"Человек на Земле" урок в 5 классе
методическая разработка по географии (5 класс) по теме

Урок в 5 классе "Человек на Земле" с применением групповых технологий проходит с использованием большого количества дополнительной литературы. Учащиеся за урок успевают получить знания о экологической ситуации в мире, стране, в своем родном крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_-_kvn_chelovek_na_zemle.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – средняя общеобразовательная школа №6

               

                 Обобщающий урок – КВН по природоведению

           «Человек  на  Земле»

                        в 5 классе                 

     

Учитель: Рафикова  Екатерина  Георгиевна

г. Альметьевск

18 мая 2009 года                       Цели и задачи:           1.Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении

                                      человека, постепенном освоении и открытии им новых земель, о  

                                      влиянии деятельности человека на окружающую среду.

                                    2.Развивать умение обосновывать основные подходы к рационально-

                                      му использованию природных ресурсов; отстаивать мысль о личной

                                     ответственности каждого человека за состояние природной среды;

                                     составлять рассказы, сообщения, сказки природоведческого содержа

                                     ния, используя материалы учебника, дополнительную литературу,

                                     подобранную самостоятельно.

                                    3.Развивать познавательный интерес к предмету, способствовать фор

                                       мированию товарищеской взаимопомощи, дружбы, дисциплиниро-

                                       ванности, развитию творческих способностей с учетом их индиви-

                                       дуальных особенностей. Способствовать профориентационному,

                                      экологическому воспитанию, развивать любовь к природе, своей

                                      Родине.

Оборудование: Физическая карта полушарий; таблицы, картины с изображением редких и

                           исчезающих видов растений и животных; Красная книга Татарстана; рефе-

                           раты «Охраняемые территории России»; плакат:

                           «Я сорвал цветок – и он завял,

                             Я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.

                             И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

                             Можно только сердцем».

                                              П.Гвездослов

                      Музыкальное сопровождение: пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена

                      года».

     Правила игры: 1.Команды (равные по силам) формирует учитель.

                               2.Команды самостоятельно избирают капитанов, название, девиз,

                                 эмблемы.

                               3.Жеребьевка определяет очередность выступления команд.

                               4.Если команда не знает ответа или неправильно отвечает, то другая

                                  команда может ответить и увеличить количество своих баллов.

                                                Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодня мы с вами проведем урок  обобщающего повторения, урок – КВН.по теме «Человек на Земле». Сегодня мы еще раз поговорим о том, как человек появился на Земле, и как успел изменить ее на протяжении своей истории. Поговорим о важнейших экологических проблемах, которые требуют срочного решения и о том , что может сделать каждый из вас, чтобы защитить окружающую среду от загрязнений и сохранить живое на планете. Урок мы проведем в форме игры. Работать вы будете по группам. За каждый правильный ответ  будете получать жетоны. Та команда, которая наберет наибольшее количество жетонов, станет победителем и получит оцеку «5». Желаю вам успехов!

3.Жеребьевка (очередность выступления)

4.Представление команд (название, эмблема, девиз, экологическая сказка)

5.Конкурсы:

                1) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ  РАЗМИНКА

               /По три вопроса каждой команде:/

А)1.Что такое опустынивание?

     (Это постепенное превращение засушливых земель в пустыню)  

    2.Что такое радиоактивные отходы и почему они опасны?

     (Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их

      нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей страшные, смертельные

      болезни)

    3.Когда и кем была открыта Америка?

      (12 октября 1492г. Христофором Колумбом)

Б)1.Что такое биологическое разнообразие?

     (Разнообразие видов  организмов и природных сообществ)

    2.Что такое озоновая дыра?

     (Озоновый слой, который защищает все живое от опасной части солнечных лучей. В

      последние годы этот слой стал заметно тоньше, а над Антарктидой он стал так тонок,

      что это место назвали озоновой дырой)

    3.Когда и кем была открыта Антарктида?

       (В 1820 году Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым)

В)1.Что такое парниковый эффект?

      (Это углекислый газ, который удерживает тепло в атмосфере. В результате происходит

       потепление климата)

    2.Назовите методы изучения природы.

      (Наблюдение, эксперимент, измерение)

    3.Кто и когда совершил первое кругосветное путешествие?

       (Фернан Магеллан в 1519 – 1522 гг.)

