Главные вкладки

    Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия
    материал по географии (8 класс) по теме

    Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов Тувы, географии распространения. Формирование патриотических чувств, гордости за Родину, ответственности за природные богатства, сознание необходимости охраны и рационального использования богатств недр Земли. Развитие мышления, умения работать самостоятельно. Формирование у обучающихся чувства коллективизма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_kamney.docx._urok_-_ekskursiya.doc861.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Удивительный мир    камней

    Экскурсия в кладовую Земли

    Никитина Наталья Леонидовна

    учитель географии

     МОУ   СОШ  № 1  г. Кызыла 


    Цель: 

    - Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии.

    Задачи:

    - Рассмотрение основных особенностей строения горных пород и минералов.

    - Выяснение количественного состава минералов Тувы, географии распространения.

    - Формирование патриотических чувств, гордости за Родину, ответственности за природные богатства, сознание необходимости охраны и рационального использования богатств недр Земли.

    - Развитие мышления, умения работать самостоятельно.

    - Формирование у обучающихся чувства коллективизма.

    Оборудование:

    1. Геологическая карта Тувы.
    2. Витрины с коллекциями горных пород и минералов.

    Методы: 

    - Объяснительно – иллюстративный, самостоятельная работа по карточкам и с коллекцией минералов.

    Ход  экскурсии

    1. Организационный  момент

        Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы находитесь в Национальном музее в отделе «Геологическое развитие и полезные ископаемые Тувы». Здесь для вас откроется удивительная природная кладовая минералов.

    1. Актуализация знаний

       Учитель: Минералы и горные породы – удивительные творения природы – привлекали человека издавна. Волшебная сила камней проявляется в совершенстве форм и симметрии кристаллов.

    Большая часть времени существования человечества неразрывно связана с камнем. Более миллиона лет длился каменный век. Эксплуатируя физико – механические свойства камня в производственной деятельности, человек на сравнительно – раннем этапе своего исторического развития обратил внимание и на его декоративные особенности. Камни, отличаются необычными расцветками и рисунками – уголки, волоски, звездочки, солнышки и т.д.

    Они очень разные по цвету – оранжевые, красные, зеленые, синие, голубые, фиолетовые, желтые, а также их оттенки.

    Лучисто – желтые – это горный хрусталь, кварц и др.

    Зеленые камни – это малахиты, изумруды.

    Голубые – бирюза, сапфиры, лазуриты и др.

    Фиолетовые – аметисты, чароит и др.

    У геологов бытует такое мнение, что яшма, халцедон, агат – самые красивые камни, имеющие сложный рисунок.

     – Ребята, сейчас вы будете заполнять карточки, в конце экскурсии мы их проверим (ученикам выдаются карточки).

                                                 

    Место добычи

    Использование

    1.

    2.

    3.

    4.

    Первая наша коллекция – драгоценные и полудрагоценные камни нашей страны.

       Учитель: Полезные ископаемые – это народное богатство.

    Залежи полезных ископаемых имеются на территории всей нашей страны.

    В России создан специальный заповедник. Его задача – охрана залежей всех природных полезных ископаемых. Это Ильменский государственный минералогический заповедник, он расположен на Урале.

    Заповедник – самая богатая в мире сокровищница минеральных богатств – 12000 наименований.

    Рассмотрим некоторые из них.

    Драгоценные камни

       Алмазы, сапфиры, опалы образуются из расплавленной породы при очень высоком давлении, достигающем 30 – 60 тысяч атмосфер на глубине 60 – 100 км от поверхности Земли.

    Этим и объясняется, что они встречаются очень редко. За твердость, игру цветов они ценятся очень высоко, как первоклассные драгоценные камни.

    Отшлифованный и ограненный алмаз называется бриллиантом.

       Изумруд – это прозрачный камень холодного зеленого цвета удивительной чистоты. В отличие от других камней, структура которых уже сформировалась, изумруд все еще развивается: его строение подвижно. Изумруд способен влиять на память человека. И это влияние благоприятно. Не случайно этот камень называется божественным.

