Урок:"Ветер"
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Потапова Татьяна Егоровна

Данный урок включает практическую часть, терминалогию, а также занимательную географию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-veter.odt21.37 КБ

Предварительный просмотр:


                                          УРОК: ВЕТЕР

 ЗАДАЧИ УРОКА

  1. Сформировать представление о понятии «ВЕТЕР»
  2. Развивать умение выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра
  3. Воспитание потребности в познавательной деятельности

ФОРМА УРОКА

 Комбинированный. Практическая работа.

 МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 Объяснительно-иллюстративный.

 ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА

 Карты: физическая полушарий, физическая РФ, учебные таблицы, флюгер, анемометр, календарь погоды.

                                 ХОД УРОКА

  1. Понятие ветер
  2. Термины и понятия
  3. Ученые, экспедиции
  4. Инструментарий географа
  5. Практическая работа
  6. Интересное
  7. Обобщение знаний
  8. Домашнее задание для любознательных

       ВЕТЕР-движение воздуха, обычно параллельно земной поверхности. Ветер возникает и поддерживается при наличии разницы в давлении воздуха.

                       ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

 СКОРОСТЬ ВЕТРА (сила ветра) измеряется в м\с (при обслуживании авиации -км\час, при обслуживании морского флота -в узлах, то есть морских милях в час)

Примечание- 1 морская миля – 1852 м, сухопутная – 1609 м.

   Существует оценка скорости ветра в баллах, эта система предложена в 1805 году английским адмиралом Ф. Бофортом и называется шкалой Бофорта. Скорость ветра изменяется в больших пределах от почти полного затишья. Штиля. Скорость ветра не более 15- 20 м\с, и урагана, со скоростью ветра более 30 м\с,- продолжительность ветров разрушительной силы, обычно связанных с прохождением атмосферных фронтов, циклонов, смерчей. (Максимов Н.А. Хрестоматия по физической географии -М.: Просвещение.1980. с.126)

  НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА – сторона (точка) горизонта, откуда дует ветер. Таким образом, северный ветер всегда дует на юг. Юго- восточный – на северо- запад и т. д.

 В метеорологии направление ветра определяют по 8 или по 16 румбам.

  РУМБ – направление к точкам видимого горизонта, относительно стран света или угол между ними.

  РОЗА ВЕТРОВ – диаграмма, показывающая повторяемость ветров различных направлений для какого- либо пункта. Строится обычно по средним многолетним данным для месяца, сезона. Года. Диаграмма представляет собой пучок лучей, исходящих из одной точки и направленных по румбам горизонта. На каждом луче от центра в сторону, откуда дует ветер, откладывается в определенном масштабе отрезок пропорциональный повторяемости ветра данного направления. Концы отрезков обычно соединяются прямыми линиями. Письменные упоминания розы ветров относятся к 12 в.

  БРИЗ – местный ветер, обычно небольшой силы, образующийся на берегах морей, озер, иногда крупных рек, днем дует с моря или озера на сушу, ночью – с суши на море.

  МУССОН – устойчивые ветры над определенными областями Земли, дующие летом с океана на сушу, а зимой наоборот. Летний муссон несет влажную дождливую погоду, а зимний – малооблачную сухую погоду.

 Примечание: штиль-( голландское - stil), шторм (голландское- storm), ураган (испанское huracan, из языка карибских индейцев), бриз ( от французкого brise-легкий ветер), муссон ( от арабского маусим- сезон)

                           УЧЕНЫЕ, ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

  ГИППАЛ – римский купец, установивший особенности муссонов.

  ФРЕНСИС БОФОРТ – английский адмирал, предложивший в 1805 году бальную систему оценки скорости ветра.