               2)КОНКУРС  НА  ЛУЧШУЮ  ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ  СКАЗКУ

               /Каждая команда рассказывает или читает придуманную дома экологическую

               сказку, главная цель которой – защита окружающей среды./

              3) КОНКУРС  ХУДОЖНИКОВ

               /Командам дается задание нарисовать за 3 минуты плакат «Защитим природу

               родного края»./

              4)КОНКУРС  ЭРУДИТОВ

              /В данном конкурсе выявляется ученик «Классный мастер географических и

              экологических наук»,                                        

              который ответит на большее количество вопросов. За каждый правильный ответ

              ученики получают жетоны./

1.В каком районе нашей страны происходит особенно быстрое опустынивание?

2.Как можно остановить опустынивание?

3.В каких формах проявляется воздействие человека на природу?

4.Что такое заповедники и национальные парки, чем они отличаются?

5.Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.

6.Что такое кислотные дожди?

7.Что вы знаете о международной организации «Гринпис»?

8.Перечислите известные вам науки о природе.

9.Какие существа считаются предками человека и человекообразных обезьян?

10.Что изучает наука экология?

11.Кто исследовал северные и восточные берега нашей страны, открыл пролив между Азией и Америкой?

12.Кто возглавил первое русское кругосветное плавание?

13.Верно ли утверждение «Морская корова и дикая лошадь тарпан – широко распространенные в наши дни животные».

14.К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ?

                5)ЗНАНИЕ ПРАВИЛ  ПОВЕДЕНИЯ  В  ПРИРОДЕ

                «Догадайся что за знак»

Учитель:Люди опустошают свою планету. Разве загрязнение воздуха и вод не несет болез-

                ни и смерть живому? Разве растущие свалки и карьеры не губят плодородные

                земли? Разве сведение лесов и истребление видов растений и животных не дела-

                ют планету безжизненной? Разве любой из нас, бездумно сшибая грибы или

                прихлопывая ни в чем не повинных насекомых, не обедняет окружающую сре-

                ду? В разоренном, разрушенном природном доме людям не прожить. Вокруг

                Солнца обращаются 8 мертвых планет, и только одна пока еще несет на себе

                жизнь. Я призываю вас эту жизнь сберечь, делая для этого все, что вы можете.

                Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все что нас окружает, если ус-

                воить ряд несложных правил поведения на природе. Правил, выполнение кото-

                рых должно стать совершенно естественным делом для каждого из нас. Вот

                сейчас мы и проверим, как хорошо вы знаете правила поведения в лесу.

                Учитель демонстрирует нарисованные знаки. Ребята отгадывают и получают

                жетоны.

  1. «Не ломай ветви деревьев и кустарников».

Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Не случайно там, где много растений, легко дышится.

2. «Не рви цветов в лесу и на лугу».

Цветок в вазе – это пленник, приговоренный к скорой смерти. Пусть лучше это чудо радует глаз, омолаживает сердце и душу всех, кто придет следом за нами. Именно наша привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букет можно составлять из цветов, выращенных человеком.

3. «В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву».

Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню.

4. «Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы, тревожить лесных жителей».

Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой. Малышам никто не создаст необходимых условий для роста и развития, кроме их родителей.

5 «.Не разводите в лесу костер, если в этом нет острой необходимости».

А кроме того, кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживания потребуется 15 – 20 лет. В лесу может возникнуть пожар. Вы, конечно, знаете, какими огромными по масштабам бедствиями становятся порой лесные пожары, особенно во время засухи.

6  «В лесу запрещается включать на полную мощность музыку, поднимать крик и шум».

От постороннего шума звери и птицы покидают свои гнезда и норы, птенцы не поспевают за взрослыми, теряются и нередко гибнут. Нужно ценить и охранять тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы: волшебные звуки леса, птичьи перепевы, журчание ручья.

7. «Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы, никогда не оставляйте после себя беспорядок».

Помните: брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет – несколько веков, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. Осколки банки способны причинить вред даже через 2000 лет. Сколько людей получили травмы из – за стекол, которые легко прорезают обувь. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Учитель: Мы выяснили, что правила поведения в лесу вы знаете хорошо, поэтому лес всегда будет рад встретить вас.

ЗНАКОМСТВО  С  МЕЖДУНАРОДНОЙ   КРАСНОЙ   КНИГОЙ,  КРАСНОЙ  КНИГОЙ  РОССИИ  И  ТАТАРСТАНА.

Ребята! Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети будущего купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов? У меня в руках Красная книга. Она не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Сюда занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало, они находятся под угрозой вымирания. Их надо спасать. Люди думали, что природа неисчерпаема, и просчитались. Между тем только за последние четыре века наша планета навсегда потеряла 36 видов зверей и 94 вида птиц. На очереди еще сотни видов. Именно поэтому по предложению англичанина Питера Скотта Международный союз охраны природы учредил Красную книгу, в которую с 1966 года заносят сведения об исчезающих животных и растениях.