       Сапфир – ювелирный камень, который ценится наравне с алмазом. В древние времена его больше ценили за магические свойства, которые ему приписывали, чем за неповторимую красоту. Он оберегал от гнева и страха. Наделял верностью и скромностью. Свое название получил от гречес. «салферос», что означает «голубой драгоценный камень».

       Хризоберилл – желто – зеленый камень, которому отдавали предпочтение многие ученые мира. Было установлено, что некоторые драгоценные камни могут служить талисманами, т.е. предметами, которые приносят счастье, или амулетами – предметами, которые оберегают от болезней и бед.

        Малахит. Об этом камне ходят загадки, сказки и легенды. Всем известна сказка Бажова «Малахитовая шкатулка». Этот минерал с незапамятных времен считается камнем гармонии: он придает душевному состоянию человека легкость и раз и навсегда избавляет его от тяжких раздумий.

    Этот камень имеет ярко – зеленый цвет, и известен он очень давно. Малахит из-за небольшой твердости легко обрабатывается до зеркальной полировки. Используется для отделки интерьеров зданий, но в настоящее время, когда запасы месторождений истощены, использование малахита ограничивается, главным образом, мелкими ювелирными изделиями – вставками в перстни, броши и др.

        Горный хрусталь – сначала этот минерал назывался «кристаллос» (лед).

    Древнегреческий ученый Аристотель писал: «Кристаллос рождается из воды. Вот почему его находят на вершинах гор». На самом деле горный хрусталь – это чистейший кристаллический кварц. Прозрачный, абсолютно бесцветный. Кристаллы его – это стройные шестигранные островерхие столбики. Наибольшие из них достигают 7-8 м. Горный хрусталь используют в ювелирном деле и коллекции.

    Учитель: Следующая коллекция минералов и горных пород

             

    «Декоративные и поделочные камни».

       Минералы наделены чрезвычайной красотой, волнующей душу, сердце и ум.

    Одно из названий пирита – «кошачье золото». Начинающие золотоискатели всего мира очень часто путают яркий блеск пирита с золотом. Слово «пир» с греческого переводится как «огонь». От удара стальным огнивом об этот камень образуется искра.

        Яшма. «Я не знаю другого минерала, который был бы более разнообразен по своему цвету, чем яшма: все оттенки, за исключением чисто – синего присутствуют в яшме, а иногда они переплетаются в сказочную картину», - писал известный ученый, академик А. Е. Ферсман.

    Огромное богатство цвета, фантастический рисунок камня, его твердость, прочность, способность шлифоваться наряду с большими размерами и богатыми запасами сделали яшму непревзойденным декоративным материалом.

        Халцедон. Название этого камня происходит от древнегреческого города и торгового центра на Босфоре – Халкедон. Халцедон состоит из тончайших волокон, расположенных радиально или параллельно. Примеси цветных минералов окрашивают халцедон в розовый, оранжевый, мясисто – красный, зеленый, желтовато – бурый цвета. Используется как ювелирный и отделочный камень.

        Турмалин. Для этого камня характерен пиро – элект рический эффект – способность электризоваться вследствие нагревания или трения. Таким образом один конец минерала приобретает положительный заряд, а другой – отрицательный.

    Необыкновенны в этом минерале и цвета: нежно – розовый и убористо – малиновый, глубокий зеленый, синий, коричневый. Встречаются непрозрачные и бесцветные турмалины. Но наиболее удивительны многоцветные. Некоторые как – будто в черной шапочке – «голова мавра», или в красной – «голова турка», или как арбуз. Турмалин – декоративно – коллекционный материал.

    О том, какие горные породы и минералы находятся в недрах нашей республики, вам расскажут «юные экскурсоводы».

          На территории Тувы в настоящее время имеется 460 проявлений и 85 видов камнесамоцветного сырья.

    Украшения и культовые изделия из цветных камней применялись с незапамятных времен. Подтверждением этому служит находка куска благородного серпентина в юго – восточной Туве на неолитической стоянке Тара – Нур – 6.

       О более позднем употреблении цветных камней свидетельствует чаша – курительница из блестящего черного волокнистого камня, найденная в Эрзинском кожууне.