                         ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГЕОГРАФА

 АНЕМОМЕТР – прибор для определения скорости ветра

 ФЛЮГЕР – прибор для определения направлений и скорости ветра. На вертикальной оси расположен металлический флажок, поворачивающийся под воздействием ветра; противовес этого флажка направлен в сторону, откуда дует ветер; направление ветра читается по горизонтальным штифтам, ориентированным по 8 румбам. На флюгере перпендикулярно направлению ветра укреплена свободно качающаяся металлическая дощечка, по углу отклонения которой от вертикали можно с помощью специальной таблицы определить силу ветра. Флюгер устанавливается на высоте 8-10 метров.

                            ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    Построение розы ветров по данным наблюдений за погодой

      Цель работы: формирование представления о понятии «ветер», развитие умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра.

      Оборудование: календарь погоды, карандаш, линейка, рабочая тетрадь.

      А. Используйте данные календаря погоды за месяц, постройте розу ветров. Для этого:

 1. Начертите в тетради пересекающиеся линии, показывающие основные и промежуточные стороны горизонта.

 2. По результатам наблюдений на этих линиях от центра графика отложите в масштабе 1 клеточка (0,5см.) 0 1 день и количество дней, в течение которых преобладал ветер определенного направления. Например, за месяц ветер северного направления дул 3 раза, то есть от центра графика по линии, направленной на север, необходимо отложить 3 клеточки и поставить точку.

 3. Повторите действия из пункта 2 для всех направлений.

 4. Полученные точки ветров на соседних направлениях соедините линией.

 5. В центре графика подпишите количество безветренных дней.

     Б. По розе ветров определите преобладающие ветры.

          Буквенное обозначение

     русские

        международные

   Название

     румбов

       

        С                          

        N

      Север

      (норд)

       

 

        СВ

       

        NE

  Северо - восток

   (норд- ост)

         В                        

         Е

     Восток

       (ост)

         ЮВ

         SE

    Юго - восток

    (зюйд- ост)

         Ю

         S

    Юг

  (зюйд)

         ЮЗ

         SW

    Юго - запад

  (зюйд- вест)

         З

         

         W

    Запад

    (вест)

         СЗ

          NW

    Северо - запад

    (норд- ост)

                                 ЭТО  ИНТЕРЕСНО

        Может ли ветер способствовать распространению инфекций ?    

  Может. Возбудители ряда болезней распространяются не только посредством диффузии, но и с помощью ветра. Так распространению ящура (болезнь, поражающая животных) в 1967-1968г.г. в Англии и континентальной Европе, как показали исследования, способствовал ветер. Ветром переносятся и споры вредителей растений.

                  Почему флюгер украшен фигурой петуха?

  В Европе обычай украшать указатель направления ветра фигурой петуха берет начало с 9 века, когда по указанию папы римского шпиль каждого церковного храма должно было венчать изображение этой птицы – эмблема апостола Петра (Петр, по преданию, отрекся от Христа трижды, прежде чем успел прокричать петух. Таким образом, петух  – символ духовной бдительности)

                                      Что такое смерч?

 Летом в разных уголках земного шара, там где стоит жаркая погода, сопровождающаяся развитием мощных грозовых облаков, возникают вертикальные или слегка наклоненные к горизонту вихри – воронкообразные возмущения воздуха, названные «смерчем». Смерчи рождаются над водой и над сушей. Смерчи на суше в Европе называют тромбами, а в Америке – торнадо.

                               ЗАКРЕПЛЕНИЕ

                      Вычеркните лишнее слово

  1. Дождь, град, бриз, иней, снег
  2. Барометр, осадкомер, муссон, гигрометр
  3. Бриз, дождь, муссон, ветер
  4. Роса, иней, дождь, туман
  5. Роса, дождь, снег, ливень