Страницы книги имеют 5 цветов: красный, желтый, белый и зеленый. Животных и растения, которым грозит полное исчезновение, заносят на красные страницы. На желтых перечисляют легкоуязвимые, близкие к исчезающим виды. Малочисленные, редкие в природе виды указывают на белых листах. Серые отведены для животных и растений, судьба которых точно еще не определена. Самые оптимистичные – зеленые страницы. Здесь записаны виды, численность которых, благодаря специально принятым мерам, значительно увеличена. Любая страна после записи вида в Красную книгу, принимает меры по охране. В Красную книгу России включено около 250 видов млекопитающих, птиц, амфибий, рыб, насекомых и около 1000 растений. Включение вида в Красную книгу не достижение, а беда.

             6)КОНКУРС  НА  ЛУЧШУЮ  ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ  ЧАСТУШКУ

            / Победителем в данном конкурсе становится та команда, которая

             исполнит больше частушек на экологическую тему./

 

Как на озере Байкале

В три ряда заводы встали

Как консервы «Хек в томате»,

Омуль плавает в нитрате…

Из Ямала газ качаем,

Тундру всю разворотив.

Вездеходами вспахаем,

Рис посеем и съедим…

По реке плывет мазут,

А за ним солярка.

Вот «бычок» туда швырнуть-

То-то будет жарко…

Зря в деревне говорили:

«Нету в речке карасей».

От фосфату они всплыли

На виду округи всей…

Нам канал прорыть недолго.

И Печору, и Двину

Мы подарим матерь - Волге,

Как персидскую княжну…

План магазин выполняет

По району раньше всех.

Зайцы сажу раскупают,

Чтобы краситься под снег…

Если вы пошли на рынок,

Чтобы яблок там купить,

Выбирайте с червячками,

Будете вы долго жить.

Если яблочко на славу,

Нет в нем черной точки-

Значит, в нем полно отравы,

Берегитесь, дочки!

ЗНАКОМСТВО  С  ПРОФЕССИЕЙ   «ЭКОЛОГ»

Много ли найдется людей, которые не задумываются над благотворной силой природы, красотой и богатством родной земли? В большинстве своем люди испытывают любовь к родной природе и понимают ее значение. Но для гармоничного развития цивилизации этого мало. Нужны профессионалы.

Нам всем необходимо многократно умножить усилия в борьбе за нормализацию экологической ситуации на планете, ведь человечество успело так много испортить, сломать, уничтожить в хрупкой конструкции мироздания. Ответственность за восстановление нарушенного экологического равновесия ложится на плечи экологов.

Но иначе нельзя. Иначе не выжить нашим детям, внукам и будущим поколениям.

Эколог-профессия будущего.

«Это очень земная профессия, в ней так много места для романтики»-отзываются о своей работе профессионалы…

Эколог организует защиту жизни и здоровья людей, животного и растительного мира от последствий нерационального и бесконтрольного использования достижений науки и техники.

Труд эколога сложный и напряженный - работа с документами сочетается с разъездами, организацией практических мероприятий.

Профессия приобретает фантастическую популярность.

Если хочется защищать Землю от антропогенного воздействия, подумай, по душе  ли тебе такие науки, как химия, физика, биология, география -именно они станут базисными в обучении. И будет ли тебе интересно заниматься сложными компьютерными расчетами потоков загрязняющих веществ, сточных вод и отходящих газов, которые придется производить по заказу какого-нибудь газоперерабатывающего завода. Если на все эти вопросы ты ответишь утвердительно, самое время выбрать, чем  конкретно тебе хотелось бы заниматься Потому что понятие «эколог» включает несколько разных видов профессиональной деятельности.

Возможно ты придешь на промышленное предприятие и будешь выяснять, что фабрика  «вдыхает» и какую гадость норовит «выдохнуть». Здесь же ты будешь участвовать в разработке оборудования для защиты окружающей среды.

Другая область работы –организационно - управленческая. Скажем, в городском комитете по экологии, где ты будешь осуществлять надзор  за экологической деятельностью предприятий.

Эколог должен знать природоохранное законодательство, основы генетики, физиологии растений и человека, гидрологии, почвоведения.

Профессионально важные качества: аналитическое  мышление; наблюдательность; организованность и дисциплина; гражданская смелость; память.

Будущее -за экологически разумным природопользованием, экологически нравственными отношениями, экологически обоснованным образом жизни.