        В последнее столетие основным поделочным камнем тувинцев стал агальматолит. Сложились определенные традиции и техника его обработки. Создаются произведения камнерезного искусства, которые заслужено пользуются широкой известностью.

       Одна из причин исключительности агальматолита как поделочного камня – его специфичные физико – механические свойства. Они позволяют при обработке обходиться ограниченным набором простейших инструментов (нож, пилка, напильник и др.). Месторождение агальматолита есть в Сарыг – Хая и Терлиг – Хая.

    Ювелирно – поделочные камни

          Из ювелирно – поделочных камней вашему вниманию представлены кварцы. Их четыре разновидности: морион, дымчатый, розовый кварц и горный хрусталь. Место добычи – участок водораздела озера Чедер – Холь и река Каа – Хем, левобережье реки Парын, бассейн реки Монаги и в левобережье реки Ак – Суг.

       Яшма. Эта порода хорошо полируется, особенно интересна «черная яшма», имеющая красивый черный равномерный цвет.

       Твердость у нее ниже, чем у яшмы. В этом ее уникальность. Поэтому мастера с удовольствием используют ее в камнерезном деле.

       Канкринит – обычный минерал юго – восточной Тувы. Цвет – розоватый, белый, желтый и синий, просвечивает в тонких сколах (1 – 2 мм). Пока до настоящего времени человек ему не нашел существенного применения.

       Хризолиты, рубины, корунды встречаются в Восточной Туве в виде мелких отложений (Улуг – Хая, Арга – Холь, Билин).

       Гранаты встречаются во многих районах Тувы, но в большинстве случаев они могут быть практически освоены лишь как абразивный материал из – за низкого качества.

       В настоящее время на территории Тувы известно 7 проявлений месторождений нефритов. Наиболее интересные это – Куртушибинская нефритоносная провинция и Агардагский гипербазитовый массив.

       Агат, халцедон встречается на Ак – Хеме в западной Туве, а также в центральной Туве.

        Родонит представлен одним проявлением – это Урда – Шан. Он расположен на крайнем северо – востоке Тувы.

       Тулит, бирюза, хризоколла, пренит, опал есть в западной и южной Туве (Кара – Шат, Харган, Тээли, Улатай и др.).

       Топаз и апатит встречаются на Сангилене.

        Тремолит используется как поделочный камень. Однако в прошлые века из него изготовлялись культовые курильницы. Проявление тремолита известно на юго – востоке Тувы.

        Каменная соль – Дус – Дагское месторождение.

      Рисунчатый мрамор. В качестве поделочного камня используют высокодекоративные, с оригинальным рисунком. Наиболее крупные месторождения – Белатр на юго – западе Тувы и в Каа – Хеме.

       Асбестовый мелкопрожил. Ак – Довуракское месторож дение приурочено к одному из гипербазитовых массивов и представлено серпентинитами, рассеченными мелкими прожилками, сеткой асбеста и неразвитыми сложными жилами, образующими рудные зоны. Асбестовый мелкопрожил пригоден для изготовления памятных сувениров, используется практически в неограниченных количествах.

       Граниты. В Туве имеются их значительные ресурсы. Запасы предварительно разведанного месторождения Чараш подсчитаны в количестве 1898,2 тысячи кубометров.

       Особое внимание заслуживают месторождения в Кызыл – Даге, Хову – Аксы, Шуе, Ыдыке.

       Среди всех рассмотренных камней особую ценность для Тувы представляют – агаты, нефриты, гематит – кровавик, амазонит, агальматолиты, яшмы, рисунчатый мрамор, поделочные серпентиниты, асбестовый мелкопрожил, содалит. Остальные камни по качеству сырья и по запасам серьезного практического интереса пока не представляют. Благоприятна перспектива развития в Туве для горного хрусталя, розового кварца, канкринита, родонита, апатита.

        Учитель: Дорогие ребята, какими бы замечательными ни были камни, нельзя чтобы они владели нашим умом, нашими душами и сердцами. Ведь, каким бы дорогим он ни был, - это просто камень.