Составьте правильно пары

     1. Термометр                    А) Количество осадков

     2. Барометр                       Б) Температура воздуха

     3. Гигрометр                     В) Направление и сила ветра

     4. Осадкомер                     Г) Атмосферное давление

     5. Флюгер                          Д) Влажность воздуха

                                         Викторина

  1. Название этого ветра вам знакомо, оно созвучно с электробытовым прибором для сушки волос. Этот ветер, дующий с гор в долины, сильный, порывистый и сухой. О каком ветре идет речь?
  2. Бора – сильный холодный порывистый ветер, дующий с низких горных хребтов в сторону относительно теплого моря. С давних пор бора известна на побережье Черного моря. Бора всегда вызывает понижение температуры воздуха, продолжительность этого ветра от 1 – 3 суток до недели. В каком городе России жители сталкиваются с ветром под названием бора?
  3. Жаркий или сильно иссушенный ветер в степях, полупустынях и пустынях в разных местах называется по – разному: в Италии – сирокко, на северо – востоке Африки и Аравии   - хамсин. А как называют этот ветер в России?                  

                    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

               Исследование причин, приводящих к образованию ветра

                  Найдите доказательства причин образования ветра

      Требуется: наблюдательность, солнечный день, костер, воздушный шарик, нитка, батарея центрального отопления, полоски бумаги.

      Ход эксперимента:

  1. Найди подтверждение тому, что воздух поднимается вверх. В безветренную погоду внимательно присмотрись к дыму костра. Дым от костра поднимается вертикально вверх. Нагретый огнем воздух легче, чем холодный – окружающий его. Вот дым и устремляется вверх, как наполненный гелием воздушный шар.
  2. Найди подтверждение тому, что воздух расширяется. Измерь ниткой воздушный шарик и оставь его на некоторое время под горячими лучами солнца или около батареи центрального отопления. Спустя некоторое время измерь шарик – и ты заметишь, что он стал больше. Таким образом, нагретый воздух не только поднимается вверх, но и расширяется.

                                  Объясните

  1. Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?
  2. Почему вода в реках летним вечером, как парное молоко?
  3. Объясните поговорку: «Много снега – много хлеба»
  4. Объясните слова из песни Л. Дербенева: «Это в городе тепло и сыро, а за городом ,зима, зима»

 МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Физика, биология

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ ДОСТИГНУТЫ УЧАЩИМИСЯ

Знания о ветре, о причинах его возникновения. Образование бризов, муссонов, смерчей. Познакомятся с инструментарием. Получат практические знания по построению розы ветров. Умение применять теоретические знания в повседневной жизни.

 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ

- Еженедельник «География» № 35 – 2000

  • Максимов Н. А. хрестоматия по физической географии – М.: Просвещение,1980
  • Константинова Т. В. Еженедельник «География» № 21. 2001.

- Смирнов В. Ф. Путешествие в страну тайн – М.: Новая школа, 1993

- Пашканг К. В. Физическая география. – Высшая школа, 1991

- Глушкова В. Т. Физическая география – М. : «Аркти»., 2001

  • Я иду на урок географии: Физическая география России. Книга для учителя. – М. : «Первое сентября», 2000.

 Примечание: Данный урок можно применять в 8 классе

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока "Ветер" в 6 классе

полный подробный конспект урока в 6 классе....

Урок Ветер

Учебное занятие  «Ветер»  для учащихся 6 класса, по теме «Атмосфера» в соответствии с авторской  программой курса  географии для 6 классов общеобразовательных учреждений...

Презентация к уроку. Ветер

Презентация рассказывает об образовании ветра. Знакомит с бризами, муссонами, розой ветров....

презентация к уроку "Ветер"

Презентация содержит иллюстративный материал, помогающий проверить ранее полученные знания, закрепить новый материал....

Конспект урока "Ветер"

Конспект урока "Ветер"...

урок Ветер

Данный урок раскрывает всю сущность работы учитель и ученик. Урок составлен по новым требованиям ФГОСС. Данный урок участвовал в конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок"....

Технологическая карта по теме урока "Ветер"

Технологическая карта по теме урока в 6 классе "Ветер" Урок по ФГОС...