В прошлом году наши две выпускницы Назмутдинова Гульназ и Ибраева Айгуль выбрали профессию инженера – эколога, и обучаются в данный момент в КГТУ на факультете инженерная экология. В нашей школе работает экологический кружок и на следующий год вы можете стать его участниками, если вам, после нашего урока, захотелось стать защитниками нашей планеты.

6.Подведение итогов урока.

   Команды подсчитывают количество набранных жетонов. Та команда, которая набрала больше всего жетонов – становится победителем игры. Также выявляется «Классный мастер географических и экологических наук»

7.Выставление оценок за урок.

8.Домашнее задание: Оцените и напишите возможности своего собственного участия в

                                     решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы

                                     помочь сохранению живого на планете, защите окружающей

                                     среды от загрязнений?

           

 

             

                         

        ЛУЧШИЕ  РАБОТЫ  УЧАЩИХСЯ, ВЫПОЛНЕННЫЕ  К    УРОКУ

                       

                           МОУ – средняя общеобразовательная школа №6

 

                                                                                                       СОЧИНЕНИЕ  НА  ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ  ТЕМУ

                  «А  ЧТО  МЫ  РАССКАЖЕМ  СВОИМ  ВНУКАМ?»

                                            Ученицы 5 «А» класса  

                          Сергеевой Алены

                                                   г.Альметьевск

                                                        2009 год

Эту историю рассказала мне моя бабушка – Ахметова Раиса Фатыховна, которая всю свою жизнь проработала учителем немецкого языка в школе, в которой учусь сейчас и я. Она была еще совсем маленькой девочкой, когда приехала в Альметьевск весной 1953 года. Только тогда это была деревня Альметьево. Бабушка жила в старой части города. За домами начиналась «арима» - это цветущие луга с зарослями невысоких кустарников. Весной, среди кустарников, расцветали ландыши, а летом – ромашки, васильки, незабудки и много других цветов. Было очень красиво.

В пойме реки Зай, где она создала небольшие озерца – старицы, пышно росла черемуха. Взрослые и дети собирали в конце лета ее ягоды и пекли очень вкусные пироги. В реке, у побережья, росли кувшинки. Вода в реке Зай была чистой и прозрачной, а цветы удивительно красивыми, которые так и остались только в памяти бабушки. Купались они в реке без всяких опасений.

На берегу лежал песок, где дети играли и загорали. В чистой воде реки можно было легко увидеть брод, по которому переходили на другую сторону по грибы и ягоды. Особенно их много было на Паташной поляне.

А сколько было лекарственных трав: зверобоя, душицы, чабреца!

На холмах собирали дикий лук и чеснок, дикую вишню и землянику.

В лесу водились зайцы, белки, ежи, лисы и даже рыси, сейчас почти их нет.

 Прошло не так много лет и все изменилось. Куда все это подевалось?

Люди построили город, проложили дороги, трубопроводы, добывают нефть и газ, распахали поля и луга и засеяли их сельскохозяйственными культурами. Уже давно нет «аримы», исчезли деревья вдоль реки Зай. А во что превратилась сама река? Вода стала мутной, много бутылок, мусора, можно увидеть нефть, купаться в реке стало опасно. В лесу очень редко можно найти лекарственные травы, многие деревья, особенно березы, погибли.

Слушая бабушку, мне очень хотелось попасть в ее детство: побродить по зеленным цветущим лугам, набрать ягод и грибов, полюбоваться кувшинка-ми, искупаться в чистой воде нашей реки Зай.

- Бабушка, а что я смогу рассказать и показать своим внукам?

                                    МОУ – СОШ  №6

 

                 Экологическая  сказка

           «ЧЬЯ  ВИНА?»

               Ученицы 5 «Б» класса

                 Леушиной Елены  

           

                Май  2009 г.

                                 г.Альметьевск

Шел 2150 год. На планете Земля жила – была одна семья: муж с женой и двое их детей. Дочку звали Радиаре (от латинского слова «радиаре»- излучать), а сына Активус (деятельный). Вот только эти  имена детям не подходили. Радиаре была бледненькой, с неправильными чертами лица, но очень доброй девочкой, а ее брат Активус - слабым, больным, но умным мальчиком. Они любили друг друга и радовались, что им не скучно вместе.

Каждое утро родители уходили на работу, а дети оставались одни дома.

Детям до 18 лет не разрешалось выходить из дома. Даже взрослые выходили из дома только в специальных костюмах, так как часто шли кислотные дожди, в воздухе было очень много углекислого газа.

Выпадая с дождем на землю, кислота губила все живое: деревья, травы,

цветы; исчезли многие виды животных, птицы, насекомые. Даже памятники и здания в городе постепенно разрушались от кислотного дождя.