        Ценные камни в природе найти очень трудно. Поэтому их почитают, и иногда дают им собственные имена. Но сам самоцвет, хотя он дорог и красив, выглядит как обычный камень. А вот если его обработать и вставить в оправу из золота или другого драгоценного металла – это уже ювелирное украшение. Самоцветы могут представлять декоративно – художественную ценность и познавательный интерес для коллекционеров. Не подлежат коллекции только метеориты, так как они представляют государственную ценность и должны сдаваться в Комитет по метеоритам РАН, а также самородки благородных металлов и кристаллы драгоценных камней 1 класса (алмаз, изумруд, рубин, сапфир и др.).

        Полезные ископаемые – важнейшее минеральное богатство нашей Родины. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым минеральным ресурсам. Поэтому главной задачей при разработке месторождений является более комплексное их использование. В связи с этим разрабатываются и широко применяются новые технологии добычи полезных ископаемых, обеспечивающие минимальные потери сырья при добыче переработке и максимальное использование добытого сырья.

        Подошла к концу наша экскурсия. Я прошу всех открыть свои записи, чтобы всем вместе проверить как вы усвоили материал.

         Викторина «Занимательная геология»

    1. Какое из полезных ископаемых называют съедобным? (Поваренная соль)
    2. Могут ли встречаться камни, которые плавают в воде? (Пемза)
    3. Какой минерал является своеобразным музеем насекомых и других животных третичного периода? (Янтарь)
    4. Кристалы какого минерала индейцы использовали в качестве зеркала? (Кристаллы пирита)
    5. Что такое «горный лен»? (Асбест)
    6. Самый пенный на Земле минерал? (Вода)
    7. Единственный минералогический заповедник России? (Ильменский государственный минералогический заповедник )
    8. Район нашей страны, отличающийся необыкновенным разнообразием полезных ископаемых? (Урал, более 12000 месторождений)
    9. Что добывают на Хайыракане? (Известь)
    10. В чем опасность месторождения кобальта? (Выделяется опасный для человека мышьяк).

    Учитель: Что ж, все вы сегодня хорошо потрудились, показали хорошие знания, прекрасно ответив на вопросы викторины. Наш урок – лекция подошла к концу. Я благодарю вас за работу на уроке и вручаю вам скромные сувениры. До свидания!

         

       

    ХРИЗОТИЛ - АСБЕСТ

    РЕЦЕПТУРА

    ТРОС

    ФРАКЦИОННАЯ НАКЛАДКА

    НАКЛАДКА АВТОМОБИЛЬНАЯ

    НЕФРИТ

    КАЛЬЦИТ

    ПИРИТ

    АГАЛЬМАТОЛИТ

    МРАМОР БЕЛЫЙ

    МРАМОР ЧЕРНЫЙ

    ГРАНИТ КРУПНОЗЕРНИСТЫЙ

    НЕФЕЛИН

    ГРАНИТ

    КВАРЦ

    АГАТ

    ЯШМА

    ГЕМАТИТ

    КАНКРИНИТ

    ГИПС

    АПАТИТ

    РОДОНИТ

    ХРИЗОКОЛ

    ГРАНАТ

    Наименование минерала

    Место добычи

    Использование

    Наименование минерала

    Место добычи

    Использование


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Распределение солнечного света и тепла на Земле (урок 6 класс)

    Урок географии в 6 классе, с использованием ИКТ, активных методов обучения, здоровьесберегающих технологий....

    "Удивительный мир камней". Урок - экскурсия

    Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов Тув...

    "Человек на Земле" урок в 5 классе

    Урок в 5 классе "Человек на Земле" с применением групповых технологий проходит с использованием большого количества дополнительной литературы. Учащиеся за урок успевают получить знания о экологической...

    Филология. Сколько языков на земле? - урок-презентация, 10 класс

    Закрепление образования и употребления страдательного залога. Развитие коммуникативных навыков используя наглядный материал о Москве, Берлине. Развитие навыков просмотрового и изучающего чтения с испо...

    Развитие географических знаний о Земле Урок 3 . Практическая работа « Нанесение маршрутов путешествий Магеллана и Колумба, названий материков и океанов.

    Форма урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с открытиями и исследованиями Земли в средние века.Задачи: 1. продолжить знакомить учащихся с историей изучения...

    Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

    Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

    План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).

    В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....