Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в школе"
Статья по теме "Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в школе" Важным составляющим процесса обучения английскому языку является обучение ...

Методическая разработка на тему: «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель педагогического опыта: разработка и создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.Задачи: обеспечить ориентац...

Особенности использования технологии развития критического мышления учащихся на уроке английского языка.
В данной статье раскрываются основные принципы развития технологии критического мышления на основе конкретных примеров( УМК Spotlight)...
Методическая разработка на тему "Использование игр для развития творческих способностей на уроке иностранного языка"
В работе описана важность использования игр на уроке иностранного языка для развития творческих способностей. В качестве примера приведены различныые варианты игр...