Дети любили играть на чердаке. Там было много старых вещей. Однажды они нашли старую книгу, которая им показалась очень интересной. Радиаре умела читать, а Активус нет, поэтому она стала читать вслух.

- Какая интересная сказка, посмотри, Радиаре! Странные люди здесь нарисованы, они гуляют без защитных костюмов и противогазов! Какие они красивые!- воскликнул Активус.

-Это не сказка, а фантастика! Активус, посмотри как там все красиво –

сказала Радиаре.

Тут к ним подошла мама и объяснила:

- Это не сказка и не фантастика. Еще сто лет назад все это было. Это деревья, а это цветы. И животные действительно существовали. И люди раньше были очень красивые и здоровые.

Дети удивленно смотрели на маму. Глаза их были наполнены слезами.

«Чья вина? Кто изменил Землю?»

Человек действительно изменил Землю. Он сделал ее во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. И чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам, люди должны:

- сохранить все живое на планете;

- бороться с уничтожением лесов;

- остановит наступление пустынь;

- защитить планету от всех видов загрязнений.

                                     МОУ – СОШ  №6

             Экологическая  сказка

      «ЗЕМЛЯ  И  ЧЕЛОВЕК»

             Работу выполнила ученица 5»Б» класса Тазетдинова Аделия

            Работу проверила учитель географии Рафикова Е.Г.

                                      Г.Альметьевск

                                              2009год

                                       

                                           

                     

В бесконечной Галактике царствовало большое Солнце, которому подчинялось девять планет с их спутниками. Все планеты были похожи друг на друга тем, что на них не было жизни, только вот Земля отличалась. Более 70% ее поверхности было покрыто водой, но главное отличие Земли от других планет состояло в том, что на ней была жизнь!Земля была прекрасна. Из космоса она выглядела как драгоценный камень. Завистницы планеты невзлюбили Землю и часто об этом жаловались Солнцу. Долго они думали, как погубить Землю. И вот решили сотворить такое существо, которое было бы жестоким и слепым к добру. Оно должно погубить Землю и самого себя.

Вот сотворили они разрушителя и назвали его Человеком. Послали они его на Землю. Не успел Человек прийти, как начал все истреблять на Земле. И по мере того как людей становилось больше, а развитие науки и техники давало им новые возможности, все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью Человека.

Животный мир планеты понес большие потери от рук Человека.

Он вырубал леса, распахивал степи, осушал болота, не задумываясь о последствиях, уничтожил многие виды растений. Земля казалась огромной, а ее богатства безграничными. Не было речи о том, чтобы бережно к ним относиться. Облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости. В химических лабораториях «рождались» ядохимикаты, огромное количество веществ, которых никогда не было в природе. Развитие промышленности привело к загрязнению воздуха, воды, почвы. Человек изменил Землю. Но ему и этого мало. Он создал страшную вещь – ядерное оружие! Кажется еще немного и все! Все погибнет! И восторжествуют завистницы – планеты. Только вот Солнцу грустно становилось, глядя на опустошенную Землю. Не выдержало оно и послало Земле все свое тепло и доброту. Даже Человек почувствовал это. Осмотрелся Человек, схватился за голову, и так ему стыдно стало. И поставил Человек перед собой новую цель – сохранить жизнь на Земле, посадить леса, остановить наступление пустынь, защитить планету от всех видов загрязнений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс

Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...

"Ты и твои права." - разработка урока по правам человека в 5-6 классах.

Урок по правам человека для учеников 5-6 классов в доступной для этого возраста подаче материала....

Презентация к уроку "Человек и вера " 10 класс.

Презентация     к уроку  английского языка в 10 классе     по теме «Человек и вера»к учебнику «English» для 10 класса школ суглубленным изучением английскогоя зыка, лице...

Классный час «Гармоничный человек - здоровый человек» для учащихся 11 класса

Возраст участников17, 18 лет. Мероприятие продолжается 40 минут, используется интерактивная доска.  Подготовлена выставка «Лучшие люди мира». Тема классного часа «Гармоничный человек...

Тестовые задания по обществознанию к разделу "Человек и общество" 10 класс.

Тестовые задания направлены на проверку и обобщение знаний учащихся к разделу "Человек и общество"....

Тесты по обществознанию. Человек и экономика. 11 класс.

Проверочная работа по теме "Человек и экономика" для учащихся 11 класса....

Презентация "Человек в Антарктиде" 7 класс

В презентации показана работа полярников на суровом материке.Показана незнакомая сторона их жизни,связанная с риском для жизни.Говорится и об открытиях на материке....